В старорусской летописи «Повесть временных лет» есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки — церковь Божией Матери Рождества и кельи. Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря — Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь.
1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения «Небеси подобная церковь» была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами. С 70-х гг. XI в. в Печерском монастыре началось интенсивное строительство, были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная. Основной архитектурный ансамбль Киевско-Печерского монастыря сложился уже в конце XII в. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира — крестителя Руси в селе Берестовом, в начале XII в. была построена церковь Спаса. Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художественные школы. Уже в XI в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков. В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения а в 1240 г. — от ордынцев хана Батыя. В последующие несколько веков монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн.
Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил «Повесть временных лет»- основной источник наших знаний о Киевской Руси. В 1718 г. большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека. С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром сооружений и сведения новых. Это был период расцвета барокко, стиля, в котором возведены Всехсвятская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская церкви, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, кельи соборных старцев, типографию и другие сооружения. Бароккового вида приобрели после перестройки Успенский собор и Троицка надвратная церковь. Территория Верхней лавры окружена каменными стенами. Таким образом, в середине XVIII ст. сформировался уникальный архитектурный ансамбль Лавры, который в основном сохранился до нашего времени.
В 16-17 ст. Киево- Печерский монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 г. в Лавре была основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Елисей Беринда, Захария Копистенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе «Патерик Печерский», «Тератургима» Афанасия Кальнофойского, «Требник» Петра Могилы, «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 гектаров. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Лавра имела 23 храма (из них 6 — пещерных с 36 алтарями. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах. Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, Лавра осталась общерусской святыней и оплотом Православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями. Она была центром просвещения на Южно-русских землях, вожделенным метом паломничества не только православных христиан, и униаты благоговейно преклоняли колени у лаврских святынь. Благодаря Печерской Лавре Киев наименован Русским Иерусалимом.
После февральской революции 1917 г. жизнь монастыря проходила в драматических условиях частой смены власти в Киеве, войны и разрухи, а после прихода к власти большевиков — безумной атеистической пропаганды, уничтожения церкви и упадка культуры. Трагические события после 1917 года послужили к тотальному истреблению православного духовенства и всего, что было связано с Православной Церковью. 25 января 1918 года у стен Лавры был замучен первый новомученик российский митрополит Киевский и Галицкий Владимир, а в 1920 году Лавру закрыли… Во время оккупации фашистами Киева монастырь удалось возродить, но не надолго — в 1961 году монахов вновь изгнали из стен обители, где устроили в глумление над Святыней музей… 29 сентября 1926 г. правительство приняло постановление о признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок. Согласно постановлению в его состав вошли: Музей культа и быта, Всеукраинская реставрационная мастерская, Музей нумизматики, Музей старинной строительной техники, Музей украинских древностей, частная коллекционная сборка П. Потоцького, типография Всеукраинской академии наук, Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, церковь Спаса на Берестове, Николаевская, Крестовоздвиженская, Всехсвятская, Рождества Богородицы и Аннозачатьевская церкви, Ближние и Дальние пещеры, колокольни, крепостные каменные стены с башнями, архив Киево-Печерской Лавры, библиотеки — старолаврская и митрополита Флавиана.
Когда создавался музейный городок, религиозная община еще существовала, но в начале 1930 г. она прекратила свою деятельность. В годы Великой Отечественной войны Лавра было разрушена и ограблена, взорван Успенский собор. С 1942 г. возобновил деятельность монастырь на нижней территории Лавры. Сразу после освобождения Киева от немецких оккупантов в ноябре 1943 г. началось восстановление музеев и лаврских святынь.[/p] [p]В послевоенный период на территории Заповедника осуществлен огромный комплекс реставрационных работ памятников архитектуры, инженерных подземных коммуникаций, проведены археологические раскопки Ближних и Дальних пещер, руин Успенского собора. В процессе расчистки остатков Успенского собора было найдено много ценных вещей ХVI- XVIIIст. В 1945 г. Заповеднику возвращено из Германии свыше сорока ящиков с уникальными произведениями искусства, вывезенных оккупантами. 25 июня 1988 года, во время празднования 1000-летия введения христианства на Руси, впервые совершилась Божественная Литургия в пещерном храме преподобного Феодосия на Дальних пещерах. В 1992 году обители удалось устоять перед натиском раскольников-националистов и она еще более окрепла и возмужала. С этого года в Лавре разместилась резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви — блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а обширный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских стал кафедральным собором. В Лавре разместились также Духовная семинария и академия, издательский отдел Церкви.
Торжества 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры сосредоточились вокруг недавно созданного из руин Свято-Успенского собора, освященного 24 августа 2000 года. Он вновь призывно сияет своими семью золотыми куполами, достигающими 52-метровой высоты над киевскими холмами, словно драгоценная корона подле скипетра-колокольни и круглой державы — трапезного храма. Еще с времен преподобного Феодосия Печерского в Лавре принят древний общежительный устав Студийского монастыря, но со временем возникли некоторые особенности, которые называют Лаврской традицией.
День обители начинается с того, что братия утром собирается в храме на службу, называемую полунощницей. Братьям также раздаются помянники с именами о здравии и о упокоении православных. По завершении полунощницы читаются часы, а после них совершается Божественная Литургия. В Лавре читается неусыпающая Псалтирь. В небольшой часовне на Ближних пещерах не умолкает ни днем, ни ночью чтение святых псалмов, являя собой неугасимую духовную лампаду. Особое место в Лаврском Богослужении занимают дни праздников: Успения Пресвятой Богородицы, праздников, в честь которых освящены престолы лаврских храмов — Рождества Христова (подземный храм в Дальних пещерах), Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы (подземный храм в Ближних пещерах) Благовещения (подземный храмы в Дальних пещерах), Троицы, Крестовоздвижения, Зачатия Святой Анны, Всех святых, Преподобных Антония и Феодосия, а также Собор всех Преподобных Печерских, Соборов отцов, в Дальних и Ближних пещерах почивающих, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», отдельные дни памяти Преподобных Печерских, в которые совершаются полиелейные службы. В пещерах совершаются молебны с помазыванием миром от Мироточивых глав, а также одеванием шапочки святого преподобного Марка Гробокопателя. В праздничные дни после Литургии совершается чин о Панагии («панагия» с греч. языка означает «всесвятая» или «пресвятая»). Панагией называется просфора, из которой во время Литургии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора торжественно износится из храма и разделяется между братией после вкушения трапезы с призыванием имени Божией Матери.
Согласно Церковному Преданию, этот обычай берет начало с апостольских времен: апостолы после сошествия Святого Духа прежде, чем отправиться с проповедью в разные страны, некоторое время жили вместе. Собираясь на трапезу, они оставляли во главе стола одно незанятое место для Христа, полагая перед ним хлеб. После обеда и благодарственной молитвы они подымали этот хлеб со словами: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Велико Имя Святой Троицы! Господи Иисусе Христе, помогай нам». Этот обряд они совершали и после разлучения друг с другом. На третий день после Успения Пресвятой Богородицы, собравшись во время обеда и возвышая по обычаю хлеб, они увидели на воздухе окруженную Ангелами Богородицу, Которая дала обещение апостолам всегда пребывать вместе с ними. И тогда, вместо слов «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» После этого они отправились к гробу Богоматери и обнаружили, что тела Ее там нет — Пресвятая Богородица, как и Сын Ее, воскресла и пребывает на Небе. Монашеская трапеза является продолжением Богослужения, так как связана с единодушным благодарением Бога за Его щедроты. Во время трапезы читаются жития святых и различные поучения или толкования на Священное Писание. Старейшиной или священноархимандритом Лавры, главой священноначалия монастыря, является Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. К исполнению этого служения он приступил в 1992 г., сразу при назначении Предстоятелем Украинской Православной Церкви. С 1994 года наместником является Преосвященнейший Павел, епископ Вышгородский, викарий Киевской митрополии. Вопросы, связанные с порядком Богослужений и послушаний, контролируются благочинным. Важнейшие вопросы, связанные с жизнью монастыря, выносятся на обсуждение Духовного Собора Лавры.
Молитва и труд всегда были в Киево-Печерском монастыре основой жизни. В житиях преподобных отцов Печерских мы находим множество тому примеров: преподобного Антония миряне часто могли видеть, например, работающим на земле — скромно, вместе с другими братиями; преподобный Феодосий никогда не был праздным, всегда находил рукоделие, даже в праздничные дни после Богослужения он брался за какую-нибудь работу; преподобные Арсений и Аврамий получили прозвища Трудолюбывых; преподобный Никола Святоша, оставивший княжеские богатства, исполнял трудные послушания. Можно приводить еще много других подобных примеров.
После печального раскола в Украинской Православной Церкви с 1992 г. на территории Лавры находятся административные корпуса Киевской Митрополии. Несколько корпусов занимают Киевская Духовная Академия и Семинария, возродившие свою деятельность в 1989 году. Возрождение обители благотворно повлияло на внешний вид архитектурного комплекса Лавры, отреставрированы храмы и корпуса, облагорожена зеленая часть монастырской территории. После почти шестидесятилетней разрухи восстановлен Свято-Успенский собор — жемчужина Лавры. Его восстановлением занимались городские власти, однако, Украинская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабодан) проявила активное участие в возрождении храма, помогая материальными средствами и рабочими руками, а главное — освятив начало и завершение реставрации собора.
Описания отдельных сооружений лавры:
Троицкая надвратная церковь. Четырехстопный крестовокупольный храм (10×8,9 м) возведен в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, который принял постриг и стал известным как монах Святоша. Сооружение доныне сохранило свою первоначальную планово-пространственную конструкцию. Крепостные каменные стены, которые прилегают к церкви, заложены еще в XII в. Основным строительным материалом этой церкви, как и других ранних монастырских сооружений, были квадратный тонкий кирпич-плинфа и камень. Своей конструкцией, стройными изящными формами храм напоминал Благовещенскую церковь над Золотыми воротами «города Ярослава». Венчал сооружение купол полусферической формы, покрытый свинцом. В конце XVII- в начале XVIII вв. появился новый грушеподобный купол, с северной стороны вместо деревянной колокольни возведена каменная пристройка со ступенями, которые ведут в церковь, плоскости стен и оконные проёмы разукрашены лепным растительным орнаментом. Храм приобрел новые архитектурные формы, характерные для украинского барокко. Экстерьер церкви часто обновлялся. Ученики лаврской живописной школы украсили стены и своды церкви в 30-х годов XVIII в. чудесными росписями на библейские темы. Изящный позолоченный иконостас- шедевр монументального искусства — также произведение лаврских мастеров. В 1900-1902 гг. группа художников во главе с В. Сониним расписала плоскости стен, которые соединяют фасад церкви с каменными стенами.
Кельи соборных старцев. Из главных ворот посетитель попадает на аллею, с обеих сторон которой стоят кельи соборных старцев. Налево — 140-метровый корпус № 4, направо — 64-метровый корпус № 3. Оба корпуса имеют высокую кровлю с изломом, торцы кровли закрыты фигурными фронтонами с декоративными нишами и лепным орнаментом. Стены расчленены пилястрами, разукрашены сандриками, профилированными карнизами. Построенные в 20-х годах XVIII в., сооружения являются характерными образцами тогдашней российской гражданской архитектуры. Корпуса разбиты на кельи, каждая из которых была отдельным жилищем лаврского соборного старца. В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены. Восстановлены они в 1948 — 1963 гг. Ныне в бывших кельях разместились выставки: в корпусе № 3 — «Сокровища, поднятые из руин», «Традиционная иконопись и культовое литьё»; в корпусе № 4 — «Украинское искусство барокко», «Духовные сокровища Украины в голограммах»; ювелирный магазин «Сувениры».
Большая лаврская колокольня. Сооружение колокольни продолжалось в 1731-1745 гг. Проект выполнил известный архитектор Й.- Г. Шедель. В сооружении колокольни участвовали отечественные строители С. Ковнир, Й. Рубашевский, Иван и Гавриил Шаровары, Сидор, Андрей, Иван и Григорий из семьи Горохов и др. Колокольня — это величественная и стройная восьмигранная в плане четырехъярусная башня высотой 96,5 м. Конструкция здания — сводчато-арочная; стены каждого яруса перекрываются сводом, третий и четвертый ярусы имеют по восемь арочных проёмов. Толщина стен первого яруса достигает 8 м, фундамент залегает на 7 м вглубь. На третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов. Один из них — весом 1000 пудов отлит в Лавре Г. Лукиным. Второй весом 1636 пудов отлил в Москве П. Финляндский. В 1744 г. на четвертом ярусе установлены башенные часы с курантами. В 1903 г. их заменили на новые, выполненные московским мастером А. Енодиным. Каждую четверть часа с колокольни раздается мелодия, а каждый час бьют часы.
