Изначально монастырь был посвящен двум праздникам — Успения Божией Матери и Всех Святых. Соответственно, с самого основания и стояли в нем две деревянные церкви. «А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны» — указывалось в Писцовой книге 1566 г, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. «Теплая» церковь — значит маленькая удобная для отопления зимой. Поэтому и по первому описанию 1566 г. все в ней выглядело очень скромно и даже бедновато. Иконостас, в котором имелись только два яруса, был очень невысок. По сути это была бревенчатая церковь-изба размерами ненамного больше часовни, призванная лишь вместить по зимнему времени 13 человек: 10 старцев,священника и дьякона — всю братию, которая числилась на 1566 г. Лишь 120 лет спустя, в 1681 г. теплая церковь была наконец построена в камне. Успенский и Всехсвятский храмы, стоявшие по диагонали к друг другу соединялись изящной каменной галереей. Не было, пожалуй, ни одного сооружения на Зилантовой горе, чей облик за 300 с лишним лет существования до наших дней менялся бы столько раз.По сути, одна церковь была до 1829 г, почти совсем другая, но перестроенная -1830-1895 гг., третья с 1898 г. Лишь фундамент оставался прежним, да еще некоторые стиливые особенности конца XVII в. Мы почти не знаем, как в конце XVII-XVIII веках выглядел храм Всех Святых — ни снаружи, ни внутри. Иконы , видимо были те же, что и в последующем XIX веке: почти все они сохранились с древности вплоть до революции. К началу XIX в. храм сильно обветшал. Лишь средства, постепенно накопленные за 23 года управления архимандрита Амвросия, смогли послужить базой для капитальной реставрации церкви. В 1829 году она была полностью обновлена и заново освящена: именно эта дата значилась на антиминсе главного алтаря, и впервые устроенного придела свв.первоверховных апостолов Петра и Павла. В одном двухэтажном здании поместились и братские кельи, и трапезная, и кладовые. но сам храм, как и сейчас, размещался на втором этаже. А над всем этим нависала еще и тяжелая колокольня. Интерьер церкви был роскошен и великолепен. В 1895 г церковь была полностью разобрана и к 1898 г возведена заново по проекту архитектора Ф.Малиновского: проекту весьма сильно отличавшемуся от прежнего. В таком виде храм восстановлен и сейчас, век спустя, после долгого советского запустения. В 1998 г. Всехсвятская церковь возрождается, а в 2000 г освящается уже как Успения Пресвятой Богородицы.
Из книги А.Рощектаева. История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе города Казани. Казань-2004 изд.»Русич»