В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича — Петр-Ярополк и Михаил-Святополк — основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.
Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.
Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя.
В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом — выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.
Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора — они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.
Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича» (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его «на учение иконного писания» кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.
В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство «мерцающей живописи» угасло — для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.
Часть мозаик Михайловского собора — «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других — была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» — в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.
Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого — Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика — неясной.
Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного Михайловского собора находилось капище самых известных языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но, как говорится в одной поговорке, такое явление не могло долго продолжаться, и в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева, и только через много лет, в 1108 году, князь Святополк-Михаил на месте деревянной закладывает каменное сооружение.
“…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» – говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065 — 1075 годами.
Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.
К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.
Во время монголо-татарского нашествия Михайловский Златоверхий не познал особенных разрушений, но в течение очень долгого времени он находился в состоянии полного запустения и представлял собой страшное зрелище. На полную реставрацию, в 1620 году, отваживается игумен Иов Борецкий. В скором времени собор возвращает себе былое величие. В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года – собор становится семикупольным.
26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 – 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.
Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.
Восстановлен в 2000 году. Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.
С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 — Варваринский и Екатерининский приделы.
Киево-Михайловский Златоверхий монастырь, 1 класса, в Киеве, на окраине Старо-Киевской горы, по Трехсвятительской улице. Основание его относят ко времени первого Киевского митрополита святого Михаила (см. 30 сентября). Главный храм во имя Архангела Михаила построен в 1108 году великим князем Киевским Святополком Изяславичем, названным при крещении Михаилом, который скончался в 1118 году и погребен в церкви святого Михаила. В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами, но древний храм его уцелел от разрушения варваров и существует до нашего времени. В XIV веке монастырь попал под власть литовских князей и пришел в запустение; в XVI веке был восстановлен и обновлен.
Иконостас соборного Михайловского храма сооружен гетманом Иваном Скоропадским. Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями. В главном алтаре сохранилось древнее мозаическое изображение Тайной Вечери, а на столбах, составляющих основание алтарной арки, изображения пророков Захария, Самуила и др. Изображения эти уцелели от XII века, а открыты в 1889 году под слоями позднейшей масляной живописи. На столпе за правым клиросом находится весьма чтимый список с Новгородской иконы Богоматери.
В придельном храме в честь святой великомученицы Варвары открыто почивают ее святые мощи (см. 4 декабря) перед царскими воротами посреди церкви, на главном амвоне, в богатейшей по ценности и высоко-художественной по исполнению серебряной гробнице, под роскошным по рисунку и работе балдахином; эти рака и сень были пожертвованы в 1847 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. К святым мощам ежегодно притекают тысячи поклонников. Ежегодно мощи святой великомученицы Варвары 4 декабря (в память чудесного избавления всех живущих в монастыре от моровой язвы в 1710 году и 1770-1771 годах и холеры в 1830 и 1847 годах) и 11 июля (в воспоминание о торжественном праздновании в 1908 году 800-летия положения в монастырь мощей святой великомученицы) обносятся вокруг монастыря при многочисленном стечении народа. Кроме того, в монастыре, в приделе святой великомученицы Екатерины, находятся еще частицы мощей святых Харлампия, Пантелеймона, Фоки, митрополита Макария, великомученика Дмитрия мироточивого, Спиридона, преподобного Ефрема Сирина и др.
В монастырской ризницы хранится гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) великомученица Варвара. В монастыре погребены: два правнука великого князя Святополка, митрополит Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов покрыты червонным листовым золотом; при чем на кресте среднего купола укреплен золотой двуглавый орел, поставленный Богданом Хмельницким в память возвращения России Киева. При монастыре имеются: больница с бесплатным лечением для бедных богомольцев; странноприимный дом с выдачею горячей пищи для бедных богомольцев; церковно-приходская школа, в которой бесплатно обучаются и содержаться дети бедных родителей, преимущественно податного сословия; школа грамоты для мальчиков — сирот и детей бедных родителей духовного звания, пользующихся полным содержанием от монастыря; общежитие для 20 учеников духовного училища и 10 учеников семинарии с полным содержанием от монастыря; читальня с монастырской библиотекой.
К монастырю причислен — Феофания скит, в 7 верстах от Киева, в урочище «Лазаревщина», названном так потому, что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому монастырю, то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 году оно перешло в казну. В 1800 году отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 году дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сентября) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 году устроил здесь скит, который в 1901 году стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского монастыря. В этом скиту установлено неугосимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архирейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
«Экономские» ворота, 1760-е г.г.
Строительство каменной ограды Михайловского Златоверхого монастыря было начато в 1746 г. В ее юго-западной части, справа от колокольни, почти напротив трапезной, в 1760-х г.г. построили так называемые «Экономские» ворота, украшенные лепкой в народном стиле: цветами, виноградной лозой, волютами, пилястрами, карнизом. Гармоничные пропорции, а также удачное расположение ворот в системе стен превращали их в одно из лучших тогдашних сооружений подобного типа.
