Казаново, урочище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь выстроена в 1816-1824 гг. на средства прихожан исчезнувшего села Казаново. Имеется Ильинский придел. В настоящее время доведена почти до руинного состояния, однако, суда по нескольким бумажным иконкам внутри, не забыта прихожанами.

Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы на этом месте существовала издревле. Село Казаново, где она стояла, в XVI веке принадлежало Степану Васильевичу Годунову (умер в 1603 г.), троюродному брату царя Бориса. В 1573 году он был воеводой в завоеванном Феллине, с 1584 г. – боярин, в 1586 г. – наместник в Костроме, был очень богат. В 1596 г. село перешло к вдове Ивана Петровича Невежина Пелагее с дочерью Аксиньей. Тогда в селе уже была деревянная церковь Рождества Божией Матери с приделом праведного Евдокима. В смутное время в начале XVII века во время польско-литовского нашествия церковь и село были уничтожены.
В 1626 г. сельцо с церковным местом было во владении стольника Алексея Ивановича Полева, которому досталось от матери Аксиньи. С 1646 по 1658 гг. владел им боярин Михаил Михайлович Салтыков (умер в 1671 г.). Благодаря родству с матерью царя Михаила Феодоровича пользовался при дворе большим влиянием. В 1616 г. расстроил свадьбу царя Михаила с Марией Ивановной Хлоповой. Невесту оклеветали как неизлечимо больную и сослали в Тобольск. При возвращении из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета, выяснилось, что братья Михаил и Борис Салтыковы оклеветали невесту из-за ссоры с ее родственниками. Михаил Михайлович был выслан в деревню. Возвращен в Москву только после смерти патриарха Филарета. В 1641 г. получил боярство. В 1650-х был воеводой в Казани. В 1656 г. на средства Михаила Михайловича Салтыкова была вновь построена деревянная церковь «клецки». В 1658 г. Салтыков променял село патриарху Никону, оно было вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря до 1740 г. В 1688 году на средства монастыря по благословению святейшего Патриарха Иоакима была построена новая деревянная церковь в Богородицерождественском Казановском погосте Рузского уезда.
Ныне существующая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Пророка Божия Илии и колокольней построена на средства прихожан в 1816-1824 гг. на месте обветшавшей деревянной. Некоторые подробности можно узнать из ведомости о церкви 1840 г.
http://volokblag.ru

Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Казанове.
Село Казаново в конце XVI ст. принадлежало боярину Степану Васильевичу Годунову; от него по данной 1596 г. оно перешло к жене Ивана Петрова сына Невежина, вдове Пелагее, потом к ее дочери Аксинье. В селе находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом праведного Евдокима, которая была уничтожена в начале XVII ст., вероятно, от литовского разорения. Когда и кем она была построена – неизвестно.
В 1625-26 гг. Казаново, названное сельцом, с находившимся в нем церковным местом Рождества Богородицы по писцовым книгам Рузского уезда в волости Юрьевой слободе состояло за стольником Алексеем Ивановым сыном Полевым, по жалованной грамоте 1626 г., что ему досталось от матери его Аксиньи. В дозорных книгах пустовых церковных земель Рузского уезда 1628 г. описано: «в сельце Казанове был храм Рождества Пречистой, да придел праведного Евдокима в вотчине Алексея Полева, где был двор попов и причетников церковных дворцы и огороды…».
Сельцо Казаново в 1646-58 гг. принадлежало боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову. Здесь была построена вновь церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1656 г. написано: «прибыла в 1656 году вновь церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине боярина Михаила Салтыкова села Казанова, дани 9 денег, десятильничих гривна».
Боярин Михаил Михайлович и кравчий Петр Михайлович Салтыковы купленную свою вотчину село Казаново с пустошими в 1658 г. променяли св. патриарху Никону в новый Иерусалимский Воскресенский монастырь. Церковь с 1678 по 1740 гг. писалась под Рузской десятиной «в вотчине Воскресенского монастыря». В переписных книгах 1678 г. значится «Воскресенского монастыря вотчина село Казаново, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы».
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.

В 2010 году в Волоколамском районе Московской области началось возрождение храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково.Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково (бывшее Казаново) в Волоколамском районе Московской области был построен в 1816-1824 годах. В 1839 году в семье диакона Феодора Касицына, служившего в этом храме, родился сын Дмитрий, будущий протоиерей Димитрий Касицын. О.Димитрий служил в Москве в храме святителя Николая в Толмачах, был главным редактором журнала «Душеполезное чтение». Именно о.Димитрий отпевал П.М.Третьякова, создателя Третьяковской галереи. В 1921-1931 годах в Шитьково служил насельник Троице-Сергиевой лавры Филадельф (Мишин), будущий архимандрит. В 1931 году о.Филадельф был арестован и сослан сначала в Казахстан, а затем в Жданов (Мариуполь). О.Филадельфу посвящена глава в книге архимандрита Тихона (Агрикова) «У Троицы окрыленные».
В 30-е годы ХХ века храм был закрыт. Во время войны храм пострадал от обстрела фашистской артиллерии. В 1950-е годы в храме разместили молокозавод, а после закрытия молокозавода здание оставалось бесхозным, постепенно разрушаясь. В 2010 году начались первые работы по восстановлению храма. По благословению митрополита Ювеналия 30 июня у храма был открыт православный трудовой лагерь, организованный молодежью Знаменского храма города Красногорска. Вместе с участниками лагеря трудились и местные жители окрестных деревень Шитьково, Соснино, Власьево, удалось расчистить от мусора алтарь и четверик, установить крест. 3 июля протоиереем Владимиром Шафоростовым из Знаменского Красногорского храма была совершена Божественная литургия. Вскоре местные жители обратились к благочинному Волоколамского района о.Константину Попову с просьбой о создании при храме общины. Храм в Шитьково был приписан к храму святителя Николая в Амельфино, настоятелем назначен протоиерей Андрей Табаченков. С тех пор в храме в теплое время года регулярно служатся молебны. Была возведена временная кровля над четвериком храма.
https://rbng1.livejournal.com/752398.html

Ведомость о церкви Рождества Пресвятыя Богородицы Рузского уезда села Казанова за 1840-й год
1. Построена в 1824-м году и освящена того ж года Октября 19-го дня, тщанием прихожан.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, прочна, оштукатурена.
3. Престолов в ней два холодные; в настоящей во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, а в приделе во имя Святаго Пророка Божия Илии.
4. Утварию достаточна.
5. Причта положено издавна по штату: Священник один, при нем Диакон, Дьячек и Пономарь.
6. Земли при сей церкви усадебной три десятины, пашенной и сенокосной тридцатьдесятин, на которую землю особенного плана и межевой книги не имеется, а значитв общем экономическом крестьянском прихожан плане, спора же о сей земле никакого не производится, оною землею владеют сами Священно-церковнослужители.
7. Домы у Священно-церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле.
8. На содержание Священно-церковнослужителей жалованья и окладов не получается, касательно протопления дров, также изгородью во всех полях сами огораживаявесьма бедствуют; и потому содержание их посредственное.
9. Зданий принадлежащих сей церкви, как то: Богаделен, домов и лавок не имеется.
10. Разстоянием сия церковь от Консистории в 90-та верстах, от Духовного Правления в 30-ти, от местного Благочинного в 25-ти верстах.
11. Ближайшие к сей церкви суть: Богословская, что в селе Каменках в 5(?) верстах, Преображенская, что в селе Слядневе в 6-ти верстах.
12. Приписной к сей церкви нет.
13. Также и домовой не имеется.
14. Опись церковная сделана касательно имущества церковного в 1813-м году Ноября 25-го и скреплена Присутствующим Рузским Протоиереем Иоанном Иоанновым и Утверждена печатию Рузского Духовного Правления.
15. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию Духовного Правления даны в 1827-м году Декабря 3-го дня, ведутся исправно ихранятся в целости.
16. Копии с Метрических книг с 1813-го Года хранятся в целости же.
17. Исповедные росписи с 1813-го Года хранятся в целости же.
18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатию Рузского Духовного Правления в 1822-м году сентября 13-го дня и скрепленной присутствующим Протоиереем Иоанном Иоанновым, писанных листов 193, неписанных листов остается 84.
Орфография сохранена. http://schitkovo.cerkov.ru/main-page/istoriya-xrama-rozhdestva-presvyatoj-bogorodicy-v-kazanovo-shitkovo/

Построенный в 1824 году, во время Великой Отечественной войны Богородицерождественский храм был участником боевых действий. На волоколамском направлении в октябре, ноябре, декабре 1941 года шли тяжелейшие бои. Вокруг храма в радиусе полутора километров расположены 3 братских могилы: одна в деревне Соснино и две в Шитьково, есть у леса и немецкое кладбище. По воспоминаниям жителей деревни Шитьково немцы вошли в деревню во второй половине октября, освободили же Шитьково воины Красной армии в день памяти свт. Николая — 19 декабря.
У жителей деревни хранится фотография храма, на обороте которой написаны следующие слова: «В этой церкви 17/ХII-1941 г. сражался некий воин Красной Армии корректировщик огня, один против карательного отряда немцев с 4 танками 2 самоходками и 12 бронемашинами. Потеряв около 15 человек убитыми и повреждённую самоходку, немцы отошли». Во время боевых действий сгорело село Казаново, располагавшееся у храма, теперь адрес церкви такой: храм Рождества Богородицы в Шитьково (по ближайшей деревне). На колокольне церкви сохранились пробоины от немецких снарядов, которые по мысли прихожан стоит оставить и после реставрации, как напоминание о страшных военных днях. Храм в Шитьково можно назвать храмом-воином, но можно назвать и храмом-мучеником, пострадавшим как от фашистских захватчиков, так и от своих: в 1930-е годы церковь была закрыта, после войны там был молокозавод, а потом бесхозное здание разрушалось от времени, природных явлений и неразумных людей. Колокол сдали на металлолом, кирпич разбирали на хозяйственные нужды, в храме жгли костры, писали на стенах…
С 2010 года в Богородицерождественской церкви возобновилась молитвенная жизнь и потихоньку началось медленное восстановление храма, стены которого помнят о героях Великой Отечественной войны.
Из журнала: «Московские Епархиальные Ведомости». Выпуск №4-6/2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?