Кейзес. Церковь Николая Чудотворца.

Село расположено невдалеке на реке Кейзес, приход занимает возвышенную площадь среди окружающих его болот. От епархиального города – в 350 верстах, от благочинного – в 210 верстах. Церковь однопрестольная, в честь св. и чудотворца Николая, построена на средства прихожан в 1892 г. Зданием деревянная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, обшита снаружи тесом и выкрашена. Прочна, вместительна и утварью достаточна.
Капиталов церкви на 1 января 1908 г. имелось 216 руб. 85 коп. В деревне Рагозиной построена церковь. Штат причта утвержден из священника и псаломщика с жалованием – первому 600 руб. и второму 200 руб. в год. Деревня эта вместе с другими: Рагозино, Елизарово, Ельничная, Николаевка, Верх. Тунгузы, Щелкановка, Неждановка, Саратовка, Соловьевка, Успенка, Чемеричная, Спасская, Кирпичная и Димитриевка выделяется в самостоятельный приход.
Население прихода – 2938 душ муж. пола и 2853 души жен. пола. Исключительно старожильских деревень две: Рагозина и Елизарова, в остальных поселках переселенцы из Вятской, Харьковской, Могилевской, Витебской, Виленской, Смоленской, Минской, Орловской и Саратовской губерний. Среднее число за год крещений – 450, браков – 85 и погребений – 250.
Церковно-приходское попечительство есть. Церковно-приходская школа существует с 1898 г., помещается в собственном здании. В дер. Рагозиной имеется министерское училище.
Пахотной и сенокосной земли при церкви имеется 99 дес., плана на нее нет. Для помещения причта имеются удобные причтовые дома с надворными постройками. Дровами причт пользуется из собственных лесных угодий и частью покупает у крестьян по цене от 1 руб. до 1 руб. 50 коп. за погонную саж.
Жалования от казны положено: священнику – 140 руб., диакону – 150 руб., псаломщику – 100 руб. в год. Кроме того, священник от прихожан получает 160 руб. в год. Братских доходов поступает до 900 руб. в год. Капиталов причта нет. К содержанию церкви прихожане относятся исправно, а от ремонта причтовых домов в большинстве случаев отказываются.
Пасхальное хождение со св. иконами бывает только по приглашению. Крестные ходы по полям бывают только в старожильских деревнях, а по окончании полевых молебнов служатся таковые и по домам. В переселенческих поселках крестных ходов не бывает. «Съезжие» праздники: в селе – 6 дек., в дер. Тимофеевой и Бакиной – 1 янв., в дер. Нелюбовой – 6 янв., в дер. Рагозиной – 25 дек.
Болотистая местность мешает развитию в приходе хлебопашества, молочное хозяйство развить слабо. В приходе имеется до 10 сепараторов и 1 маслодельный завод, принадлежащие частным лицам. Пчеловодством занимаются в малых размерах, побочным занятием населению служат охота на птицу и зверя, сбор и продажа кедровых орехов. В дер. Бакиной и частью в селе пилят тес и занимаются выгонкой смолы и дегтя. В селе имеются 4 торговых лавки, небольшой кожевенный завод, 2 кирпичных завода, принадлежащих частным лицам, несколько водяных мельниц, 1 завод для выделки семенного масла и 3 таковых же в деревнях.
Причта по штату положено и состоит налицо: священник, диакон и псаломщик.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.

Село Кейзес Тарского уезда основано в 1860-е гг. выходцами из Малороссии и Вятской губернии, расположено на реке Кейзес, невдалеке от р. Уй. Тара находится в 100 верстах, Омск — в 350 (совр. Седельниковский район). В 1892 г. на средства прихожан была построенна церковь. Церковь получилаась ладная: деревянная с колокольней, обшита тесом и выкрашена, прочна, вместительна, утварью достаточна. С 1894 по 1898 гг. к храму были пристроены колокольня, лестница и сторожка.
В январе 1915 г. в Духовной Консистории рассматривалось прошение прихожан церкви с просьбой разрешить увеличить церковь, пристроив два придела и приподняв среднюю часть храма. Проект был утвержден в Тобольске. Разрешение Консистории было получено. Внешний облик храма можно описать только по фотографии 1961 года, когда он уже был значительно искажен.
Храм имел традиционную для России композицию, к основному объему примыкала трехгранная апсида, по сторонам света — прямоугольные приделы, с запада трапезная и притвор. Храмовая часть имела высокое четырехгранное завершение, прорезанное прямоугольными окнами — по два с каждой стороны и с вальмовой крышей. Приделы — вход с прямоугольными окнами по обеим сторонам от него и фронтон с окном посередине. Трапезная и притвор также имели прямоугольные окна.
В приходе состояли деревни Рагозино, Елизарово, Ельничная, Николаевка, Верхние Тунгузы, Тунгузы, Щелкановка, Неждановка, Саратовка, Соловьева, Успенка, Чемеричная, Спасская, Кирпичная, Дмитриевка. Население прихода в начале 1910-х гг. 5791 человек, раскольников 195 человек в Елизаровой. Деревни старожильческие и переселенческие. За год бывало 450 крещений, 85 браков, 250 погребений. Церковно-приходская школа существовала с 1898 г. и помещалась в собственном здании. Земли у причта 99 десятин. Для причта имелись удобные дома. Братских доходов было 900 рублей в год. Бывали пасхальные хождения и Крестные Ходы по полям в старожильческих деревнях. В селах бывают «съезжие праздники».
В 1900 г. священником становится В.М. Арбузов. В это же время дьяконом служил И.П. Александров, псаломщиком (7 лет) — Ф.А. Попов.
В 1920 г. церковь подверглась национализации.
1 октября 1933 г. служитель религиозного культа с. Кейзес Седельниковского р-на Федор Владимирович Волков (1870-?) был осужден 19 февраля 1934 г. на 3 года ИТЛ условно. С 1 марта 1933 г. священником был Ион Федорович Челпанов (1879-1937), который подвергался арестам в 1930 и 1933 годах. Его осудили 2 сентября 1937 г. и расстреляли в Таре 7 сентября 1937 г. Закрытие храма последовало за расправой над священниками.
Н.И. Лебедева, Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск ученой степени кандидата исторических наук. — Омск, 2000; П.Т. Сигутов, Указ. соч.; И.С. Голошубин, Справочная книга Омской епархии. — Омск, 1914; К.Ф. Скальский, Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии; И.В. Черказьянова, Служители и активисты Церкви, репрессированные на территории Омской области в 1920-х — начале 1950-х гг. Известия Омского государственного историко-краеведческого музея.- Омск, 1997; http://www.omskmap.ru/point/keizes/lore/85

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?