Успенский собор — жемчужина древнерусской архитектуры — был разрушен во время Великой Отечественной войны — 3 ноября 1941 г. На центральной площади Заповедника остались только его руины. Собор — первое каменное сооружение в монастыре — занимал центральное место в архитектурном ансамбле. Заложен храм 1073 г., а построен в 1075-1077 гг. В те времена это было шестистолпное однобашенное 43-метровое сооружение. 1082-1089гг. интерьер храма расписан фресками и украшен мозаикой. Кроме греческих мастеров, разукрашивал собор киевский живописец Алипий, который учился у греков мозаичному делу. В конце XI-в начале XII вв. к основному сооружению пристроили Иоанно-Предтеченскую церковь. Оригинально планово-пространственное и архитектурное разрешение Успенского собора стало образцом, по которому строили храмы в других городах России. За свою длительную историю собор неоднократно подвергался разрушениям, но каждый раз поднимался из руин и обновлялся. После пожара 1718 г. собор был значительно увеличен, он вырос в большой семикупольный храм. Внутреннее и внешнее убранства в стиле барокко придало ему легкость и в то же время торжественность. Интерьер собора расписала группа художников под руководством П. Поповича. Роспись содержала композиции на библейские темы, а также большую галерею портретов русских князей, архимандритов монастыря. В конце XIX ст. старая настенная живопись заменена новой росписью, выполненной В.Верещагиным и Г.Поповым. Выдающимся произведением искусства резьбы по дереву был главный пятиярусный иконостас 22-метровой высоты. Успенский собор — настоящий пантеон, где похоронено более 300 известных лиц. Среди них митрополит Киевский, Галицкий и всей России П. Могила, К. Острозький, Е. Плетенецький, П. Беринда, П. Румянцев-Задунайский, И. Гизель. Здесь также находятся родовые погребения Долгоруковых, киевских князей династии Олельковичей, многих церковных, государственных деятелей, других известных людей. 9 декабря 1995 г. Президентом Украины Леонидом Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора.
Ковнировский корпус и типография. Неподалёку от Успенского собора привлекает внимание изысканными фигурными фронтонами двухэтажный Ковнировский корпус — памятник XVII- XVIII вв. Его северная часть предназначалась для книжного магазина, в южной содержались хлебопекарня и проскурня. Корпус назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира. В годы Второй мировой войны здание было повреждено, а в 1963 г. восстановлено. Теперь в Ковнировском корпусе расположен Музей исторических драгоценностей Украины. К Ковнировскому корпусу прилегает здание типографии Киево-Печерской Лавры. Сначала сооружение было деревянным, а 1701 г. на его месте возведено каменное одноэтажное. В 1721- 1722 гг. надстроен второй деревянный этаж. Корпус стоит на взгорье, поэтому он часто подвергался повреждениям из-за сдвигов почвы. В середине XVIII в. с южной стороны для упрочения стен пристроены оригинальные опоры-аркбутаны. В 60-х гг. XIX в. после пожара вместо деревянного второго этажа надстроен каменный. Сооружение оформлено в стиле барокко. Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был «Часослов» (1616-1617) — учебник для обучения грамоты. Среди других изданий — «Лексиконъ славеноросскій» Памви Беринди (1627) — первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был «Синопсис» (1674) Инокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до XVII в. С начала XIX в. «Синопис» переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами. В годы Второй мировой войны здание было разрушено. Восстановлено оно в 1952 — 1954 гг. Ныне в доме бывшей типографии разместился Государственный музей книги и книгопечатания Украины.
Всехсвятская церковь. Севернее Успенского собора располагается Экономическая улица, которая ведёт к Экономическим воротам. На этой улице стоит двухэтажный Экономический корпус. Первое здание его построено в конце XVII — в начале XVIII вв., второе — в XIX в. Своё название ворота и корпус получили в связи с их хозяйственным назначением: в корпусе жилы экономы Лавры и начальник типографии, в нем также находился Духовный собор — орган административного управления монастырём. В годы войны от него остались только стены. Восстановлен корпус в 1960-х гг. Замыкают улицу Экономические ворота, над которыми возвышается пятикупольная Всехсвятская церковь, построенная в конце XVII в. на деньги гетмана Ивана Мазепы. В круговой вертикальной композиции, в пятикамерной конструкции, в форме куполов и архитектурных деталей нашли яркое воплощение черты архитектуры украинского барокко и гражданского строительства. Росписи интерьера выполнили в начале XX в. ученики лаврской художественной школы под руководством известного художника И. Ижакевича. Во время Великой Отечественной войны цековь была повреждена. В 1957 — 1974 гг. её отреставрировали. В арочном проезде нынче расположен сувенирный магазин «Кладовая».
Церковь Спаса на Берестове. Вблизи Экономических ворот стоит церковь Спаса на Берестове — главный храм бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Он построен в начале XII в. Название храма происходит от названия княжьего села Берестовое, окружённого берестяным лесом. Берестовое с Х в. было резиденцией киевских князей. С этой местностью связана жизнь древнерусского проповедника и писателя митрополита Иллариона, автора «Слова о законе и благодати» (XI ст.). В Берестове 1113 г. киевский князь Владимир Мономах написал известный юридический документ «Устав о резах», который отменял холопство за долги и уменьшал налоги за ссуду. Храм значительно изменился в 40-х гг. XVII в., когда митрополит Петр Могила обновил его, надстроив пять куполов, церковь приобрела черты барокко. В XVIII — XIX вв. к западной стене была пристроена колокольня. Тогда же греческие и отечественные художники выполнили великлолепные росписи интерьера, в частности композицию «Моление» с изображением Петра Могилы и князя Владимира. В 1970 г. в нартексе под росписями XVII в. реставраторы открыли большую фресковую композицию XII в. «Чудесный лов рыбы». Церковь Спаса была родовой княжеской усыпальницей Мономаховичей. В 1138 г. в ней похоронены дочь Владимира Мономаха — Евфимия, в 1157 г. — киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в 1172г. — сын Юрия Долгорукого князь Глеб Юрьевич. В 1947 г. в храме установлено символическое надгробие Юрию Долгорукому в виде древнерусского саркофага. В 1982 г. отреставрирован интерьер храма, позолочены купола. Сейчас от первичного строения сохранился только западный притвор церкви Спаса — нартекс.
Дом настоятеля Лавры. На Соборную площадь выходит восточным фасадом одноэтажное здание с высоким, в форме треугольника, фронтоном — так называемый Дом наместника. Построен он в 40-х гг. XVIII в. архитектором Й.-Г. Шеделем. Сначала там находилась ключарня, а в 20-те гг. XIX в.- кельи ключника. В апреле 1823 — августе 1824 г. архитектор Т. Савков переоборудовал здание под покои наместника, а в 1880-те гг. по проекту академика архитектуры В. Сичугова надстроен второй этаж. В 1958 — 1959 гг. здание восстановлено в формах архитектуры XVIII в. Сейчас там находится выставочный зал и кафе. К Дому наместника прилегает двухэтажное здание, специально возведённое в 1908 г. архитектором Е. Ермаковым для библиотеки киевского митрополита и настоятеля Лавры Флавиана. Библиотека насчитывала более 15 тысяч книжек и рукописей, среди которых было много редких и ценных изданий. Сейчас здесь развернута постоянно действующая выставка микроминиатюр заслуженного мастера народного творчества М. Сядристого.
Дом Митрополита. На южной части Соборной площади стоит митрополичий дом. Возведен в 1727 г., позже неоднократно перестраивался и достраивался архитекторами И. Владимировым, И. Гилмером, А. Меленским, П. Спарро, Станзани, О. Яновским и др. В 1750 г. по проекту Й.-Г. Шеделя к существующему сооружению пристроен такой же корпус. 1803 г. построили второй этаж и весь дом объединили под одной двускатной крышей. К покоям митрополита с востока прилегает двухъярусная митрополичья церковь с большим цокольным залом, построена в 1904-1905 гг. архитектором Е. Ермаковым. В вышеупомянутых сооружениях нынче расположен Музей украинского народного декоративного искусства.
Трапезная церковь с палатой. Южнее Успенского собора стоит Трапезная церковь с Трапезной палатой, построенные по проекту академика архитектуры В. Николаева в 1893 — 1895 гг. в стилизированных византийских формах. Росписи выполнили в начале XX в. И.Ижакевич, Г. Попов, А. Лаков. В годы Великой Отечественной войны сооружение было повреждено, а в послевоенное время отреставрировано. У северной стены Трапезной палаты, в ограждении, находятся погребения двух замученых русских патриотов — генерального судьи Запорожского войска В. Кочубея и полтавского полковника И. Искри, а также полковника Донского казачьего войска Ф. Фролова и премьер-министра России П. А. Столыпина.
Гостинный двор. От смотровой площадки ведет дорога к Гостиному двору, который существует с XI в., со времен Феодосия Печерского, который на этом месте построил приют для нищих и больных. В XVIII в. на месте приюта была построена трапезная для нищих, больных и бедных паломников. Позже здесь возвели гостиницу для монашеской братии и приезжих.
Комплекс памятников Ближних и Дальних пещер. На территории Ближних пещер радует глаз небольшой, но стройный и аккуратный каменный храм с тремя позолоченными куполами — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1700 г. на средства полтавского полковника П. Герцика. Это небольшое, крестовидное в плане сооружение. Интерьер ее расписал художник Д. Давыдов в 1894 — 1895 гг. Большую ценность имеет резной позолоченный иконостас, созданный в стиле рококо в 1769 г. киевским мастером-резчиком К. Швериним.
На северо-запад от Крестовоздвиженской церкви высится колокольня Ближних пещер, построенная С. Ковниром и С. Итальянцем в 1763 г. Под нею проходит галерея, которая ведет к Ближним пещерам. Со двора Ближних пещер на территорию Дальних пещер также проложена деревянная галерея, с которой открывается чудесный вид на днепровские склоны. При выходе из галереи перед глазами предстает во всей своей красоте стройная семикупольная Рождество-Богородическая церковь. Возвели её в 1696 г. на средства белоцерковского полковника К. Мокиевского на месте деревянного сооружения. Сначала Рождество-Богородическая церковь была крестовидная в плане, увенчанная тремя куполами. В 1767 г. к четырем углам сооружения сделаны пристройки с четырьмя куполами. Расписывалась церковь не единожды, в последний раз в XIX в. художником И. Квятковским. Реставрирован храм в послевоенное время.
Рядом с Рождество-Богородической церковью стоит восьмигранная, двухъярусная колокольня, построеная в 1761 г. С. Ковниром по проэкту архитектора П. Неелова. Отреставрировали ее в 1959 — 1962 гг. Ковнировская колокольня принадлежит к лучшим памятникам русской архитектуры XVIII столетия Архитектурный ансамбль Дальних пещер завершает небольшая Аннозачатьевская церковь, она живописно возвышается над кручей, налево от галереи. Это прямоугольное в плане, увенчанное шатровым верхом с позолоченным куполом, сооружение. Возведена в 1679 г. Позже она неоднократно перестраивалась. В начале XIX в. интерьер церкви расписал известный живописец И. Квятковский. Тогда же был установлен роскошный дубовый иконостас.
На территории Дальних пещер сохранились захоронения героев Отечественной войны 1812 г. — генералов П. Кайсарова, О. Красовского и генерал-фельдмаршала Ф. Остен-Сакена; адмирала Е. Путятина, участников освобождения Болгарии от турецкого порабощения в 1877 — 1878 гг. братьев-генералов С. и М. Леоновых.
Ближние и Дальние пещеры. Лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2-2,5 м и в ширину до 1,5 м высотой. Длина Ближних пещер -313 м, Дальних — 293 м. Выкопали их монахи Киево-Печерского монастыря. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 г. Сначала их использовали как кельи монахи монастыря, позже в них начали хоронить лаврских подвижников, пещерных старцев, известных деятелей церкви и культуры. Среди них Нестор-летописец — автор «Повести временных лет», Симон и Поликарп — авторы «Патерика Печерского», художник Алипий, врач Агапит и др. В каждом лабиринте пещер есть по три подземных церкви с металлическими позолоченными иконостасами, в которых и в наше время проходят богослужения. В стенах пещерных коридоров остались окошки келий пещерных старцев-затворников, которые когда-то там уединялись и посвящали свою аскетическую жизнь молитвам и смирению. В пещерах выставлены для поклонения нетленные мощи Лаврских святых.
Учитывая уникальность лаврского архитектурного ансамбля, значение Заповедника в развитие отечественной и мировой науки и культуры, 14-и сессия Миждународного комитета ЮНЕСКО внесла Киево-Печерскую лавру в список памятников всемирного значения. 13 марта 1996 г. Указом Президента Украины Л. Кучмы Заповеднику присвоен статус национального, чем подтвержден его выдающийся вклад в духовную жизнь украинского народа.
Статья подготовлена по материалам сайтов: www.lavra.kiev.ua, www.voskres.ru/gallery/kievlavra; www.voskres.ru, lavra.hypermart.net
Киево-Печерская Лавра, в Киеве, на правом берегу реки Днепра. Она разделяется на четыре части: Великая лаврская церковь или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан преподобным Антонием и Феодосием Печерскими ( см. 3 мая и 10 июля). Название свое он получил, как говорит преподобный Нестор летописец, потому что «братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения святой горы», совершая свое великое и святое на Руси дело (см. 10 июля). Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой святой обители.
В 1096 году монастырь был подожжен и разграблен половцами; в 1240 году разорен и сожжен татарами; в конце XVI века им пытались овладеть униаты под предводительством Яна Кошица, но безуспешно. При гетмане Мазепе монастырь был обнесен крепкой каменной стеной. В 1718 году большой пожар истребил весь монастырь. От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона Божией Матери (см. о ней ниже). Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен и благоустроен. С 1592 года по 1688 год Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха; с 1688 года именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандриею; в 1786 году утвержден в степени лавры.
В настоящее время Киевская лавра представляет собой древнейшую и вместе с тем богатейшую по своей святыне обитель во всей Русской земле; сюда вот уже целые столетия стекаются на поклонение набожные люди не только со всех концов обширной России, но и из других славянских земель; глаз посетителя здесь поражается разнообразием состояний, одежд и лиц молящихся, а слух чуждыми друг другу наречиями. Эта обитель составляет предмет любопытства и благоговейного удивления всех иностранцев, ее посещающих. В Киево-Печерской лавре ныне 20 церквей. Великая Лаврская церковь или собор Успения Пресвятой Богородицы представляет собою величественное каменное здание, имеющее в длину 63 аршина, в ширину 61 аршин и в высоту 66 аршин. Снаружи со всех сторон храм украшен священными изображениями и лепной орнаментикой. Семь позолоченных куполов завершают это почти квадратное двухэтажное здание.
Внутри храм имеет крестообразный вид. В нем шесть престолов, из них главный — престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Главный престол, как и все престолы древних лаврских церквей, сложен из кирпича и обложен серебряными вызолоченными досками с Рельефными священными изображениями. Жертвенник главного алтаря, по древнему обычаю, занимает отдельный придел с левой стороны алтаря и помещен посредине. На нем стоит большой крест из чистого золота с славянскими надписями, в которых значится, что в кресте находится часть животворящего древа, часть столба и земли, обагренного кровью Христовой, и вервь, которую Иисус Христос был привязан во время бичевания. На жертвеннике алтаря святого архидиакона Стефана замечательна икона Спасителя в младенческом возрасте, которую писал безрукий художник, держа кисть во рту. Иконостас главного алтаря из резной по дереву вызолоченной стены. Иконы в нем богато украшены и дивно изображены. Здесь над царскими воротами находится первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 году из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители (см. 3 мая). С того времени святая икона и пребывает в Лаврской церкви. Она написана на кипарисной доске; в ширину имеет 9 вершков, а в длину 6 с половиною вершков; от пожаров, происходивших внутри церкви, рисунок почти изгладился и доска почернела. На иконе изображена Божия Матерь, почившая на одре, пред коим стоит Евангелие, покрывающее отверстие во внутренность иконы, где заключались мощи семи святых мучеников, положенные строителями Печерской церкви в ее основание. При голове и ногах Богоматери — по пяти апостолов, из коих Петр — при голове Ее с кадильницей, а Павел впереди прочих — припадающих к ногам Ее. Посредине иконы, за ложем, стоит Спаситель, держащий в пеленах, в образе младенца, душу Богоматери, а с обеих сторон Его — парящие два крылатые ангела, держащие в руках убрусы. Образ этот, кроме лица и рук, покрыт весь ризою из чистого золота и украшен множеством бриллиантов и других драгоценных камней. Он вставлен в серебряный круг, имеющий в поперечнике 15 вершков и испещренный звездами. На этом несколько выпуклом круге или щите чеканною работаю изображены два ангела, поддерживающие икону, а над нею Бог Отец, ниже Коего в облаках Дух Святой, в виде голубя. Щит этот также украшен драгоценными камнями, а по краям обложен сплошь чеканными главами крылатых херувимов. После утрени до литургии и по окончании последней (на время первого молебна) чудотворная икона вместе с серебряным кругом спускается вниз для целования; а также и в каждую среду, исключая праздников, перед спущенной иконой, до литургии, соборне отправляется акафист Успению Божией Матери. В несчастные годы и во дни губительной болезни икона эта обносится вокруг монастыря. Празднование ей совершается 3 мая и 15 августа. С 1812 года перед этой святой иконой, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горит неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра свящ.-архим. Лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились. При возобновлении храма после пожара 1718 года внутренние стены были расписаны масляною живописью.
В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI века. В этом же храме находятся: празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у святого князя Игоря Ольговича, перед которой он молился перед своей мученической кончиною в 1147 году (см. 5 июня) и которая принадлежала ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови святого Иоанна Крестителя и апостола Фомы, частью мира из гроба святого великомученика Дмитрия Солунского и частицами мощей святых пророков, апостолов, святителей и мучеников; частицы мощей святых печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей святого архидиакона Стефана; мощи преподобного Феодосия Печерского под спудом (см. 14 августа) над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем и предстоящими двумя ангелами и преподобными Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая); мощи святого Михаила, первого митрополита Киевского (см. 30 сентября), и глава святого равноапостольного князя Владимира, положенная здесь митрополитом Петром Могилою в 1635 году; нетленное тело Тобольского митрополита Павла (Канюскевича), гробница князя К.И.Острожского. Кроме того, в Лавре находятся гробницы: Кирилла (Куницкого), епископа Чигиринского, митрополита Петра Могилы, В.Л.Кочубея и И.Искры, а равно других князей, гетманов и знатных южно-русских панов, благодетельствовавших лаврской обители; рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 года в Киеве председатель Совета министров П.А.Столыпин.
Лаврская колокольня, в 4 яруса вместе с крестом вышиною в 46 сажень, построена в 1731 — 1745 годах; обновлена в 1825 году; 10 ее колоколов имеют свои особые названия: орел, зосимин, полиелейный, благовест, балык, успенский, ранний, буденный, скликун и часовой; самый большой из них в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном здании, находится келья священно-архимандрита Лавры — Киевского митрополита, и при них две церкви: в верхнем этаже — Благовещенья Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа — во имя сявтого Флавиана, патриарха Цареградского, слева — святого Митрофана, епископа Воронежского), а в нижнем — святого Михаила, первого митрополита Киевского. Далее, к востоку, находится братская трапезная и при ней церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Влево от святых ворот Лавры находится Больничный Троицкий монастырь, основанный преподобным Николаю Святошей (см. 14 октября); здесь больница с аптекой, устроенная в 1842 году. Вблизи Лавры находится целый ряд, неизвестно когда ископанных пещер, каковы: варяжская, кирилловская, китаевская, межигорская, пироговская, трехсвятительская и ивновская. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них варягами награбленного ими имущества. Но все названные пещеры остаются в безизвестности. Славны же только пещеры святых угодников Киевских. Пещеры эти находятся на крутом берегу Днепра и разделяются на Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы. Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди вечного мрака, освященного лампадами, теплящимеся перед иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не выходя на свет. Вся жизнь их была посвящена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною молитвою.
Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно боровшимися со страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по умерщвлению плоти и часам молитвы. Первая или обыкновенная степень жития, которой подвергались все пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы; вторая или исключительная, была избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигом самоотвержения, рыли для себя тесную пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и погребенные, оставались неприкосновенными; эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленных для впуска воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив благословение затворившегося, безмолвно удалялся; когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при преподобном Антонии, усилилось в XII веке. Сами пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были завалены землей. Лет 400 тому назад началось уже свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохраняются в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья изображение святого и пред ними теплится лампада; над гробницею или нишей табличка с именем святого. Ближние пещеры находятся на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 году крепостной стеной.
Над входом в Ближние пещеры стоит обширная и благолепная каменная церковь, во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1) большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения; 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым клиросом, перед которою в пятницу вечером читается акафист Божией Матери, и 3) надгробия погребенных здесь митрополитов Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекаются иногда меньшими поперечными и идут извилисто. Обозрение их начинается с востока, направляется к северо-западу, поворачивает к юго-западу и возвращается снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают святые мощи угодников Божиих (см. 28 сентября) и устроены церкви: преподобного Антония, основателя пещер, преподобного Варлаама, первого игумена (см. 19 ноября), и Введенская. Церковь преподобного Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами преподобного Феодосия находятся две каменные церкви: одна — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, сооруженная в 1696 году (вместо деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенная преподобным Варлаамом), вторая, небольшая — во имя зачатия святой Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном Лавре холме, в 90 саженях от нее; они еще более извилисты, чем Ближние. В них почивают (см. 28 августа) святые мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех местах).
В пещерах устроено три церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобного Феодосия Печерского и Рождества Христова. Близ церкви преподобного Феодосия находится в стенном углублении, на большом серебряном блюде, мироточивая глава, миром которой помазываются приходящие на поклонение святым мощам. В Христорождественнской церкви находится в особой раке часть мощей святого младенца, Христа ради убиенного от Ирода (см. 29 декабря), данная в Лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620 году. Между Ближними и Дальними пещерами в овраге находятся два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан преподобным Антонием, а другой — преподбным Феодосием. Благочестивые поклонники берут из этих колодцев воду и в маленьких пузырьках приносят ее домой, как целебную от разных болезней. Богослужение в Лавре имеет некоторые особенности. Звону к службам, по пустынному обычаю, предшествует ударение в било. В Господские праздники церковные службы совершаются священнослужителями в парчевых золотых облачениях; и в прочие праздники, соответственно празднуемым событиям, облачения употребляются различных цветов: в Богородичные праздники — белого, в апостольские — желтого, в святительские — голубого, в дни мучеников — красного, в дни преподобных — зеленого. Во всю Четыредесятницу до четверга Страстной, кроме понедельника и вторника 1-й седмицы, а также всех суббот и воскресений, ежедневно совершается Преждеосвященская литургия; в Светлую седмицу на литургии, во время великого входа, впереди святых Даров несут из алтаря плащаницу, которую и полагают потом на престол.
В чине священнодействия и пения также сохраняются древние отличия, которые император Александр I, будучи в Киеве в 1816 году и слушая в Лавре литургию, совершаемую митрополитом, с обрядом и пением по чину лаврскому, изволил утвердить быть на веки без всякой перемены. Величественные отменные напевы Лавры известны и в печатных обиходах под именем киевопечерских распевов — протяжных, хватающих за душу и поселяющих особенное молитвенное настроение. Ежегодно 14 августа, под храмовый праздник Успения, в Великой церкви, совершается настоятелем Лавры всенощное бдение с особыми обрядами. Перед величанием поется среди церкви, всем собором, погребальная Богоматери, т.е. кафизма Великой субботы, с произнесением после каждой статьи малой ектений, по чину Великой же субботы; при чем перед этим пением спускается сверху вниз находящаяся в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы и стоит в царских воротах. Самое же «пение надгробное» совершается следующим образом: «поставлену убо аналогию среди церкви, и на нем положенней иконе Успения Пресвятой Богородицы, настоятель с иереем и диаконы, облекшеся во священныя одежды, исходят царскими враты со свещами; и ставше по чину, настоятель кадит окрест икону на аналогии, таже и прочая, и всю церковь. Певцы же поют припев, на глас: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево, преблаженную и пренепорочную Матерь Бога нашего». И поем кафизму: «Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни»; «Слава, и ныне», «Аллилуиа», трижды. Бывает же и каждение по коейждо статии: по чину от всех иереев. Также второй лик начинает припев: «Достойно есть блажити Тя, богородице, честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим». Таже:«Руце Твои сотвористе мя, и создаете мя»; «Слава, и ныне», «Аллилуиа», трижды. На 3-й статьи, припев:»Роди вси песньми Богородицу едину блажим». Таже: «Призри ни мя и помилуй мя, по суду любящих им Твое»; «Слава, и ныне», «Аллилуиа», трижды. И целовавшие священицы и диакони икону предлежащую, входят во алтарь, Посем: «Хвалите имя Господне», и величание по Уставу» (Акафист Успению Пресвятой Богородицы, издан в Киеве, в 1861 году). В день Успения 15 августа, после водоосвящения, начинаемого в 6 утра, торжественно совершается крестный ход вокруг Лавры, от северных ее ворот, мимо святых ворот и до пещерных, с чтением перед всеми этими воротами акафиста, совершением литий и окроплением святой водою стен обители и богомольцев. По окончании литургии, по заповеданию преподобных основателей Лавры, поставляется среди двора трапеза для всех желающих вкусить от оной, которую благословляет и отведывает и сам настоятель Лавры, Киевский митрополит. Число присутствующих за трапезою простирается до 5000.
В Лаврской ризнице множество святых предметов, замечательных или по своей древности и высокой стоимости, или по именам жертвователей, а именно: евангелий, крестов, дарохранительниц, чаш, панагий, митр, саккосов, облачений, воздухов, кадил, наперсных крестов, палиц и другого рода особых редкостей. Среди них есть два евангелия рукописных 1538 и 1541 годов, евангелие 1689 года весом в 2 пуда 2 фунта 71 золотник и евангелие 1808 года богато украшенное алмазами, бриллиантами, рубинами, сапфирами и аметистами. При Лавре находится типография (существующая с XVII века), склад ее изданий, иконописная мастерская, книжная и иконная лавка. В Лаврской типографии печатаются преимущественно церковно-богослужебные книги (приобретаемые значительно частью монастырей и храмов нашего отечества и даже православного славянского мира), а также книги Священного Писания, церковно-историческая, нравоучительная и отчасти учебные пособия. Благодаря неусыпным и самоотверженным трудам заведывающего в настоящее время типографией глубоко просвещенного архимандрита отца Филадельфа (Пшенишникова), Лаврские издания, по красоте и отчетливости шрифтов, особенной внимательности к корректурной правильности набора, тщательности и изяществу отделки и качеству бумаги, не только равняются изданиям наших лучших типографий, но и превосходят их. Не малую часть своих изданий Лавра безвозмездно жертвует бедным церквам в России и даже в Греции, Болгарии, Сербии, Австрии, на Афоне и в Америке.
При Лавре имеются: фотография, школа живописи, двухклассная церковно-приходская школа на Зверинце, странноприимница с больницей на 80 кроватей разного рода мастерские. Киево-Печерская лавра была первым истинно-русским народным монастырем в России. Не оценимая ее заслуга и по сумме того духовного блага, какое было принесено русскому народу ее первоначальниками, бывшими первыми ратаями на великом русском поле, первыми неустанными работниками на поприще духовного образования и воспитания русского народа. Лучезарным сиянием их высоких нравственных подвигов, явленных перед лицом русского народа, было оказано могучее содействие христианскому солнцу, взошедшему над русскою землей при святом равноап. князе Владимире, для рассеяния того тумана, той тьмы, которая окружала тогда русскую землю, освещенную пока на одних только киевских вершинах. И в последующий период своего существования Киево-Печерская лавра была единственным средоточием христианско-просветительской деятельности среди русского народа, центром всей русской христианской образованности. Этим своим великим служением она дала вновь возникавшим монастырям готовый образец, и ее заслуги и слава, освещая позднейшим русским инокам путь к достижению высокой цели их призвания, возбуждали и усиливали их энергию, служили для них неисчерпаемым источником пламенного воодушевления в их деятельности, направленной ко благу Церкви и отечества. Благодаря такому своему высокому значению и исключительному положению среди русских иноческих обителей, Киево-Печерская лавра производила глубокое и неотразимое впечатление не только на современников ее происхождения, но и на отдаленных потомков их. И ныне она является славнейшим и любимейшим среди всех русских монашеских обителей местом паломничества для нашего благочестивого русского народа. Сам Киев свое высокое значение «русского Иерусалима» имеет в глазах русского народа преимущественно благодаря именно Киево-Печерской лавре и ее святыням.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Колокольня Ближних пещер построена на месте деревянной в 1763 г., после окончания строительства Большой лаврской колокольни, под руководством лаврского мастера Степана Ковнира. Автор проекта неизвестен. Колокольня двухъярусная, в плане квадратная, с большим сферическим куполом и двухъярусным фонарем. Высота ее 27,3 м. На первом ярусе, декорированном под руст, есть арочный проход, к которому с северной и южной стороны подходит деревянная галерея, ведущая во двор Ближних пещер. Во втором ярусе сделаны четыре арочных проема — для подвешивания колоколов, по сторонам которых размещены декоративные колоны коринфского ордера, по пять на каждом углу.
В 1754 г. монастырь заказал в Москве колокол весом 77 пудов, который в том же году был отлит мастером Михаилом Слизовым и 8 января 1755 г. доставлен в Киев. Колокольня является композиционным центром Ближних пещер. Она — один из типичных памятников архитектуры XVIII в., дополняющий комплекс сооружений XVII-XVIII вв., которые живописно раскинулись по обе стороны глубокого оврага Нижней лавры. В 1979-1981 гг. колокольня была отреставрирована.
Под одним из снимков, размещенных на данной странице,
запечатлевшим памятник двум святым, указано, что установлен он в честь Антония и
Феодосия – основателей Киево-Печёрской лавры. Однако, это не совсем так. Автор памятника,
украинский скульптор Иван Бровди посвятил этот памятник двум другим святым – Кириллу и Мефодию. Версия
о том, что данная скульптурная композиция запечатлела основателей Лавры,
возможно, основана на фразе, воспроизведённой на свитке в руках одного из святых:
«Обещаю вам братия, что если телом и
отхожу от вас, то духом всегда буду с вами…», которую летописцы считают
последними словами Феодосия Печёрского. Эта скульптурная композиция является
точной копией памятника, установленного в городе Мукачево, где некогда
останавливались Кирилл и Мефодий по дороге из Болгарии в Чехию. Создавая его,
автор для себя определил, что святой с книгой в руках — это Кирилл, а второй со
свитком — Мефодий.
Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, названной «Дебоскетовой» (по имени инженера Даниила Дебоскета, в середине XVII в. укрепившего косогор терассами). В 1781 г. работы «по укреплению горы» производились по проекту инженера генерал-майора Тучкова. Ныне существующая подпорная стена была возведена в 1784–1785 гг., возможно, по проекту военного инженера Шарля де Шардона. В 1810-е годы выступающие части подпорной стены украсили три ампирные беседки-ротонды. От одной из них, переделанной в 1869 г. под вход в галерею, ведущую к Дальним пещерам, в овраг между холмами спускается лестница. Далее мощеная дорожка, по обе стороны которой устроен чудесный розарий, ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.
