Кидекша. Борисоглебский монастырь.

Село Кидекша находится в четырех километрах от Суздаля. Само по себе Кидекша – очень древнее поселение угро-финских племен. Оно появилось еще до славянской Руси. В начале XII в. именно в этом месте случилась встреча двух братьев — князей Бориса и Глеба, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты третьим братом — Святополком Окаянным и причислены к святым. С ними и связано название церкви Бориса и Глеба — одной из первых на Руси построенной из белого камня.
Суздальский князь Юрий Долгорукий получил дружину мастеров-зодчих в подарок от Галицкого князя. За короткое время — к 1152 году — эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе и в Кидекше.
Борисоглебская церковь была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. Юрий Долгорукий построил свою резиденцию вдали от столичного города, но на важном месте речного пути. Рядом река Нерль, по ней можно добраться до Клязьмы, Оки, Волги.
Пробыл здесь Юрий Долгорукий недолго: в 1155 г. отправился он на Киевское княжение, где вскоре и умер. Наследники княжеского рода, занятые кровавыми междуусобицами, уже больше никогда не возвратятся в Кидекшу, и это место станет далеким и заброшенным.
В Кидекше не сохранилось от XII века никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. С XIV века здесь небольшой мужской монастырь, который зачахнет, с XVIII века здания будут за сельским приходом.
Зданиям Кидекши не очень везло на опытных строителей. В средние века у старой церкви рухнул верх. В 17 веке он был перестроен и сделана самая простая крыша с крошечной главкой посередине. Рядом с церковью выстроена колокольня, которая из-за ошибки строителей сильно наклонилась, так что выправить ее очень сложно, даже имея в распоряжении самые современные технологии и материалы, не говоря о денежных средствах.
Сегодня в сооружениях бывшего княжьего двора расположено отделение Владимиро-суздальского музея заповедника и действующий приход Епархии.

Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, нашел, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Вскоре в четырех верстах от города он облюбовал место на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки и державшее в древности под контролем речной выход из города. В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строить крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»). А на возвышенном месте посреди села мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней.

«Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», — так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма. Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры.

В плане она представляет собой квадрат с четырьмя столбами внутри и тремя полукружиями снаружи. При князе Юрии Долгоруком церковь вообще не была расписана, и богослужения проходили в ослепительно белом храме.

За века своего существования Борисоглебская церковь повидала многое, в частности, в 1238 году село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, и оно было освящено. Затем долгие годы церковь была в запустении, стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили церковь только в XVI-XVII веках, используя старый белый камень. Однако восточная часть церкви не была восстановлена, а завершили храм новым сомкнутым сводом и четырехскатной крышей. Впоследствии церковь не раз подвергалась переделкам: так, были изменены ее длинные и узкие окна, а шлемовидная глава стала луковичной.

О наружных украшениях храма в настоящее время трудно судить. Снаружи видны только зачатки аркатурного пояса, выложенного из фигурного кирпича, а также ряд поребриков, углами выступающих над поверхностью стен. Сохранились также фрагменты фриза из завес с изображениями на них (в центральной апсиде) символа Пресвятой Богородицы – семисвечника, а еще остатки композиций «Отречение Петра», «Три отрока в пещи огненной» и «Успение Богоматери».

На каменной колокольне Борисоглебской церкви находится древний, весом 30 пудов колокол, на котором сделана надпись: «Въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ князе Иване Васильевиче всея Руссiи и Макарии митрополите. Царь Государь далъ сей колоколъ в домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при архимандрите Иоакиме въ Новгородъ Нижний». Согласно преданию, царь Иван Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать и этот колокол, отлитый из ливонских орудий.

В Борисоглебской церкви похоронены Борис Юрьевич (сын Юрия Долгорукого), жена сына Мария и их дочь Евфросиния.

В 1780 году рядом с суровой и величавой Борисоглебской церковью была выстроена небольшая церковь во имя святого первомученика Стефана с высокой двускатной крышей, напоминающая жилой деревянный дом. Невдалеке поднялась стройная восьмигранная шатровая надвратная колокольня, возведенная на квадратном основании, появилась ограда со Святыми Воротами.

После октябрьской революции (в 1935 году) местные жители стали выламывать плиты из стен Борисоглебской церкви и разрушать церковную ограду. Под стенами собора был устроен карьер для добычи песка.

Но нашлись люди, которые помогли спасти храм. Выдающийся историк Суздальской земли А.Д. Варганов писал письма во все инстанции, требуя прекратить варварские действия. И вскоре появилось следующее постановление областного исполкома: «Ввиду того, что договор с религиозной общиной на пользование церковью в селе Кидекша Красносельского сельсовета Суздальского района №2114 расторгнут, другой религиозной общины, желающей принять в пользование здание церкви и культовое имущество, не оказалось, церковь эту как молитвенное здание ликвидировать и передать как имеющую историческое значение Суздальскому музею».

А в 1947 году на северной стороне в Борисоглебской церкви были открыты фрагменты фресок, датируемые 1180-ми годами, выполненные в розово-коричневой гамме. Ученые предполагают, что создавались они по повелению князя Всеволода III, пожелавшего украсить храм, возведенный отцом. Две женские фигуры среди деревьев райского сада – святой Марии и императрицы Евфросинии – четко видны на белом фоне в окружении тропических пальм с красными плодами, под которыми прохаживаются павлины. На южной стороне храма видны фигуры двух всадников: по одной версии, это скачущие волхвы, по другой — князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Суздаль. История. Легенды. Предания. / Надежда Ионина. – М.: Вече, 2011.
Золотая книга русской культуры. / Соловьев В.М. – М.: Белый город, 2007.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?