Собор упоминается в Писцовых книгах за 1566-68 гг. как находящийся «за Булаком в остроге государевом» Вначале при церкви было одиннадцать келий и был создан женский монастырь. Купец И. Ф. Михляев завещал этому монастырю после своей смерти по сто рублей в год, пока будет жива его жена Евдокия Ивановна. В 1749 г. монастырь сгорел, в 1764 году упразднен, храм стал приходским, а в 1774 году был разрушен повстанцами Е. Пугачева. В 1799 году купец Иван Степанович Жарков на свои деньги восстановил храм. Жарков умер в 1813 году. В 1815 году собор снова сгорел и вдова Жаркова снова восстановила его в 1822 году. Вызолоченный иконостас устроен в 1854 году купцом Никитиным. В 1859 году собор снова обгорел снаружи и был восстановлен в 1863 году. Тогда же отдельно стоящую колокольню разобрали и затем восстановили с храмом. Храм имел три престола: главный – Успения Пресвятой Богородицы — и приделы в трапезной части – Сретения Господня и прп. Иоанна Дамаскина. При церкви была часовня, возобновленная в 1859 году. План и фасад церкви составил архитектор Ф. Соколовский. Собор был типичным храмом классического стиля: построен в форме корабля, с юга и севера – шестиколонные портики, увенчан широким барабаном с низким куполом.
В 1972 году рядом с храмом, на Центральном стадионе, проходила американская выставка, и чтобы не смущать своим видом заокеанских гостей, колокольня была уничтожена. Весной 1978 году рядом с собором началось строительство кинотеатра, который впоследствии снесен за ненадобностью. А 16 августа 1978 года в один день храм был превращен груду щебня. Ныне на месте Успенского собора развлекательный комплекс «Пирамида».
Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В.Фролов, — Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.
О закрытии храма
Успенская община в смутное время определилась и заявила о себе как о православной, староцерковной ориентации, с сотней членов общины, с иерархическим подчинением управляющему Казанской епархией и его викарию. В договоре с властями существовал пункт № 2-ой, в который изначально была заложена идея «добровольного» слияния общин. В январе 1931 года этот пункт «сработал». Владыке Афанасию структуры власти сделали такое предложение, от которого он не смог отказаться. По этой причине он «добровольно» объединил, а по сути, ликвидировал семь общин, двум из них, Владимирского собора и Ильинской церкви, благословив перейти в Успенский собор. Успенская община предоставила не только свой храм в совместное пользование, но и места в церковном совете и ревизионной комиссии.
Первыми, кто избрал Успенский храм объектом для приспособления под общественные нужды, были активисты «Татстройобъединения». На проведенном собрании рабочих и служащих служащих лесозавода «Красный Коммунальщик» 3 июля 1931 постановили просить КГС закрыть храм и передать его под общежитие. На следующий же день копия протокола была в Казанском Горсовете, который, в свою очередь, ухватился за эту идею «обеими руками» и на присланной копии приписал: «Орготделу: необходимо инициативу рабочих подкрепить решением рабочих Красного пути, Лесопильного завода, техникума, а также ЖАКТа…». «Инициатива» не заставила себя ждать, и уже 1 октября 1931 года на Президиуме КазГорСовета слушался материал о закрытии Успенской церкви. Постановление из трех коротких предложений: «Считать необходимым закрытие церкви. Просить Президиум ТЦИКа утвердить постановление. Помещение церкви реставрировать под общежитие рабочих». 15-го октября Постановление препроводили в ТЦИК на утверждение, а через шесть дней было вынесено постановление о закрытии Успенского собора и использовании его здания под общежитие рабочих…Таттранса. Несколько позже бывший Успенский собор и прилегающая к нему территория использовались под деловой двор ТСО для производства фанерных домов и некоторое время под гараж АТП-1. Окончательно собор был разрушен летом 1978 года, а колокольня еще раньше в 1972 г. Сегодня на месте храма построен и активно функционирует культурно-развлекательный комплекс «Пирамида».
По материалам статьи: В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия». Из альманаха «Православный Собеседник» №2(15) 2007 г., изд-во КДС, Казань, 2007 г.
Церковь Успения Божией Матери – одна из древнейших церквей в Казани. Первоначальное время ее основания восходит к 1566 – 68 гг., потому что о ней уже упоминается в писцовых книгах г. Казани и его уездов: «За Булаком, в остроге, государева царя и великого князя Слобода Ямская, а в Слободе церковь Успения Пресвятой Богородицы, да в приделе церковь Фрол и Лавр – поставленье и все церковное строение мирское, а у церкви двор попа Тихона, во дворе проскурница, да 11 келий старцев и стариц нищих».
При Успенской церкви кельи положили начало монастырской жизни; прежде это было нечто вроде богадельни, но с течением времени при церкви образовался женский монастырь. Получил ли этот монастырь свою организацию в XVI ст., неизвестно, но из XVII ст. о нем сохранились некоторые известия. Так в 1656 г. женский монастырь при Успенской церкви существовал, несомненно, и назывался по церкви Успенским. За 1739 г. упоминается: «Монастырь девичий и собор Успения Богородицы за рекою Булаком. При нем церковь теплая Сретения Господня, предел преподобного Михаила Малеина. Напрестольной крест Господень сребреной вызолочен, в нем мощей святых 31 частица. Круг монастыря ограда, и в нем кельи деревянные».
Сколько времени существовал этот Успенский женский монастырь, когда и по каким обстоятельствам прекратил свое существование – неизвестно. Из надписи на одном Евангелии, находящемся в Успенском соборе, видно, что монастырь существовал еще в 1754 г., но существование его было только номинальное: в пожаре 1749 г. 3 мая церковь Успения Пресвятой Богородицы погорела, а равно и весь девичий монастырь. После этого пожара едва ли монастырь Успенский возобновлялся.
В 1799 г. казанский купец Иван Степанович Жарков, живший в Успенском приходе, ходатайствовал перед епархиальным начальством, чтобы Успенского собора не уничтожали, а дозволили ему на его собственный счет возобновить церковь. Дозволение было дано, и купец И. С. Жарков возобновил церковь и сделал в ней придел в честь соименного себе святого препод. Иоанна Дамаскина. Колокольня была поставлена тогда несколько отдельно от церкви. И. С. Жарков, зная несостоятельность прихода, снабжал Успенский собор всем необходимым и не оставлял священнослужителей. В 1813 г. он скончался.
В 1815 г. в ужасный пожар Успенский собор сгорел, а равно погорели и прихожане. Церковь снова думали уничтожить, но оставшаяся вдова купца Жаркова Марья Матвеевна Жаркова и ее сестра, вдова Прасковья Матвеевна Крашенинникова просили о дозволении им выстроить Успенский собор на свой счет вновь, так как возобновлять его, по причине появившихся на стенах собора значительных трещин, было невозможно. М. Жаркова и П. Крашенинникова, получивши разрешение, соорудили и украсили Успенский собор и снабдили его церковной утварью. В 1822 г. 8 августа казанский архиепископ Амвросий освятил Успенскую церковь. Придел препод. Иоанна Дамаскина был освящен двумя годами раньше, 4 декабря 1820 г.
От пожара 1815 г. были спасены некоторые иконы: Иверской Божией Матери, Образ Успения Божией Матери четвертной, Образ Казанской Божией Матери и др. Спасены также 3 Евангелия, сосуды с прибором, кадило серебряное большое, крест ветхий с мощами, обложенный серебром, несколько вещей из ризницы. После пожара собрано было горелого серебра 1 пуд 5 фунт. На построение Успенского собора, кроме средств М. Жарковой и П. Крашенинниковой, после пожара 1815 г. выдано было пособие из 100 000 руб. суммы, пожертвованной государем императором в пользу погоревших мест и лиц духовного ведомства, 1588 руб. 85 коп., а 1000 руб. даны были взаимообразно. Кроме того, из комиссии выданы были два потира со всеми приборами серебряные, напрестольный крест серебряный, Евангелие 1785 г. и несколько риз.
Приход Успенского собора был беден и мал, а потому М. Жаркова и П. Крашенинникова не оставляли церковь и приходское духовенство своими благотворениями. В 1826 г. 30 июля Мария Матвеевна Жаркова скончалась, сестра ее Прасковья Матвеевна на свое иждивение построила для приходского духовенства дом, а на церковной ограде выстроила другой дом для себя с тем, чтобы после ее смерти этот дом служил средством обеспечения для духовенства же за поминовение ее и ее сродников. В 1848 г. 14 августа П. М. Крашенинникова скончалась, а в непродолжительное время оба ее дома сгорели.
В 1854 г. в алтаре и в церкви полуколонны и откосы окон отделаны алебастром под белый мрамор; в том же году стены Успенского собора покрасились вновь, карнизы прочищались, тогда же промывалась и поправлялась стенопись. Вокруг живописных изображений в алтаре, в настоящей церкви и в трапезе написаны в стиле рококо хорошего живописного искусства под лепную работу клеевые рамы. Иконостас, сплошь вызолоченный, в холодной церкви устроен в 1854 г. купцом В. Н. Никитиным за 700 руб. с прибавлением к этой сумме церковных денег 300 руб. В 1859 г. Успенский собор снаружи обгорел весьма значительно и был приведен в настоящий вид в 1863 г.
Прежняя, отдельно стоящая колокольня разобрана, а вместо нее устроена новая красивая колокольня в связи с самою церковью иждивением казанского купца В. Н. Никитина. Престолов в Успенском соборе три: главный – во имя Успения Божией Матери и два придельных в трапезе: Сретенский и Иоанна Дамаскина. Иконостас в трапезе, сплошь вызолоченный, устроен иждивением церковного старосты купца В. Н. Никитина в 1868 г. по рисунку, утвержденному преосвящ. казанским Антонием; 6 подсвечников и 4 лампы, привинченные к иконостасу, а также паникадило бронзовые, московской работы.
Иконы в иконостасе остались частью прежние, а частью вновь написаны. Из икон трапезы можно указать на икону Божией Матери страстная, икону Нерукотворенного образа малого размера с надписью на серебряном окладе: «Иждивением казанского купца Ивана Жаркова. Написан 1799 г.». В приделе преподоб. Иоанна Дамаскина в числе других икон в киоте икона св. Иннокентия Иркутского, поставленная в церкви сибирскими купцами, чайными торговцами, которые в прежние времена имели свои склады на ограде Успенского собора; перед сею иконою сибиряки служили молебны.
Из икон холодной церкви обращает внимание чудотворная икона Печерской Божией Матери, оклад на ней серебряный вызолоченный, устроен в 1822 г., а наголовник жемчужный с разными камнями, венцы на Божией Матери и Спасителе стразовые; эта икона поступила в Успенский собор из церкви Печерской Божией Матери.
При церкви, на лицевой стороне ограды, имеется каменная часовня, возобновленная после пожара 1859 г. на церковную сумму. При часовне две квартиры – для псаломщика и церковного сторожа. План и фасад Успенского собора с колокольнею имеются и хранятся в ризнице. План составлен архитектором Сокольским. План церковного погоста обозначен на церковном плане, хранящемся в церкви.
Земли сенокосной при Волге 15 десятин, из коих удобной только 7 десятин; земля находится во владении причта приходского. На сию землю план и межевая книга, составленные в 1795 г., имеются и хранятся в ризнице. Церковный дом каменный, двухэтажный, рядом с оградою, по лицевой стороне. В нем живут священнослужители.
«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.