Колокольни Лавры
Большая Лаврская колокольня
Большая колокольня Киево-Печерской Лавры построена архитектором Иоганном Шеделем в 1731-1745 г.г. и была на то время самой высокой в России. Долгое время монастырь довольствовался деревянными колокольнями. Лишь в начале XVIII в. на средства гетмана Мазепы было начато строительство каменной колокольни, но тогда успели лишь заложить фундамент. В 1707 г. работы были прекращены из-за смерти строителя — архитектора Дмитрия Аксамитова. После пожара 1718 г., уничтожившего все деревянные сооружения на подворье, Верхняя лавра осталась вообще без колокольни. Поэтому уже в 1720 г. лаврское начальство заказало прибывшему из Петербурга архитектору Федору Васильеву проект новой колокольни, но его стоимость Лавру не удовлетворила. После продолжительного скандала Васильев уехал, и в феврале 1731 г. был заключен контракт с другим архитектором — Шеделем.
Шеделю было предписано работать по «образцу», полученному в Москве. Анонимный чертеж этого проекта давно известен. В соответствии с ним колокольня должна была иметь пять ярусов, парапеты второго и четвертого ярусов украшены скульптурами. По косвенным данным наиболее вероятным автором этого проекта можно считать Ивана Шумахера, брата Президента Петербургской Академии наук. Но Шедель значительно переделал проект, фактически создав совершенно новое сооружение. Он убрал один из ярусов и при этом увеличил общую высоту колокольни на 12 м. Шедель объяснял эти изменения конструктивными причинами, но в результате значительно улучшились и пропорции постройки. Колокольня достигла в высоту 96 м 52 см, и долгое время была самым высоким каменным сооружением в России. Большая лаврская колокольня стала также первым образцом ордерного барокко в Киеве, не говоря уже о Левобережной Украине. Впервые появились колонны, приставленные к стене и — личное изобретение Шеделя — «пучки» из трех слитых в единое целое полуколонн. Техническим новшеством было и то, что архитектурные украшения, высотой до 1,6 м, изготовлены из обожженной керамики. Грандизной постройкой Лаврской колокольни Шедель увековечил свое имя в истории архитектуры. С полным на то правом он поместил свое имя на фасаде второго яруса.
Строительство, начатое 25 мая 1731 г., должно было по контракту завершиться через три года, однако оно затянулось до 1 сентября 1745 г. За это время Шеделю пришлось выдержать море обвинений, жалоб, прекращений работ, задержек с материалами и т.п. Так, в 1740 г. Лавра обвинила архитектора в появлении трещин и разрывов в железных связях. На самом деле эти деформации были вызваны преждевременным подвешиванием колоколов по приказу лаврской администрации. Однако несмотря на все неурядицы, самое значительное сооружение Киева было удачно завершено.
На строительство колокольни было затрачено 5 000 000 штук кирпича и 20 000 т извести. Толщина стен первого яруса достигает 8 м, на покрытие купола пошло 3,5 кг сусального золота. Колокольня легко выдерживала 12 колоколов общей массой 96 т, находившихся в третьем ярусе. Отклонение от вертикали составляет всего 62 см и остается практически неизменным. На четвертом ярусе были установлены часы, которые потом неоднократно переделывались и дошли до нас в варианте 1903 г. Над входами в первый ярус вмонтированы каменные барельефы с изображениями Богородицы, свв. Антония и Феодосия и надписью о реставрации Успенского собора князем Семеном Олельковичем в 1470 г.
В сентябре 1941 г. нацистские оккупанты установили над куполом колокольни свое знамя. Взрыв Успенского собора не нанес сооружению существенного вреда, хотя оно и пострадало от пожара. Капитальная реставрация колокольни проведена в 1957-1963 г.г.
19 августа 2014 г., в день праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием был освящен и установлен колокол для главной колокольни Святой Успенской Киево-Печерской Лавры. 8 апреля 2015 г., Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил освящение первого яруса Большой Лаврской колокольни Свято-Успенской Киево-Печерской обители, где недавно завершились ремонтные работы. Периодически проводятся реставрационные работы.
Колокольня Дальних пещер
Одно из лучших барочных сооружений XVIII в. в ансамбле Киево-Печерской Лавры. Колокольня на Дальних пещерах была заложена в 1752 г., в связи с чем лаврское начальство просило военных немного отодвинуть крепостной вал. Строительными работами руководил Степан Ковнир. Учитывая профессиональный характер архитектуры, его нельзя считать автором проекта. Вероятнее всего, им был Петр Неёлов.
Колокольня закончена в 1761 г. Она имеет 41 м в высоту, когда-то на ней висели 9 колоколов. В нижнем ярусе устроены ворота проезда. Композиция сооружения составлена под влиянием Андреевской церкви. Она крестовая в плане с диагональными контрфорсами по углам. Нижний ярус рустован, верхний украшен стройными колоннами коринфского ордера и прекрасной лепкой «лаврского стиля». Завершает колокольню трехъярусный высокий купол изысканной формы. Силует очень обогащают стройные шпили-обелиски над угловыми контрфорсами. Завершение покрыто сплошной позолотой.
Реставрация памятника выполнена в 1968-1970 г.г. по проекту И.И. Макушенко. Повторно реконструирована в 2004-2006 г.г. 24 августа 2007 г., Предстоятель Украинской Православной Церкви в сослужении наместника Киево-Печерской Лавры архиепископа Вышгородского Павла и насельников обители в священном сане прочитал молитву на вход в отреставрированную колокольню на Дальних пещерах, у Академического храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Колокольня Ближних пещер
Памятник архитектуры барокко XVIII в. в ансамбле Киево-Печерской Лавры. Первая колокольня на Ближних пещерах появилась между 1638-1651 г.г. Она была небольшим двухъярусным деревянным сооружением, завершающимся четырехугольным шатром. В нижнем ярусе был выход из крытой галереи для прохода богомольцев на территорию пещер. Нынешняя колокольня в стиле барокко построена в 1759-1763 г.г. Степаном Ковниром. Стилистически она имеет сходство с произведениями Ивана Григоровича-Барского. Колокольня имеет два яруса и увенчана трехъярусным куполом, первоначальные формы которого несколько искажены во время ремонта 1892 г. При этом высота купола превышает высоту самой постройки. Нижний ярус, через который также проходит галерея, покрыт сплошной рустовкой, верхний декорирован тройными группами полуколонн коринфского ордера. В 1979-81 г.г. реставрирована.
http://churchs.kiev.ua