Одна из крупнейших коллекций Всероссийского музея декоративного искусства – коллекция керамики. Особый интерес в этом собрании представляет керамика старинного города Скопина, в Рязанской губернии.
Знаток русской художественной керамики, выдающийся искусствовед, историк и богослов, чьё имя неизменно вызывает глубокое уважение, Александр Борисович Салтыков, так писал о скопинском промысле: «Ничего равного этим произведениям русского народа мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов».
Промысел этот не просто, не сразу подпускает к хитросплетениям своей истории, к пониманию своей сути и особенностей. Скопинский феномен из числа тех, которые внезапно, как-то вдруг возникают на горизонте культуры. И только по прошествии времени после того, как изменилось отношение к народному искусству, смогли увидеть и оценить оригинальность, самобытность и уникальность этого явления.
В своём альбоме-каталоге «Русская керамика» 1952 года Салтыков публикует иллюстрации своеобразных скульптур, сосудов в форме диковинных существ, птиц, животных, выполненные с удивительным мастерством. Они привлекают не просто умением, а силой мастерского исполнения, художественной выразительностью. Авторами этих работ были простые гончары уездного города Скопина, неуважительно называемые «горшкошлёпами». Непонятным в этом культурном феномене было всё: происхождение необычных образов, особенности их трактовки, профессионализм, с каким простые ремесленники за короткое время смогли создать самобытную художественную систему. А больше всего то, что в сосудах – фигурных и даже обычных, без лепнины, ощущалось что-то подлинное, настоящее, что проступало даже через чуть диковатый облик Полканов, львов, драконов.
Изначально скопинский промысел ничуть не выделялся среди множества гончарных центров России, выделывая предметы нужные в каждом хозяйстве – горшки, кринки для молока, кувшины и баклаги для напитков и множество другой утвари.
Переломный момент в жизни промысла связан с преданиями, догадками, легендами о похищении секрета изготовления и применения глазури. Некий молодой скопинский гончар Фёдор Оводов стал работать помощником в гончарной мастерской в Липецке. Ему удалось узнать державшийся в строгой тайне рецепт глазури – сосуд обсыпали порошком свинца с добавлением цветных пигментов и обжигали. Получали посуду разноцветную, с блеском. Фёдор бежал в родной город и стал использовать этот метод в мастерской отца.
Вскоре в Скопине повсеместно стали делать глазурованную посуду. Это событие стало началом перемен: наравне с привычными стройными, «классическими» для русского гончарства формами, скопинцы начинают создавать не столько округлые, сколько «раздутые», «перехваченные» в шейке сосуды. Так кувшин – один из наиболее сложных видов – обретает больше трапециевидную форму чем округлую, горловина его раздувается кверху, он в чём-то напоминает человеческую фигуру. Появляются иные принципы украшения изделий.
Декор диктовался глиной, её свойствами: вязкой податливостью, мягкостью. Пальцами и инструментами создавались пояски – гладкие или узорные, их чередование как определённый рисунок вплеталось в образ сосуда, создавая его особое настроение, выстраивая его индивидуальность. Это уже были предметы, не предназначенные для обыденных нужд, а необходимые, скорее, в праздничной обстановке. Очевидно, на творчество мастеров повлияли изделия и других гончарных центров, отмеченные городским вкусом, но восприняли они новые впечатления как истинные художники, создав из многих элементов новое целостное явление.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum