Киев. Покровская Голосеевская пустынь.

Голосевская пустынь, в 8 верстах от Киева, приписанная к Киево-Печерской лавре. Основана в 1631 году митрополитом Петром Могилою, устроившим здесь церковь во имя святого Иоанна Сочавского. С 1845 года здесь была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время эта пустынь служит местом для летнего пребывания Киевских митрополитов. Здесь находится небольшая гостиница и главный хозяйственный двор Лавры. Занимаемая пустынью местность отличается замечательной красотой.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В XVIII в. «на голой земле» был заложен (т.е. «посеян») лесопарк, отчего вся местность получила название Голосеево. Есть и другое толкование названия «Голосеево»: по преданию, во время нашествия Батыя здесь голосили женщины, у которых были убиты мужья. Свт. Петр Могила (1647), обратив внимание на особую красоту этой местности, построил здесь храм во имя вмч. Иоанна Нового, Сочавского и основал загородный скит Лавры. Пустынь стала летней резиденцией Киевских Митрополитов — священноархимандритов Лавры.
В 1845 г. свт. Филарет (Амфитеатров), особо любивший эту пустынь, построил каменный храм с двумя приделами: Трех Святителей и вмч. Иоанна Сочавского. В 1910-1912 гг. был построен каменный храм (на месте старого, деревянного) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Кроме храмов, в Голосеево находились: летний дом митрополитов с домовым храмом прп. Иоанна Многострадального, гостиница, главный хоз. двор Лавры и др. постройки — всего до 10 корпусов.
В Голосеево подвизались такие святые, как свт. Филарет (Амфитеатров; (1857), его духовник прп. Парфений(1855), прп. Алексий Голосеевский (1917), Христа ради юродивые Феофил ( 1853) и Паисий (1893). Пустынь упразднили в 1926 г. Все храмы и здания, кроме летнего дома митрополитов были разрушены. В 1993 г. обитель открыли как скит Лавры. В том же году были обретены мощи прп. Алексия Голосеевского, Киевского, и открыт храм в честь прп. Иоанна Многострадального.
В 1996 г. обитель стала самостоятельной. Восстанавливается монастырское кладбище и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», службы в котором проходят с Пасхи 2005 г. Голосеевская пустынь выступила как возобновитель скита в Церковщине и как строитель самой молодой из киевских обителей — Николо-Тихвинского женского монастыря. Святыни — Мощи прп. Алексия Голосеевского,Киевского. Иконы с частицами мощей вмч. Ио-анна Сочавского и сщмч. Николая Искровского.
В 1999 г. в храме обновились две иконы: икона Пресвятой Богородицы «Плачущая» и образ Господа с Богородицей, Архангелом Михаилом и вмч. Георгием.
http://angela.org.ua/

Находится среди Голосеевского леса в долине Ореховатского ручья к юго-востоку от комплекса Национального аграрного университета.
Местность Голосеево с небольшим хутором, принадлежавшим Выдубицкому монастырю, впервые упоминается под 1541 г. впоследствии переходит в собственность Киево-Печерского монастыря, архимандрит которого и одновременно Киевский митрополит Петр Могила основал здесь 1631 г. пустынь с небольшой деревянной церковью св. великомученика Иоанна Сочавского (перевезенная из Молдавии часть мощей этого святого хранилась в храме). В 80-е г.г. 17 в. архимандритом Варлаамом Ясинским сооружена церковь во имя Преподобных Варлаама и Иоасафа индийских, 1764 г. – третья деревянная церковь – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 18 в. в пустыне насаждается липовая роща и фруктовый сад, что превратило ее в излюбленное место летнего отдыха киевских иерархов.
После секуляризации монастырских имений (1793) пустынь приходит в упадок и возрождается только во 2-й четверти 19 в. мероприятиями Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова). В 1840-х г.г. возведены кирпичные дома: митрополита, кухни и трапезной с глубоким сводчатым погребом для хранения продуктов и два деревянных корпуса келий. Кирпичная, однобанная Покровская церковь с западной колокольней (1848-1850) и Дом митрополита (1840) запроектированы епархиальным архитектором П. Спарро в переходных формах от классицизма к русско-византийскому стилю.
