Церковь Николая Чудотворца, расположеная в центре села, на правом берегу р. Ипуть, построена в 1815 г. по заказу помещика майора Ф.Д. Ширая и его жены Прасковьи Петровны. Архитектор, вероятнее всего, Джакомо Кваренги (в последнее время ряд исследователей приписывают авторство Н.А. Львову). Известно, что после смерти одного сына Прасковья Петровна поселилась у церкви и прожила здесь до своей смерти в 1845 г., соблюдая строгий монашеский обет. Кирпич и тес для строительства Никольского храма доставлялся по реке на плотах. Кладка оказалась настолько прочной, что в годы богоборчества смогли разрушить только часть постройки. После закрытия и разграбления здание собора было передано в ведомство районного отдела образования. Позже в нем были устроены школьные мастерские, а потом склад для удобрений. Сегодня церковь в Казаричах относится к приходу храма Рождества Пресвятой Богородицы в п. Гордеевка. По благословению епископа Брянского и Севского Феофилакта в Казаричах возрождается православная община.
Расположена в центре села, на правом берегу р. Ипуть, доминирует в окружающем пейзаже. Построена в 1815 г. по заказу помещика майора Ф.Д. Ширая и его жены. К настоящему времени утратила главный портик входа и шпиль южной колокольни. Сооружена из кирпича и оштукатурена снаружи и внутри. Оригинальный четырехстолпный купольный храм в стиле зрелого классицизма, один из лучших памятников Брянщины этого периода. Необычная объемно-пространственная композиция здания подчеркнуто монументальна и торжественна. Крупный двусветный четверик с высоким цоколем (подцерковье) увенчан в центре большим световым восьмериком с граненым куполом и миниатюрной главкой на стройном глухом восьмиграннике. Продольную ось подчеркивают выступающее полукружие алтарной апсиды и западный ризалит, прежде украшенный входным портиком с фронтоном. Уникальность композиции придают две мощные квадратные в плане колокольни с гранеными купольными кровлями и шпилями, примыкающие к центрам боковых фасадов и акцентирующие поперечную ось. Межъярусный карниз небольшого выноса опоясывает здание на уровне двух третей высоты стен, проходя в основании полуциркульных окон второго света и ниш. Под ними размещены прямоугольные проемы без обрамлений, лишь с треугольным сандриком на кронштейнах над западным входом. Завершает фасады простой антаблемент с нарядным, украшенным сухариками карнизом, над которым возвышается массивный гладкий аттик; у колоколен он прорезан круглыми окнами и служит основанием устоев арок звона. Менее крупные аттики венчают верхний ярус колоколен и восьмерик церкви, украшенные в первом случае треугольными, а во втором лучковыми фронтонами, поставленными над арочными окнами по сторонам света.
Просторный и светлый интерьер храма отличается сложностью форм. Эффектное подкупольное пространство с устремленным вверх восьмериком, покоящимся на четырех мощных пилонах и плоских парусах, завершено восьмилотковым сомкнутым сводом. Широкими арками оно соединено с алтарем, более крупной западной частью и узкими боковыми, вытянутыми в длину и открытыми в нижние ярусы колоколен. Алтарь, перекрытый коробовым сводом, заканчивается полукружием апсиды с конхой, хорошо освещенной из трех верхних полуциркульных окон. В квадратных восточных угловых камерах с сомкнутыми сводами размещались жертвенник и дьяконник, а в западных — лестницы на хоры. Перекрытые коробовыми сводами хоры с распалубками в торцах располагались над всеми боковыми частями, кроме алтаря, эффектно открываясь в подкупольное пространство полуциркульными арками с балюстрадами. Сохранилась штукатурная отделка стен со сложно профилированными карнизами, украшенными сухариками у основания сводов и в завершении пилонов, а также у основания восьмерика. Пилоны декорированы массивными пилястрами с филенками и круглыми нишами вверху с лепными розетками. На парусах в арочных обрамлениях находятся плохо сохранившиеся живописные изображения евангелистов.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М., Наука, 1997