Начало истории городского собора положил Св.-Троицкий молитвенный дом. В 1821 г. русские прихожане обратились в Синод с прошением о дозволении построить каменную церковь во имя Св. Троицы. 19 мая 1821 г. было дано разрешение основать Троицкий молитвенный дом, который вскоре был построен и освящен. При обозрении епархии архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил летом 1829 г. благословил строительство нового керченского храма. Волеизъявлением императора Николая I для развития г. Керчи в Государственном казначействе был открыт ежегодный кредит в 50000 рублей. В 1830 г. Керченский строительный комитет решил для постройки церкви из этой суммы выделить в течение двух лет 10000 рублей, чтобы немедленно приступить к заготовке материала и закладке храма.
В 1832 г. церковь (архитектор Л.И. Шарлемань) была заложена в новой части города и в том же году вчерне выстроена на сумму доброхотных подаяний. Для завершения строительства хлопотами градоначальника кн. Херхеулидзе император Николай I пожертвовал 10000 рублей и из казны было отпущено 5260 рублей 30 копеек. 1 октября 1835 г. архиепископ Гавриил освятил новый храм в честь Пресвятой Троицы. В 1840 г. был подготовлен проект колокольни, и она была построена на средства прихожан отдельно от церкви в 1842 г. (по другим сведениям в 1845 г.). Старостой Симеоном Ивановичем Штурбиным на церковную сумму был устроен правый придел, освященный 6 декабря 1849 г. во имя свт.Николая Чудотворца. В 1853 г керченская Св.-Троицкая церковь была переименована в собор.
По утвержденному 20 октября 1857 г. императором Александром II штату в соборе были священник, диакон, дьячок, пономарь. По указу № 4534 от 4 декабря 1861 г. Таврической духовной консистории штат керченского собора состоял из протоиерея, священника, диакона, дьячка и пономаря.
Приход Св.-Троицкого собора в ХIХ в состоял из жителей Керчи и предместий города, а также деревень Феодосийского уезда. К керченскому собору в XIX в были приписаны Св.-Афанасиевская (старокладбищенская), Св.-Владимиро-Васильевская (в Дейре-Салыне, ныне Чистополье), Св.-Иоанно-Богословская (в Аджимушкае), Св.-Покровская Братская (в Керчи) церкви и Св.-Александро-Невская (тюремная) часовня (в доме Хейфеца). К 1913 г. к собору были приписаны Св.-Афанасиевская церковь и три часовни: во имя св.вмч. Ирины (больничная), Св.-Николаевская (в юго-западном углу соборной ограды) и Св.-Николаевская при Керченском металлургическом заводе (на Бочарке). С увеличением численности населения, устройством храмов в населенных пунктах и выделением их в самостоятельные приходы к исходу 1914 г. к собору осталась приписанной часть г. Керчи, где проживали 1169 человек мужского пола и 1648 человек женского пола.
В Керченском Св.-Троицком храме в 1837, 1861, 1863, 1869, 1872 гг молились русские императоры Николай I, Александр II, Александр III. Об одном из этих событий сообщалось: «5 августа 1669 г. наследник-цесаревич Александр Александрович (имп. Александр III ) с супругою (имп. Марией Фёдоровной) и великий князь Алексей Александрович проследовали в собор, где цесаревич приложился к кресту и отслушали небольшое молебствие». Ранее, 29 октября 1866 г. здесь был совершён благодарственный молебен по случаю бракосочетания наследника престола, по окончании которого градоначальник направил цесаревичу Александру Александровичу поздравительную телеграмму. Вскоре был получен ответ: «Керчь-Еникальскому градоначальнику Спицыну. Передайте всем жителям, военным и гражданским и городскому обществу Мою искреннюю благодарность. Александр».
При соборе с 1855 г. действовала церковно-приходская школа, а в январе 1892 г. была открыта и школа грамотности. В библиотеке собора к 1 января 1915 г. имелось свыше 1000 томов книг, выписывались журналы: «Таврические епархиальные ведомости», «Церковные ведомости», «Проповеднический листок».
По просьбе керчан, с 1857 г. каждую пятницу в соборе на вечерних Богослужениях совершалось торжественное акафистное пение Страстям Христовым в память об избавлении города от союзников в Крымскую кампанию.
На рубеже ХIХ-ХХ вв священником Феодотом Левицким в соборе было заведено общее церковное пение. Пение, по отзывам современников, очень хорошего церковного хора в праздники и на Литургии привлекало массу народа.
Керченский Св.-Троицкий собор постоянно расширялся и благоустраивался. По окончании Крымской войны (1853-1856 гг) градоначальник нашел возможным приступить к исполнению проекта по соединению храма с колокольней. По ходатайству градоначальника А. П. Спицына Синод разрешил использовать на соединение церкви с колокольней четырёхлетнюю свечную прибыль, от высылки которой керченский собор был освобожден с 1858 по 1862 г. Под председательством градоначальника А.П.Спицына был образован комитет для производства хозяйственным способом работ по расширению Керченского собора. На расширение собора и роспись его масляными красками потратили всего 6936 руб. 95 коп. серебром.
В 1866 г. в память сохранения жизни императора Александра II при покушении на него в 1864 г. был возведен новый деревянный купол на пожертвованные губернским секретарем Григорием Соколом 1400 руб. серебром.
В 1869 г. усердием и иждивением церковного старосты П. И. Канунникова был устроен левый придел, освященный во имя свв. апостолов Петра и Павла. В 1889 г. последовало очередное увеличение собора, когда трапезная часть была расширена на 14 аршин, поставлены шесть колонн, а свод подняли на два аршина. Однако все расширения собора не поспевали за увеличением численности населения быстро растущего города. В конце 1890-х годов пришлось создать особый строительный комитет по новому расширению храма, членами которого были настоятель собора прот. Димитрий Говоров и церковный староста А. Г. Лобырев. Работы велись за счет пожертвований прихожан с небольшим добавлением церковных сумм, что составило до 15000 руб. Расширение Керченского собора закончилось в конце 1901 г.
Около 1908-1909 гг. производились работы на соборной колокольне, на что в 1908 г. Городская дума выделила 653 руб. 91 коп.
На момент ликвидации собора в 1931 г. его размеры составляли: в длину 24 сажени, в ширину 14 сажень, на колокольне имелось восемь колоколов общим весом 5882 кг. К концу ХIXв иконостасы собора были двухъярусными в боковых приделах и трёхъярусным в главном. Такими они и оставались до закрытия храма в 1931 г.
В 1887 г. вдова Евфросиния Хевели (?) пожертвовала в собор список с Козельщанской иконы Божией Матери, выполненный в Харькове, лампаду и подсвечник.
Отставной капитан Николай Александрович Александров (1821-1892 гг.) навечно поместил в Керчь — Еникальский общественный банк 300 рублей с условием, чтобы на проценты в соборе содержалась неугасаемая лампада. Капитан Н.А. Александров служил в Литовском пехотном полку, был похоронен на новом городском кладбище.
Городская дума 26 ноября 1889 г. постановила в память спасения жизни императора Александра III и царской семьи при крушении царского поезда 17 октября 1888 г. у станции Борки заказать икону в киоте с лампадой, выделив 1500 руб. Определением городской думы от 28 декабря 1891 г. перед иконой была установлена неугасаемая лампада, на содержание которой предлагалось выделять ежегодно около 50 рублей. В начале ХХ в на пожертвования прихожан были сделаны четыре киота стоимостью 850 руб. и приобретены несколько икон в серебряных ризах стоимостью 1335 рублей. В 1909 г. Ремесленная управа решила пожертвовать лампаду стоимостью 5 рублей к иконе Св. Александра Невского.
За престолом в алтаре главного храма cобора находился вызолоченный крест высотой четыре аршина десять вершков и шириной один аршин семь вершков, сооруженный керченской Ремесленной управой в память спасения жизни императора Александра II при покушении на него в 1866 г. Крест был изготовлен в 1867 г. и освящен 6 (19) января (на Крещение) того же года. Крест выносили при совершении крестных ходов в градоначальстве. Крестные ходы совершались 6 января, 23 апреля, в первый воскресный день после 10 июня, на 25-ый день после Пасхи и 1 августа, вначале к собору, а от него к месту водоосвящения или служения молебна.