В 1852 г. пустынь названа Свято-Покровской, а ее старинный деревянный храм св. Иоанна Сочавского переименован в церковь «Живоносного источника» Пресвятой Богородицы. Строительными работами 1860-х -начале 70-х г.г. (надстройка кирпичных келий, сооружение из дерева келейного и гостиничного корпусов) руководил Лаврский иеромонах Евкарпий (в миру – инженер Наумов). В конце 19 в. Вместо разобранных деревянных по проекту архитектора Е. Ермакова возводятся двухэтажные кельи в кирпичном стиле. Он также разработал варианты проекта нового деревянного храма на месте старой церкви Св.Иоанна Сочавского (проекты не реализованы). Наиболее значительным и последним по времени сооружением ансамбля стала главная кирпичная церковь пустыни во имя «Живоносного источника» Пресвятой Богородицы (1910-1912), решенная архитектором Е. Ермаковым в виде крещатого пятибанного храма с пышным пластическим убранством в формах Московско-Ярославской архитектуры 16-17 в.в. для возведения сводов и центрального подбанника использован железобетон. Строительные работы осуществлялись под надзором «подрядчика каменных дел» С. Быкова и «подрядчика тиньковальных дел» В. Сафонова.
Сформированный в течение трех веков ансамбль Голосеевской пустыни в конце 19 — в начале 20 в. занимал вытянутый в широтном направлении, приближенный к прямоугольнику большой двор (площадь ок. 20 га), обнесенный сплошной кирпичной оградой с выделенными щипцами главными (западными) и экономичными (южными) воротами. Композиция ансамбля соответствовала принципам центрально-осевой симметрии: напротив главных ворот стояла Покровская церковь, за ней – дом митрополита, далее, посреди двора, с незначительным смещением относительно центральной оси – главный храм «Живоносного Источника» Пресвятой Богородицы. Другие жилые и хозяйственные постройки (около 10-ти) окружали по периметру двор, украшенный садиками и цветниками. В состав пустыни входил расположенный с запада отдельный хозяйственный двор с двадцатью различными зданиями (конюшни, прачечные, сараи, жилые дома). В 1905 г. здесь был устроен водопровод, поставлявший воду из ручья, протекавшего поблизости. Отдельный участок занимала широкоизвестная Монастырская пасека.
В 1930-х г.г. Голосеевская Свято-Покровская пустынь была ликвидирована, её помещения переданы различным учреждениям для хозяйственных нужд.
Большую часть сооружений использовали сельскохозяйственный и лесотехнический институты, в 1950–19б0-х г.г. они были разобраны как не имевшие художественной ценности. До нашего времени дошел в искаженном виде только бывший Дом митрополита.
В 1991 г. Голосеевскую пустынь передано церковной общине. В 1994-1995 г.г. институтом «Укрпроектреставрация» разработаны проектные предложения по регенерации ансамбля и восстановлению в первоначальном виде церкви «Живоносного источника» Пресвятой Богородицы (архитекторы В. Хромченков, А. Никитина). В 1997-1998 г.г. AT «Киевпроект» выполнило проект восстановления комплекса сооружений Голосеевской пустыни (архитектор Г. Гречина).
Ансамбль Голосеевской пустыни был достаточно ценным архитектурно – художественным комплексом, а обитель — одним из известных центров духовной жизни Киева. Образцом и обучителем нравственности для современников был Иеросхимник Парфений, который много лет прожил в пустыне и был похоронен в 1855 г. в церкви «Живоносного источника». Сохранилась часть старинного монастырского кладбища рядом с фундаментами церкви «Живоносного источника» (с восточной стороны).
«Свод памятников истории и культуры Украины». — К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.

Дом митрополита, 1840 г.
Дом митрополита (https://sobory.ru/photo/159288, со светлой крышей в центре снимка) — единственное сооружение, сохранившееся от архитектурного комплекса бывшей Голосеевской пустыни (монастыря), которая находится в центре Голосеево, на живописной, покрытой лесом, местности. Возведение митрополичьего дома относится ко времени самой интенсивной застройки и благоустройства пустыни, когда она превращается в летнюю резиденцию митрополита (1837-1857) Филарета (Амфитеатрова; 1779-1857). По его заказу проект дома был составлен киевским епархиальным архитектором П. Спарро, постройку возводили под руководством подрядчика К. Иванова.
Одноэтажный, кирпичный, в плане прямоугольный, со сложной системой внутренней планировки. Отдельные помещения отводились под кабинет митрополита, столовую, опочивальню, гостиную, гардероб и тому подобное. В юго-восточной части дома была размещена домовая церковь во имя св. Иоанна Многострадального. Главный западный фасад фланкируют ризалиты с треугольными фронтонами, центральная часть фасада декорирована фронтоном килевидной формы. В конце 19 в. с севера к дому сделана прямоугольная в плане пристройка.
Сооружение является оригинальным образцом гражданской архитектуры 19 в.
В советское время дом был передан сельскохозяйственному институту, в 1993 г. возвращен церковной общине, которая осуществила ремонтно-восстановительные работы, возродила домовую церковь.
Литература: ЦДИАУ, Ф. 128, оп. 1 (общ.), спр. 487, 966, 1146, 1539, 1764-1767, 1794, 1950, 1991, 1993, 2050, 2072, 2084, 2097, 2144, 2189, 2223, 2224, 2550, 2614, 2646, 2995, 2996. 3115; оп. 2 (общ.), спр. 134, 257, 260, 280, 373; оп. 3 (общ.), спр. 781; оп.1 (благочин.), спр. 3467; РГИА (Санкт-Петербург), ф. 799, оп. 33, спр. 609; Болховитинов Е. «Киево-Печерская лавра с присовокуплением разных грамот». – К., 1847 г.; Закревский Н.В. «Описание Киева». — М., 1868 г. – Т. 1 – 2; Иконников В.С. «Киев в 1654-1855 г.г.» – К., 1904 г.; Лебединцев П. «Киево-Печерская лавра в её прошедшем и нынешнем состоянии». – К., 1894 г.; Муравьев А.Н. «Путешествие по святым местам русским». — СПб., 1846 г.
«Свод памятников истории и культуры Украины». — К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.
В период возрождения монастыря (после 1996 г.) на месте бывшего митрополичьего дома построена новая церковь.

Скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева, — Голосеевская Пустынь. Удивительная обитель с удивительной судьбой — место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII-XIX веков, а со второй половины XIX столетия — дача Киевских митрополитов. С именем Голосеевской Пустыни связаны имена многих Божьих угодников, просиявших на Киевской земле: Святителей Петра Могилы и Филарета (Амфитеатрова), Митрополитов Киевских и Галицких; преподобных Парфения Киевского (Краснопевцева) и Алексия Голосеевского; блаженных Христа ради юродивых Феофила Китаевского (Горенковского) и Паисия (Яроцкого), а также имена малоизвестных подвижников благочестия. Все они нашли для себя в многолюдном Киеве «сокровенную пустыню спасения» и прожили в ней сокровенную жизнь, освятив своими молитвами и слезами каждую пядь Голосеевской земли. «Здесь носится дух Преподобных Печерских», — говорил о Голосеевской Пустыни преподобный Парфений Киевский. «Она по духу очень напоминает Афон», — сказали об обители и современные паломники-греки.
Сегодня трудно с уверенностью сказать, почему Голосеево названо именно так. По одной версии, в древности в здешних лесах голосили (то есть безутешно плакали) киевлянки, потерявшие во время нашествия татар своих мужей и детей и оставшиеся без крова. Согласно второй — здесь скрывался разбойник по прозвищу Голуб, который держал в заточении молодую девушку. По ночам она горько голосила и этим приводила в ужас редких в этих местах путников. Третья версия гласит, что в древности в этих местах голосили (то есть голосовали) за князя. А по четвертой — название произошло от слов «сеять на голом месте»: в XVIII веке здесь был посажен лесопарк.
Поскольку в литературных источниках XIX века эта южная окрестность города Киева названа Голосиево, а Пустынь — Голосиевой или Голосиевской, то дерзнем предположить, что ее название происходит от слова «голосить», то есть «безутешно плакать». Вся история Голосеевской Пустыни свидетельствует о том, что она, действительно, была основана на молитвах и слезах. Ибо, переживая порой периоды полного упадка и запустения, обитель неизменно возрождалась из небытия, и новые подвижники прославляли ее имя.
Голосеевская Пустынь основана на земле, купленной Молдавским Воеводичем Петру Мовилэ (†1647, впоследствии Митрополит Киевский Петр Могила, прославленный в лике местночтимых святых Украинской Православной Церкви). Потомок знатного молдавского рода, он, еще будучи мирским человеком, покупал в окрестностях Киева земли в том числе, и урочище в Голосеевском лесу.
Приняв монашество и став Архимандритом Киево-Печерского монастыря, будущий святитель в 1631 году построил в Голосеевском поместье церковь — в честь молдавского великомученика Иоанна Нового (Сочавского), покровителя рода Мовилэ. В нее он передал семейную реликвию «знатную частицу» мощей страдальца и крест-мощевик с частицами мощей неизвестных святых. Кроме этого, были построены несколько келлий для братии и посажены сад и роща — по плану Успенского собора Киево-Печерской обители, а вся территория — обнесена оградой. Так возник новый скит Киево-Печерской Лавры — Голосеевская Пустынь. По предположению святителя Макария (Булгакова), Митрополита Московского, Голосеевский скит первоначально назывался в честь великомученика Иоанна.
Спустя два года основатель скита стал Киевским Митрополитом.
После смерти святителя Петра (†1647) скит в Голосеево не остался без внимания Киево-Печерских архимандритов и Киевских первосвятителей. Самыми значительными событиями конца ХVII — первой половины ХVIII века стала постройка в Пустыни церкви в честь преподобных Варлаама и Иоасафа, Индийских пустынножителей, которую осуществил Митрополит Киевский Варлаам (Ясинский). Эта церковь располагалась отдельно от церкви в честь великомученика Иоанна Сочавского, но, когда она обветшала, предстоятель Киевской кафедры Митрополит Тимофей (Щербацкий) объединил их в одну, двухъярусную, — в честь великомученика Иоанна Сочавского.
Сохранились сведения о том, что Императрица Елисавета Петровна, посетив Киев в 1744 году, пожертвовала 600 (!) рублей на содержание шести голосеевских братий — скорее всего, столько насельников здесь тогда и было. А очень высокая для того времени сумма пожертвования говорит о том, что жили они в большой скудости …
После введения в Малороссии (так тогда называлась Украина) духовных штатов, после чего были закрыты или преобразованы многие обители, в Голосеево перевели последнего «вольно избранного» Киево-Печерского Архимандрита Зосиму (Валкевича, †1793). Пустынь преобразовали в небольшой третьеклассный монастырь для 12 человек братии.
Став настоятелем, отец архимандрит сделал в обители несколько новшеств: переименовал церковь в честь великомученика Иоанна Сочавского в церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и пристроил к ней придел в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и келлию для себя. Он также обновил и голосеевский сад.
Но самым главным сокровищем монастыря тогда стал благочестивый и смиренный архимандрит, который был прост, милосерден, братолюбив и нищелюбив, и никто даже и не подозревал, что он вел многолетнюю переписку с Императорским Двором и что его уважал Император Павел I.
Возрождение скита началось при Митрополите Киевском Евгении (Болховитинове, †I837), который восстановил церковь в честь Иоанна Сочавского, и достигло расцвета при святителе Филарете (Амфитеатрове), который занимал Киевскую митрополичью кафедру с 1837 по 1857 годы. Владыка Филарет был одновременно и выдающимся архиереем, и богословом, и аскетом, принявшим втайне великую схиму. Будучи Калужским архиереем, он основал в Оптиной Пустыни скит во имя святого Иоанна Предтечи и насадил в нем старчество. Став Киевским первосвятителем, он возродил в Голосеевской Пустыни скитское жительство и, по сути, заново отстроил обитель.
При святителе Филарете в Голосеево были построены митрополичий дом с домовой церковью в честь преподобного Иоанна Многострадального Печерского, Свято-Покровский храм с приделами в честь великомученика Иоанна Сочавского и Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, братский корпус, хозяйственные помещения и монастырская ограда. Церковь в честь великомученика Иоанна, восстановленная при Митрополите Евгении, была вновь переименована в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», а сама Пустынь стала именоваться Свято-Покровской — по имени главного храма обители.
Под Покровом Божией Матери в Голосеево жили Митрополит Филарет и его духовный отец — иеросхимонах Парфений (каждую весну и лето в течение последних 17 лет своей жизни). Оба уже при жизни почитались как старцы.
Преподобnый Парфений в Голосеевской Пустыни ежедневно служил Литургию, после уходил в лес и прочитывал прогуливаясь в нем Псалтирь. Он был не только великим молитвенником, но и человеком кристально чистой души, не знавшей ни одного нечистого помысла. Современники еще при жизни назвали его «земным Ангелом и Небесным человеком».
Парфений особенно благоговейно чтил Великую Пятницу и праздник Благовещения Пресвятой Богородици, и Господь призвал его к себе в 1855 году, когда Великая пятница и Благовещение совпали в один день. Похоронили дивного старца в Голосеевской церкви во имя иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник».
Несколько лет в Голосеевской Пустыни подвизался блаженный Феофил (Горенковский, †I853), Христа ради юродивый. В Голосеево он жил дважды: в начале своего подвига юродства и в самом расцвете подвижнической жизни. Святитель Филарет хотел удержать его здесь навсегда: он очень ценил подвижничество и подвижников. Но высокий подвиг блаженного требовал полного одиночества, поэтому его в конце концов перевели в Китаевскую Пустынь, где он и почил о Господе в 1853 году.
Перед вступлением на подвиг юродства в Голосеевской Пустыни: жил, испытывая себя и укрепляясь духовно, еще один знаменитый киевский блаженный — Христа ради юродивый Паисий (Яроцкий, †1893). Он нес в скиту два послушания — записчика и чтеца молитвенного правила для владыки Филарета.
Все эти подвижники благочестия, прославленные в ХХ веке в лике местночтимых святых Украинской Православной Церкви, приняли участие в судьбе еще одного замечательного киевского старца — преподобного Алексия Голосеевского.
Преподобный Алексий Голосеевский (в миру — Владимир Иванович Шепелев) родился на Пасху 1840 года в семье майора Киевского Арсенала. Он был девятым ребенком в семье. Его мать, Мария Казимировна, перешедшая в Православие из католичества отличалась особой набожностью и благочестием. За восемь лет до рождения мальчика святитель Антоний Воронежский ей предсказал, что у нее родится сын-калека, который будет Божиим слугой.
Владимир родился немым. 12 лет благочестивая мать вымаливала у Бога исцеление отрока. Она посещала с ним киевских старцев и просила их молитв, раздавала руками мальчика много милостыни больным и заключенным. На Пасху 1853 года владыка Филарет исцелил Володю от немоты. Первыми словами исцеленного отрока стали слова «Воистину воскресе» — ответ на пасхальное приветствие святителя.
По благословению владыки благодарная мать дала сына для дальнейшего воспитания в Киево-Печерскую Лавру, в которой будущий старец провел впоследствии 38 лет. Все заботы о его воспитании и образовании взял на себя владыка Филарет, благодаря этому, преподобный стал одним из образованнейших людей своего времени: он прекрасно знал как церковные так и светские науки. Но более всего преуспел в постижении науки из наук — монашества — и в исполнении главных заповедей Господних о любви к Богу и ближнему.
Преподобный Парфений научил его молитвенному деланию, владыка Филарет — деятельному милосердию. Под мудрым руководством этих старцев и их послушный ученик преуспел в духовной жизни и сам стал старцем. Пройдя 16-летний послушнический искус, он был пострижен в монашество с именем Алексий — в честь преподобного Алексия, человека Божия, а затем· рукоположен в священнический сан. Главным послушанием, которое батюшка нес до смерти, стало духовничество.
Претерпев клевету и гонение, старец был переведен сначала в Преображенскую, а затем — и в Голосеевскую Пустыни. В Голосеево преподобный прожил более 20 лет. Здесь в полной мере раскрылся его дар — старческого окормления людей. Киевские митрополиты, владыки, настоятели монастырей, монахи, дворяне, купцы, представители интеллигенции, студенты, мещане, крестьяне — все они находили в старце Алексии любящего и понимающего отца. За великое смирение преподобный удостоился от Бога дара прозорливости, рассуждения, исцелений. Но чаще всего к нему шли за утешением и любовью. Батюшка каждого человека называл «мое сокровище», и это были не просто слова: все люди были для батюшки бесценным сокровищем, и так он учил относиться к ближнему и своих духовных детей. Любвеобильного старца знали не только в Киеве и в Украине, но в самых отдаленных местах необъятной России, и отовсюду к нему спешили люди.
Преподобный Алексий мирно почил о Господе 11/24 марта 1917 года, за полгода до октябрьского переворота, который он предвидел, как предвидел и массовое отступление от веры, братоубийственную войну и жестокое убийство Царя-страстотерпца Николая Второго. Батюшку Алексия похоронили возле алтаря Голосеевской церкви в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».
Место его земного упокоения на протяжении десятков лет благоговейно почиталось верующими, и на могилке у старца всегда горела лампадка. И это был не только дар благодарной любви к великому киевскому молитвеннику: батюшка Алексий соединил собой прошлое, настоящее и будущее Голосеевской обители. Он стал Ангелом-Хранителем Пустыни во время безбожного лихолетья …
В 1918 году на Голосеевскую Пустынь было совершено разбойное нападение. 12 мая 1919 года в Духовный Собор Киево-Печерской Лавры пришло сообщение исполкома Киевского Совета рабочих депутатов о том, что Голосеевская лесная дача отошла в ведение и распоряжение отдела коммунального хозяйства Киевского исполкома. Часть насельников Пустыни ушла на заработки по селам, в обители остались те, кто совершал богослужение, обслуживал храмы и обрабатывал небольшое хозяйство, а также престарелые и больные отцы и братия. И, несмотря на все трудности, служба не прекращалась!
260 насельников бывших лаврских хуторов — Голосеевского, Самбурского и Китаевского — попросили принять их в число крестьян деревни Мышеловка, прилегающей к Голосеево.
В 1923 году все монастырские земли и хозяйство было отдано Сельскохозяйственному институту. В 1927-1928 годах власти закрыли Голосеевские церкви. В 1930-х был взорван храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», в котором был погребен старец Парфений, спустя время разобрали и Свято-Покровскую церковь. После этого оставшиеся в Голосеево братия стали ходить на службы в Вознесенскую церковь на Демиевке, которая не закрывалась в советское время.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов через Голосеевский лес проходила вторая линия обороны за город Киев, и в Голосеево велись ожесточенные бои с немецкими захватчиками. Но на монашеское кладбище, где находилась могилка старца Алексия, ни один снаряд не упал. В послевоенные годы на территории упраздненной Голосеевской Пустыни жили мирские люди, здесь действовала четырехклассная школа, затем были пионерский лагерь и туристическая база.
С конца 1970-х годов Голосеевская Пустынь стала приходить в полное запустение. В 1979 году в полуразрушенном домике, расположенном недалеко от него, поселилась монахиня Алипия (Авдеева, †I988), Христа ради юродивая подвижница. На территории разрушенной Пустыни матушка прожила последние девять лет своей святой, подвижнической жизни. Наделенная от Бога многими дарами Духа Святого и, в том числе, и даром прозорливости, старица предсказывала, что в Голосеево еще будут службы и будет монастырь. Матушка Алипия видела Ангела-Хранителя взорванного храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и сонм Преподобных Печерских над Пустынью. По воле Божией матушка Алипия не дожила до возрождения Голосеевской Пустыни: оно началось только спустя восемь лет после ее смерти…
В 1993 году в Голосеево вновь был открыт скит Киево-Печерской Лавры. Скитоначальником назначили игумена Исаакия (Андроника), которому предстояло заново отстроить обитель почти на голом месте. Практически без средств, без денег, с малым числом людей.
Первая Литургия была совершена 2/15 июня, в день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского, а затем стали служить по воскресным и праздничным дням.
21 сентября (4 октября) 1993 года наместник Киево-Печерской Лавры игумен Ахилла и скитоначальник Голосеевской Пустыни игумен Исаакий с братиями обрели святые мощи прославленного в лике местночтимых святых преподобного Алексия Голосеевского. Это стало великой духовной поддержкой для братии и прихожан.
В 1996 году, в год прославления в лике местночтимых святых святителя Петра (Могилы), Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, благословил открыть в Голосеевской Пустыни самостоятельный мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери. Его наместником был утвержден скитоначальник Архимандрит Исаакий.
В 1999 году Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил в Голосеево закладку храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». И в этом же году в монастырской домовой церкви обновились две иконы. На одной из них до этого не было никакого изображения вообще, а после освящения закладки храма на ней как бы «проявились» Лики Спасителя, Богоматери с Богомладенцем, Архистратига Михаила и Великомученика Георгия Победоносца.
Второй обновившийся образ — это список чудотворной румынской иконы Божией Матери, именуемой «Плачущая», на котором до 1999 года были еле видны Лики Богоматери с Богомладенцем. Перед обеими иконами горят неугасимые лампады.
В 2001 году у обители появился скит — бывший Рождество-Богородичный монастырь в Церковщине, с древними пещерами, в которых во время Великого поста молился преподобный Феодосий Печерский. На сегодняшний день в скиту восстановлена пещерная церковь во имя преподобного Феодосия Печерского и наземный храм в честь святителя Николая Чудотворца вместе с братскими келлиями.
В 2003 году была закончена кирпичная кладка стен храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». Церковь восстанавливается по проекту 1910-1912 годов. В 2004 году на церкви в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», были поставлены купола, а 17 июля, в день памяти Царственных мучеников, Блаженнейший Митрополит Владимир совершил торжественный молебен и освятил кресты для восстановленного храма.
18 декабря 2003 года в дар Свято-Покровской Голосеевской Пустыни передана копия чудотворной иконы «Геронтисеа», которая находится на Святой Горе Афон. Великий дар поместили в алтаре. Каждую субботу после Божественной Литургии икону выносят из алтаря и совершают перед ней молебен с акафистом. Матерь Божия прославила Голосеевский образ «Геронтисса» несколькими исцелениями.
В сентябре 2004 года в монастырской ризнице замироточили две иконы — «Спорительница хлебов» и «Жизнеподательница». Причем, одна из них — «Спорительница хлебов» мироточит и по сей день в дни праздников Пресвятой Девы.
18 мая 2006 года, по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, на Лесном кладбище Архимандрит Исаакий с братией обрели мощи блаженной старицы монахини Алипии (Авдеевой) и перезахоронили в усыпальнице под монастырским храмом в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». На месте подвигов блаженной построена часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. Матушка вернулась в монастырь, возрождение которого она провидела духом…
Голосеевская пустынь в г. Киев

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?