В продолжении рассказа о Казанской церкви в Корзино. Я хочу заострить ваше внимание на экстерьере внешне совершенно не примечательной церкви. Эдакий провинциальный сельский каменный середнячок — колокольня, трапезная, четверик храма —, коих разбросано по центральной полосе немерено. Но есть у этой церкви интересная особенность, о ней я сегодня расскажу.
Строительство храма в Корзино началось в 1902 году. Средства на строительство выдал ковровский купец Даниил Леонтьевич Петров. В 1906 году Петров скончался, не дожив один год до завершения строительства церкви. 28-го октября 1907 года в присутствии благочинного IV округа Ковровского уезда, священника с. Воскресенского 1-го о. В.В. Крылова церковь была освящена. Литургию совершал благочинный о. В. Крылов, настоятель корзинского храма А.В. Дмитревский и пять священников из ближайших сел. Тут же была совершена панихида по умершем меценате и попечителе церкви Д.Л. Петрове. Первым старостой храма в Корзино стал его брат — Сергей Петров.
Внешне, как я уже замечал, храм весьма зауряден. Это традиционная «корабельная» компановка, включающая в себя трехъярусную колокольню, теплую трапезную и двусветный храмовый четверик с примыкающей к нему алтарной апсидой. Фасады всячески украшены формами, отсылающими нас к древнерусской архитектуре. Однако помимо псевдорусского декора на стенах Казанской церкви мы можем видеть формы рационального геометрического модерна — направления, реализованного исключительно в гражданской и промышленной архитектуре, и в культовых постройках встречающегося сверхредко. Я, признаться, в Корзино увидел это впервые. Исторически православная архитектура всегда подчеркивала свою торжественность и авторитетность пышностью форм, обильным заполнением плоскостей фасадов декором и орнаментом, эклектичным сочетание всевозможных мотивов и стилей. Чем обильнее информационное содержание внешнего убранства церкви, тем сильнее ее визуальное и психологическое воздействие на зрителя. В Корзино же мы видим очевидное стремление архитектора упростить формы, абстрагировать их до простых геометрических объемов. И эта логика упрощения реализуется в рациональном модерне, архитектуру которого мы можем наблюдать в гражданской застройке 10-х годов XX века. На фасадах Казанской церкви есть прямое копирование сложных лекальных форм древнерусской архитектуры, и одновременно с этим есть простые геометрические формы. Если дентикулы под декоративными сандриками, то с крупным шагом, если гутты под ним же, то они превращаются в обычные кубики, если оконный проем, то с треугольным завершением без традиционного сводчатого перекрытия, если хочется разности цвета и текстур на фасаде, то вполне хватит цементной штукатурки (хотя справедливости ради, белый камень фрагментарно тоже применялся, но его количество минимально). Да и кирпич применялся исключительно традиционной формы, никаких сложных и специальных профилей (за исключением «валиков» в карнизе), все ширинки, поребрики и муттулы набраны обычным кирпичом. Это модерн в чистом виде. Да, предпосылки к этой простоте, я уверен, были исключительно экономическими, и архитектурная логика модерна как-никак лучше всего справилась с ними. Я, увы, так и не сумел найти автора проекта, но логика его прочитывается очень хорошо: декорировать простой объем небольшого сельского храма с отсылкой к древнерусской архитектуре, при этом сохраняя лаконичность и простоту внешнего убранства, экономя таким образом средства заказчика. Это очень сложная и интересная архитектурная работа, не смотря на ее внешнюю заурядность. Автор проекта, я более чем уверен, был не епархиальным архитектором, а гражданским. Вполне может быть, что сам проект церкви типовой, взят из многочисленных архитектурных каталогов, а вот его декорирование и адаптация — авторская работа архитектора. К этому посту я приложу фотографию церкви Андрея Первозванного в Андреевском, проект которой очень сильно перекликается с архитектурой церкви в Корзино.