Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры, 1106-1108 гг.
Возведена над главным входом в монастырь — Святыми воротами. Расположена в уступе оборонительных монастырских стен, что позволяло оборонять ворота от неприятеля фланкирующим огнем. Образцом для ее сооружения, вероятно, послужила Благовещенская церковь над Золотыми воротами в Киеве (XI в.). После разрушения Успенского собора в 1240 г. приобретает значение главного храма монастыря. При ней был организован Троицкий больничный монастырь. В 1462 г. здесь создается наиболее полная редакция «Киево-Печерского патерика». В 1631 г. П. Могила открыл при Троицком монастыре школу, которую в 1632 г. объединили с Киевской братской школой, названной в 1633 г. Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.— Киевская академия).
За время своего существования церковь претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. На древних стенах надстраивают фигурные фронтоны, барабан купола, с северной стороны — пристраивают притвор, а восточный и западный фасады мастер В. Стефанович украшает пышным лепным орнаментом, пол покрывают фигурными чугунными плитами, изготовленными на уральском заводе Демидова в 1732 г.
Церковь двухъярусная. В первом ярусе проезд Святых ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовыми сводами. В церковь, расположенную во втором ярусе, через притвор ведет каменная лестница. Церковь сохранила свою первоначальную структуру: четырехстолпная крестовокупольная трехнефная, увенчанная куполом на высоком барабане. Особенностью церкви являются устроенные в толще восточной стены апсидные ниши. Кладка стен смешанная из плинфы и камня. Фасады, за исключением южного, украшены в стиле украинского барокко. Интерьер церкви в технике темперы расписан в 1734 г., а живопись в пристроенном приделе была закончена в 1744 г.  Главными исполнителями были руководители Лаврской иконописной мастерской художники Ф. Павловский, И. Максимович, А. Галик. Вместе с ними работали художники М. Якубович, И. Кодельский. Главным исполнителем росписей притвора был А. Галик.
Настенные росписи интерьера церкви — уникальный памятник украинского искусства XVIII в. Аллегорические исторические и библейские сюжеты трактованы неканонично, в некоторые из них введен национальный орнамент. Вдоль западной стены церкви и притвора установлены резные кресла, украшенные масляной росписью. Кресла выполнены в традициях украинской народной мебели. Снаружи церковь расписали художники И. Кодельский и А. Галик в 1742—1744 гг. Наружные росписи неоднократно обновлялись. Последний раз они заново переписывались в 1900—1901 гг. бригадой художников во главе с Д. Сониным.
В различное время памятник исследовали П.А. Лашкарев, И.В. Моргилевский, Ю.С. Асеев, Ф. С. Уманцев, С. К. Килессо. В 1957-1958 гг. проведены ремонтно-реставрационные работы. Восстановлены утраченные детали декора, позолочена глава, реставрированы наружные росписи.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр.53-54

Троицкая Надвратная церковь, главный вход Киевской Лавры, была построена в начале 12 века. Здание ремонтировалось много раз, а в 17 веке было радикально реконструировано, приобретя пышные черты украинского барокко. Внутреннее пространство храма разделено несколькими массивными колоннами. На каждой из стен разместились богатые фрески, изображающие библейские сюжеты. Живопись Надвратной церкви заслуженно является одним из ценнейших памятников украинского монументального искусства, краски по сей день сохранили свою насыщенность и выразительность. Особое внимание прихожан привлекает деревянный трехъярусный иконостас, украшенный золотом. Деревянные рамы конструкции выполнены в тонкой технике сквозной резьбы. Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, изготовленное в 1724 году. Вес его составляет 664 кг.

Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого, сын Черниговского князя, принявший постриг в Киево-Печерской Лавре и исполнявший в течение трех лет послушание вратаря при Святых вратах. Ныне его мощи нетленно почивают в Ближних пещерах.
Во времена Киевской Руси Троицкая церковь, как надвратный храм, была символом небесного заступничества обители. Она чудом Божиим уцелела после татарского набега 1240 г. и позднейших разорений Лавры. Вид Троицкой церкви, имевшей в глубокой древности простые и строгие архитектурные формы, остался без существенных изменений, за исключением элементов декора и росписи. В конце XVII в. Троицкая церковь обновлялась и достраивалась на средства гетмана Ивана Мазепы.
О древних росписях храма сведений не сохранилось. В 1734 г. лаврскими иконописцами Феоктистом (Павловским) и Иоанном (Максимовичем) храм был расписан заново. В 1744 г. Алипием (Галиком) расписан притвор. Совместно с Иваном Кодельским отец Алипий расписывал западный и восточный фасады церкви. Самобытная барочная живопись в интерьере храма тематически раскрывает суть церковного догмата о Триединстве Божества и пути к спасению. Стены, колонны и купол храма покрыты символическими изображениями и пейзажами, характерными для украинской иконографии того времени. Глядя на росписи Троицкой церкви, мы можем представить, как были расписаны в начале XVIII в. Успенский и другие храмы Лавры.
Из книги «Храмы Киево-Печерской лавры». — Киев, типография Киево-Печерской Лавры, 2012. Стр.19-20

Церковь Пресвятой Троицы Киево-Печерской лавры — уникальное сооружение начала XII в., возведенное над Святыми воротами монастыря. Реставрации и перестройки XVII-XVIII в.в. коснулись лишь декоративного убранства храма. Выдающимся художественным памятником является ансамбль настенной живописи XVIII в.
Единственная, сохранившаяся из надвратных церквей домонгольского времени. В древнерусских источниках не упоминается. По древней монастырской традиции, зафиксированной в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского, сооружена на средства Святослава Давыдовича из рода черниговских князей, постригшегося в монахи монастыря 17 февраля 1107 г. под именем Николая Святоши и умершего после 1142 г. Время постройки каменного сооружения на месте деревянных монастырских ворот можно приблизительно определить в рамках 1107-1111 г.г. По свидетельствам того же Кальнофойского, Троицкая церковь была совершенно подобна церкви Благовещения на Золотых воротах.
Храм сохранился практически полностью — в XVII в. переложен лишь свод купола. Он представляет собой почти квадратное в плане здание размером 12 м х 12,5 м. В нижнем ярусе находятся ворота проезда и боковые дополнительные помещения. Верхний ярус занимает однокупольная четырехстолпная церковь с тремя апсидами, утопленными в восточной стене, без нартекса и хоров. Древний вход расположен в западном членении северной стены, первоначально к нему вела наружная деревянная лестница. Фасады расчленены плоскими лопатками, под окнами проходит пояс ниш. Первоначальные формы лучше всего сохранились на южном фасаде храма. По строительной технике Троицкая церковь почти ничем не отличается от сооружений, возведенных около того времени киево-печерскими зодчими. Интересной особенностью является то, что свод алтаря выложен не из кирпича, а из кувшинов-голосников. В 1180-х г.г. к боковым фасадам церкви примкнули стены монастырской ограды, возведенные при архимандрите Василии. Во время монголо-татарского нашествия они были разрушены.
В первой половине XVII в. к северному фасаду Троицкой церкви пристроили каменный притвор с деревянной колокольней и часами на ней. На то время храм был приписан к Больничному монастырю. Начиная с 1695 г., на средства гетмана Мазепы возводились ныне существующие стены крепостной ограды. Одновременно была отреставрирована и Троицкая церковь. Вместо полукруглых закомар на фасадах появились фронтоны в стиле барокко, купол получил грушевидные очертания и верхнюю главку.
Неизвестно, в какой степени пострадала Троицкая церковь во время пожара 1718 г., но с 1731 г. начинается ее капитальная перестройка, придавшая сооружению окончательный вид. В это время мастер Василий Стефанович украсил западный и восточный фасады пышной барочной лепкой. Кроме того, они были сплошь покрыты росписью, что придает церкви необычный вид. В 1732 г. на заводах Демидова изготовлен чугунный пол храма. Тогда же сооружен резной иконостас — один из лучших украинских сохранившихся иконостасов. Не позднее 1742 г. пристроен новый северный притвор, который, по стилистическим признакам, безусловно является творением Иоганна Шеделя.
Росписи Троицкой церкви, выполненные в 1734-1744 г.г., представляют собой наилучший ансамбль украинской монументальной живописи той эпохи. Очень интересны резные разрисованные скамьи-стасидии, установленные вдоль западной стены церкви и в притворе.
Крупные реставрационные работы в храме были проведены в 1881-1883 и 1957-1958 г.г.
http://churchs.kiev.ua

Церковь Троицы Живоначальной над Святыми вратами Киево-Печерской лавры построена в XII веке князем Николаем Святошей. Форма квадратная, с типично византийским трехчастным делением фасадов, но без апсид. Расположена церковь в общей монастырской ограде. Купол завершается грушеобразной, со слабыми перехватами внизу, двухъярусной главой. Внутри церкви, в алтаре и по стенам лестничной клетки имеется прекрасная старинная живопись, местами неудачно реставрированная. Мозаики нет. Иконостас четырехъярусный, резного дерева, врата царские и боковые, деревянные, резные золоченые.
Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). — Мюнхен, 1923 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?