Городские власти приняли решение восстановить церковь Сретения Господня на ее историческом месте, возле Львовской площади, в сквере рядом с Торгово-промышленной палатой. Здесь состоялась торжественная церемония освящения креста в честь начала работ по воссозданию. Должны быть проведены археологические изыскания, выявление остатков, сохранившихся под землей. После этого начнется сооружение фундаментов, а тем временем поспеет и рабочий проект наземной части… По поводу Сретенской церкви нет единодушного протеста ученых и ревнителей старины, как по поводу Десятинной церкви, да и нет для этого оснований. Место не имеет такого жесткого охранного статуса. Нельзя обвинить инициаторов восстановления и в том, что мы не знаем достоверно, как выглядела утраченная святыня.
В архивах можно найти разные изображения Сретенской церкви. Материалов много — даже слишком много. Что же мы знаем о церкви близ Львовской площади достоверного, а не фантастического? До середины позапрошлого столетия здесь стоял деревянный храм, построенный в 1750-х годах на месте «зело обветшалой, неизвестно в котором году сооруженной» небольшой церкви. Этому храму с пристроенной колокольней и деревянной оградой суждено было простоять целое столетие. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радости» привлекала сюда многочисленных богомольцев; о посещении церкви даже в просторечии говорили: «Побывать у Скорбящей». Иконе приписывались разные целебные свойства. А среди барышень сложилось поверье, что она помогает поиску «сердечного друга». По субботам Сретенский храм переполняли девицы на выданье. Об этом пронюхали зловредные студенты — и повадились сюда на этот же молебен в надежде завести удачный флирт. В конце концов им официально запретили являться к «Скорбящей» в субботу.
Со временем встал вопрос о расширении церкви. В 1852 году архитектор Киевской епархии Павел Спарро составил проект нового храмового строения — двухъярусного, с двумя 35-метровыми башнями. Проект послали в столицу, где его рассмотрел сам государь Николай Павлович. И вынес приговор: «Согласен, но фасад переделать, очень некрасив». Но закладка новой церкви состоялась в октябре 1853 года, одновременно с началом Крымской войны. Поражение России затормозило строительство. В конце концов было принято вынужденное решение: урезать проект, ограничиться одним каменным ярусом, над которым водрузить деревянный купол. На это наскребли нужную сумму, и в 1861 году храм наконец освятили. Однако к 1880-м годам благосостояние улучшилось, и община решила перестроить свою церковь. Составление нового проекта поручили епархиальному архитектору Владимиру Николаеву. Красота в проекте соединялась с вместительностью. В ширину церковь была раздвинута настолько, насколько позволяли линии улиц. Спереди выросла стройная колоколенка, а основной объем храма был перекрыт внушительным византийским куполом. Строение обрело гармоничный вид.
Шли годы, и опять Сретенской церкви стало недостаточно. Расширять ее, однако, было практически некуда. Единственное, что удалось сделать в 1911-1912 годах по проекту очередного епархиального архитектора Евгения Ермакова, — это удлинить западную часть храма, подвинув колокольню метров на 7-8 вперед (и одновременно сделав ее несколько выше). При этом ступени входа в церковь уже почти вышли на проезжую часть. В таком виде Сретенская церковь достояла до советской эпохи. А 19 июля 1923 года произошло событие, привлекшее к ней всеобщее внимание (некоторые публикации говорят о 19 июня, но это неверно). Среди верующих разнеслась молва о чудесном обновлении купола колокольни, который внезапно засиял свежей позолотой. Атеистическая власть, понятное дело, отнеслась к этому с раздражением и недоверием; всем, кто говорил о чуде, пригрозили расправой за «контру». Между прочим, до сих пор это удивительное явление не опровергнуто и не истолковано учеными. Вот только самой церкви давно уже нет. Ее снесли вместе со многими другими киевскими святынями в середине 1930-х, а чудотворная икона исчезла…
И вот теперь зашла речь о «воссоздании» Сретенского храма. И напрашивается вопрос: в каком именно виде? По первоначальному проекту Спарро, который не был реализован? В урезанном варианте 1860-х годов? По версии Николаева? Ермакова? Но в любом случае придется учесть одно обстоятельство. Если вернуть воссоздаваемый храм на то место, где он и стоял, то около него негде будет развернуться. Слева, справа и спереди окажутся узкие тротуары, а сзади алтарная апсида почти упрется в фасад Торгово-промышленной палаты. Есть мнение, что учитывая кардинальное изменение ситуации в районе Львовской площади, нужно просто отказаться от слова «воссоздание» и предложить киевским зодчим разработать новый проект храма, исходя из реальных условий. Что бы он напоминал какими-то деталями прежний облик, но не копировал его.
Сейчас на месте храма построена небольшая каплица на которой написано, что это церковь Святого Серафима Саровского.