Появление обители предсказал преп. Феофил Киево-Китаевский (ум.1853 г.). Труды по ее основанию выпали на долю преп. Ионы Киевского (в миру Иоанна Мирошниченко; ум.1902 г.). Уроженец Полтавщины, он уже в детские годы неоднократно удостаивался восхищений в Горний мир, где был извещен о том, что избран для совершения одного из великих дел милосердия Божия на земле. 22-х лет будущий великий старец поклонился киевским святыням и, как сам потом писал о себе, по указанию Божией Матери отправился к преп. Серафиму Саровскому. Через старца Серафима Пресвятая Богородица открыла Иоанну будущее и направила его в Брянскую Белобережскую пустынь. Там Иоанн принял монашество с именем Ионы и трижды сподобился посещения Божией Матери, повелевавшей подвижнику идти в Киев и устроить на месте, которое будет указано огненным столпом, новую обитель. В Киеве Преподобный подвизался поочередно в разных монастырях и стал духовником многих киевлян. В это время подвижнику явился Сам Спаситель и открыл, что Преп. Ионе предстоит послужить для спасения множества душ. О том же известила Преподобного и Божия Матерь. 1 марта 1861 и 9 марта 1862 гг. Пречистая явилась о. Ионе на предызбранном свыше для устройства новой обители месте. В первое из этих явлений Она говорила: «Иноки многи имут быти зде, и излие Господь Бог Сын Мой благодать месту сему и живущим на месте сем. И Моя благодать имать быти с ними зде во веки». Пресвятая Владычица открыла также, что многие из здешних иноков спасутся и послужат утешению людей настоящих времен, «многие придут и приползут разного рода и племени целы и полуцелы, уязвленные, отягченные сном, дремлющие, расслабленные, обременены и удручены тягостию от самих себя и от исконного врага… Аз не престану посещать место сие, живущих и ползущих на место сие. Господь Бог Сын Мой и Аз послужим всегда ко утешению и спасению их всех».
На указанном месте преподобный начал строить монастырь. По внушению Божию Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, благословил княгиню Екатерину Васильчикову — духовную дочь о. Ионы и супругу киевского генерал-губернатора — хлопотать об официальном учреждении обители. Выделив часть собственных средств на содержание монастыря, княгиня представила соответствующее прошение императору Александру II. Последний, собрав приближенных на совет, высказался «за», но между остальными разгорелся спор. Раздосадованный император вышел в сад, где тут же едва не погиб от рук известного Дмитрия Каракозова. Обращаясь после этого к противникам открытия обители, царь сказал: «А что, господа, монастыря не надо? А я верю, что Господь Бог и Божия Матерь спасли мне жизнь молитвами того монастыря». И в тот же день подписал указ об учреждении Троицкой обители. Пресвятая Владычица хранила и непрестанно посещала монастырь, о чем свидетельствовали сподобившиеся видеть Ее здесь иноки и богомольцы. Преп. Иона стал известен всей Российской империи. За свою долгую многотрудную земную жизнь старец сподобился многих чудесных видений, даров прозорливости и исцелений (известен даже случай избавления от холеры одного мусульманского аула, чей житель с верой отправил к о. Ионе телеграмму). Исцеления по молитве Преподобного совершались и по его кончине. Усопший старец являлся многим знавшим его.
В 1934 г. обитель упразднили. В 1936 г. на окружающей территории учредили ботанический сад. Возродился монастырь в первой пол. 90-х гг. уходящего столетия. Престольный храм (1871-1872 гг., в 1897 г. расширен) имеет правый теплый придел во имя Иконы Божией Матери «Троеручицы», восстановленный на прежнем месте (Преподобный очень чтил эту икону еще в Белобережской пустыни; однажды зимой, когда иноки объезжали с этой святыней окрестности и лошади провалились в полынью, о. Иона снес с петель прижатую льдом дверь кареты и все успели спастись). В усыпальнице под храмом открыто почивают мощи Преп. Ионы, в схиме Петра (здесь же они покоились пол спудом до 1966 г., когда были вынужденно перенесены на Зверинецкое кладбище). Другая чтимая святыня обители — икона Божией Матери «Троеручицы». Около храма обращает на себя внимание столпообразный домик с часовым циферблатом на лицевом фасаде. Расположенный внутри часовой механизм изготовлен в 1858 г. в Париже и является старейшим в Киеве. Богослужение возобновлено в 1991 г. и до 1995 г. Ионинский был скитом Киево-Печерской Лавры.
В 1995 г. одновременно с местной канонизацией прп. Ионы монастырю был возвращен статус самостоятельного. 12 / 25 июля 1999 г. установлен и освящен Крест на месте явления Божией Матери прп. Ионе. Общецерковное прославление прп. Ионы было совершено 22 октября / 4 ноября 1999 г.
Входила в комплекс построек Троицкого (Ионовского) монастыря, основанного в 1866 г. Расписана в начале XX в. (художник Г.А. Золотов и др). Церковь кирпичная прямоугольная в плане с разновеликими объемами по углам. Над центральной частью помещен восьмигранный барабан с барочной главой. Перекрытия балочные. В угловых помещениях западной части церкви расположены лестницы.
Территория, на которой находится церковь, является исключительно интересной в археологическом отношении. Вблизи раскопками 1911-1914 г.г. (археологи А. Эртель и И. Каманин) выявлены и частично исследованы пещеры бывшего Зверинецкого монастыря, основанного в Х в.
Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Строитель», 1983 г., т. 1.
Монастырь возродили в третий раз. Здесь восстановлен фасад храма, крыша, перекрытия, стены вновь украшают росписи, звучат колокола. И все это – без копейки дотации, хотя за последние годы здесь перебывало немало чиновников самого высокого ранга. Они, конечно, оставляли пожертвования, но основная финансовая нагрузка легла на плечи обычных людей. Именно благодаря им удалось полностью восстановить монастырь, который к началу 1990-х г.г. являл собой грустное зрелище.
За всю историю существования – а построен он был в конце ХIХ в. – храм закрывали дважды. В 1930-х г.г. его помещение отдали детской колонии, а священников сослали. Старожилы еще помнят, как в здании жарили пирожки. Во время немецкой оккупации монастырь снова открылся и работал вплоть до 1949 г., когда на ул. Тимирязевской начали обустраивать ботсад. Помещение храма решено было отдать под музей ботаники.
– По проекту, вместо купола собирались построить башню с лепниной, как на ВДНХ, с памятником Мичурину, даже начали работы, – рассказывает архимандрит монастыря о. Иона. – Вскрыли склеп святого Ионы, основателя храма, а захоронение епископа Калужского Виталия разграбили и сожгли.
Музея из Ионинского монастыря все же не получилось. Его переоборудовали под лабораторию, но просуществовала она недолго: стали обрушиваться перекрытия, потолок, подмокали стены. В 90-х г.г. прошлого века храм начали восстанавливать. Служить тут стали в 1991 году, прямо на улице, а строительные и реставрационные работы начались еще через два года.
– Храм очень проблемный – за ним многие годы не следили, он был почти разрушен. Все восстановительные работы проводили своими силами, – продолжает отец Иона. – Разобрали кирпичные перекрытия, установленные здесь для работы лаборатории, укрепили крышу. Отлили на Донецком металлургическом заводе колокола – у них очень хорошее звучание. Недавно обновили фасад. А в последнее время восстанавливали росписи.
Над немногими картинами, сохранившимися с прежних времен, работал реставратор Николай Романченко. К сожалению, ни одной фотографии внутреннего убранства храма не осталось. Их искали в архивах, у историков, коллекционеров – тщетно. Даже иконостас, сделанный «Укрпроектреставрацией», пришлось просто выполнять по канонам русско-византийского стиля, который в конце XIX в. был популярен в православной церкви.
Клиру и прихожанам осталось только исследовать пещеры при монастыре. Своими силами в этом деле не обойтись, а на оплату услуг профильных организаций средств нет…
Елена Маковец, «Газета по-киевски», 3 июля 2008 г.
Стоит на верховье холма, с юго-запада вздымающегося над Выдубицким Свято-Михайловским монастырем. Первоначальный двухпрестольный, крещатый в плане, однобанный объем храма построен в 1871 г. по проекту военного инженера И. Антонова. Южный боковой алтарь во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» освятил 28 ноября 1871 г., главный престол во имя Живоначальной Троицы – 23 июля 1872 г. митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин). В течение 1870-х г.г. церковь расписал художник Д. Зайченко (живопись почти полностью потеряна).
В 1897-1900 г.г по проекту архитектора В. Николаева она расширена достройками с севера, юга и запада, в результате чего сооружение приобрело в плане форму прямоугольника. Над западным фасадом возведены три глухие декоративные баньки. Достроенный Северный боковой придел с престолом во имя Всех Святых освятил 13 октября 1900 г. митрополит Феогност (Лебедев). В 1902-1909 г.г. церковь расписана.
Сюжетную и орнаментальную живопись выполнили художники живописной мастерской монастыря Г. Золотов, В. Липкасский, М. Морев, Сахаров, при участии и под руководством А. Лакова и Г. Попова, которые одновременно оформляли трапезную церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и трапезную Киево-Печерской лавры. Несколько икон для храма написали художник Г. Выгуров и иконописцы мастерской К. Юрчевского.
В 1902 г. в мастерской Г. Бергера изготовлена металлическая лестница к ризницам. Отапливалась четырьмя кафельными грубами. Внутренние двери были деревянными застекленными, внешние – обшиты жестью. Впоследствии вход в церковь осуществлялся через пристроенный прямоугольный в плане застекленный тамбур.
Сооружение очень пострадало от взрыва складов артснарядов на Зверинце в 1918 г.: повреждена крыша, тиньк, потолки, живопись и иконостас, полностью выбиты окна и двери и тому подобное. В 1918-1919 г.г. проведены ремонтные работы. После закрытия монастыря церковь передана религиозной общине, в 1930 — начале 1934 г. действовала как приходской храм. Закрыта по постановлению Президиума Киевского горсовета от 15 февраля 1934 г.
В 1934 г. в ней содержался состав «Гастрономторга». В 1942-1944 г.г. — действующий храм, затем длительное время находившийся в запущенном состоянии, использовался для хозяйственных нужд Ботанического сада. В 1973 г. начаты ремонтно-реставрационные работы по проекту архитектора Г. Сапожниковой, с 1975 г. – консервация живописи. В 1993 г. храм передан Украинской православной церкви. В течение 1990-х г.г. проведен ремонт сооружения, реставрацию живописи (художники-реставраторы – О. Ерко, А. Марампольский, Н. Романченко и др.) и воспроизведение утраченных композиций. В 2001 г. подбанник Северной баньки переоборудован под колокольню, на которой в начале 2002 г. установлено десять колоколов.
Пятинавная, кирпичная, окрашена по кирпичу в два цвета, трехпрестольная, шестнадцатистолпная, с одной большой световой и тремя декоративными баньками, в плане почти прямоугольная. С западной стороны расположены два краеугольных повышенных объема квадратных в плане двухэтажных ризниц (с металлической лестницей, одни из которых винтовые), завершенные луковыми декоративными баньками на граненых подбанниках. Граненый подбанник над центром прямоугольного в плане нартекса, устроенного между ризницами, увенчан такой же по форме банькой.
Восьмигранный световой подбанник с деревянным полусферическим сводом венчает среднюю часть предвозвратного компартимента и вместе с высокими окнами обеспечивает вертикальное раскрытие и освещение в целом невысокого внутреннего пространства храма. В организации интерьера большую роль играет четырехрядная система столбов, соединенных полуциркульными арками, разделяющими внутреннее пространство на пять нав. Четыре столба поддерживают подбанник главной бани.
Нартекс от нав отделяет трехпрогенная аркада. Северный и Южный входы, подчеркнутые приподнятыми треугольными фронтонами, ведут в предвоенную часть, еще один вход – в Южный боковой алтарь. В нишах вдоль северного входа на протяжении 2-й половины 20 в. содержались иконы на металле (не сохранились). Перекрытия плоские деревянные, балочные. Вальмовая крыша и бани с жестяным покрытием.
В архитектурном решении преобладают формы историзма с элементами ренессанса, украинского барокко, неоросского стиля. Наиболее выразительной является композиция главного (западного) фасада, построенная по центрально-осевой схеме. Нартекс прорезан тремя отверстиями входов, оформленных полуциркульными архивольтами, поставленными на боковые лопатки. Мужские фасады ризниц содержат двойные полуциркульные окна с люкарной над каждым, боковые фасады-парные арочные ниши. Западные окна ризниц вписаны в большие трехступенчатые ниши незначительного углубления, верхние части контура которых акцентированы ритмом декоративных зубцов.
Северный, южный и восточный фасады расчленены неравномерным ритмом полуциркульных окон с прямоугольно-сетчатым остеклением, наличники которых на Северном и южном фасадах состоят из боковых лопаток и полуциркульных архивольтов, на восточном фасаде – килевидных. Разновысокие объемы завершены гладкой полосой фриза и венечным профилированным карнизом. Пластику фасадов усиливают прямоугольные подоконные филенки и межоконные лопатки, которые проявляют тектоническую структуру сооружения и являются важным элементом архитектурного оформления.
Преимущественно горизонтальный характер композиции фасадных плоскостей сбалансирован системой главной и трех западных бань на высоких стройных подбанниках, что придает вертикальности и улучшает восприятие силуэта сооружения. Справа от центрального нефа – лестница к подземному склепу, где покоятся мощи преп. О. Ионы.
С историко-художественной точки зрения наибольший интерес представляют росписи нартекса, на простенках которого помещены сцены страстного цикла: «Распятие», «Воскресение» и «Восхождение в ад». На торцевых стенах справа-композиции «Успокоение Всех скорбящих», слева – «Тит и Евагрий». Росписи выполнены в стиле позднего академизма. Они принадлежат кисти художников разного профессионального уровня. Вторая композиция значительно интереснее первой по своим живописным качествам. Это работа опытного мастера, что особенно ощутимо в фактурно раскованном моделировании форм, в тонких и динамичных переходах тепло-холодных цветовых нюансов. Интересна она и с точки зрения интерпретации иконографической традиции, выработанной Киево-Печерским монастырем в издании «Патерика Печерского» в 1661 и 1702 г.г., в гравюрах Прокопия и Л. Тарасевича, изображающих чудодейственное исцеление монаха Тита и гибель ярого во вражде к нему Евагрия.
Автор росписи мастерски соединил детали и пластические ходы, присущие иллюстрациям обоих граверов. Как и в Прокопия, действие разворачивается в пространстве монастырского покоя, среди которого ангел за руку подводит с постели смертельно больного Тита и поражает огненным копьем немилосердного Евагрия на удивление монахам – свидетелям чуда, стоящим рядом и так же, как и в гравюре Прокопия, заглядывающим сквозь открытую дверь. В то же время фигура Евагрия, аффект удивления чудом всех присутствующих, некоторые другие характерные детали (например, горящее копье-молния в руках ангела) связаны с образной трактовкой темы у Л. Тарасевича.
Обрамление сюжетных композиций и арки, сочетающие пространство нартекса и нав, имеют богатое растительно-орнаментальное убранство с использованием мотивов Креста, цветка-розеты, шестилучевой звезды. В орнаментах доминируют сопоставления голубовато-серого, охристо-желтого, темно-пурпурного и оливково-зеленого цветов.
