Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы («Десятинная», третья).

Десятинная церковь являет собой как духовно, так и историко-культурную архитектурную ценность, не только для украинского государства, но и для всего православного народа в целом. И, как не печально об этом говорить, люди забыли свою историю, забыли о ценностях, за которые наши предки готовы были отдать свою жизнь. Не зная своего прошлого, человек не построит будущего! Десятинная Церковь являлась Первым Кафедральным собором в Православной Руси, в которой решались вопросы государственной важности, а мы знаем, что ни одно решение не принималось без совета и благословения Церкви. Церковь Десятинная была усыпальницей святой Равноапостольной Великой княгини Ольги, святого Равноапостольного великого князя Владимира и его жены, византийской царевны Анны, в ней находились мощи многих святых угодников Божьих, таких как убиенный за Христа младенец Иоанн, глава папы Римского Климента и многие другие святыни.
Красота и величие храма удивляли своей красотой, так как не было строения краше на Руси в то время. Храм украшали мозаика, фрески, резные, мраморные и шиферные плиты (иконы, кресты и посуду привезли из Корсуня (Херсонеса Таврического — в районе современного Севастополя) в 1007 году до Р.Х.). На протяжении многих столетий храм разрушался и созидался. Не минула участь разрушения великой святыни и в годы безбожной советской власти. В марте того зловещего 1936 года президиум горсовета вынес решение о снесении Десятинной, церкви. И лишь в 2005 году возле фундамента Десятинной церкви был установлен храм-скиния. В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир.
9 июля 2009 на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря. На сегодняшний день братия монастыря ведёт активную миссионерскую и благотворительную деятельность, а это проведение Крестных ходов, благотворительные акции и концерты, и, подобно великому князю Владимиру, борется с сатанистами-язычниками, которые сегодня своими жертвоприношениями и бесчинными действиями оскверняют святое место на территории монастыря! Князь Владимир, окрестив Русь, сказал: «Вот, даю церкви этой Пресвятой Богородицы от имущества моего и от городов моих десятину». Под словом «десятина » следует понимать не только финансовую часть, но и десятую часть своей жизни!
Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена наши, но и самые могилы наши, исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений, но если в дни земной жизни мы простирали руку посильному благодеянию храму Божьему, то никогда не забудет об этом Святая Церковь! И наша с вами задача возродить Великий оплот Христианства, возродить свою культуру, и национальное самосознание, так как Десятинная церковь является своего рода барометром жизни нашего государства! Возродив великую святыню, Господь простит нам грехи, и мы увидим, как расцветёт наша Православная страна, так как князь Владимир сказал «Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы, да простятся ему вся согрешения»

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная), каменная, построена в 1828-1842 г.г. по проекту В. Стасова на средства помещика Анненкова. Первоначально на этом месте в 989-996 г.г. греческие мастера построили первый каменный христианский храм на Руси. Князь Владимир Великий ежегодно даровал на церковные нужды десятую часть своих доходов. От этого второе название церкви – Десятинная. В храме был похоронен первый киевский митрополит Михаил, сам князь Владимир, его жена Анна; сюда были перенесены останки княгини Ольги, князей Олега и Ярополка. Это сооружение было разрушено в 1240 г. во время нашествия татаро-монголов.
В 1635 г. митрополит Петр Могила построил небольшую каменно-деревянную церковь св. Николая и Петра и Павла (на втором этаже) на развалинах Десятинной. Во время строительства были найдены захоронения Владимира, голову которого перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Остатки Десятинного храма 10 в. сохранились до 1920-х г.г. и были снесены при строительстве новой церкви.
Здание 1828-1842 г.г. было построено в «русско-византийских» формах. Архитектура церкви отражала процесс поисков государственного (национального) стиля в культовом зодчестве Российской империи. Это был первый пример российского вмешательства в Киевскую застройку. Квадратное в плане, пятибанное, четырехстолбное, безапсидное сооружение объединило в своем виде черты средневековой византийской и северо-русской архитектурных школ. Три фасадных стены украшались массивными кольцеобразными перспективными порталами. Над ними в полуциркульных арках-нишах размещались росписи с изображениями святых. В начале 20 в. арки выбили и устроили окна, что улучшило освещение храма, но испортило его внешний вид. Боковые части фасадов были унесены в небольшие ризалиты. Все стены щедро украшались декором из филенок, лепных украшений в виде растительных и геометрических орнаментов, крестов и т.д. Над центральной частью постройки размещалась самая луковая баня на массивном круглом в плане барабане. Барабан был украшен полуциркульными узкими окнами и нишами с росписями, между которыми размещались полуколонны. Над карнизом барабана размещался фриз с декоративным орнаментом. По углам сооружения стояло четыре меньших купола подобных форм без фризов и росписей. В южную стену новой церкви были вставлены плиты с 12 буквами греческого алфавита, украшавшие фасад церкви 10 в.
Внутри пол храма были выложены шлифованными плитами из красного гранита и мрамора, который нашли во время раскопок на месте древней Десятинной церкви. В алтарной части перед главным престолом был выложен мозаичный пол, также оставшийся от старого храма. Над местом захоронения князя Владимира, у южной стены, было установлено надгробие из темно-серого мрамора с бронзовыми позолоченными деталями. На надгробии – скульптура Владимира в лежащий полный рост. Над памятником размещался всевидящий глаз в сиянии лучей, под ним дата – 988 год, ниже – даты крещения и смерти князя. На противоположной стороне храма стоял надгробие над вероятной могилой княгини Ольги. Иконостас был выполнен в стиле ампир, расписан по эскизам В. Боровиковского. Кроме главного престола церковь имела еще два алтаря – св. Владимира и св. Николая. Святыней храма считали икону св. Николая, которую по преданию, Владимир привез из Херсонеса.
«Старый Киев XIV-XIX в.в.», перевод с украинского.
14.03.1936 г. Р.Р. Петрушанский и И.А. Сапов писали в Политбюро ЦК КП(б)У: «По генеральному плану реконструкции города Киева, утвержденному ЦК КП(б)У, Владимирский собор и Десятинная церковь намечены к сносу , как объекты, не имеющие большой исторической ценности, – поэтому горком КП(б)У и горсовет просят разрешить приступить к разбору указанных церковных зданий».
Достопримечательность была разрушена большевиками в 1936 г. Кирпич от неё пошел на строительство возведенной рядом школы № 25. Находилась церковь на ул. Владимирская, 2.
Петрушанский Рафаил Романович (24.08.1895 – расстрелян в сентябре 1937 г.) – советский чиновник, в то время председатель Киевского городского совета.
Сапов Иван Андреевич (1897 – расстрелян 2.09.1937 г.) – советский чиновник, в то время секретарь Киевского горкома КП(б)У.
Белоконь С. «Новые статьи по истории большевизма». – М.: 2007 г., Нестуля А.А. «Судьба церковной старины», т. 2, перевод с украинского.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?