Киев. Спасо-Преображенская пустынь.

14 августа 1852 года, старец Иеромонах Феофил Христа ради юродивый подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры (1788-1853 гг) направлялся на бычке из Китаева в Лавру. Когда он проезжал по лесу возле того места, где ныне устроена Преображенская пустынь, бычок его сбился с дороги и свернул направо, но старец, занятый чтением псалтири, как бы не замечая этого, продолжал свой путь. Шедшие из ближайшей деревни влес мужики с топорами заметили эту ошибку и стали старца окликать: —Батюшка! ваш бычок заблудывся. Дывицься, вин не туда йде. Блаженный, как бы отрываясь от чтения псалтири, повернул к мужикам голову и говорит: —Нехай соби иде. Вин лучше нас знае чого ему там треба. Це для того, щоб я тут Богу помолывся. Старец слез с повозки, взял у мужика топор, срубил маленькое деревцо и вытесал из него небольшой крест. В 50-х годах прошлого столетия на месте существующей там ныне Преображенской пустыни был густой лес, и мысль о построении ее никому даже и в голову не приходила. Но блаженный Феофил, провидя духом будущую благодать здесь, помолился Богу и, как некогда Первозванный Андрей водрузил крест на высотах Киевских, так и блаженный старец укрепил свой крест на сем месте и сказал: — Памятуйте, друзья! На сим мисти буде выстроен монастырь. И багацько живих и мертвих буде поселяться у ним.
Что было предсказано, то исполнилось. В 1872 году, на том месте, где был поставлен Феофилом крест, было положено начало нынешней Преображенской пустыни и, кроме живых людей, ищущих спокойствия для души, стали поселятся туда и мертвые телом для вечного покоя своего в ожидании наступления дня Страшного Суда Божия. Освящена церковь была в 1873 году в честь Преображения Господня.
В 1909 г. храм был капитально отремонтирован. Кроме церкви, в пустыни находился каменный дом ее настоятеля, жилые корпуса, пекарня, кухня с трапезной и гостиница для паломников. Вблизи располагалась водопроводная станция, которая обслуживала, кроме Преобаженской, еще и Китаевскую пустынь с ее хозяйственным подворьем, свечной завод и Болгарский хутор.
В 1921 году, когда все монастырское имущество, кроме храмов, перешло в ведение Губземотдела, эта организация решила устроить в Преображенской пустыни свой санаторий. Для определения подходящего помещения туда направили государственного служащего П. И. Троцкого. В его задачу входило составление полной описи имевшихся строений. Вначале Земотдел предложил освободить для санатория 15 комнат и, чтобы как-то ослабить бдительность проживавшей в пустыни братии, предлагал выделить из ее числа человека, которому можно было бы поручить заведование хозяйственной частью. Зная негативное отношение руководства Земотдела к монастырю и, в то же время, не имея возможности отстоять Преображенскую пустынь, лаврская братия решила, что будет лучше передать свои бывшие помещения общественной организации, а именно — Комитету по улучшению быта ученых. Тогда представители лаврской общины повели переговоры с названным Комитетом об устроении в пустыни дома отдыха научных работников. Такое соседство с людьми образованными, интеллигентными позволило бы, по мнению братии, продолжать совершать богослужения в стенах монастыря. В результате переговоров Преображенская пустынь стала местом отдыха ученых. Однако надежды братии не оправдались. Политика советской власти диктовала свои условия, и вскоре новые соседи полностью заняли территорию бывших хозяев. В 1924 году настоятель Лавры уже обращался в секцию научных работников с просьбой о разрешении погребать монахов на Братском кладбище Преображенской пустыни.
В 1938 году храм Преображения Господня был взорван. Обитель прекратила свое существование.
В сентябре 2005 года по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины — игумен Моисей начинает восстановление Спасо-Преображенской пустыни. В настоящее время богослужения проходят в небольшом Храме преподобного Феофила Христа ради юродивого. Построен братский корпус. В ближайшее время намечено строительство Спасо-Преображенского собора, колокольни, детского приюта.
История Спасо-Преображенской пустыни, информационный листок обители

Церковь представляла собой прямоугольное в плане сооружение в переходных формах от классицизма к русскому архитектурному стилю. Стены храма были сдержанно декорированы. Над алтарной частью размещалась баня с фонарем на граненом барабане. Над западным входом была возведена одноярусная колокольня с палаточным завершением в обрамлении кокошников.
В 1909 г. храм реконструирован. В 1924 г. пустынь передана Киевской секции научных рабочих под дом отдыха. В течение 1930-60-х г.г. большевистской властью все здания монастыря были разрушены.
«Старый Киев 14–19 в.в.», перевод с украинского

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?