В нартексе установлены две одинаковые резные из дубового дерева киоты, выполненные в единых формах с современным главным иконостасом церкви. В левом киоте помещена икона «Богоматерь Печерская» с приличными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими и ангелами. В нижнем правом углу иконы-миниатюрный ковчежец-отверстие в виде звезды с долей мощей преподобного Феодосия. В правом киоте-икона Христа на престоле с преподобными Серафимом Саровским и Ионой обабич. Под фигурами преподобных соответственно содержатся звезды-реликварии с частицами их мощей. Обе иконы выполнены в стиле иконописи 15 в. с присущей ему мелодичностью силуэтов, прозрачным ярким колоритом.
Нартекс соединяется с навами трехпрогонной аркадой, на гранях которой содержатся изображения святых апостолов Петра и Павла, преподобных Антония и Феодосия Печерских, а также плотный растительный орнамент. Над аркой, со стороны нефа – сцена «Въезд в Иерусалим», являющаяся репликой соответствующей композиции П. Сведомского в киевском Владимирском соборе. Потолок центрального нефа украшает написанный на полотне плафон с изображением Покрова Богородицы. Современная композиция является копией, выполненной по сохранившимся фрагментам плафона нач. 20 в. в ней изображены византийский император Лев VI Мудрый, Роман Сладковоспевец, Андрей Юродивый, монах Епифаний и др.
В отличие от распространенного в Украине типа «казацких Покровов», это не многолюдная, а достаточно камерная сцена с четким симметричным строением. В настроении зараженных передана тревожная грусть и надежда. Особую содержательную нагрузку в композиции играют повторенные трижды рефреном жесты вверх Романа, Андрея Юродивого и Христа на иконе за ними. Верхняя часть композиции выходит за пределы изображенного храмового интерьера. Богоматерь предстает в окружении Иоанна Крестителя, пророка Моисея, других святых и ангелов среди облаков. Полукруг их легких и динамических силуэтов замыкает композиционное целое и образует вокруг фигуры Богоматери своеобразный венок. В росписи преобладают серо-зеленые и красно-охристые оттенки.
Над продольными арками центрального нефа помещено изображение собора Всех Святых. Слева — святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов в митрах и драгоценных строях; за ними плотный ряд святых – всего 25 фигур. Напротив-апостол Иаков – брат Господень, святые Кирилл и Паисий-патриархи Александрийские, другие святые. Насыщенная, яркая живопись имеет характер, присущий церковным росписям кон. 19 в. росписи центральной бани и парусов под ней выражают другую авторскую манеру и стилистику, характерную для нач. 20 в.
На своде бани изображена Троица — Бог Отец и Бог Сын вдоль Креста, над ними в воздухе голубь — Святой Дух. На межвеконных простенках подбанника изображены архангелы, ниже-живописный фриз с ветхозаветной Троицей и ангелами на облаках. Таким образом, ведущая тема храма особенно акцентирована и продолжает давнюю иконографическую традицию постижения догмата Троицы. Здесь она приобрела оригинальное звучание благодаря объединению в рамках единой композиции типов Ветхозаветной и Новозаветной Троицы в их внутренней символической взаимосвязи.
На парусах сохранились изображения евангелистов, выполненные тем же мастером и трактованные в реалистичной манере на фоне пейзажей с выразительными пленэрными эффектами. На подхваченных столбах есть образы современной работы, справа – св. страстотерпца царя Николая II, изображенного в бармах и шапке Мономаха, и св. Флавиана; напротив, слева-св. равноапостольного князя Владимира и св. Афанасия. Среди них наиболее интересным является изображение князя Владимира-искусная, полная движения и настроения переработка известного образа В. Васнецова.
Четырехъярусный, резной из дуба иконостас центрального нефа выполнен по проекту архитектора И. Малаковой в 2000 г. Художественное решение иконостаса сочетает элементы, присущие византийской предалтарной преграде с более поздними формами. В правом Южном приделе церкви, посвященной Богоматери Троеручицы, в 2002 г. установлен двухъярусный иконостас (художник А. Репетовский), тонированный под темное дерево. Его орнаментальная резьба неглубокая. Верхняя часть трактована в виде килевидных арок-кокошников, увенчанных крестами, что придает общему силуэту вертикальной динамики и пластичности. В орнаментике иконостаса преобладают мотивы плетенки, стилизованной пальметты, медальонов с цветочными розетами и тому подобное.
В иконостасе этого нефа содержатся иконы, посвященные основателю монастыря преп. Ионе и истории чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы»: «преподобный Симеон Белоберезский и преподобный Иона», «Богоматерь Троеручица», «Спас Нерукотворный», «Св. Савва Сербский и Иоанн Дамаскин» и др. Все иконы подражают стилистике иконописи 15 в. в алтарной части нефа сохранились росписи нач. 20 в.: «Благовещение», «Христос Вседержитель», «встреча Марии и Елизаветы». Всем им, как и подписанной М. Моревым композиции, посвященной преп. Антонию, присущи жестковатый рисунок, применение прозрачного лессирования.
Росписи в алтарной части с изображениями «Тайной вечери», св. Филарета, священномученика Владимира, ангелов на столбах исполнил художник А. Вовченко.
В предвоенной части бокового алтаря во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» над южным входом в церковь изображено чудесное видение о. Иони 1 марта 1861 г. В центре – Богоматерь с Игуменским жезлом, окруженная огненными языками (как на иконе «Неопалимая Купина»). Вокруг неё — святые, которые присутствовали во время видения. Справа — 33 святых: преподобные Афанасий Афонский, Антоний и Феодосий Печерские, митрополит Киевский Михаил, преподобные Петр Афонский, Феодор Студит, Антоний Великий, Феодосий Великий, Пахомий Великий и др. Слева – 29 изображений, среди которых 12 святых апостолов, равноапостольные император Константин и его мать — св. Елена, равноапостольный князь Владимир, княгиня Ольга, князь Александр Невский, мученики князья Борис и Глеб.
Художественное оформление Южного нефа интересно композицией на западной стене, посвященной преп. Антонию, и плафоном современной работы «Рождество Христово». Композиция содержит сцену провода перед воротами одного из афонских монастырей будущего основателя Киево-Печерской обители – монаха Антония. Процессию афонских монахов возглавляет игумен, благословляющий посланника. Действие разворачивается на фоне достоверно воссозданного архитектурно — природного пейзажа Святой Горы, в котором преобладает тонкая цветовая гамма с присущей ей мягкой вибрацией оттенков. Это позволило достичь целостного сочетания пейзажного фона и почти монохромной центральной группы монахов в темно-коричневых мантиях и рясах. Движение направлено на зрителя. Расположением и детальностью разработки выделены фигуры игумена и Антония. Роспись неоднократно обновлялась, о чем свидетельствует фрагмент слева, где крона дерева и тень от него имеют следы более поздних возобновлений. С левой стороны композиции подпись «худ. М. Морева» и дата – «1903 г.».
Плафон «Рождество Христово» (холст, масло) так же, как и другие составляющие живописного декора Южного нефа, выполнили в 2000 г. художники А. Вовченко и А. Белянский. Изображение скомпоновано в удлиненном вертикальном формате. Плафон отличается контрастным сопоставлением цветных плоскостей: интенсивно-синего неба, коричнево-красной скалы, яркого пурпура мафория Богоматери и тому подобное. Выполненная на достаточно высоком профессиональном уровне композиция «Рождество», с одной стороны, демонстрирует стремление современных авторов соблюсти формально-стилистическое единство в живописи плафонов с образцами начала 20 в., с другой – кроет в себе духовный опыт и влияние стилистики предыдущих суток. В Малой Южной Нави помещена икона 18 в. «Богоматерь Одигитрия» (сохранилась ее правая часть) и кронштейн для лампады, изъятые в 1941 г. из руин Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Одноярусный иконостас Северного бокового алтаря во имя Всех Святых установлен в 2003 г. изготовлен по старинному образцу, отличается изысканным орнаментом и пропорциональностью форм. На западной торцевой стене Северного нефа — обширная многофигурная композиция «Нагорная проповедь». Она повторяет утраченный оригинал из Лавры, ставший образцом и для соответствующей композиции в церкви Николая прижима на Подоле в Киеве.
Однако, в отличие от последней, в росписи Свято-Троицкой церкви композиция не приспосабливалась к измененному формату и сохраняет полноту своего объемно-пространственного построения. Лучше она и по рисунку и живописным качествам. Центральная фигура Христа-проповедника на холме под пышной кроной дерева, толпа разных по виду и возрасту слушателей, раскидистый пейзаж – все изображено в академической манере нач. 20 в., удачно уравновешено и вписано в горизонталь формата. В теплом колорите преобладают охристо-рыжеватые, оливково-зеленые и початковые оттенки.
Живопись композиции не отличается особыми находками или эффектами, однако это подробный рассказ об одном из центральных евангельских эпизодов, максимально приближенный к историко-религиозному жанру. В правой нижней части росписи сохранилась авторская подпись: «июля 1903 Липкаский В.». Над входной северной дверью – сцена явления О. иони Пречистой Девы с сонмом святых, которое, по его свидетельству, состоялось 9 марта 1862 года. Владычица изображена в огненной кочке в голубой мантии, с царским венцом, в правой руке она держит кропило.
Ее окружают справа: апостол Петр с чашей святой воды, далее апостолы Иаков и Иоанн Богослов, преподобные Афанасий Афонский, Феодор Студит, Антоний и Феодосий Печерские и еще 30 святых. С левой стороны: св. Иоанн Креститель, апостолы Павел, Матфей, Марк, Андрей, Симон, Филипп, Лука, Фома и Варфоломей, святитель Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; праотцы Авраам, Исаак, Иаков, царь Мелхиседек; пророки Моисей, Аарон, Царь Давид, царица Феодора, Исайя и Иеремия, Иисус Навин, Илия, Елисей, Иезекииль, Даниил и Иов Многострадальный.
Эта композиция, покрывающая всю стену, написана маслом по тиньку. Среди других росписей Северного нефа-изображения преподобных Нестора Летописца и Алипия иконописца, написанные по оригиналам В. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. Здесь также восстановлены образы преподобных Игнатия, архимандрита Печерского, князей Андрея Боголюбского и Александра Невского.
В Северном узком приделе орнаментальные росписи потолка были полностью утрачены, ныне восстановлены по старым фотографиям.
Сбитые во время перепланировок помещения значительные фрагменты орнаментальных росписей в продольных арках находятся в процессе воссоздания. Ценнейшие росписи на стенах сохранились в удовлетворительном состоянии, в частности, в западной части нефа композиция худ. Сахарова, с незначительными вариациями повторяющая известную картину И. Репина «Св. Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных». На арках в средней части нефа – отреставрированные композиции «бегство в Египет», напротив – «сдвижение Честного Креста», над восточной аркой – «Успение Богоматери».
«Побег в Египет» по характерным живописным приемам, темпераментному пастозному моделированию форм и усилению роли пейзажного фона можно приписать автору евангелистов на парусах. Две другие композиции также, предположительно, выполнены рукой одного живописца в присущей ему манере сочетания локальных ярких красок с сухим мелко детализированным рисунком, в котором ощутимо подражание гравированным образцам.
Храм – ценный памятник церковной архитектуры и монументального искусства конца 19 — начала 20 в. относится к редкому типу безапсидных церквей. Играет важную роль в панораме правого берега Днепра. Монументальная роспись церкви является образцом в целом удачного сочетания реставрации аутентичных частей отделки интерьера и их современных дополнений.
«Свод памятников истории и культуры Украины». — К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского.