Керамика в русском стиле. Врубель, Головин, Строгановское училище.
На рубеже XIX-XX вв. национальная тема наиболее ярко проявила себя в майоликовых изделиях Абрамцевской гончарной мастерской и керамической мастерской Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища.
Признанным шедевром коллекции музея является майоликовый камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», исполненный в Абрамцевской гончарной мастерской по эскизу 1899 года М.А. Врубеля. В основе сюжета композиции – русская былина о легендарном пахаре-богатыре Микуле Селяниновиче и князе-воине Вольге Святославовиче. Известно несколько экземпляров камина, различных по колористическому решению и некоторым деталям рисунка и декора. Особенность конструкции данного экземпляра в том, что он создавался как выставочный образец и никогда не выполнял утилитарных функций.
Скульптуры «Царь Берендей» и «Лель» — образы глубоко реалистичные, запечатлевшие типично русские, национальные черты, входят в созданную М.А. Врубелем в Абрамцевской мастерской в конце 1890-х-1900 гг. серию майоликовых скульптур на тему оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». При создании керамических работ Врубель демонстрирует глубокое понимание и мастерское владение материалом.
Наиболее характерными изделиями работы Абрамцевской мастерской рубежа XIX-XX вв. стали произведения выдающегося театрального художника, мастера декоративно-прикладного искусства Александра Яковлевича Головина. Именно Головину было поручено оформление интерьеров Кустарного отдела Всемирной выставки в Париже 1900 года. Выставленная в Париже керамика, с ярко выраженными чертами русского стиля, была высоко оценена посетителями и жюри. Братина «Петух», ковши в форме куриц и декоративное блюдо со стилизованным растительным орнаментом, созданные А.Я. Головиным, были удостоены серебряной медали.
В стороне от поиска национальных корней не осталось и Строгановское училище, ставшее подлинным генератором идей русского стиля во всех видах прикладного искусства. Одна из наиболее известных и тиражируемых скульптур керамической мастерской Императорского Строгановского училища – «Женщина в русском народном костюме», имеющая несколько вариантов, отличающихся формой головных уборов, характерных для разных губерний России, росписью сарафанов и кокошников. Авторство этого произведения приписывается руководителю керамической мастерской Н.А. Андрееву, но документально данное предположение не подтверждено. Скорее всего, ему принадлежала идея, талантливо воплощенная его учениками.
Скульптура «Дьяк», представляющая «государева человека» в момент оглашения им царского указа, выполнялась в мастерской Строгановского училища в керамике. Фарфоровую фигуру «Дьяк» доверили расписать ученице III класса Софье Бранденбург и эта ученическая работа оказалась одной из немногих подписных скульптур керамической и фарфоровой мастерских Строгановского училища.
Скульптура «Тульская крестьянка», погрудное изображение анфас молодой крестьянки в костюме Тульской губернии, — уникальное произведение выдающегося советского скульптора Н.А. Андреева, относящееся к дореволюционному периоду его творчества. В первые годы XX века, на волне всеобщего подъема интереса к народному искусству, Н.А. Андреев исполнил в керамике и фаянсе собственную этнографическую серию скульптур. В скульптуре «Тульская крестьянка» сочетается яркая декоративность, напряженность цвета и монументальность образа. Произведение поражает своим размером, выразительной пластикой и необычайной красотой цветных глазурей.