Киев. Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании.

Феофания скит, в 7 верстах от Киева, в урочище «Лазаревщина», названном так потому, что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому монастырю, то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 году оно перешло в казну. В 1800 году отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 году дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сентября) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 году устроил здесь скит, который в 1901 году стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского монастыря. В этом скиту установлено неугосимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архирейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

26 февраля 1915 г. скит Феофания возводится в самостоятельный общежительный Свято-Пантелеимоновский монастырь, настоятель которого избирается из числа монашествующей братии.
С приходом советской власти монастырь терпит притеснения и гонения. В 20-х гг. ХХв. на территории Феофании располагается детский дом, позже агрошкола.
В сентябре 1930 г. все четыре храма обители были закрыты, а именно:
1. Храм в честь чуда Архистратига Михаила (построен в 1803 г., возобновлен в 1861 и 1872гг.);2. Храм Всех святых на монастырском кладбище (построен в 1869 г.);3. Храм во имя иконы Божией Матери, именуемая «Владимирская «(построен в 1900 г.);4. Собор Свт. вмч. и Целителя Пантелеимона (построен в 1914 г.);
Все здания со скотными и птичьим дворами были переданы сорабкооповскому хозяйству и профсоюзной школе.
Монастырь прекратил свое существование.
С 1961 г. все постройки и территория монастыря переходит, а распоряжение Института механики АН УССР, сотрудники которого проводили в здании собора разные эксперименты, в т. ч. со взрывами направленного действия.
20 мая 1990 г. изуродованное здание Собора было возвращено Церкви и первым его настоятелем был назначен архим. Серафим (Демьнив), ныне еписком Яготинский, викарий Киевской митрополии.
Стремлясь не только возобновить Собор, но и возродить монашескую жизнь на месте древней обители, настоятель Серафим обратися к игумении Свято-Покровского монастиря с предложением устроить в Феофании женский скит.
По благословенню блаженнейшего Владимира (Сабодана) митрополита Киевского и всея Украины матушка Маргарита (Зюкина) благословила в Феофанию первых сестер.
Так зажжена была лампада нового монастыря. Возобновились ежедневно Богослужения, обычай неусыпного чтения Псалтири, налаживался монастырский быт, пошло восстановление всех корпусов обители.
В 1998 г. блаженнейший митрополит Владимир освятил отремонтированныйСобор Свт. вмч. и Целителя Пантелеимона.
С 2002 г. скит Феофания стал самостоятельным общежительным монастырем, из числа сестер была избрана игумения Елисавета (Андреева).
В 2005 г. построен монашеский корпус с домовым храмом в честь чуда Архистратига Михаила с колокольней.
22 июня 2003 г. после 73-летнего запустения состоялась передача храма Всех святых монастырю.
Источник информации: сайт Православие.ua

Монастырь расположен в зоне парка – достопримечательности садово-паркового искусства. Со всех сторон территория монастыря окружена лесными массивами.
Впервые местность упоминается как Лазаревщина в Ипатьевской летописи, где под годом 1113 содержится запись о смерти игуменьи Лазарева монастыря. Таким образом, летопись показала, что уже в 12 в. в Лазаревщине действовал женский монастырь.
Существует версия, что название местности произошло от имени благочестивого старца Лазаря, державшего здесь пасеку, поэтому место звали еще Пасечным. Под 1471 годом упоминается как владение Киевского тиуна Ходики. Впоследствии — хут. Лазаревка. В 16 в. местность принадлежала Киево-Печерскому монастырю, в 17–18 в. – Киево-Софийской митрополичьей кафедре. По грамоте митрополита Киевского Сильвестра (Косова), фильварок Лазаревщина перешел в пожизненное владение домовому митрополичьему уряднику М. Шахравскому. С тех пор в 17–18 в.в. случается еще одно название местности – Шахравщина. В царской грамоте 1700, данной митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому), были подтверждены права митрополитов Киевских на различные земельные угодья, в частности на Лазаревщину. После смерти М. Шахравского имение перешло в собственность Софийского монастыря.