«Сквозь века: Киев в изобразительном искусстве 12–20 в.в.». — К.: «Искусство», 1982 г., № 190
Главное монастырское подворье, 12-20 ст.
Включает комплекс сооружений, занимающий северную и центральную части исторической территории Михайловского Златоверхого монастыря. Образует замкнутый двор, добраться до которого можно сквозь святые врата колокольни, отстроенной в 1997-1998 г.г. (с пл. Михайловской), и восстановленные в 1997 г. по проекту архитектора И. Мельникова Экономические ворота (по ул. Трехсвятительской), а также через проходы, устроенные в новой ограде 1997-1999 г.г. (со стороны фуникулера и парка «Владимирская горка»).
Композиционной доминантой главного монастырского подворья является Михайловский Златоверхий собор 12-20 ст., вокруг которого по периметру расположены трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713-1715), кельи Варваринского (1898-1902) и Михайловского (1849-1852) отделений, кельи певчих архиерейского хора (1894), хозяйственный погреб (1713), окруженные крепостной стеной с 18 в., с достроенными в 1997 г. участками. К археологическим памятникам этой территории относятся фундаменты Михайловского Златоверхого собора 12 в. и остатки надвратной церкви 12 в. Во время восстановления монастыря в 1999 г. вдоль келий Варваринского отделения построили два кивория над водоразборными фонтаном и колонками (архитекторы Р. Кухаренко, Ю. Лосицкий).
Ансамбль главного монастырского подворья — уникальный по своей историко-культурной ценности памятник 12-20 в.в.
«Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского.
Стены (1746-1775), 1997 г.г. (восстановленные)
Ул. Трехсвятительская, 6-в. С западной стороны главного монастырского подворья по ул. Трехсвятительской, образуют заломы в местах прилегания к колокольне и Экономическим воротам.
Для строительства фундаментов использованы материалы разобранного в 1758 г. древнерусского храма. Частично разрушены в 1934-1936 г.г., отстроены в 1997 г. по проекту архитектора И. Мельникова. Аутентичная часть стены длиной 60 м (состоит из семи прясел), сохранилась от колокольни до конца корпуса келий Михайловского отделения.
Кирпичные стены толщиной бл. 1,5 м штукатуренные, крытые двускатной жестяным крышей. Извне расчерченные пилястрами на большие прясла, увенчанные упрощенным антаблементом, состоящие из архитрава в виде напіввалика, неширокого плоского фриза и упрощенного карниза. Со стороны двора с целью облегчения кладки и экономии материала сделано разгрузочные арочные ниши глубиной 0,65 м и диаметром ок. 3,0 м.
Памятник является интересным образцом монастырских ограждений 18 в., не имевших оборонительного назначения.
24 августа 1997 года на стене слева от ворот установлена бронзовая мемориальная доска с посвятительной надписью и горельефным портретом Макаренко Николая Емельяновича (1877-1938) – искусствоведа, археолога, который был включен в 1934 г. в состав комиссии по демонтажу мозаик и фресок Михайловского Златоверхого монастыря. За отказ подписать акт о целесообразности уничтожения монастыря был репрессирован, расстрелян в Новосибирске. Авторы: ск. Ю. Багалика, архитекторы Р. Кухаренко, Ю. Лосицкий.
«Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского.
Кельи певчих архиерейского хора, 1894 г.
Ул. Трехсвятительская, 6-м. К востоку от Михайловского собора.
Предназначались для учеников духовного училища и семинарии, которые пели в монастырском хоре, основанном владыкой Феофаном Шияновым – настоятелем монастыря в 1800-1807 г.г. В 1758 г. на этом месте сооружен небольшой одноэтажный кирпичный дом, где, кроме других помещений, была настоятельская кухня. В 1832 г. к нему с юга пристроен одноэтажный объем и над новосозданным Г-образным в плане сооружением устроена совместная жестяная крыша. Рядом с ним (с восточной стороны) в 1873 г. построен летний деревянный зал для занятий пением (не сохранилась). 1894 г. по проекту архитектора В. Николаева вместо одноэтажного дома сооружен новый. 1998-1999 г.г. реконструирован с достройкой мансардного этажа (архитектор А. Шульгач – институт «Укрпроектреставрация», подрядные работы – ЗАО «Укрреставрация»).
Дом двухэтажный, кирпичный, покрашенный, в плане прямоугольный с ризалитами входа и лестничной клетки на южном и восточном фасадах. Внутренняя планировка коридорная двусторонняя, на втором этаже помещался зал. Отделан в кирпичном стиле. Окна прямоугольные, стены первого этажа гладкие, второго – расчерченные межоконных лопатками. На уровне нововозведенной высокой крыши с заломом достроено четыре аттики над ризалитами входа и лестничной клетки и две симметричные – на западном фасаде.
