Св. Синод указами 1760 и 1763 гг. разрешил построить в Китаевской пустыни каменную церковь в честь Пресвятой Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского и новоявленного чудотворца свт. Димитрия Ростовского. 21 августа 1763 г. на месте Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер иеросхимонах Тимофей заложил новый каменный храм.
Крестово-купольный шестистолпный трехапсидный и трехпрестольный Свято-Троицкий храм в Китаево имел форму прямоугольника и в своей планировочной системе восходил к храмам Киевской Руси. Помимо главного купола, у него был второй купол над алтарем, как в украинских деревянных церквях.Шесть внутренних несущих столпов делят пространство храма на три продольных нефа почти одинаковой ширины.Убранство храма было решено в стиле позднего украинского барокко, резной позолоченный иконостас был изготовлен для него предварительно в 1759 г., а иконы для него написаны в лаврской иконописной школе под руководством «начальника малярского Романа».Фасады церкви декорированы архитектурными лепными растительными деталями, сдержанно, благородно, в едином белом цветовом решении, что создает непрерывно меняющуюся игру светотени. Западный, южный и северный порталы украшены лепкой. Живописно выглядит северный вход с барельефным изображением двух ангелов, держащих корону. Венчают Свято-Троицкий храм характерные для украинского барокко грушевидные купола с главками.
С 1853 г., по указу митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный храм обители основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. Купола покрыли английским оцинкованным железом, все кресты и верхнюю главку центрального купола позолотили.
При начальнике Китаевской пустыни игумене Герасиме в 1874 г. храм был заново расписан художником Й. Шелтовским вместе с мастером Лаврской школы художества. Резной иконостас был обновлен и позолочен.К концу ХIХ в. храм несколько обветшал – просели фундаменты, в стенах и сводах появились трещины. К тому же он уже не вмещал многочисленных братию пустыни. Поэтому в 1892 г. игумен Герасим обратился к Духовному Собору Лавры с прошением расширить главный храм обители. Расширение производилось под руководством епархиального архитектора В. Н. Николаева (1847–1911), по проектам которого только в Киеве построено 18 церквей и не менее 30 храмов в провинции.
Во время реконструкции были усилены фундаменты, стены укреплены контрфорсами, произведен ремонт кирпичной кладки стен и сводов, устроены новые окна. К западному фасаду сделана большая пристройка с разборкой существовавших стен, более чем в полтора раза увеличившая площадь церкви, деревянный пол выложен чугунными плитами, снятыми при ремонте в Успенском соборе Лавры. Однако при выполнении этих работ был уничтожен пышный барочный лепной портал главного входа. В пристроенной части храма были помещены две иконы в киотах, созданных в мастерской Маленко в Киеве. На иконах были изображены прпп. Антоний и Феодосий Печерские.В 1900 г. в церкви установили четыре голландские печи, что сделало возможным проведение богослужения в любое время года.
В 1907–1910 гг. были заново покрашены купола и промыта живопись на стенах храма.В советское время Китаевскую пустынь ждали испытания. В 1919 г. Временное рабоче-крестьянское правительство Украины издало декрет «Об отделении Церкви от государства, и школы от Церкви». После этого наркомат образования начал работу по взятию на учет церковного имущества. В 1929 г. Киевский горсовет принял решение о закрытии храмов и выселении монашествующих с территории всех монастырей города. За время после закрытия монастыря многие из строений были частично или полностью уничтожены.
В августе 1941 г., во время тяжелых оборонительных боев под Киевом, артиллерийским огнем были повреждены крыша и купола Свято-Троицкой церкви.После войны здание использовалось как овощехранилище и долгое время не ремонтировалось. Как следствие, в середине 1950-х гг. храм пребывал в состоянии запустения, с завалами битого кирпича и осыпавшейся со стен и сводов штукатуркой, обрушившимися куполами и трещинами в стенах. Храм представлял собою жалкое зрелище. Гибель его казалась неизбежной.
В 1965 г. Свято-Троицкий храм был включен в перечень памятников республиканского значения, и Общество охраны памятников истории и архитектуры сумело добиться разрешения на выполнение реставрационных работ. В 1978 г. был разработан проект реставрации архитекторами В.Безякиным, Р. Быковой и Г. Максимовой.
В первоначальном варианте проекта предлагалось возродить храм в том виде, какой он имел в ХVIII в. (т.е. двухкупольным и на треть меньшим по площади). Однако дальнейшая проработка вопроса показала, что изменения, привнесенные в его архитектурный облик в следующем столетии, вполне оправданны, что и было учтено при реставрации. К юбилею Киева, праздновавшемуся в 1982 г., наружный вид храма был восстановлен. Но внутривсе оставалось по-прежнему.
Приходская церковь на территории монастыря действовала в годы Великой Отечественной войны. Второе возобновление церковной жизни в Китаево относится к 1990 г. Тогда Свято-Троицкий храм был открыт как приходской, и прихожане приступили к воссозданию его интерьера. При этом из фрагментов прежней живописи на колоннах центрального нефа уцелели изображения Архангелов Михаила и Гавриила. Усилиями прихожан храм был приведен в порядок.
По проекту архитектора Р. Быковой был сооружен четырехъярусный иконостас, выполненный по образцу пропавшего в годы разрухи иконостаса XVIII в.
В 2009 г., по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, храм был возвращен Свято-Троицкому Китаевскому монастырю.
27 декабря того же года в храме состоялось торжественное богослужение и освящение престола.
Свято-Троицкая церковь является главным храмом обители и своей необычной красотой привлекает многочисленных паломников и посетителей как один из последних памятников архитектуры, построенных в стиле украинского барокко.
Источник: сайт монастыря
Входила в комплекс построек Китаевской (с середины XIX в. — Свято-Троицкой) пустыни, основанной в XVII в. в качестве скита Киево-Печерской Лавры. Расположена на территории древнего городища IX-XIII в.в. Построена на месте деревянной церкви Сергия Радонежского 1716 г.
Здание относится к типу пятикамерных украинских церквей с тем отличием, что к восточным сторонам боковых пространственных ячеек пристроены апсиды пастафориев (жертвенник и дьяконник). Церковь завершалась главой в центре здания и меньшей по размерам главой – над престолом. В характере барочного архитектурного декора (треугольные фронтоны и лучковые сандрики над окнами, профилированные карнизы, формы оконных проемов) исследователь (Б.А. Крицкий) усматривает черты, близкие к творчеству С.Д. Ковнира. Кладка стен кирпичная на известковом растворе, перекрытия — коробовые и купольные. Барабан был установлен на парусах. Тимпаны фронтонов южного портала и прилегающие площади украшены лепниной в виде орнамента из растительных мотивов. По бокам дверного проема северного портала находятся декоративные полуколонки, прилегающие к пилястрам. Тимпан фронтона этого портала заполнен барельефной скульптурой.
В 1854 г. перестроены старые купола и надстроены три новых.
В 1892 г. (арх. В.Н. Николаев) были произведены работы по расширению здания за счет разборки двух пристроек и устройства большого прямоугольного в плане объема с запада. В 1970 г. начаты работы по исследованию и реконструкции памятника.
Памятник в основном сохранил формы и декор, типичный для украинского барокко XVІІ-ХVIII в.в.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1983 г., т. 1.
В центре Китаевской пустыни, вблизи пруда. Сооружена по указу Синода от 1759 г. арх. Киево-Печерской лавры С.Д. Ковниром за счет князя О. Голицына, Войта И. Сычевского, киевских жителей В. Гудымы, К. Сулимы и др. В 1854 г., после переименования Китаевской пустыни в Свято-Троицкую, осуществлен капитальный ремонт.
Снаружи храм тинькован, переложен верхом, покрашены стены, все бани заново покрыто медными листами, центральная баня позолочена. Худ. Й. Шелтовский вместе с мастерами Лаврской школы живописи заново расписал интерьер, восстановил резной позолоченный иконостас. Капитальная реконструкция храма осуществлена в 1892 г. арх. В.Н. Николаевым: сделан ремонт кирпичной кладки фундаментов, стен и сводов, растесаны новые окна, боковые фасады укреплены контрфорсами, к западному фасаду сделана большая пристройка, деревянный пол заменен чугунными плитами из Успенской церкви Киево-Печерской лавры. В 1900 г. храм преобразован в теплый: в тамбуре перед входом поставлено четыре голландских груба. В 1907-1910 г.г. окрашены бани и промыта живопись. Крыша пострадала во время 2-й мировой войны. В 1950-х г.г. упали бани. В 1978 г. разработан проект реставрации церкви (архитекторы В. Безякин, Р. Быкова, Г. Максимова). В 1992 г. осуществлен ремонт и реставрация.
Шестистолпная, триапсидная, пятибанная, с тремя престолами – Троицким, Сергия Радонежского и Димитрия Ростовского. Стены кирпичные, на известковом растворе. Перекрытия баневые (над средокрестьем и алтарем) и сводчатые. Завершается храм грушевидными банями с перехватом и изысканными фонариками. Двухсветная. Плоскости стен с большими оконными проемами завершены карнизами и расчленены по вертикали контрфорсами на боковых фасадах и лопатками – на восточном. Треугольный тимпан фронтона южного портала и прилегающие плоскости стен украшены барочной лепкой, состоящей из орнаментальных и растительных мотивов. Тимпан фронтона северного портала заполнен скульптурными изображениями ангелов, по бокам портала — декоративные канелюрованные полуколонки упрощенного ордера, опирающиеся на кронштейны и завершающиеся остроугольными козырьками. По осям обоих порталов наверху устроены пышно украшенные лепкой глухие ниши и характерные для украинского барокко четырехлепестковые окошки.
Интерьер храма с двумя высотно раскрытыми световыми банями (над средохрестием и алтарем) украшен воссозданным по описаниям барочным четырехъярусным иконостасом (арх. Р. Быкова). В объемно-пространственном решении и силуэте храма отражены черты эпохи развития архитектуры украинского барокко среди. 18 в. в подземных склепах южного придела похоронены игумен Киево-Печерской лавры (с 1867) Модест (1806-1871) и иеромонах Лавры (с 1843) Ипполит Ющенко (1806-1875). На полу — две бронзовых плиты с надписями. В этом же приделе хранятся мощи Феофила. В отдельной нише в стене церкви в 1892 г. был похоронен епископ Калужский Виталий. Справа от входа в храм в стене установлен крест в честь погребенного здесь соборного старца Лавры, иеромонаха Геннадия (+1866). С 1992 г. — действующий храм.
Свод памятников истории и культуры Украины. — К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.