Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь находится в семи верстах от Киево-Печерской Лавры. История нашого монастыря уходит во глубину векав, во времена князя Андрея Боголюбского († 1174, пам. 4/17 июля), по прозвищу или по языческому имени — «Китай» — крепость. Благоверный князь даровал в 1159 г. Киево-Печерскому монастырю ставропигиальную грамоту о владении землей. В китаевских пещерах жили подвижники в период XI — XVII вв.. В начале XVII в. Здесь был основан Лаврский скит. В 1716 г. Киевский военный губернатор князь Д.М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. на месте обветшавшей деревянной церкви была построенная нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. К северу от храма был сад, в котором погребали братию из различных киевских монастырей и известных горожан в период с XVII века до 50-х годов XX века и насчитывалось от 3 до 5 тысяч захоронений. В 30-е годы XIX ст. были построены тёплый храм во имя Двенадцати святых Апостолов, при братской трапезе, и каменная колокольня. В том же столетии построены корпус настоятеля, три братских корпуса и другие постройки, которые обнесли каменной стеной с экономическими воротами в виде арки. В 1898 г. построен трёхэтажный кирпичный жилой дом для братии, а также свечной завод с хозяйственными и жилыми постройками. Церковь прп. Серафима Саровского, с богодельней при ней, была построена через год после канонизации этого святого, в 1904 г.
Вершин совершенства в добродетелях, святости жизни, достигли в Китаево прп. Досифея и прп. Феофил Христа ради юродивый. Прп. Досифея, всем сердцем полюбив монашескую жизнь, вопреки воле родителей покинув дом, в 16 лет поступила, выдавая себя за беглого крестьянина, в Троице-Сергиеву Лавру. Активные родительские розыски заставили её перейти в Киев. И здесь, в пещере на Китаевских холмах, она подвизалась, молясь Богу, испытывая многие злострадания. В 1744 г. по повелению императрицы Елизаветы, посетившей её, Дарья была пострижена в рясофор с именем Досифей. Только после смерти открылось, что суровые монашеские подвиги совершала тульская дворянка Дарья Тяпкина. Прп. Досифея благословила на подвиг подвижничества, в Саров, юного Прохора Мошнина, впоследствии известного во всём мире святого, преподобного Серафима Саровского чудотворца. Прп. Феофил прославился своей прозорливостью и чудотворениями. Многие от простого крестьянина до знатных дворян обращались к нему за помощью, за советом. И всякий находил у него утешение, поддержку и разрешение своих духовных и житейских вопросов. Пустынь посещали многие известные духовные и мирские люди: прп. Паисий Величковский, свт. Филарет, митрополит Киевский, Т. Шевченко, П. Тычына, здесь проживали Г. Сковорода, Н. Лысенко, М. Грушевский. Китаевская пустынь представляла собой благоустроенное монастырское хозяйство с огородами, рыбными угодьями, фруктовыми садами, пасекой. Свечной завод поставлял для Лавры всевозможные свечи — от копеечной до пудовой. Таким образом, по своим размерам и организации, пустынь равнялась большому монастырю.
В советские времена монастырь был закрыт и разорён, колокольню разобрали, здания употребляли в различных хозяйственных и других нуждах. Так, например, в храме прп. Серафима Саровского был устроен клуб, в монашеских келлиях — учебные классы, коммуналки. В 1990 г. началось возрождение церковной жизни на территории обители — в Свято-Троицком храме открылся приход. В 1993 г. было принято решение о возобновлении Китаевской пустыни, как Лаврского скита и назначен настоятель, архимандрит Пафнутий, в схиме Феофил(†1996). В этом же году было совершено праздничное богослужение иконы Божией Матери, именуемой «Казанская». С 1996 года Китаевская пустынь является самостоятельным монастырём. За короткое время обитель стала известна многим. В настоящее время Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь — известное место паломничества православного мира. Ввиду достаточной удалённости пустыни от города, пещеры Китаевской горы редко посещают — это позволяет сохранять их древний облик почти без изменений. А сам монастырь, в силу своего местонахождения и причастности к нему многих святынь и святых людей, дарит приходящим душевное отдохновение. Монастырские богослужения происходят в храме святых Двенадцати Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря — частицы мощей святых апостолов и других святых, а также список с иконы Божией Матери «Ватопедская», другое название её — «Закланная» и др. святыни.
http://angela.org.ua/
Краткая история Китаевской Свято-Троицкой обители: Первые упоминания монастыря на Китай-горе относятся к ХII веку, но, только, начиная с ХVIII века, когда в 1767г. был построен храм в честь Пресвятой Троицы, монастырь начинает приобретать те черты, которые мы видим сейчас. После Октябрьской революции монастырь разделил судьбу многих храмов и обителей нашей Церкви — в 1933г. он был закрыт и частично разрушен.
