Киев. Покровский женский монастырь. Собор Николая Чудотворца.

Никольский собор — крупнейший по размерам храм Киева, сооруженный в 1896—1911 гг.
Проект собора разработал епархиальный архитектор Владимир Николаев по эскизному рисунку великого князя Петра Николаевича, сына основательницы Покровского монастыря, великой княгини Александры Петровны. Храм заложен 21 августа 1896 г. на участке земли, за год до этого специально отведенном городом возле западной границы монастырской территории.
Имея длину свыше 53 м и ширину более 38 м, собор вмещал две с половиной тысячи богомольцев и был крупнейшим храмом Киева. Кроме главного объема с хорами, он имел еще нижнее (подвальное) пространство с подземной церковью. Главный престол верхнего храма именовался в честь св.Николая Мирликийского, престол северного придела — в честь апостола Петра и св.Николая Кочанова, новгородского чудотворца, престол южного придела — по имени великомученицы Анастасии и св.царицы Александры. В нижнем храме был главный престол в честь Живоносного Источника и придел по имени Сорока Мучеников.Собор является уникальным произведением строительного искусства. Его центральное ядро — квадратное в плане пространство площадью около 20 на 20 м, перекрыто кирпичным сводом, опирающимся на перекрещенные диагональные арки, без использования парусов и барабана. Расчет этого смелого решения вместе с ответственным строителем Владимиром Николаевым выполнил молодой зодчий Александр Вербицкий. Боковые галереи заканчиваются с восточной стороны придельными алтарями. Храм завершали 15 луковичных куполов. Самый большой из них был в центре, на мощном четырехугольном шатре высота до его креста от пола достигала 64 м. Центральный шатер был окружен четырьмя малыми куполами, ниже были еще четыре наружных купола и два отдельных — с запада и востока, небольшая главка венчала алтарную апсиду, еще три находились над притворами, соответствовавшими трем входам в храм. Наружное оформление собора выдержано в псевдорусском стиле, как и весь комплекс обители. Вместе с тем укрупнение декоративных элементов — кокошников, «гирек», аркатур и т.д. — присуще эстетике раннего модерна.Первоначальный интерьер храма из-за недостатка средств выглядел довольно скромно. В главном иконостасе, изготовленном по проекту великого князя Петра Николаевича, были иконы Спасителя и Богоматери, присланные из Петербурга, другие написали сестры-послушницы в монастырской мастерской. Главной святыней собора считалась подаренная императорской семьей фамильная реликвия Романовых — икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Стены не были расписаны.В послереволюционные времена, когда обитель была закрыта (1922), собор превратился в приходской. С 1922 по 1926 г. им пользовалась обновленческая («синодальная») община, с 1926 г. — община УАПЦ. В августе 1928 г. нижний храм был передан Свято-Серафимовской общине традиционной «старославянской», или «экзархистской» ориентации. В конце концов, в 1934 г. как верхний, так и нижний храм были закрыты, а здание использовали как типографию и книгохранилище Украинской Академии наук.После оккупации города фашистами в 1941 г. монастырская жизнь возобновилась. Осенью 1943 г. в нижнем храме собора скрывались киевляне, не желавшие по приказу оккупантов оставить город перед его освобождением от гитлеровцев. Состояние собора требовало ремонта, который состоялся в 1948—49 гг., в значительной мере благодаря организационным усилиям игуменьи Архелаи и инокини Евфросинии (Анны Погожевой, родной сестры Патриарха Московского и Всей Руси Алексия II). 16 мая 1949 г. был вновь освящен главный престол в честь св.Николая. Другие престолы изменили названия. В 1950 г. освящены престол южного придела верхнего храма в честь Всех Святых, а также в нижнем храме главный престол в честь Божьей Матери «Живоносного источника» и придел по имени св.Серафима Саровского. В 1951 г. престол северного придела верхнего храма освящен в честь св.Сергия Радонежского.Собор пострадал от пожара, произошедшего в 1981 г. от удара молнии. После этого здесь были проведены восстановительные работы. На протяжении 1980-х годов выполнена также внутренняя стенопись верхнего храма (работали мастера из Почаевской лавры).

Источник: сайт «Монастыри и храмы Киева»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?