Один из знаменитых древних монастырей Брянщины, основанный в ХVI веке как мужская пустынь, расположен в южной части посёлка на возвышенном берегу Площанского озера. Богородицкая Площанская мужская пустынь является крупным монастырским комплексом, архитектура которого была выдержана в стиле классицизма. В течение пяти столетий обитель занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. В Смутное время монастырь был разорён. По преданиям, сохранившимся в самой Площанской пустыни и окрестных селениях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, в начале ХV века возникла Николаевская обитель в древней Комаричской волости.
Настоятель пустыни игумен Серапион в своём отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновения святой обители писал так: «Площанская пустынь, по справке о ней в церковном книгохранилище, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами». Возобновлён иеромонахом Киево-Печёрского монастыря Прокопием и пришедшими с ним двумя монахами из Киева. Отец Прокопий, увидев удивительной красоты уединённую местность, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келью. Пришедшие вместе с ним монахи последовали его примеру и устроили себе келии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для свершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.
Притеснения со стороны недовольных крестьян комаричской волости и разбойников, прятавшихся в Брянских лесах, вынудили Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Фёдоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Они были радушно приняты и получили у царя дозволение на возобновление обители и построение святого храма, на что была дана Его Святейшества храмозданная грамота с приложением к ней личной печати патриарха Московского Филарета. На благословение новосоздаваемой обители Государь даровал две иконы из своих царских палат — Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — заступницы земли Русской в Смутное время. По возвращении из Москвы Прокопий с помощью иноков строит небольшую деревянную церковь вблизи озера, на том месте, где иеромонаху было видение Богородицы, которая и указала место для будущей обители. После того как храм был построен, в него перенесли все дары от московского царя, а вскоре храм дополнили Никольским приделом. Государь Михаил Романов передал в вечное владение на пропитание новоустроенной обители землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен (2856,6 га и 315 кв. м). Так было положено начало возобновления Площанской пустыни.
До второй трети ХVIII века строения были деревянными, в середине века развернулось каменное строительство, построены Казанский собор, трапезный корпус и церковь Покрова. До конца ХVII века сооружаются ограда и надвратная церковь Всех Святых, хозяйственный корпус с квасоварней, бондарней. К началу ХIХ века относится строительство тёплой церкви Святого Духа и корпуса братских келий. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения великого князя Георгия Романова, а после его смерти эти земли перешли к его брату, великому князю Михаилу.
К началу ХХ века Площанская пустынь по-прежнему считалась одной из самых известных и благоустроенных в России. Прекрасная липовая аллея вела к главному храму обители — огромному Казанскому собору с трёхъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у настоятельского корпуса. На конном дворе, рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома, размещались кучерская и шорницкая мастерские, кузница, каретный сарай, конюшня. Пустынь гостеприимно принимала всех паломников. Здесь подвизались ученики одного из «столпов» монашества ХVIII века Паисия Величковского — схимонах Афанасий Порщанский (в миру гусарский ротмистр Захаров), иеромонах Василий Кишкин, иеромонах Макарий Иванов. С Площанским Богородицким монастырём связано имя иеромонаха Льва (в миру Льва Наголкина), ещё при жизни почитаемого за прозорливость и многочисленные случаи чудотворения. Впоследствии иеромонах Лев стал одним из столпов старчества в Оптиной пустыни.
Благополучная духовная жизнь монастыря была прервана Октябрьской революцией. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря организована коммуна «Пчела», которая в течение ХХ века превратилась в посёлок. В 1924 году обитель была разграбена и закрыта. В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от властей по окрестным деревням, были вскоре обнаружены сотрудниками ГПУ и подверглись аресту, позже сгинувшие в застенках сталинских лагерей. Из четырёх храмов уцелел только один — Святодуховской. Сохранились развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Знаменитой святыней пустыни была чудотворная икона Казанской Божией Матери, подаренная царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом. В 1996 году две прихожанки из посёлка Локоть вернули в храм главную святыню обители — почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессии эти женщины скрывали в своём доме площанского монаха, передавшего им икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда придут другие времена. И они пришли.
В 1994 году в разорённом состоянии здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. В настоящее время в обители активно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлена церковь Сошествия Святого Духа, построенная в 1815 году. В 2001 году возведена церковь Всех Святых. В 2012-м начато восстановление разрушенного Казанского собора. Это один из лучших в Брянской области образцов монастырского культового зодчества начала ХIХ столетия. Площанская Богородицкая пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и сект.