В октябре 1911 г. по подписке было собрано 60 рублей на установку в Св.-Троицком соборе памятной доски ротмистру Шереметову Ивану Васильевичу и его жене Наталии Семеновне, погибшим от рук эсеров в 1906 г. и похороненных на керченском крепостном кладбище.
В Русскую смуту для керченского собора сразу начались тяжелые испытания. При «первых большевиках» в 1918 г. был арестован настоятель прот. В. Станиславский, но по требованию женщин («благочинный бабий бунт») был освобожден. Очередной арест настоятеля последовал 28 декабря 1920 г, и в январе 1921 г. на судебном заседании прот. В. Станиславский был обвинен «во враждебном отношении к Советской власти, агитации и вооруженном подавлении восстания рабочих в 1919 г. в Керчи». За недоказанностью участия «в вооруженном подавлении» был «признан виновным в сочувствии этому подавлению…» и приговорен к расстрелу. Получив амнистию, прот. В. Станиславский вскоре умер и был похоронен на керченском (новом) кладбище в 1921 г.
В 1922 г. в Крыму производилось «изъятие» церковных ценностей. Керченский собор пережил несколько этапов «изъятия»: 27 марта вес «изъятых» серебряных вещей составил 35 фунтов 67 золотников 24 доли; 31 мая 1922 г. были «изъяты» 51 малая риза с 3-мя отдельными венчиками, накладки с 5 больших Евангелий в 24 кусках, накладки с 2-х больших Евангелий в 19 кусках, накладки с 3-х малых Евангелий в 24 кусках, 22 ризы с больших икон … общим весом 390 ф 24 з серебра. 7 июня 1922 г. были «изъяты» ценности весом 20 ф 26 з; 13 июня — весом 27 ф 30 з 90 д.
31 октября 1923 г. Керченский окружной исполнительный комитет передал верующим «в бессрочное бесплатное пользование находящееся в Керчи на Соборной площади помещение с богослужебными предметами».
В середине 1920-х гг. в Керченском благочинии причты и прихожане Св.-Троицкого собора (настоятель прот. Валентин Корчак-Чепурковский), Св.-Афанасиевской, Св.-Александро-Невской, Св.-Гавриило-Варваринской, Старокарантинной, Аджимушкайской и Еникальской церквей не признали «обновленческое движение». Клир и прихожане жестко противостояли «обновленцам».
31 мая 1931 г. Керчьгорсовет произвёл перерегистрацию религиозного объединения Св. Троицкий собор в соответствие с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» и передал православным в «бесплатное бессрочное пользование государственное имущество — каменное молитвенное здание, окруженное каменной оградой и сторожку в ограде». По состоянию на 1931 г. в керченском соборе в разных киотах было 29 икон, а в иконостасах и в храме находились более 430 икон, перед ними были установлены 60 лампад.
Уже 22 октября 1931 г. постоянная комиссия по вопросам культов при Керчьгорсовете «учитывая требования 25 тысяч пролетариев ходатайствует перед Президиумом КрымЦИК о расторжении заключенного 31 мая 1931 г. договора с религиозным объединением Св. Троицкий собор с последующей его ликвидацией и передать церковное здание под дом физкультуры, и кроме того ходатайствует о прекращении колокольного звона в городе Керчи».
С началом Великой Отечественной войны здание собора использовалось как продовольственный склад, во время боевых действий оно было разрушено.
К нашему времени из соборного комплекса сохранилось двухэтажное здание церковно-приходской школы. Во второй половине ХХ в. в ней находилась поликлиника, а ныне отдел госслужбы охраны (ул. Курсантов, 12).
В 2011 г., в день Святой Троицы (12 июня), во время Крестного хода от Св.-Афанасиевской церкви к храму свт. Луки была освящена памятная доска, установленная на жилом доме по ул. Пирогова, № 27, где ранее стоял Св. Троицкий собор. Доска с изображением собора изготовлена по инициативе Керченского союза монархистов при участии Керченского благочиния и добровольных жертвователей.
Носков Андрей Васильевич. Таврический Центр Военной Истории. Источник: KERCH.COM.UA