В 1990г. храм в честь Пресвятой Троицы был передан Церкви и при нем организован приход. Возрождение монастыря в Китаево началось в 1993году и связано с первым настоятелем схиархимандритом Феофилом (Россохой) (†1996). Монастырь постепенно благоустраивался: были восстановлены братские келии, храм в честь святых 12 Апостолов, частично была упорядочена территория монастыря. В 2009г. Свято-Троицкая церковь, которая исторически являлась главным храмом обители, была возвращена монастырю, а существовавший ранее при храме приход был упразднен. Намесником Свято-Троицкого Китаевского мужского монастыря является священноархимандрит Прохор (Костюченко).
В монастыре находятся такие святыни: — частицы мощей святых Апостолов и других святых, — мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого, — список с чудотворнной иконы Божией Матери «Ватопедская» («Закланная»), — у северной части алтаря Свято-Троицкого храма, под спудом, почивают мощи преподобной Досифеи.
администрация сайта Китаевского Свято-Троицкого монастыря. www.kitaevo.kiev.ua
Китаевская пустынь, в 9 верстах от Киева, в 2 верстах от Днепра, между двумя горами, окружена со всех сторон лесом. Основана (по преданию) в XII веке князем Андреем Боголюбским. В XVII веке был отшельнический скит, а в 1775 году князь Голицын устроил здесь деревянную церковь во имя преподобного Сергия и кельи. Ныне здесь существует трехпредельная каменная церковь во имя Святой Троицы, построенная иеромонахом Тихоном вместо обветшавшей Сергиевской церкви. Китаевская пустынь приписана к Киево-Печерской лавре и служит кладбищем для лаврской братии. Здесь находится могила схимонаха Досифея, пользующаяся особенным уважением.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Китаевская пустынь — православный монастырь в Китаеве (историческая местность в Киеве), подчинённый Киево-Печерской лавре. Действовал в XVIII — начале XX; восстановлен в 1990-е годы. Документированная история обители начинается с 1716 г., и ещё в XIX веке Китаев стал популярным местом паломничества. Наиболее известными из китаевских старцев были Досифей и Феофил.
Пустынь была известна своими садами, которыми занимались опытные садоводы из монашествующей братии. В соседстве с Китаевской пустынью (между Голосеевом и Китаевом) в 1860-е годы был основан Болгарский хутор, где бывший униатский архиепископ Иосиф Сокольский, с разрешения митрополита заложил виноградник.
К концу XIX века окончательно сложился архитектурный ансамбль монастырского подворья шестиугольной формы. В него вошли кирпичная Троицкая церковь, 45-метровая колокольня, трапезная с церквями Двенадцати апостолов и Трёх русских святителей — Петра, Алексия и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с экономическими воротами. С 1898 г. на территории хоз. двора действовал лаврский свечной завод. К новому корпусу богадельни в 1904 г. пристроена церковь св. Серафима Саровского.
В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. — Украинский НИИ садоводства). Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений.
После реставрации в начале 1990-х годов Троицкая церковь была передана УПЦ (1992). После археологических исследований 1993-94 г.г. были обустроены пещеры и в них освящён храм св. Досифея. С 1996 г. обитель имеет статус самостоятельного монастыря.
Китаевская пустынь в г. Киев
Братский корпус, 1843-1844 г.г.
В южной части двора. Северный фасад обращен к Троицкой церкви, южный — в сторону пруда. Построен в стиле классицизма по проекту арх. П. Спарро. Двухэтажное, на высоком цоколе, кирпичное, тинькованое (оштукатуренное), в плане прямоугольное сооружение размерами 43х15 м. Крыша вальмовая, крытая железом. Перекрытия цокольного этажа сводчатые, первого и второго – плоские. Первый этаж рустованый, отделяется от второго пояском. Гладкие стены второго этажа завершены карнизом. Прямоугольные окна с наличниками. Используется как учебный корпус Киевского государственного научно-производственного комбината пчеловодства Минагропрома Украины.
«Свод памятников истории и культуры Украины». – М.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского, орфография сохранена.
Пустынь находится в 9 км от центра Киева, вниз по течению Днепра, в урочище Китаево — долине, окруженной со всех сторон высотами (горами), так, что можно находиться буквально рядом с ней и не догадываться об этом… С востока её территории ограничена прудами и высокой горой, поросшей лесом, на которой расположено Китаевское городище. С юга и запада она окружена прудами и лесом на горе.
Китаевская пустынь, подчиненная Киево-Печерской лавре, основана в 16 в. В конце 1716 г. генерал-губернатор Киева Д. Голицын построил деревянную церковь во имя Сергея Радонежского, трапезную и кельи, которые в 1757 г. сгорели. В 1759 г. Синод дал разрешение на постройку новой, кирпичной церкви. Троицкая церковь построена архитектором С. Ковниром, окончена постройкой и освящена в 1767 г. В 1829-1937 г.г. архитектором И. Богдановым (вероятно, по проекту арх. А. Меленского) возведена надвратная кирпичная колокольня на расстоянии 50 м от западного входа в храм. Представляла собой четырехъярусное, завершенное высоким шпилем сооружение, в котором первый ярус был решен в виде прямоугольного двухэтажного объема, украшенного с запада и востока четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Два верхних, в плане круглых, яруса украшали колонны коринфского и композитного ордера. Колокольня завершалась луковичным позолоченным куполом, увенчанным высоким шпилем. Разобрана в 1932 г.
В 1830-х г.г. вдоль северо-западного края двора вместе с колокольней возведены прилегающие друг к другу одноэтажные кирпичные корпуса братской трапезной с теплой церковью Двенадцати апостолов, хлебные, кухни и нескольких келий, к востоку от Троицкой церкви — отдельный одноэтажный деревянно-кирпичный дом настоятеля пустыни с деревянной галереей на фасаде (перестроен). По проектам архитектора П. Спарро в 1843-1844 г.г. к югу от Троицкой церкви сооружен двухэтажный кирпичный братский корпус («старый дом»), в 1851-1852 г.г. — кирпичное ограждение комплекса с северо-западными экономическими воротами в виде арки (не сохранилась). В 1870-е г.г. северо-восточная сторона двора заперта цепью одноэтажных сооружений — бани и трех келейных корпусов (перестроены). Напротив юго-западной стороны Троицкой церкви по проекту инж. О. Середы в 1894 г. возведен двухэтажный кирпичный «новый дом», предназначавшийся для проживания старых священнослужителей. Вследствие этого застроенный со всех сторон «Главный Двор» пустыни получил форму неправильного шестиугольника. Со 2-й половины 19 в. в состав пустыни вошло основанное в монастырском саду отдельное хозяйственное подворье.
Пустынь создавалась как жилище для уединения монахов. В Китаеве проживало немало старцев-монахов, которые отмечались подвижничеством. Одни из них выбирали юродство — добровольный отказ от общепринятых норм поведения, другие — затворничество. Поэтому еще с 18 в. Китаевская пустынь снискала славу киевского Афона, стала местом паломничества, разрешение на посещение которого выдавала Киево-Печерская лавра. Летом число паломников достигало 3 тыс. человек. Каждый старец был духовником, имел много «духовных чад» из мирян и духовных лиц, посещавших его здесь без помех. Самыми известными из китаевских старцев были Досифей и Феофил, могилы которых находятся рядом с Троицкой церковью. Восстановлена традиция их почитания — здесь совершаются отправления-панихиды, к могилам святых стекаются многочисленные паломники. К северу от церкви сохранилась также часть кладбища (ликвидировано в 1960-х г.г.), где похоронены лаврские монахи, светские особы. Среди них — могилы известного деятеля Свято-Владимирского братства г. Бредихина; княгини Т. Горчаковой, монахини Киево-Флоровского монастыря (в монашестве — Анастасии) и др. В числе утраченных могил — склеп из двух камер, где покоились Иеросхимомонах, книготорговец Киево-Печерской лавры Иларион и известный Лаврский юродивый Ковалевский Иван Григорьевич (1807-1855), имевший прозвище «Босый»; погребение Вениамина (в миру — Базилевич Дмитрий Ильич; 1787-1873) — печатника и архитектора Киево-Печерской лавры, архимандрита Киево-Выдубицкого монастыря (1856-1867), автора полного «Киевского месяцеслова»; Епифания (1770-1828) — философа, богослова, проповедника, иеромонаха, руководителя Лаврской типографии (1814-1822). Несколько человек были похоронены в Троицкой церкви. В 1970-х г.г. возле с. Круглик было устроено новое кладбище Китаевской пустыни, рядом с которым возник скит Преображенская пустынь.
В 1920-х г.г. в пустыне находилась детская колония, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными заведениями. В 1930 г. территория и здания переданы, основанному в это время, Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. — украинский НИИ садоводства).
Во время Великой Отечественной войны все здания сильно пострадали. Позже здесь размещались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений (с 1956 г.). После реставрации Троицкой церкви (1992) и ремонта трапезной с кельями эти здания переданы Украинской православной церкви Московского патриархата.
«Свод памятников истории и культуры Украины». – М.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.
Хозяйственный двор
Напротив главного двора пустыни через ул. Китаевскую, вдоль которой установлено ажурное металлическое ограждение на кирпичных столбах. На территории двора содержались сооружения жилого и хозяйственного назначения – госпитали, конюшни, погреба, переведенный из Киево-Печерской лавры свечной завод и т.д.; часть их сохранилась.
В 1867 г. по проекту иеромонаха Евкарпия (в миру – инж. Наумов) в южной части двора вдоль улицы сооружен двухэтажный кирпичный корпус «старого» госпиталя в стиле позднего классицизма, с двумя входами со стороны двора, крытыми металлическими крышками. Перпендикулярно к нему вдоль Сосновой аллеи, ведущей в глубину усадьбы, по проекту монаха Игнатия 1871 г. возведен одноэтажный, обложенный кирпичом, деревянный корпус «нового» госпиталя, к которому в 1900 г. достроено боковое крыло; в 1904 г. – кирпичный объем церкви св. Серафима Саровского. Храм прямоугольный, с граненой апсидой, решенный в т. н. приходском стиле, завершался одной баней (не сохранилась). В 1898 г. архитектором В. Николаевым запроектирован трехэтажный кирпичный жилой корпус в кирпичном стиле, расположенный в северной части уличной застройки двора. На восточном главном фасаде этого дома установлены две мемориальные доски с именами погибших на фронтах Великой Отечественной войны сотрудников Украинского научно-исследовательского института садоводства и в честь переформирования здесь в ноябре 1943 г. истребительного противотанкового артиллерийского полка Резерва Главного командования. Здание «старого» госпиталя и жилой корпус используются Украинским научно-исследовательским институтом защиты растений, «новый» госпиталь вместе с церковью в 1990-х г.г. передан мужскому монастырю «Китаевский пустынницкий скит».
Михаил Дегтярев, «Свод памятников истории и культуры Украины». — К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.
В урочище Китаев, на южной окраине города. Связаны с историей Свято-Троицкого скита Киево-Печерской лавры. Считается, что по своему происхождению восходят к древнерусской или литовской эпохе. Из письменных источников известно, что около середины 18 в. здесь жили и находились выдающиеся деятели православной церкви, в частности, преподобные Досифей Китаевский и Серафим Саровский. Пещеры состоят из двух крупных пещерных комплексов, расположенных в урочище Китаев (под Китаевским городищем и в т.н. Виноградном саду), на расстоянии 350 м друг от друга. Исследовались в 1911-1914 г.г. Ертелем и в 1993-1994 г.г. сотрудниками Музея истории города Киева. Материалы исследований Китаевских пещер хранятся в Музее истории города Киева и Институте археологии НАН Украины.
Пещерный комплекс на территории Китаевского городища
Имеет вид достаточно разветвленного двухъярусного лабиринта подземных келий, часовен и переходов общей длиной более 250 м. К нему относится и т.н. пещера Тимофея с затворнической кельей и небольшой церковью, найденная в 1994 г. Архитектура комплекса и археологические находки позволяют определить его как пещерное поселение монахов-отшельников 16-18 в.в. Пещеры организованы для посещения и используются братией восстановленного Свято-Троицкого монастыря. Над входом в 1990-х г.г. возведена деревянная часовня. Часть комплекса остается неисследованной и перекрыта мощными обвалами.
Пещерный комплекс на территории Виноградного сада
Состоит из нескольких отдельных, достаточно разветвленных участков подземных сооружений: жилых, хозяйственных и церковных помещений. Во время раскопок здесь зафиксированы остатки обычных очагов, кафельных печей, надписей-граффити и предметов домашнего обихода позднесредневекового времени. По всем признакам этот комплекс – остатки Чернецкого подземного поселения 16-17 в.в. Теперь пещерные сооружения комплекса в основном остаются заваленными и неисследованными, продолжается их обследование и консервация. Нуждаются в охране и реставрации.
Литература: Толочко П.П. «Тайны киевских подземелий». – К., 1968 г.; Стрихар М. «Археологические исследования пещер Китаевского Свято-Троицкого скита Киево-Печерской лавры. Скалы и пещеры в истории и культуре древнего населения Украины». — Львов, 1995 г. «Свод памятников истории и культуры Украины». — К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.