Построена в 1799 г. Престола три: в холодной Святителя Николая, в теплой: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.Источник: сайт Тверской епархии
В посёлке прежде существовали две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в 1778 г. В 1779 г. на месте Никольской была поставлена ветхая церковь, перевезённая из с. Дёмшино и первоначально предназначавшаяся для растопки в Кашинский Клобуков монастырь. Каменный трёхпрестольный храм построен вместо неё на средства прихожан. Холодный придел — Святителя Николая. Тёплые приделы в трапезной: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (вторая половина XIX в.). Основной объём имеет кубическую форму, трапезная – в одной связи с ярусной колокольней.
Церковь была закрыта в конце 1930-х гг., вновь открыта в 1943 г. Храм ремонтировался в конце 1940-х годов, в 1966-1967 годах, в 1975 году и 1999 году.
По материалам официального сайта Тверской епархии
Православный храм в сельской местности на протяжении веков выступал как общественный и духовный центр поселения. На Кесовогорской земле в нач. ХХ века проходили богослужения в 31-м храме и функционировали 11 часовен. Важно отметить, что храм всегда строили на самом обозримом месте, будь это берег реки, либо на возвышенности, либо в перспективе улицы. Церкви Кесовой Горы — Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Преображения и Николая Чудотворца не были исключением. Но не только природно-географический фактор определял статус села, зачастую селом становился тот населённый пункт, в котором находилось помещичье имение или усадьба. В этом случае храм почти всегда сооружался при деятельном участии владельца этой земли.
Кесова гора — вотчина дворян Прозоровских, не мало средств вложивших в строительство церквей этого села. Все каменные храмы возводились исключительно из местного кирпича, произведённого на небольшом заводике. Сам населённый пункт — ныне посёлок городского типа Кесова гора — образованный некогда из объединившихся посадов Красный, Заячий и Грачи, впервые упоминается в источниках под 1238 годом. В ХVI-ХVII вв. Кесовогорские земли относились к Городецкому стану Бежецкого Верха, в 1776 году Екатерина II передала их в образованный Кашинский уезд. С конца ХVIII века Кесова Гора получила известность как крупный торовый центр, место проведения Ивановской, Никольской и Покровской ярмарок и еженедельных базаров. Сюда приезжали купцы из Кашина, Бежецка, Углича, совершались сделки по закупкам льна, мяса, ржи и других сельскохозяйственных культур. Особенно много содействовали становлению Кесовой Горы как торгового села дворяне Прозоровские, родовой вотчиной которых долгое время были эти земли. В 1898 году через Кесовогорскую волость прошла железная дорога, соединившая Сонково с Кашиным.
Постепенно село расширилось, наблюдался прирост населения, чему способствовало удобное транспортное сообщение, связавшее две столицы по Савёловской и Рыбинско-Бологовской железным дорогам. На лето сюда приезжало много отдыхающих. Манило их сюда скорее красота здешних мест, самобытность и умиротворённость сельского пейзажа с его величавыми храмами. К сожалению, не все храмы сохранились до наших дней: по сей день действующей считается церковь Николая Чудотворца (Никольский храм присёлка Грачи), которая стала главной духовной святыней кесовогорской земли после того, как в 1929 году, во время воинствующего атеизма, старейшая и красивейшая церковь Рождества Иоанна Предтечи (1798) была закрыта и приспособлена под клуб. От церкви Спаса Преображения присёлка Разсудово сохранилось отдельное строение, мало напоминающее храм. В Кесовой Горе присёлка Никольский, что в Грачах, существовали изначально две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в ночь с 15 на 16 июня 1778 года от удара молнии. После трагического события прихожане вместе с настоятелем изъявили желание построить на месте двух сгоревших церквей одну каменную. В 1778 году на приходском сходе было решено, что на период строительства каменного храма духовная жизнь в присёлке Грачи не должна замереть. А для этого требовалось перевезти и поставить временную ветхую церквушку из села Дёмшино, предназначенную по ветхости для растопки печей в Кашинском Клобукове монастыре.
Сохранилось прошение Архиепископу Тверскому и Кашинскому Арсению от священников присёлка Никольского, что в Грачах, в котором сказано: «… по которому Указу Епархии вашего преосвященства Кашинского уезда села Дёмшина упразднённая ветхая деревянная церковь нами во означенный приселок перевезена и на место згоревшей Николая Чудотворца поставлена и с теми иконами и прочим церковным благолепием украшена… того ради ваше преосвященство… просим… на время… поставленную ветхую деревянную церковь благословить… Июля 13 дня 1779 годъ». На что 31 августа 1779 года от Архиепископа Тверского и Кашинского священнику села Кесовы Горы Ивану Стефанову послано благословение на освящение. Тем не менеее, каменный храм постепенно строился, и уже 1 октября 1786 года священником Иваном Стефановым был освящён главный престол во имя святителя Николая Чудотворца в новом каменном храме присёлка Никольский, что в Грачах. 2 октября 1788 года освящён придел в тёплой трапезной части храма — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Позже была отстроена четырёхъярусная колокольня в стиле барокко. В 1799 году строительство церкви во имя святителя Николая Чудотворца полностью завершено, длившееся 20 лет. В 1807 году имело место устройство новых иконостасов и замена ветхих образов в недавно отстроенном храме. В 1848 году составлена опись имущества Никольской церкви, что в Грачах. В этом же году устроен и освящён третий придел во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в трапезной части храма.
Церковь выстроена в форме корабля. Основной объём имеет кубическую форму, трапезная — в одной связи с четырёхъярусной колокольней. Тип храма представляет собой высокий трёхсветный четверик, увенчанный пятиглавием, восходит к архитектурным традициям ХVIII века. В формах четырёхъярусной колокольни сказывается влияние стиля барокко. Вход на колокольню осуществляется с северного её фасада. Внутренняя поверхность стен побелена. Интерьер расписан масляными красками. Главный многоярусный деревянный с резными деталями иконостас выполнен в т. н. византийском стиле с применением характерных для ХVIII века декоративных мотивов. Начиная с конца ХVIII века, Никольский храм в Грачах не закрывался ни на один день. Говорят, спасла от закрытия некто Мария — староста храма, которая даже ездила в Москву на приём к высокопоставленным людям. Благодаря этой женщине церковные ценности и богослужебная утварь вместе с иконами были сохранены.
Церковь ремонтировалась в конце 1940-х, в 1966-67, в 1975 и 1999 годах. Последняя реставрация приуроченная к празднованию 200-летия храма Николая Чудотворца (22 мая 1999 г.), проведена на средства предпринимателя В. В. Гусева. Настоятелем Никольской церкви является протоиерей Алексий Цюркало, служит также и второй священник руководитель миссионерского отдела Бежецкой епархии иерей Иоанн Цюркало.
С сайтов: kesovagora.tverlib.ru/nikolskaya-cerkov и hram-tver.ru/index.pnp/khramy-tverskoj-oblasti/kesovogorskij-raion/749-kesova-gora-nikolo-grachi-nikolaya-chudotvortsa-tserkov