После проведенной в 1786 году царским правительством в Украине секуляризации эту территорию передали в казенные владения.
По епархиальным статистическим сведениям, по состоянию на 1800 год Лазаревщина занимала 142,6 га земли. Из них: пасека – 2 га, суша с березовым, дубовым и липовым лесом – 22,7 га, дороги, пруды и река Лазаревка (теперь это маленький ручей) – 3,3 га.
Согласно императорскому указу от 16 октября 1799 года, в Киевской епархии введен пост викария, которому для постройки загородного архиерейского дома отводилось урочище Лазаревщина.
Первым викарием Киевской епархии назначили архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в г. Новгород-Северский Феофана (Шиянова). Именно он возбудил ходатайство об отводе земли для высокого церковного лица. Согласно указу казенной палаты от 28 апреля 1802 года, Лазаревщину изъяли из казенного ведомства и передали «как Пасечное место» викарию Киевской епархии и настоятелю киевского Свято-Михайловского Златоверхого монастыря епископу Феофану (Шиянову). С его именем и деятельностью связана дальнейшая история Лазаревщины, которую можно поделить на несколько этапов. Первый из них – создание Феофании — загородной архиерейской резиденции. При участии епископа Феофана (Шиянова) в Лазаревщине была сооружена и 23 августа 1803 года освящена митрополитом Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) церковь в память Чуда Архистратига Михаила в Колосах (не сохранилась).
В 2004 году рядом возведена новая трепезная.
Храм был деревянный, на каменном фундаменте, покрыт бляхой, стены обложены кирпичом. С юга пристроены коридор, ризница и четыре кельи. Под алтарем был погреб. При участии епископа также построен загородный архиерейский дом (1803; не сохранился), устроена пасека на 800 ульев, выкопаны два пруда, найден источник с целебной водой. В 1803 году митрополит Киевский Гавриил (Банулескободони) благословил называть Лазаревщину Феофанией в честь епископа Феофана (Шиянова). После перевода в 1807 году епископа на Полтавскую кафедру развитие Феофании практически прекратилось. В 1835 году епископ Владимир (Алявдин) предпринял попытку устроить на хуторе Феофания пустынный скит, но она не увенчалась успехом.
Много сделал для благоустройства Феофании Иннокентий (Борисов) – епископ Чигиринский, настоятель Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, викарий Киевской епархии в 1836–1841 г.г. В 1836, считая местность подобной Иерусалимскому ландшафту, всем холмам, ручьям, прудам и дорогам он дал названия святых евангельских мест. С тех пор в Феофании есть горы Фавор и Элеон, холмы Синай и Хорив, потоки Кедр и Силоам и Йосафатова долина. Ко всем этим живописным местам были прорублены просеки в лесу и установлены беседки на них. До нашего времени большинство сакральных названий утрачено, сохранилось лишь несколько: гора Фавор, где расположен собор великомученика и целителя Пантелеймона, холм Синай, на котором стоял храм Всех Святых (сохранились остатки церкви), Силоамский поток и Живоносный Источник – ручей с целебной водой.
В 1838 году епископ Иннокентий добился выделения еще 43,3 га земли, после чего общая площадь Феофании достигла 186 га. В 1836 и 1849 годах территорию окопали канавой (дл. – 5 км, шир. – 1,5 м, глубина-1 м), которая сохранилась до нашего времени и обозначена на геодезических картах.
Изначально количество монахов при архиерейском доме-даче не превышало шести человек. В 1861 епископ Чигиринский Серафим (Аретинский) решил устроить в Феофании мужской скит и поручил сделать это опытному старцу Вонифатию (Венгровскому), который 25 лет своей жизни служил в армии, участвовал в войне России с наполеоновской Францией, был вахмистром 4-го уланского малороссийского полка. Взяв с собой двух иеромонахов, двух иеродиаконов и трех послушников, он поселился в Феофании и начал строительство обители.
Под наблюдением Вонифатия был построен деревянный корпус для монахов (1861; не сохранился); отремонтирована церковь (1861) и украшен ее интерьер новым иконостасом; пристроен к храму новый архиерейский дом (1865; не сохранился); построена деревянная колокольня на три колокола рядом с Свято-Михайловской церковью (1863; не сохранилась). 26 сентября 1866 года уже в сане игумена (с 1865) старец Вонифатий заложил в Феофании кирпичную церковь во имя Всех Святых, 8 июня 1869 года епископ Чигиринский Порфирий (Успенский), игумен Вонифатий и старшая братия освятили второй храм скита (частично сохранились фундаменты и стены).
В 1869 году со стороны западного фасада построили деревянную колокольню на пять колоколов (разрушена). Игумен надзирал за сооружением еще одного корпуса деревянных келий для братии и копанием колодца (1869; не сохранился), построением часовни над Живоносным Источником (1869; не сохранилась, на ее фундаменте 1888 возведена новая часовня), одноэтажного дома трапезной с кухней (1871; не сохранилась). 1871 церковь и новый отель для паломников (не сохранились) огородили деревянным забором (дл. – 116 м).
27 декабря 1871 года игумен Вонифатий умер, накануне передав управление скитом иеросхимонаху Иринарху (Дороговцеву). За время 30-летнего пребывания руководителем обители с его участием обложены кирпичом все деревянные здания, возведены многие жилые дома и хозяйственные постройки: архиерейский дом (1873), хлебню (1874), портновскую мастерскую (1881), проскурню (1884), баню (1887; сохранились фундамент и несколько стен), конюшню( 1900). Несколько раз перестроены храмы. Не сохранились сооруженные при Иринархе (Дороговцеве) обувная мастерская, келарская палата с ледовней, трехъярусная колокольня (все – 1885), столярная мастерская, дом для мальчиков-канонархов (обе – 1895), иконно-книжная лавка (1897), плотницкая мастерская (1899). Въезд в обитель 1890 года украсила деревянная надвратная церковь палаточной формы во имя Иверской иконы Божией Матери (разрушена в 1930-х г.г.).
Самым интересным сооружением того времени был водопровод. Из самых высоких расположенных источников-Тихоновского и Пантелеймоновского (часовни над ними сооружены соответственно 1893 и 1895; не сохранились) – вода стекала в главный, расположенный ниже водоем — Живоносный Источник (часовня над ним построена в 1888; сохранился фундамент), и уже отсюда самонапором поднималась вверх, к т.н. большому источнику, над которым под присмотром игумена Вонифатия (Венгровского) возведена часовня. Позже к ней пристроили алтарь и устроили здесь третий храм Феофании, внутри которого оказался источник. 28 сентября 1900 года епископ Уманский Сергий (Ланин) и схиигумен Иринарх (Путеводцев) освятили церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Однобанный храм был возведен в стиле эклектика с использованием в декоре фасадов характерных форм украинского барокко (отделка фасадов и формы окон). Она стояла на уступе горы и гармонично вписывалась в живописный ландшафт Феофании (снесена в 1960-х г.г.; до сих пор сохранились частично фундаменты).
13 июля 1901 года по императорскому приказу Феофания преобразована в мужской общежитный скит – небольшой монастырь, где жили монахи преимущественно преклонного возраста, т.н. старцы. За советами к ним обращались не только простые смертные, но и аристократические особы.
Скит был приписан к Свято-Михайловскому Златоверхому монастырю.
Фактически существовал вполне независимо, за свой счет, хотя официально настоятель Свято – Михайловского Златоверхого монастыря был одновременно настоятелем скита, текущими делами последнего руководил строитель-начальник из своей братии, которого назначал митрополит Киевский и Галицкий. Строителю помогали казначей, благочинный, ризничий и кладовщик, назначенные настоятелем Свято-Михайловского Златоверхого монастыря.
После смерти схиигумена Иринарха 1905 обязанности строителя скита Феофания в 1905–1906 годы исполнял иеромонах Леонид (Яроцкий), затем – иеромонах Софроний (Гаркуша), утвержденный в должности 1 мая 1914 года. На горе Фавор в 1904–1914 годы соорудили главный и самый большой храм обители-собор великомученика и целителя Пантелеймона, проект которого разработал Киевский епархиальный архитектор Е. Ермаков. 10 мая 1914 года за особые заслуги в его построении Софроний (Гаркуша) посвящен в сан игумена. С его участием построили также кузницу и слесарную мастерскую (1908; не сохранились), кирпичный отель для паломников (1909), двухэтажный деревянный отель для паломников (1913; не сохранился), склады для сена и соломы и коровник (1913; не сохранились) и др.
В Феофании строго придерживались введенных еще О. Вонифатием традиций. Среди них — непрерывное чтение Псалтири в храме при открытых даже ночью дверях, который охранял лишь один сторож; одновременное и круглосуточное горение в нем 40 лампад и доброжелательное отношение к паломникам. Слава обители распространялась, каждый год здесь бывало более 100 тыс. верующих. Все они находили в ней жилье и еду, отпускавшуюся бесплатно с 11 ч. утра до 11 час. вечера. Некоторые старцы были блестящими проповедниками, в том числе иеромонах Леонид (Яроцкий), живший в Феофании с одиннадцати лет, во время последней четверти 19 в. и начале 20 в. по собственной инициативе устраивал поучения, часто под открытым небом.
Императорским приказом от 26 февраля 1915 года Феофаниевскому скиту предоставлен статус самостоятельного общежития Феофаниевского Свято-Пантелеймоновского монастыря, настоятеля которого должна была избирать монашеская братия. Первым настоятелем стал Софроний (Гаркуша), 27 августа 1917 года избравший игумена Серапиона (Ременюка), который до этого был казначеем монастыря.
Указ Синода (изданный одновременно с царским) определял, что количество братии может быть таким, какое «обитель способна содержать за свой счет».
В 1879 году в Феофании проживало 46 монахов, в 1896 – 70, в 1900 – 91, в 1914 – от 40 до 50 монахов и более 100 послушников. Накануне Первой мировой войны в монастыре насчитывалось более 50 сооружений различного назначения, в т.ч. семь храмов. В них хранилось много ценных икон, в частности Иерусалимская икона Божией Матери, привезенная паломницей из Палестины. Образ ей передал в Иерусалиме святитель Феофан Затворник. Сохранилась келья-пещера этой паломницы, которая в конце жизни стала схимницей Алексеем в Феофаниевском ските.
В начале 1920-х г.г. по решению советской власти на территории монастыря расположили детский дом, здесь проживало еще около 50 монахов и монахинь. Впоследствии на базе скита был организован птицеводческий совхоз «Феофания» Киевского союза рабочей кооперации. В 1923 году в нем насчитывалось 97 работников. Решением секретариата президиума ВУЦИК от 15 сентября 1930 года все четыре церкви Феофании закрыты, монастырские помещения переданы союзу рабочей кооперации и его агрошколе.
В годы Великой Отечественной войны богослужение в соборе великомученика и целителя Пантелеймона было восстановлено. В нем, как самой высокой точке местности, попеременно устраивались наблюдательные пункты воюющих сторон, поэтому стены храма были повреждены во время артиллерийских обстрелов.
В 1930-х г.г. и в послевоенное время все храмы монастыря, кроме собора, и большинство сооружений жилого и хозяйственного назначения разрушены. После освобождения Киева от нацистских захватчиков собор, верх которого уничтожили, передали АН УССР, которая разместила здесь свои научные подразделения. Храм внутри превратили в пятиэтажное сооружение с многочисленными помещениями.
На территории монастыря содержались в послевоенное время подразделения Института механики и Института энергетики АН УССР. Заведующим лабораторией вычислительной техники последнего был академик С. Лебедев. Лаборатория занимала бывший монастырский отель.
В 1990 г.г. часть Феофании с полуразрушенными зданиями монастыря передана Украинской православной церкви, непосредственно — киевскому Свято-Покровскому монастырю для образования новой женской обители. С тех пор под руководством архимандрита Серафима (Демьянива) ведутся восстановительные работы. Практически полностью восстановлен главный храм Феофании — собор великомученика и целителя Пантелеймона, гостиница для паломников (1909, теперь главный административный дом).
Наряду с остатками первоначальной церкви 1803 года во имя Чуда Архистратига Михаила в Колоссах в 2004 году завершено строительство нового четырехэтажного монашеского корпуса с церковью на последнем этаже под таким же названием. На церкви установлено 14 колоколов, самые тяжелые из них имеют вес 2 и 1,5 т. отлиты мастерами из Воронежа (РФ). На низших этажах – монашеские кельи и общая трапезная.
Обустроен хозяйственный двор с подсобными помещениями, построен теплый кирпичный коровник, заасфальтирована дорога, поставлено металлическое ограждение, высажен новый сад и восстановлена пасека. Найдены остатки трех кладбищ, на которых в 19–20 в.в. хоронили монахов Феофаниевского скита и киевских монастырей, с 1907 года некоторых частных лиц (с разрешения киевской консистории).
Часть сооружений, входивших в состав бывшего монастырского комплекса, используется не по первоначальному назначению. На ул. Академика Лебедева расположены:
№ 10 — архиерейский дом, 1873 (напротив гостиницы, одноэтажный, деревянный, тинькован, достроен; используется как жилой, состояние -варийное);
№ 12 — архиерейская кухня, 1889 (напротив гостиницы, дом одноэтажный, деревянный, тинькован, перестроен, используется как жилой, состояние — аварийное), рядом расположен погреб 2-й половины 19 в.;
№ 18 — проскурня, 1884 (с северо-запада от собора, используется как жилой дом, состояние — неудовлетворительное);
№ 25 — хлебня, 1874 (к юго-востоку от собора, дом кирпичный, двухэтажный, не используется, состояние — аварийное);
№ 26 — портновская мастерская с кельями, 1881 (юго-западнее собора; вероятно в средине 20 в. перестроена и включена в объем двухэтажного кирпичного жилого дома, теперь жилой дом);
№ 30 — кельи, 2- я половина 19 в. (к югу от собора, дом одноэтажный, деревянный, тинькован, используется как жилой, состояние — неудовлетворительное).
Сохранились также дом садовника 19 в., расположенный к югу от озера, вблизи лесной дороги; несколько стен, фундамент и фрагменты пола кирпичной Монастырской бани (1887) – с юго-западной стороны собора, на склоне к ручью, рядом с портновской мастерской; остатки кирпичных подпорных стен 19 в. — на юго-запад к западу от собора, построенные для поддержки склонов вдоль дороги, на участке от кельи на ул. Академика Лебедева, 30 до монастырской бани (в 20 в. частично разобраны на стройматериал, в аварийном состоянии); конюшня, 1900 (к югу от собора, возле пруда, дом одноэтажный, деревянный, тинькованный, не используется, состояние – неудовлетворительное); келья схимницы Алексеи, 2-я половины 19 в. (юго–западнее собора, возле проскурни, в склоне горы, портал входа кирпичный, используется как частный свинарник, состояние — аварийное).
24 апреля 2002 года Святейший Синод Украинской Православной церкви принял решение о предоставлении скиту Феофания самостоятельности, с возведением игуменьи из числа сестер. Первой игуменьей стала 9 июня 2002 года Елисавета (Андреева), благочинной – Рипсимия (Сторчева). В обители проживает более 70 сестер.
Теперь-Свято-Пантелеймоновский женский монастырь принадлежит Украинской православной церкви.
«Свод памятников истории и культуры Украины». — К.: 2011 г., т. 3 (Киев), перевод с украинского.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?