В 988 году киевский князь Владимир ввел христианство как официальную религию. Со временем это содействовало присоединению Руси к культуре христианского мира, подняло ее международный престиж. Киев стал центром Русской православной митрополии и сохранил роль «стольного града».
Построен в 1862-82 годах. Первый проект разработали архитекторы Штром и Спарро, позже его переделал архитектор Беретти. В строительстве собора участвовали архитекторы Бернгардт, Маевский, Николаев. Владимирский собор был построен в так называемом русско-византийском псевдостиле. Собор в плане — традиционный древнерусский шестистолбный триапсидный храм, но увенчаный 7 куполами. Значительную художественную ценность имеют внутренние настенные росписи, которые были выполнены в 1885-96 годах русскими художниками Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, украинские — Замирайло, Костенко, Пимоненко, польские — Сведомский, Котарбинский, под общим руководством профессора Прахова. Васнецову принадлежит роспись главной навы собора, в которой, кроме религиозных сюжетов, большое место занимали исторические композиции — «Крещение киевлян» и «Крещение Владимира», портреты канонизированных «святых»: Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги и др. Нестеров выполнил иконостас в боковых навах, 2 композиции — «Рождество» и «Воскрешенье» — на стенах хорив и «Богоявление» в крещальной. Сведомскому принадлежат композиции «Тайная вечеря», «Вьезд в Иерусалим», «Суд Пилата», Кортабинскому — «Вознесение» и др. Орнамент, что покрывает свободное пространство, выполнили украинские мастера, кроме правой навы, которую расписал Врубель. Владимирский собор расположен на бульваре Тараса Шевченко №20.
ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР, 1862—1886 гг. (бульв. Тараса Шевченко, 20) Первоначальные проекты собора принадлежат академику архитектуры И. В. Штрому (1859 г.) и архит. П. И. Спарро (1861 г.). В 1862 г. проект П. И. Спарро был существенно переделан академиком архитектуры А. В. Беретти. Заложен 15 июля 1862 г. Собор трехнефный шестистолпный крестово-купольный с пятью верхами, выдержан в формах византийской архитектуры. Внутренним оформлением собора и подбором художников руководил профессор А. В. Прахов. Ему принадлежит также проект ряда архитектурных деталей интерьера, в том числе бронзовых дверей (модель фигуры княгини Ольги выполнена скульптором Р. Р. Бахом, а князя Владимира — скульптором Г. Р. Залеманом). Мозаичные изображения на фасадах выполнены под руководством художника А. А. Фролова, а художественная мозаика интерьера — венецианскими мастерами. Над росписью собора (1885—1896 гг.) работали В. М. Васнецов, М. В. Нестеров. Основной достопримечательностью здания является настенная живопись, отражающая стремление возродить монументальное искусство, основываясь на отечественной тематике и художественных традициях. Большие живописные работы были поручены художникам В. А. Котарбинскому и А. А. и П. А. Сведомским. Орнамент по эскизам В. М. Васнецова выполняли художники С. П. Костенко, Н. К. Пимонен-ко, С. П. Яремич, В. Д. Замирайло и др., правый неф частично расписал М. А. Врубель. В росписях центрального нефа изображены княгиня Ольга, князья Владимир, Борис и Глеб, Андрей Боголюбский, Нестор-летописец и др.Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 22, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год