Дом – составная часть ансамбля сооружений Михайловского Златоверхого монастыря. В советское время использовался как ведомственное жилье. Теперь – общежитие Духовной академии и семинарии, открытых при монастыре.
«Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского
Кельи Варваринского отделения, 1898-1899 г.г.
Ул. Трехсвятительская, 8-а. Вдоль северной границы территории монастыря с ориентацией по оси восток – запад.
На этом месте существовали деревянные кельи, показаны на плане Киева 1695 г. Первые кирпичные кельи появились в 1700 г. С тех пор за ними закрепилось название «кельи Варваринского отделения» – в честь северного Варваринского придела Михайловского собора. Строительство продолжено в 1758 г., в результате чего образовался удлиненный по оси восток – запад прямоугольный в плане корпус, расположенный ближе к колокольне. В 1770 г. к нему сделана пристройка, назначение которой точно не выяснено. Вероятнее всего, это была аркадная галерея, выходившая в сад.
В 1774-1775 г.г. «архитектуры ученик» Ф. Попов построил рядом часть другого дома кирпичных келий, до которых в 1784-1786 г.г. по проекту местного губернского землемера, подпоручика И. Миронова пристроен еще один объем. В географическом описании Киева 1784 г. поручика В. Новгородцева упоминаются четыре кирпичные кельи и пятая, только строящаяся.
В 1797 г., за настоятеля Феофилакта Слонецкого, келейные дома под отдельными высокими крышами были уравнены по высоте и по красной линии застройки.
В 1804 г., при настоятеле Феофане Шиянове, объединенные общим жестяным крышей и встроенными между торцами деревянными ячейками для паломников, расширенными в 1830-х г.г. В 1860 г. осуществлена капитальная перестройка с изменением внутренней планировки, разобраны своды и железные группы; устроены новые потолки и полы, одинаковые по форме и размеру окна, переоздоблено фасады.
В 1898-1899 г.г. на месте разобранной постройки 18-19 в.в. построен новый корпус. Автором проекта и строителем был епархиальный архитектор Е. Ермаков. Кроме жилых комнат монастырской братии, в этом корпусе помещалась библиотека.
В советское время кельи использовались под различные государственные учреждения.
В 1998-1899 г.г. кельи реконструированы, автор проекта – архитектор А. Шульгач (институт «Укрпроектреставрация»; подрядные работы – ЗАО «Укрреставрация»).
Дом трехэтажный (первый этаж – углубленный в приямок полуподвал, в кладке которого использован кирпич разобранного здания 18 в.), кирпичный, окрашенный. В плане прямоугольный, с двумя входами и лестничными клетками, выделенными ризалитами на северном фасаде, с внутренним коридорным двухсторонней планировкой. Перекрытия плоские, крыша вальмовая, крытая жестью.
Архитектура фасадов решена в кирпичном стиле с применением ленточного рустовка, нішок, поребриков, сухариков, клинообразных перемычек прямоугольных окон с замковыми камнями. Фасады расчленены межэтажными группами, с юга – тремя вертикальными раскреповками. Здание завершает развитый антаблемент, фриз которого состоит из сдвоенных модульйонов и ширинок, заполненных бриллиантовым рустом.
Памятник – яркий образец монастырских келий, построенных под влиянием «синодальной» архитектуры конца 19 – начала 20 ст. Используется как учебный корпус открытых при монастыре Духовной академии и семинарии; в восточном торце – Патриархия Украинской автокефальной православной церкви, в западной – помещение музея истории Михайловского Златоверхого монастыря, ресторан.
«Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского.
«Экономические» ворота, 1997 г. (воссозданные)
Ул. Трехсвятительская, 6. На заломе монастырской стены вдоль ул. Трехсвятительской.
Возведены в 1760-х г.г. на въезде в хозяйственный двор монастыря. Разрушены в 1934-1936 г.г. Отстроены по проекту архитекторов Р. Кухаренко, Ю. Лосицкого (руководитель), Е. Захарченко, А. Мирошниченко, инженера М. Найко с некоторыми изменениями: вместо лукового завершения фронтона с лепленным изображением двуглавого орла восстановлено полукруглое, с барельефом фигуры св. архангела Михаила; прямоугольная ниша для иконы по оси проезда заменена на круглую.
Сооружение кирпичное, на фундаменте, усиленном железобетонным поясом, оштукатурено, крыша жестяная. Фон окрашен в голубой цвет, на котором выделяются белые архитектурные и декоративные детали.
Фасады конструкции разделены на два яруса: нижний – с широкой аркой проезда и верхний – с барочным фронтоном мягкого криволинейного абриса. На главном фасаде проезд фланкирован двумя стройными полуколонками, на которые опираются лепленные волюты пышно декорированного фронтона. Тимпан фронтона прорезан по горизонтали раскрепованного карниза, поддерживается филенчатыми пилястрами, фон заполнен лепниной в виде виноградной лозы, букетов цветов и размещенного над карнизом фронтального изображения св. архангела Михаила в обрамлении арабесок. У ног архангела восстановлена лепленная надпись «176…. года», что является основанием для датировки памятника. Фасад со стороны двора значительно проще: фронтон декорирован тремя нишами и двумя пилястрами. Сооружение увенчивает позолоченное солнце-рипида.
По характеру убранства экономическая брама родственна с галереей возле Всехсвятской церкви в Киево-Печерской лавре — выдающейся достопримечательности украинского барокко конца 18 в.
Литература: Ганзенко Л., Тимченко Т., Цитович В. «Воссоздание собора Архистратига Михаила» // «Памятники Украины». – 1999 г. – № 1. «Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского.
Погреб хозяйственный, 1713 г.
Ул. Трехсвятительская, 6. Напротив тыльного (северного) фасада трапезной с церковью Иоанна Богослова, возле пути, который проходил мимо «Экономических» ворот.
Сооружен для хранения овощей, солений, бочонков с водкой, медом и просоленной рыбой. Капитально ремонтировался в 19 веке. Надземная входная часть разобрана в 1981 г., восстановлена в 1997 г. В 1981 г. частично был сохранен фрагмент входа, перекрытого сводом. Первоначально крыша входа была крытая досками.
Сооружение подземное, состоит из маленькой входной надземной части (3,0×3,0 м), основного зала (15,0×6,0 м, выс. – ок. 3,5 м) и боковых ответвлений разной конфигурации и длины (от 10,0 до 60,0 м), которые углубляются до 10,0 м. Наибольшая разница отметок полов нижней и верхней частей составляет 5,5 м.
Кирпичный, перекрытый сводами с глубокими распалубками над проемами и нишами. Имеет естественную вентиляцию. В части подземного зала, над которой в начале 20 в. построена монастырская гостиница, первоначальное перекрытие переделано на кирпичный свод, опирающийся на металлические балки.
Сооружение — уникальный памятник архитектуры 18 в. хозяйственного назначения. Ведутся реставрационные работы.
Литература: ЦДІАКУ, ф. 169, оп. 6, спр. 269; оп. 7, спр. 107; Дегтярев Н.Г., Реутов А.В. «Михайловский Златоверхий монастырь». – К., 1997. «Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского.
Надвратная церковь, последняя чт. 12 в. (утрачена)
Ул. Трехсвятительская, д. 8. Находилась на территории верхнего плато Владимирской горки на север от Михайловского Златоверхого собора. Объект исследовал Г. Ивакин в 1999 г.
Сооружение каменное, с одной апсидой, ориентированной на юго-восток. Внешние размеры: дл. – 10,82 м (без апсиды – 8,65 м), шир. – 8,4 м. Толщина наружных стен в западной части – 1,5 м, в восточной – 1,2 м, апсиды – 1 м, внутренней стены проезда – 0,53 м. Примерно посередине внешняя западная стена соединяется со стеной проезда небольшой поперечной стенкой толщиной 0,75 м. Вследствие этого образовались две боковые камеры, где, вероятно, были лестницы, которые вели на второй этаж.
На восточной стене проезда выступает мощный прямоугольный пилон. Диаметр апсиды – 2,7 м. Остатки сооружения повреждены во время выкапывания погребальных и хозяйственных ям, возведением Варваринских келий и прокладкой водопровода. Фундаменты в западной части глубиной 0,7 м, в восточной – 2,3 м, сделаны из мелкого бутового камня на известково-глиняном растворе с примесью песка. Состоят из двух массивов, конструктивно между собой не связанных. Ширина фундаментов превышает толщину стен и достигает в западной части 2,3 м. Кладка стен равнослойная, из плинфы плохого обжига размером 28-29, 5×20-21×3,5–5,5 см.
Раствор цемяночный с примесями глины. В западной части проезда сохранился обломок шиферной плиты шириной 75 см, вмурованный в кладку стены, с полусферическим углублением для подпятника ворот. Церковь имела фресковые росписи (сохранились следы граффити), снаружи – гладкий тиньк светлого цвета. Вдоль ворот прослежены следы мощной деревянной ограды.
Вероятно, ворота вели к одному из монастырей на территории города Изяслава Святополка», причем вначале они была деревянными. Остатки сооружения музеефицированы.
Материалы исследований хранятся в Институте археологии НАН Украины, Государственном историко-архитектурном заповеднике «Древний Киев».
«Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского