Храм Успения Пресвятой Богородицы в Кеми строился с 1711 года по 1717 год. Храм представляет собой композицию из трех шатровых храмов. Всех их объединяет вместе общая трапезная. Тип храма обычный для севера — восьмирик на четвирике. Центральный храм является приделом Успения Пресвятой Богородицы, давший имя всей композиции. Примыкает к восточной стене трапезной. Он самый высокий. Его высота составляет 35,5 метров. С севера к трапезной примыкает придел свтт. Зосимы и Савватия. Строительство этого придела было закончено в 1714 году. Он имеет самостоятельный вход. С южной стороны к трапезной примыкает придел Николая Чудотворца. Вход в трапезную ведет через крытую галерею, красивое крыльцо. Размеры шатров центрального и боковых приделов строго пропорциональны друг другу. Высота боковых приделов 23,5 метра. У композиции нет такой точки, где бы все три шатра выстроились в одну линию.
На протяжении ста пятидесяти лет на Кемь и кемскую землю много раз посягали шведы. Последний набег они совершили уже при Петре I в 1701 г. А спустя восемь лет Полтавская битва навсегда положила конец шведской интервенции и в поморском крае. В честь этой победы на каменистом берегу Лепострова в 1711 г. был заложен деревянный Успенский собор. Он стал главной доминантой во всем городе. Три шатра, стоящие тесной компактной массой, торжественно возвышаются над островом, над всей его застройкой. Основу композиции собора составляет большая трапезная. Она квадратная в плане и имеет четырехметровую высоту. Посредине ее — два деревянных столба, резанных «дыньками» и «перехватами».
В обширной трапезной часто проходили шумные собрания горожан. Здесь обсуждались вопросы о постройке кораблей и товарных складов, разгорались споры между торговыми людьми и рыбаками. «Мирскому духу» трапезной соответствовало и ее убранство: струганые стены, простые без «опушки» скамейки, скупо порезанные столбы и две печи в углах, примыкающие к сеням (в настоящее время не существуют). Из трапезной можно пройти в те три «столпа», которые ее окружают. Центральный вход ведет в самый высокий Успенский придел, левый — в придел, посвященный основателям Соловецкого монастыря, Зосиме и Савватию, а правый — в Никольский. Придел Зосимы и Савватия, в отличие от Никольского, имеет и свой самостоятельный вход с улицы.
Каждый из столпов собора представляет собой традиционный для северного культового зодчества восьмерик на четверике, покрытый шатром с луковичной главкой. При переходе от шатра к цилиндрической шейке на всех трех приделах устроен «гонтовый воротник» из фигурных пластин. Он закрывает отверстия, образовавшиеся при сочленении восьмиугольной пирамиды с цилиндром.
Разнообразен по формам восточный фасад собора. Пятистенный алтарь каждого из прирубов решен по-своему. Они отличаются не только характером деталей и размерами бочечных завершений, но и конструкцией стен: алтарь Никольского придела рублен «в обло», два другие — «в лапу».
Кровля центрального шатра — обычная, на срубе — «в реж» (кладка венцов с разрывом между бревнами). По бересте уложен тес, прикрепленный гвоздями к венцам сруба. Два меньших придела перекрыты шатром по стропильным «ногам» — конструкцией более редкой. Успенский столп самый высокий — 35,5 метра. Он является основным вертикальным элементом композиции.
Объемная композиция собора построена на смелом использовании приема ступенчатого нарастания масс. Низкое двухвсходное каркасное крыльцо, узкие сени, обширный сруб трапезной, столпы приделов и, наконец, самый высокий Успенский придел — все подчинено единому движению вверх. Даже маленькие кокошники на углах четвериков и те как бы поддерживают это устремление масс храма.
Стремление ввысь ощутимо и в интерьере. Когда попадаешь из низкой трапезной в Успенский столп, то поражаешься непривычной высотой внутреннего пространства. Обычно в деревянных шатровых церквах Севера собственно храм по высоте едва превосходит трапезную. В Кемском же соборе храм выше трапезной вдвое. Естественно, что такое решение интерьера предопределило и создание перед алтарем высокого пятиярусного иконостаса. Для его освещения было сделано два ряда окон. «Небо» во всех трех приделах устроено на уровне перехода четверика к восьмерику.
В середине XIX в. собор подвергся большим искажениям. В 1885 г. была снесена старая шатровая колокольня, стоявшая рядом с храмом. Приблизительно в это же время собор был обезображен дощатой обшивкой под камень. Одновременно при переделке были уничтожены кокошники четверика, закрыт самостоятельный вход в боковой придел, снят старый декор кровли, растесаны окна, потолок в главном четверике поднят до уровня шатровых полиц и под ним прорублены три круглых окна.
Сейчас Успенский собор частично отреставрирован. В основу проекта реставрации положено тщательное изучение памятника, архивных материалов и анализ однотипных сооружений.
И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.
В середине XVII в. на средства Соловецкой обители был построен Успенский храм с двумя приделами в честь препп. Зосимы и Савватия Соловецких и в честь св. Иоанна Предтечи.
В 1714 г. был построен новый храм с тремя престолами: главным Успенским, и придельными — теплым в честь свт. Николая Чудотворца и Зосимо-Савватиевским. В 1879 г. был построен Зосимо-Савватиевский храм, служивший соборным во время ремонта Успенского собора. С 1876 г. велось строительство нового каменного собора на капитал, завещанный неизвестным благотворителем.
Приписные церкви: Троицкая церковь на городском кладбище, была построена в 1696 г. Деревянная церковь в честь св. Иоанна Предтечи на о. Лепе в г. Кеми была построена в 1682 г. В 1785 г. она была перенесена с берега на середину острова для избежания угрозы во время ледохода.
В 1861 г. по указу Св. Синода от 17 ноября за №3524 в г. Кеми был образован единоверческий приход, а Иоанно-Предтеченская церковь стала самостоятельной приходской церквью. Причт, за неимением в г. Кеми единоверцев, проживал в с. Подужемском в 17 верстах от Кеми.
Часовня: в г. Кеми при р. Пуяте, возобновленная в память посещения города в 1870 г. великим князем Алексеем Александровичем. Попечительство при соборе было названо, по указу Св. Синода от 19.9.1889 за №3815 Владимирским в память посещения в 1885 г. Успенского собора великим князем Владимиром Александровичем. По этому поводу разрешено было ежегодно 15 июля совершать крестный ход в часовню.
Жертвователи: московский купец Павел Семенович Милютин пожертвовал капитал 5000 руб. в пользу церкви.
Протоиереи: Василий Кочерин 1767 г.; Григорий Клюкин 1787 г.; Иосиф Нечаев 1809 г. Священники Кемской единоверческой церкви: Василий Михайлович Батурин до 1887 г.; Дмитрий Чураков с 1887 г. Псаломщик Кемской единоверческой церкви: Иван Дмитриев с 1887 г. (из крестьян, сотрудник противораскольнического миссионера).
Источник: сайт «Малые острова России». Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 — Архангельск, 1895» http://www.isles.ru/depository/parish/parish_history.php?id=285
Возвести собор было решено в честь победы России в Великой Северной войне со Швецией. Изначально на этом несте находилась другая церковь, которая в 1711 году сгорела до тла. Строительство собора растянулось на долгих 6 лет: торжественная закладка фундамента произошла в 1711 году, а строительство завершилось только к 1717 году. Удивительно, но первым было закончено строительство придельного храма, а не главного здания, как предполагалось. Именно этот придел и был освящен в честь основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия.В старину на Руси величие отождествлялось с высотой сооружения. В соборе Успения это подчеркнуто трижды. Сначала высотой самого главного шатра, который достигает 35 метров, далее идут боковые храмы, которые ниже основного всего на 12 метров, и, наконец, невысокой крышей трапезной, а далее совсем низким крыльцом. Церковь целиком деревянная и обшита тесом. Уже в 1950-х годах была проделана огромная работа по реставрации церкви и воссозданию прежнего облика.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/
Успенский собор в городе Кеми является выдающимся памятником русской народной архитектуры. Расположен он в центральной части города, на высоком берегу Леп-острова, омываемого двумя рукавами реки Кемь, примерно в 10 км от ее впадения в Белое море. В качестве архитектурной доминанты собор сохраняет свою градостроительную роль, активно формируя «морской фасад» города.
История собора уходит своими корнями в далекое прошлое. Предшественник ныне существующего, тоже Успенского собора с двумя приделами – Предтеченским и Зосимо-Савватиевским, построенный в середине XVII века на средства Соловецкого монастыря, сгорел вместе с частью Кемского городка в 1710 году. В 1711 году было получено разрешение на строительство на том же месте нового собора с двумя приделами. В 1714 году был освящен Зосимо-Савватиевский придел, а полностью отстроен собор был в 1717 году.
Собор деревянный, холодный. Состоит из главного Успенского храма, Зосимо-Савватиевского и Никольского приделов, трапезной, сеней и крыльца. Композиционно-пространственная структура включает три высоких храмовых объема «восьмерик на четверике» с шатровым завершением, примыкающих с севера, востока и юга к квадратной в плане трапезной под двускатной кровлей. С запада к трапезной пристроены сени и крыльцо с разновысокими двускатными крышами. Приделы имеют пятистенные алтари с «бочечным» завершением. К Зосимо-Савватиевскому приделу с запада примыкает небольшой, прямоугольный в плане объем сеней с самостоятельным входом, покрытый на один скат. Создание трехчастной композиции собора с ритмично нарастающими объемами было обусловлено, вероятно, градостроительной ситуацией, сложившейся здесь к моменту его строительства. Низкая трапезная соответствовала малоэтажным жилым домам, башни приделов поддерживали уровень существовавших здесь соседних церквей, а мощная вертикаль Успенского храма доминировала в окружающем пространстве. Сейчас уже нет Троицкой кладбищенской церкви (1696 г.), церкви Иоанна Предтечи (1682 г.) и соборной колокольни, но высота жилой застройки осталась, по-видимому, такой же, как и более двухсот лет назад: те же одно-двухэтажные домики, поднимающиеся по пологому берегу острова. И в наше время эмоциональное воздействие собора велико. Он словно вырастает из городской застройки и, не подавляя ее, является логическим завершением городского ансамбля.
Стены собора, за исключением обоих сеней, сложены из круглого леса «в обло», не обшиты. Алтари Успенского храма и Зосимо-Савватиевского приделов рублены «в лапу», сени – каркасные с тесовой забиркой. Двускатные кровли трапезной, сеней и крыльца самцово-слеговой конструкции с «красным» тесом. Декор фасадов предельно сдержан и подчеркивает конструктивные элементы: под полицами шатров и алтарей проходят подзоры из досок с «городковой» порезкой, торцы слег алтарных бочек закрывают двухъярусные причелины с порезкой в виде «гуська» и «городком», аналогичные конструкцию и рисунок имеют причелины трапезной и сеней. Внутри трапезной расположены два мощных резных столба, поддерживающих массивную балку-матицу, состоящую из двух сплоченных по вертикали бревен. По периметру стен трапезной установлены широкие лавки с ножками из досок с контурной порезкой.
Иконы Успенского собора можно отнести к плеяде лучших произведений древнерусского искусства. Большинство из них датируются XVII веком. В 1975 году основная часть икон была вывезена в Петрозаводск для реставрации и находится в фондохранилище Музея изобразительных искусств, часть икон и утвари хранится в помещении Благовещенского собора в г.Кеми. В Зосимо-Савватиевском приделе организовано временное убранство для ведения церковных служб: выполнена обшивка стен изнутри строганной доской, установлен иконостас и другое необходимое для церковных церемоний оборудование. Придел, которому летом этого года исполняется 300 лет со дня освящения, сейчас постоянно используется для проведения церковных служб.
Большие ремонтные работы на Успенском соборе проводились дважды. В 1876 году он из-за ветхости был закрыт. Ремонт проводился с 1885 по 1889 годы. Было заменено большое количество бревен в стенах Успенской церкви, приделов и трапезной, перекрыты кровли и частично главки, поставлены сжимы на аварийных участках. В соответствии со строительными правилами того времени собор снаружи был обшит тесом. В 1960-е годы XX в. под руководством выдающегося ученого и реставратора объектов русского деревянного зодчества А.В.Ополовникова была проведена реставрация собора: выполнен ремонт кровель, заполнение круглых проемов в восьмерике, частичное укрепление стен, восстановление первоначального крыльца, с наружных стен была снята тесовая обшивка. В 1975-1980 гг. на соборе проводились консервационные работы.
В настоящее время общее состояние Успенского собора крайне неудовлетворительное, близкое к аварийному. Утрачена прочность ряда несущих конструкций, наблюдаются значительные деформации как основных объемов памятника, так и отдельных участков стен и угловых соединений. На памятнике необходимо проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ методом полной переборки срубов. Первым этапом работ является разработка проектной документации, которая начнется уже в этом году. Работы будут проводиться на основе многолетних исследований памятника, выполненных карельскими и московскими архитекторами. Финансирование проектных работ будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». Начало масштабных реставрационных работ, направленных на восстановление этого уникального объекта культурного наследия с 300-летней историей, будет хорошим подарком прихожанам храма, жителям и гостям города Кеми и всей республики.
http://monuments.karelia.ru/napravlenija-dejatel-nosti/populjarizacija/stat-i-ob-ob-ektah-kul-turnogo-nasledija/kemskij-rajon/uspenskij-sobor-v-gorode-kemi/
Более трех столетий назад на берегу реки Кемь был заложен Успенский собор, взявший на себя роль символа северного города. Очень много повидал собор за свои века существования. В середине 17 в. на месте ныне существующего собора, стоял собор с таким же именем — Успенский, построен он был на средства Соловецкого монастыря и имел два предела — Зосимо-Савватиевский и Предтеченский. В 1710 г. Кемская часть городка сгорела вместе с этим собором. Спустя год после пожара в том же месте начали отстраивать новый собор, так же с двумя приделами: Успенский храм (был освящен в 1717 г.) и Зосимо-Савватьевский придел (был освящен в 1714 г.).
В основных чертах новый собор был схож со своим предшественником, что является характерными для традиционного деревянного зодчества. Собор стоит на Лепострове, который омывается двумя рукавами речки Кемь. Состоит Успенский собор из нескольких частей: Успенского храма, который является венцом архитектурной композиции, Никольского и Зосимо-Савватьевского приделов, сеней, трапезной и крыльца. Трапезная находится с запада от храма и имеет квадратную форму, с юга и севера с ней соединяются два придела: Никольский и Зосимо-Савватьевский. Собор за исключение каркасных сеней выполнен из единого сруба, без единого гвоздя. В отличие от других в Кемском Успенском соборе, есть одна интересная деталь — иконостас вверху освещался через прорубленные под потолком окна. Благодаря этому источнику света, невидимому посетителям, стоящим к нему спиной, можно наблюдать необычный эффект «светящегося» иконостаса.
В начале декабря 1876 г. Успенский собор был признан слишком ветхим и потому закрыт, благодаря прихожанам, которые очень любили этот собор, его «возобновление» было начато в 1889 г. За этот период был сделан ремонт во всех частях собора, но главный акцент сделали на «поновлении» внутреннего убранства Кемского собора.
26 июня 1936 г. постановлением Карельского ЦИК собор был закрыт.
Фрагментарно реставрирован в 1960-х г.г. по проекту и под руководством архитектора А.В. Ополовникова. В 1976-1979 г.г. была восстановлена центральная глава собора, отремонтирована кровля, произведена биоцидная пропитка всех конструкций.
Успенскому собору повезло больше, чем каменному Благовещенскому собору Кеми. Его не взрывали, не сжигали, но разграбили основательно. Пропали уникальные иконы: часть из них раздали по музеям, часть просто разворовали. Сейчас из иконостаса собора сохранился только деисусный ряд — уникальное творение древних иконописцев, имеющее огромную историческую и художественную ценность. В нём двадцать одна икона, каждая высотой два метра и шириной от 0,8 до 1,5 метров. Для прихожан собора и каждого православного человека они бесценны, как бесценен и сам собор — древнее сердце города.
К сожалению, неумолимое время, отсутствие должного ухода в советский период сделали свое дело. Разрушаются иконы, разрушается сам собор. На скудные пожертвования прихожан или на те средства, которые можно выделить из небогатого местного бюджета, немыслимо провести ремонт, в котором нуждается храм. Нужны немалые деньги. Настоятель собора, о. Андрей Бондаренко, совместно с главой администрации самоуправления Кеми и района Алексеем Кокковым давно «звонят во все колокола». Кто только за это время не побывал в соборе: и представители Министерства культуры Карелии, и архитекторы, и реставраторы. Наконец, посетил храм и сам Председатель Правительства республики Сергей Катанандов. После его визита дело сдвинулось с мертвой точки. Уже ведёт проектные работы ЗАО «Лад». Подготовлены технические условия для электроснабжение и телефонизации собора, в стадии решения отпуск мощности электроэнергии. В Правительстве намечено совещание с участием представителей администрации города, Министерства культуры, Госстроя по вопросу восстановления Успенского собора — памятника архитектуры федерального значения.
В течение десятилетий через Поморье и Кемь проходят самые известные маршруты туристов прибывших в Карелию. Успенский собор является тем местом, где люди, путешествующие по северным краям, могут не только любоваться мастерством ваятелей 18 в. и современников — реставраторов, но и принять таинство молитвы в действующем Кемском соборе. В 1989 г. был образован Приход Успенского собора, на сегодняшний день в нем совершаются богослужения.
Специалисты-архитекторы считают Кемский собор жемчужиной и «энциклопедией» северного деревянного народного зодчества начала 18 в. В 2006 г. по распоряжению главы Карелии Сергея Катанандова, здание Кемского Успенского собора было передано в безвозмездное пользование Кемскому Благовещенскому мужскому монастырю во имя Новомучеников и Исповедников Российских.
25 апреля 2016 г. началась полноценная реставрация.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=4312; http://eparhia.karelia.ru/kem.htm
Самая старая часть города группировалась вокруг Успенского собора. К этому 1711 году, ко времени закладки Успенского храма, в городе уже существовал сложившийся центр, возникший на Большом Леп-острове, находящемся как раз по середине реки. Здесь были сосредоточены общественные сооружения – Кемский острог, церковь Иоанна Предтечи (возведена в 1682 году), подворье Соловецкого монастыря и старый Успенский собор XVII в. В конце XIX столетия на Леп-острове ещё можно было увидеть остатки этого древнего деревянного укрепления. «Двухстенный острог с бойницами и башнями, из которых сохранилась одна полуразрушенная. С внутренней стороны в башне видны широкие ворота, а в наружных стенах отверстия для пищалей и ружей. Наверху башни уцелели ещё выходящие из-за сруба два горизонтальных бревна, с которых бросали камни и лили кипяток на осаждающих. Город разделяется рекою на две части, соединённые между собою местом на срубах. При въезде в город, с моря, на левом берегу реки строящийся каменный собор и за ним ряд больших и красивых домов поморов. За городом красивая сосновая роща и в ней стороверческое кладбище, усеянное резными и раскрашенными столбкиками — памятниками на могилах. На правом берегу реки, на горе, возвышается замечательный по своей архитектуре Кемский собор, построенный из рудовой сосны в 1714 г., во имя Успения Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и преп. Зосимы и Савватия.
Уездным городок Кемь, в то время бедная деревушка, объявлена в 1785 г. в присутствии тогдашнего Олонецкого губернатора, знаменитого поэта Гавр. Ром. Державина, с большим трудом добравшегося по топям и лесам из Петрозаводска до Сумы и едва не погибшего на переезде отсюда морем в Кемь в августе месяце. Кемь — пункт в высшей степени интересный Она служит резким бытовым и экономическим рубежом. Кемью кончается богатое Поморье, «подымающее» артели на Мурман и ведущее торговлю с Норвегией, Кемью же кончается и раскол. За Кемью к северу начинаются корелы, население, живущее «под священником», ходящее на Мурман и в Норвегию больше в «казаках» (работниках и матросах). Приливающая к берегам Белого моря сельдь до Кеми коптится и сдаётся скупщикам-вологжанинам в возы для перевозки в Москву и Петербург; за Кемью сельдь солится только в небольших бочонках, «сельдянках», и отвозится на судах в Архангельск, и самая сельдь крупнее поморской».
«Отсюда увидели мы очень ясно: новый собор с его тремя шатровыми шапками, мост на колодах через реку Кемь, сильно пострадавший в последний ледоход, так как третью часть его снесло, небольшие домики, островок с часовенкой, благополучно существующие в самой стремнине порога. Между островком с часовенкой и городом река Кемь перекидывает свои крупные сердитые волны через крутой и высокий гребень скал и направляет их дугой, образуя сильную круговую стремнину. Паровой катер мог двигаться только до этого места, а тут предстояла пересадка на маленькие лодочки, легкие, быстрые, доски которых связаны сосновыми корнями или тростником. Порог ревел невообразимо, заглушая людские голоса. В Кеми встретились мы, таким образом, в первый раз с типом обычного на нашем Севере в летнюю пору в высшей степени характерного женского города. Весь мужской персонал, способный работать, отправляется в марте или апреле на Мурман, и возвращаются они не ранее сентября или октября. Матери, жены и дочери остаются на местах, что нисколько не мешает им отваживаться в открытое море, когда и на чем угодно, и прибрежное дитя еще в люльке готовится быть моряком, не знающим страха и вскормленным неприветливым морем, так как матери-кормилицы берут с собою ребяток в лодки и укладывают спать на носу или на корме. Смелы кемлянки до безумия и нередко тонут они, даже в городском пороге, но эти безвременные жертвы не влияют ни на общий строй жизни, ни на личные характеры. Тонуть так тонуть, кричать так кричать, и кричат же кемлянки невообразимо, потому что говорить попросту в Кеми нельзя, и обыкновенная речь заглушается вечным голосом вечного порога.
Кемь при всём своём облике, близком даже в период расцвета к большой деревне, имела несколько храмов. «Нынешний соборный приходской храм устроен в 1714 г. и возобновлён в последний раз в 1889 г.; при всём том в настоящее время он ветх; а до возобновления он был даже даже совсем закрыт. Здание храма деревянное, обшито тёсом и окрашено. В нём три престола: главный Успенский, придельный тёплый в честь Николая Чудотворца и другой такой же Зосимо-Савватиевский. На городском кладбище имеется деревянная же однопрестольная в честь Пресявтой Троицы церковь, устроенная в 1696 г. Затем в городе же Кеми на острове Лепе находится деревянная церковь в честь св. Иоанна Предтечи без колокольни, построенная в 1682 г. на берегу острова; в 1785 г. она была перенесена на ныне занимаемое ей место на средине острова, так как на прежнем месте ей ежегодно грозила опасность при ледоплаве; в настоящее время она обшита тёсом, окрашена и довольно прочна».
Небезынтересна история возведения в Кеми каменного собора, «который стоит на берегу залива и своею каменною громадою господствует над всеми постройками маленького городка. Новый Кемский собор имеет уже длинную историю; его постройка продолжается 22 года; если не считать со времени поднятия вопроса о каменном соборе, то окажется, что всё дело тянулось 30 лет». В 1876 году, выполняя волю умершего кемского купца Антонова, оставившего «по завещанию капитал, из которого по накоплению его процентами до 100 тыс., половина назначалась на построение в Кеми каменного собора».
В 1882 году состоялась закладка храма, но из-за массы неурядиц, растрат, изменений проекта, другим причинам по прошествии шести лет строительство сначала продолжилось за казённый счёт, а потом перешло в руки Соловецкого монастыря, который и достроил его. «В ноябре 1904 года освящён северный придел храма, во имя пр. Феодора Сикеота, в котором и совершались богослужения в зиму 1904-1905 гг.». По мере завершения строительства храма возникла проблема, в честь кого его освящать. Изначально, «по воле завещателя капитала главный храм в соборе должен был быть в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, придельные же — северный во имя пр. Феодора Сикеота, южный — во имя свв. апост. Павла и Петра». Строители же, продолжившие возведение храма, настаивали на освящении его в честь Успения Пресвятой Богородицы, но Священный Синод обязал выполнить волю жертвователя, обосновав своё требование тем, что капитал купца Антонова был больше, чем затраты «казны».
Возведённый собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы «пятиглавый, снаружи он выделяется лишь своей массивностью, особенно сравнительно с постройками города. Его форма четырёхугольника с гладкими, без особых рельефных украшений, стенами отличается прямотой линий и простотою. Внутри самый храм представляет громадный, в два света, квадрат (до 10 саж. в каждую сторону), разделённый двумя рядами четырёхугольных массивных колонн образующих три отделения (нефы) — главного храма и двух приделов по бокам. Отопление в соборе калориферное с тепловодом по колоннам».
Николай Владимирович Вехов»Старина западного Поморья. Историческое путешествие от Кеми до Сумского посада»
Собор был заложен в 1711 г. на месте сгоревшего одноименного храма в честь победы над шведами в Северной войне. Освящён в июле 1714 г.
В 1936 г. постановлением Карельского ЦИК собор был закрыт. Фрагментарно реставрирован в 1960-х г.г. В 1976-1979 г.г. была восстановлена центральная глава собора, отремонтирована кровля, произведена биоцидная пропитка всех конструкций.
В 2006 г. передан в безвозмездное пользование Кемскому Благовещенскому мужскому монастырю во имя Новомучеников и Исповедников Российских Петрозаводской и Карельской епархии Русской православной церкви.
В 2016 г. началась полноценная реставрация, которая проходила методом полной переборки. Храм раскатали по бревнышку и перевезли на удаленную площадку за городом, где плотники-реставраторы заново его собрали в точном соответствии с проектом архитекторов. И опять разобрали, чтобы доставить на родное место — в историческую зону города под названием Лепостров. Мастера собирали уникальный памятник деревянного зодчества. Сегодня знаменитый собор-великан вновь высится на своем изначальном месте.
Также были проведены работы по благоустройству территории храма, устройству наружного освещения территории, ограждения, ремонтно-реставрационные работы иконостасов Успенского, южного и северного пределов храма. Велись работы по устройству фундамента храма. Выполнены работы по восстановлению кровли трапезной, галереи северного придела, сеней и крыльца главного входа храма, перекрытий и полов, оконных и дверных колод храма. Монтаж системы электроснабжения, автоматической охранной и пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре храма, молниезащиты.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru