Петропавловский собор построен купцом Михляевым в память о пребывании в Казани Петра I. Ценнейший памятник архитектуры русского барокко начала 18 в. Авторы не известны. Двухъярусное сводчатое здание храма, поднимающегося на высоту 52 м, огибает открытая обходная галерея (гульбище), к которому ведут два (юго-западное и северное) парадных крыльца.
Не залюбоваться этим уникальным храмом невозможно. По многоцветию убранства он напоминает Покровский собор в Москве, по богатству лепнины – лучшие произведения барокко в России. По количеству цветов, листьев и плодов в этой лепнине (виноград, яблоки, сливы, персики, груши…) он заслужил прозвище «Каменных висячих садов Казани». По высоте (52 м) собор намного превосходит не только любой другой храм Казанской епархии, но и практически всего Поволжья. А то, что при такой высоте он еще и стоит на главной городской горе, сделало его одной из архитектурных доминант Казани, видной с Волги за много километров.
Сама история постройки Петропавловского собора интересна, пожалуй, как ни у одного другого из казанских храмов. Одноименная деревянная приходская церковь на этом месте известна еще с 1565 года. Нынешний же каменный собор появился полтора века спустя. 27-30 мая 1722 г. в Казани, уже в третий раз за свою жизнь, побывал Петр I, направлявшийся в Персидский поход (первое посещение им нашего города состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе – в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство). Император остановился в доме купца Ивана Афанасьевича Михляева, владельца суконной мануфактуры, жившего рядом с Петропавловской церковью. Именно в Казани 30 мая Петр отпраздновал свое 50-летие. В память такого события Михляев решил построить вместо малой церкви небывалый для Казани по высоте и роскоши собор. Так началось 4-летнее строительство…
Конструкция храма уникальна. К тому времени, да и позже, в России было возведено множество барочных храмов в форме восьмерик на четверике. Но ни в одном из них – по всей стране! – купольный свод не поднимался над полом бесстолпного зала на 38 метров: это на 3 метра выше, чем центральный неф собора Парижской Богоматери. Такая высота при такой малой площади! По сути, возводился пустой перевернутый кратер размеров небывалых для всей России. До этого лишь несколько шатровых храмов страны могли похвастаться подобной или даже чуть большей высотой, но шатровая архитектура – это совсем другая конструкция. Когда стройка уже, казалось бы, завершилась, обрушился свод храма. К счастью, произошло это ночью и поэтому, по воле Божьей, никто не пострадал. Когда царь узнал об этом, то распорядился прислать новых мастеров из Москвы. Есть даже предание, что мастера были присланы из Италии, но документальных подтверждений этому не найдено.
Так или иначе, к 1726 году строительство удалось завершить, и казанский митрополит Сильвестр освятил великолепный собор. Тогда же к северо-востоку от него, недалеко от алтаря, возвели шестиярусную 49-метровую колокольню. Это довольно необычное размещение. Чаще колокольня, даже если и не смыкается с храмом, то все равно стоит ближе к его западной части, а не к алтарю. Здесь – ровно наоборот. Колокольня украшена лишь ненамного менее пышно, чем сам собор. Изящество ее, подчеркнутое тоненькой, вытянутой в небо сине-золотой главкой, придает как бы дополнительную легкость и воздушность самому храму. Форма ее ярусов такова, что при приближении они как бы «вдеваются друг в друга», и тогда башня «складывается» и превращается в нарядный расписной терем с множеством фигурных кровель. Такова ее тайна. В 1888–1890 гг. в предпоследнем ярусе были установлены действующие и поныне часы работы Петра Ионовича Климова. В наше время благовест 8 колоколов «Петропавловки» мощным гулом покрывает весь центр города, а в тихую погоду хорошо слышен даже за Казанкой, в новых районах. По красоте звонов эта колокольня сейчас не имеет себе равных в нашем крае. Недавно на нее был водружен 3-тонный колокол современного ярославского литья – взамен точно такого же, уничтоженного в советские времена.
Что же можно сказать про сам собор? Первоначально главный подход к нему был с севера – со стороны Кремля и многолюдного Гостиного двора. С этой стороны ансамбль собора и колокольни и сейчас выглядит особенно внушительно. И вдобавок, отсюда видны два северных придела, один над другим: во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» – на первом этаже, и иконы «Живоносный Источник» – на втором. Третий придел, во имя Сретения Господня – это весь первый этаж храма. Главный же храм – Первоверховных Апостолов Петра и Павла — это весь второй этаж, полуопоясанный с севера и запада широкой открытой галереей. С юга на галерею ведет «изломанная» коленом лестница, с севера, со стороны бывшего главного входа – более удобная, прямая. Разрушенная пожаром 1815 г., она была восстановлена в 1888–1890 гг., но к тому времени северный подход к собору был уже застроен, и значение главной она, в любом случае, потеряла. Сейчас северная лестница необходима лишь для крестных ходов. Поистине незабываемое зрелище, когда на Пасху река людей, как будто преодолевая закон природы, мощно течет по ней вверх, в мерцании сотен свечей.
С самой галереи открывается замечательный вид на центр Казани, лежащей внизу, как на ладони, и даже на Волгу и заволжские дали. Здесь красиво в любое время года. И в любое время года «цветет» стена, каждую деталь убранства которой особенно удобно разглядывать именно с галереи. Помимо богатейшей лиственно-фруктовой лепнины, о которой уже говорилось, и «виноградных» полуколонн с зелеными коринфскими капителями, похожими на букеты, стена по линии галереи украшена еще и большими – аршинными – изразцами. Это единственные уцелевшие старинные изразцы во всей архитектуре Казани и окрестностей. Их мало, но по красоте они ничуть не уступают знаменитым московским и ярославским XVII – начала XVIII вв. Гамма их та же, традиционная: сине-бело-желто-зеленая, а прихотливый растительный орнамент переходит с плитки на плитку, как, например, у знаменитой Богоявленской церкви Ярославля конца XVII века (только там из плиточек составлен целый пояс, а здесь – отдельные квадраты, обрамленные рамкой). Западные двери ведут с галереи в трапезную храма с небесно-синими сводами. Эти своды еще более пышно украшены многоцветной лепниной, чем наружная часть собора. Кажется, что будто это небо расцвело небывалыми садами. Вообще Петропавловский собор еще красивее внутри, чем снаружи – в отличие, например, от столь же многоцветного узорного Покровского собора в Москве… который внутри не производит такого впечатления. Три арки ведут из синей трапезной в розово-золотистый основной объем храма – в тот самый 38-метровый кратер. Это очень символично: цвета светлеют при приближении к востоку, к алтарю. Словно постепенно в небе начинается рассвет. Из упомянутых арок, центральная – самая широкая, а две боковых – несимметричного размера, хотя видно это не сразу. Правый проход – уже левого. Малая, еле заметная несимметричность характерна для большинства старинных храмов: часто архитекторы из смирения боялись создавать абсолютную гармонию и совершенство, которые, конечно же, невозможны на Земле. Страшились повторить печальный опыт «Вавилонской башни».
За арками золотится, как райский сад, главное украшение храма: иконостас. Он уникален – 25-метровый 7-ярусный, современный самому собору. Если считать малые иконы, расположенные над самым полом, да еще фигуры Христа и четырех Евангелистов на самом верху, то даже – 9-ярусный. Нечто подобное имеется еще в нескольких церквях России, но именно лишь отдаленно подобное. В целом по сочетанию огромных размеров с необычайным богатством резьбы иконостас не имеет себе равных в России. Есть такие же по числу ярусов, но гораздо меньшие по размерам (например, в Троицкой Останкинской церкви в Москве), есть и более крупные по размерам, но меньшие по ярусности и куда менее прихотливые по резьбе (в соборах Московского Кремля), есть почти такие же шедевры резьбы, зато совершенно несопоставимые по величине (например, в строгановской Рождественской церкви Нижнего Новгорода). Впрочем, когда видишь этот иконостас – особенно в розово-золотистых полотнах от заката, пробивающихся через широкие окна, – пропадает желание его с чем-либо сравнивать. Кажется, что видишь нерукотворное чудо. Между тем, чудо все-таки — именно рукотворное. Даже сохранилось имя мастера-резчика, что бывает исключительно редко. Удивительное произведение деревянной резьбы, покрытое сусальным золотом, сотворил мастер Гусев. Позже, когда оно несколько обветшало, его с максимальной точностью отреставрировал подрядчик М.А. Тюфилин (в 1864-65 гг.). А ветхие старинные иконы тогда же чуть «подновил» Н.А. Мензитов.
Вообще собор довольно часто и очень грамотно реставрировался снаружи и внутри лучшими специалистами XIX века. И именно этим объясняется его уникальная сохранность, вплоть до малейших деталей изначального убранства. Собор пострадал в печально знаменитом казанском пожаре 1815 г., но в 1824 – 1825 гг. был полностью отреставрирован под руководством старосты купца С.С. Зайцева. Внешнюю роспись – многочисленные наружные иконы – обновил известнейший казанский художник того времени Василий Турин. Он же обновил и некоторые иконы внутри собора. От следующего пожара (1824 г.) собор пострадал меньше, но и после него потребовалась реставрация. Ее провели на средства следующего старосты – тоже состоятельного купца В.Н. Унженина. Вообще храму везло на богатых церковных старост. Род Унжениных, представители которого сменяли один другого на этой должности, благоукрашал и, когда необходимо, реставрировал собор на протяжении почти всего XIX века. Самая капитальная и самая профессиональная реставрация была проведена в 1888–1890 гг. К этому времени собор обветшал – в основном из-за большой нагрузки на старый фундамент. Стали разрушаться и были закрыты оба северных придела, появился крен у колокольни. Для спасения уникального храма понадобились лучшие реставраторы. Общее руководство реконструкцией осуществлял архитектор М.Н. Литвинов, а за основу были взяты подробнейшие чертежи 1815 г., составленные А.К. Шмидтом – одним из лучших зодчих начала XIX в. (Казань обязана ему возведением Храма-памятника над братской могилой павших в 1552 г.). Именно благодаря реставрации Литвинова собор окончательно приобрел знакомый нам вид. Были подведены крепкие фундаменты под сам храм и колокольню, разобраны и сооружены заново два аварийных северных придела. Главное, что было выполнено с почти ювелирной точностью – это восстановление обветшалой лепнины петровской эпохи. Многие сотни квадратных метров лепных поверхностей были реконструированы замечательно даже с точки зрения строгих искусствоведческих критериев нашего времени. Что интересно, за почти 300 лет существования собора, цвет свой они меняли не раз, первоначально же были просто белыми (из бутового камня) на фоне некрашеной краснокирпичной стены – как у Строгановской Рождественской церкви Нижнего Новгорода.
Даже после революции собор, как уникальный памятник архитектуры, долгое время не трогали. Закрыт он был лишь в 1939 г. – ровно на полвека. Правда, еще до этого, в 1930 г. были сняты и разбиты колокола и конфискованы ценности богатейшей церковной ризницы. В здании разместился партархив, а с 1945 г. – реставрационные мастерские Госмузея ТАССР. Так главный храм на втором этаже оказался закрыт для доступа «простых смертных». На первом же этаже разместился планетарий: невысокие округлые своды Сретенского храма как раз оказались подходящими для размещения «звездного неба» (ныне они заново расписаны, и в «небе» появился апокалиптический образ: юноша Агнец в окружении четырех животных – символов Евангелистов). Примечательно, что и в некоторых других городах СССР, например в Горьком (Нижнем Новгороде), планетарии тоже размещались именно в бывших церквях.
Собор всегда формально находился под охраной государства как памятник архитектуры. Но словно по злой иронии, реставраторы, квартировавшиеся в нем, не только не думали реставрировать его, а довели до аварийного состояния. Сырость и холод погубили немало старинных икон и хрупких деталей иконостаса. Трапезная была разделена грубыми перегородками на несколько комнат, а для основного объема храма «реставраторы» не нашли другого применения, кроме как превратить его… в биллиардную.
Мощная общественная борьба за возвращение храма верующим началась в новую эпоху – в конце 1980-х годов. Общее дело Возрождения Церкви в разных городах и епархиях начиналось со своих знаковых событий местного значения. Они отражали, как в маленьком зеркале, общероссийский процесс, сравнимый по значению только лишь с эпохой Владимира Святого. Таким, безусловно, знаковым событием для Казанской епархии стала именно кампания за возвращение Петропавловского собора, впервые так сплотившая силы Церкви и, казалось бы, формально далекой от нее светской интеллигенции. Для всех, кто помнит те месяцы, это событие представляется уникальным и беспрецедентным для нашей республики по масштабам вовлечения в него общественности. Огромную роль в мобилизации общественного мнения сыграла популярнейшая в то время газета «Вечерняя Казань» (официально признанная в те годы лучшей региональной и городской газетой России) и лично ее редактор Андрей Петрович Гаврилов. Серия публикаций поставила власть предержащих в условия, когда не выполнить требования православной общины было бы крайне «недемократично». А триумфальное избрание А.П. Гаврилова народным депутатом СССР на первых альтернативных выборах весной 1989 г. открыло новые возможности. Учитывая смену общего курса в стране, руководство города и республики в том же году объявило об одновременном возвращении православным – Петропавловского собора, а мусульманам – Азимовской мечети. Это решение поистине открыло новую эпоху в истории Казанской епархии. Появилась «первая ласточка» – первый возвращенный храм после десятков лет воинствующего безбожия, важнейший прецедент. И не просто храм, а самый красивый храм Казани! И самый большой по высоте из сохранившихся.
13 июля 1989 г. Госмузеем были торжественно переданы ключи от собора, а уже 25 июля владыка Анастасий освятил престол и совершил первое богослужение. С тех пор вот уже 15 лет в Петропавловском соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения, и жизнь епархии невозможно себе представить без этого храма. Полностью отреставрированный в первые же годы после передачи, он стал хранилищем многих величайших святынь нашего края. Из них стоит отметить, в первую очередь, Смоленскую Седмиозерную икону Божией Матери из Седмиозерного монастыря. Вообще, все уцелевшие древности из разоренных окрестных храмов и монастырей попали сначала в церковь Ярославских Чудотворцев (которая никогда не закрывалась), а после 1989 г. некоторые из них перенесены в Петропавловский собор. Такова судьба и Седмиозерной иконы XVII века, спасшей Казань от чумы в 1654 г. и с тех пор ставшей, пожалуй, одной из трех самых почитаемых в епархии (сначала явилась Казанская чудотворная икона, потом, почти одновременно с Седмиозерной, прославилась и Грузинская Раифская). Хотя Седмиозерный монастырь и возрождается уже не первый год, но условий для полноценной охраны такой святыни в нем не имеется (да и приток паломников туда пока не очень велик) – поэтому чудотворная икона хранится до сих пор в алтаре Петропавловского собора и выносится на всеобщее поклонение обычно по пятницам каждой недели. Тогда перед ней служится молебен, собирающий каждый раз сотни людей. Из святынь, утерянных в советское время и вновь найденных уже через несколько лет после открытия собора, можно назвать мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских (XVI век) и мощи святителя Ефрема (†1614) – все заново обретенные при раскопках на месте Спасского монастыря кремля (1995 г.).
Мощи Ионы и Нектария помещены в единой раке, под стеклом и тонким тканным покровом. Рака стоит в верхнем, основном храме, у северных дверей иконостаса. Иона и Нектарий – отец и сын, в миру Иоанн и Нестор, — самые первые известные нам по именам монахи Земли Казанской. Можно сказать, они являются «отцами монашества» нашей епархии. В 1555 г. боярин Иван Застолбский был послан царем вместе со свт. Гурием в качестве его помощника во всех светских делах епархии. Его юный сын Нестор стал духовным чадом св. Гурия. Горячо желая принять монашество, Нестор отказался от блестящей мирской карьеры и был пострижен в Спасском монастыре с наречением имени Нектарий. Довольно часто бывает, что, видя такое горение души, Господь очень быстро забирает молодого подвижника в Свое Царство. Так, например, духовные дочери преп. Серафима Саровского – Елена и Марфа – скончались, соответственно, в 27 и 18 лет. Быстро забрал Господь и душу святого Нектария, а тело его, похороненное, согласно завещанию, в одной могиле со св. Гурием, сподобил нетления. Похоронив и св. Гурия († 5 декабря 1563 г.), и любимого сына, боярин Иоанн, которого больше уже ничто не удерживало и не привлекало в миру, сам принял постриг в Спасском монастыре, получив новое имя – Иона. И он через некоторое время упокоился в той же могиле. Годы кончины обоих преподобных неизвестны, поэтому память их празднуется Церковью в день первого обретения их мощей, найденных вместе с мощами свв. Гурия и Варсонофия 4 октября 1595 г. (17 октября по н. ст.). Ровно через 400 лет мощи их были обретены вновь, что очень символично.
Митрополит Ефрем (рака которого стоит в нижнем, Сретенском храме) известен тем, что венчал на царство первого из династии Романовых – царя Михаила в 1613 г. Он был тогда первым по старшинству иерархом Русской Православной Церкви. Кроме перечисленных святынь, прихожанами Петропавловского собора также издавна почитаются: Сама храмовая икона свв. апостолов Петра и Павла – в местном чине иконостаса (XVII в). Чудотворная Федоровская икона Божией Матери (кон. XVI в.), перенесенная из разоренного Феодоровского монастыря. Чудотворная икона свт. Николая Чудотворца (XVI в.) из разоренной Николо-Гостинодворской церкви – одной из древнейших в Казани. Иверская икона Божией Матери (XVIII в., писана на Афоне), прославившаяся мироточением, икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (примерно того же времени). Все они находятся сейчас в нижнем Сретенском приделе, кроме храмовой – Петра и Павла.
Ни одна из туристических и паломнических групп, прибывающих в Казань, не минует Петропавловского собора, ставшего наравне с кремлем главной достопримечательностью нашего города. По материалам книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»
Петропавловский собор, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, и одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого Русского или «Нарышкинского» барокко, распространенного в России в конце 17 — первой половине 18 в. Неповторимый облик собору придает декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска. К сожалению, имена строителей храма остались неизвестны. Многие искусствоведы указывают на сходство декора с орнаментальным украшением храмов, строившихся в первой половине 18 в. на Украине. Возможно, храм действительно строили малороссы, но Петропавловский собор не является простой механической копией какого-то стиля, многое в его облике уникально, и является плодом внестилевых пристрастий.
Между тем, собор был обычным приходским храмом. Построен он на месте находившейся здесь древней Петропавловской церкви, первое упоминание о которой относится к 1565 г. Прихожанином этого храма был крупнейший казанский купец Иван Афанасьевич Михляев, дом которого находился рядом с храмом. Он и сейчас, несмотря на то, что был сильно перестроен, сохранился и стоит во дворе собора.
История строительства нового каменного величественного храма связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 г., император остановился в доме Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 г. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается. Храм, по тем временам, строился очень быстро, и уже в 1726 г. состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 г. был погребен строитель собора Иван Афанасьевич. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Теплый храм на первом этаже – в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний – «Живоносного Источника», нижний – «Неопалимой Купины». В 1850 г. архитектурный облик собора дополнила изящная ограда, построенная по проекту известного архитектора Михаила Петровича Коринфского.
За свою долгую историю храм неоднократно подвергался частичному разрушению, виной чему были многочисленные пожары 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 гг. Особенно сильно собор пострадал в 1815 г., когда из-за сильных разрушений приход вынужден был на девять лет переместиться в расположенную неподалеку Гостиннодворскую церковь. В 1824-25 гг. была произведена реконструкция храма, осуществленная за счет средств соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева. С 1841 г., почти целое столетие, старостами собора избирались представители другой знаменитой купеческой семьи – Унжениных. К 1880 г. собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, а колокольня даже стала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора протоиерей Петр Малов организовали в 1888-90 гг. масштабную реконструкцию храма. Проект реконструкции составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания Храма Христа Спасителя в Москве. Он скрупулезно, по детальным рисункам и чертежам, восстановил первоначальный облик собора. В ходе реконструкции были разобраны и вновь выстроены придельные храмы, паперти, лестницы, под колокольню подведен новый фундамент, восстановлена уникальная лепнина фасадов. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова. Эти работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Благодаря этой реконструкции собор сохранился до наших дней практически в первозданном виде.
В советское время собор продолжал действовать до 1939 г., после закрытия он официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1950-х по 1980-е гг. здесь размещался планетарий. В 1989 г., благодаря трудам недавно рукоположенного епископа Казанского и Марийского Анастасия, активности верующих храм был возвращен Церкви. Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет храм был закрыт для богослужений, в нем сохранился древний семиярусный иконостас, богато украшенный, в традициях русского барокко. Иконостас был изготовлен в 1723-1726 гг., но после пожара 1815 г. был обновлен художником Василием Туниным.
Среди главных святынь Петропавловского собора – чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери, переданная в собор из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани, где долгие годы хранилась, будучи спасена исповедником иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным), после закрытия в 1928 г. Седмиозерной пустыни. Икона была принесена в Казанский край из Устюга 13 октября 1615 г. основателем Седмиозерной Богородицкой пустыни, Монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители. В 17 в. Седмиозерная икона прославилась великими чудесами, когда в 1654-55 гг. свирепствовавшая по всей России моровая язва достигла Казани. В самый разгар морового поветрия одной благочестивой монахине во сне было видение: ей предстал светлый муж и повелел передать жителям города, чтобы они установили семидневный пост, и принесли в город икону Божией Матери из Седмиозерной пустыни. Когда с почестями икона была встречена казанцами и поставлена в храме, моровая язва стала прекращаться, и вскоре совсем отступила, после чего икона была возвращена в обитель. В 1688 г. при митрополите Казанском и Свияжском Адриане, будущем Патриархе Всероссийском, на месте встречи иконы был устроен монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вторично Пресвятая Богородица через свою чудотворную икону избавила город от чумы в 1771 г. В память о явленных Богородицей чудесах в Казанской епархии вплоть до революции существовала традиция ежегодного принесения образа из монастыря в кафедральный город.
Другой почитаемой святыней Петропавловского собора являются мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских. Преподобные Иона и Нектарий (отец и сын), в миру — бояре Иоанн и Нестор Застольские, были помощниками первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (Руготина). Когда архиепископ Гурий отправился в новоучрежденную Казанскую епархию, с ним поехал и боярин Иоанн Застольский. Под духовным руководством святителя он вел добродетельную и благочестивую жизнь. В страхе Божием он воспитал и своего сына Нестора. Кроткий юноша с детства был аскетом, носил власяницу, держал пост, любил молиться в храме. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий. Скончался он в молодых годах. Вскоре и сам Иоанн постригся в монашество, будучи наречен Ионой. Перед кончиной он завещал похоронить себя рядом со святителем Гурием, около могилы которого был погребен Нектарий. При открытии в 1595 г. мощей святителей Гурия и Варсонофия, были обретены нетленными тела иноков Ионы и Нектария, однако мощи их было решено оставить в часовне под спудом. Через 400 лет, в 1995 г. во время раскопок на территории разрушенного Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле мощи святых иноков были вновь обретены. В том же году состоялось их прославление.
В нижнем храме собора почивают мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего в 1613 г. на царство Михаила Федоровича Романова. Святитель Ефрем с давних пор почитается православными жителями Казани. В настоящее время Епархиальный Отдел по канонизации святых собирает документы и свидетельства о помощи по молитвам митрополита Ефрема для прославления его в лике святых.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП
Находится на подъеме из нижней части города в верхнюю. Петропавловский собор — ценнейший памятник архитектуры русского барокко начала 18 в. — явление в русском провинциальном зодчестве почти исключительное. Расположен в центральной части города на возвышенном месте, перекликается своей архитектурной композицией, устремленной ввысь, с вертикалями башен Казанского кремля, обогащая силуэт города. Декоративный наряд стен здания, представляющий собой причудливо извивающиеся лепные украшения в виде разводов ветвей и трав, органично связан с окружающей природой.
Собор Петра и Павла построен в период 1723-1726 гг. на средства богатого купца-промышленника Михляева на месте деревянной Петровской церкви в честь пребывания в 1722 г. Петра I в Казани. Возводимый местными мастерами храм был почти закончен, но из-за допущенных ошибок в кладке стен и свода обрушился. Известно, что после этого Петр I прислал для строительства опытных зодчих, которые закончили возведение его в 1726 г., уже после его смерти. К сожалению, авторы этого сооружения остаются неизвестными.
Подобно многим московским храмам эпохи нарышкинского и строгановского барокко храм представляет собой двухъярусное, бесстолпное, сводчатое сооружение, прямоугольное в плане, с пристроенными к нему с восточной стороны тремя алтарными апсидами, а с западной — трапезной. К основному объему здания, имеющему высоту до 52 м, с двух сторон примыкает открытая обходная галерея (гульбище), с ведущими на нее двумя (юго-западным и северным) широкими парадными крыльцами. Обходная галерея с восточной стороны замыкается небольшим приделом с круглой апсидой. Над центральной частью собора возвышается четверик, над которым размещен восьмерик, увенчанный глухим восьмигранным барабаном и двумя расположенными друг над другом небольшими главками. Удачно найденные пропорции храма, соотношение высоты главных и второстепенных объемов подчеркивают стройность и изящество его силуэта. Вверху по карнизу восьмерика сделаны ажурные украшения.
С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан
При завершении строительства в 1726 году на храме были установлены кресты, которые в честь императора были увенчаны коронами. В храме было четыре престола: на втором этаже апостолов Петра и Павла, на первом — Сретения Господня и два придела с северной стороны – Рождества Христова и иконы Божией Матери «Живоносный источник». Сейчас в соборе действует два престола: на втором этаже — главный во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в нижнем в честь Сретения Господня.
Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В. Фролов. Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.
Петропавловский собор принадлежит к числу построек самых замечательных по своей архитектуре. Ничего нельзя представить себе более оригинальнаго: не-то индейская пагода, не-то садовая беседка; словом, какой-то каприз талантливаго архитектора, но каприз очень удачный; самая церковь колоссальных размеров и выше своей колокольни, которая имеет совершенно иной стиль. В России имеются только три церкви выдающейся оригинальности, — это церкви: Василия Блаженнаго в Москве, Строгановская в Нижнем Новгороде и Петропавловская в Казани.
Петропавловский собор построен в 1726 г. купцом Михляевым, на его средства, в память пребывания в Казани Петра В. В настоящее время этот собор представляет вид крайне запущенный: штукатурка обвалилась, скульптурныя украшения обломались; часть, прилегающая к алтарю, дала огромныя трещины и грозит падением. Старожилы утверждают, что собор многократно ремонтировался; но, по странной случайности, после всякаго ремонта происходил пожар, портивший все поправки. Однако, в настоящем опасном положении собор оставлять нельзя; иначе, он может разсыпаться. Нынешний настоятель предполагает безотлагательно начать исправление треснувших стен и реставрирование наружнаго вида; для этой цели имеются 20.000 руб., завещанных собору в 1882 г. покойным его настоятелем.
Источник: «Иллюстрированный спутник по Волге в 3-х частях с картою Волги. Историко-статистический очерк и справочный материал». Составил С. Монастырский. Казань. 1884 год.
Очевидно, что Петропавловский собор с его многоярусной колокольней изначально мыслился как одна из вертикалей, организующих городской лпндшафт, и в этом смысле строился как бы в пандан к вертикали, уже существовавшей неподалёку — Спасской башне Казанского кремля. В самом конце ХVII века Спасская башня приобрела современные очертания, будучи надстроена двумя восьмигранными ярусами. Конструкция Петропавловского собора — высокий восьмерик на четверике и гранёный «карандаш» колокольни органично вступили в начатую Спасской башней (и кремлёвской башней Сююмбике, конечно, хотя её строительная история не так очевидна, чтобы заострять на ней внимание) архитектурную «перекличку»…
По-настоящему интересен собор своими деталями — полихромной росписью-лепниной прежде всего. Ещё в 1913 году искусствовед Евгений Белов писал о ней: «Крайне простой по своему плану Петропавловский собор изумителен по богатству своей наружной орнаментации, состоящей из причудливо свивающихся и переплетающихся резных орнаментов, трав и виноградных лоз. Чтобы понять и почуствовать всю прелесть и всё очарование Петропавловского собора, недостаточно издали посмотреть на него. Нужно познакомиться с его деталями, обойти его прекрасные галереи, вглядеться внимательно в филигранную резьбу колонок, украшающих его окна, в пёструю, капризную роспись его купола и колокольни. При таком ознакомлении церковь производит неизгладимое впечатление». Главной его характерной чертой украшения фасадов является его многоцветие. Расцветку Петропавловский собор менял не раз, свою «фирменную» полихромную расцветку приобретши, однако, не позднее первой трети ХIХ века. Первоначальный «окрас» собор был красно-белым: красно-кирпичная плоскость стен и белый лепной декор. Подобным образом сейчас выглядит знаменитая строгановская Богородицкая церковь в Нижнем Новгороде. Наряднее всего оформлен восьмерик. Он буквально увит лепными «лианами», так что за ними почти не видно стен. Вдобавок над окнами его опоясывает фриз из икон, написаннных в 1860-е годы и отреставрированных в 1976 году. Важную декоративную роль играют полуколонки, увитые виноградными лозами. Одинарные колонки отмечают грани восьмерика, двойные и тройные использованы в оформлении четверика и апсид. Мотив повторяется и в наличниках окон.
При постройке Петропавловского собора главным был северный фасад, ориентированный на нынешнюю Кремлёвскую улицу, ведущую к Гостиному двору и Спасской башне. К северному входу в верхний Петропавловский храм поднималась прямая высокая лестница, тогда как к южному входу нужно было добираться по «коленчатой» лестнице. В 1815 году северная лестница разрушилась вследствие пожара, восстановили её только в 1888-1890 годах, но к тому времени северный фасад собора уже утратил свой первоначальный статус, будучи стеснён соседними постройками. В убранстве Петропавловского собора сохранились современный ему резной иконостас, лепные «фруктово-ягодные» украшения, а также иконы, писанные на железных листах в ХIХ веке. Наиболее замечателен по своим художественным достоинствам семиярусный иконостас. Его ажурная, с большим вкусом выполненная неким мастером Гусевым резьба уже в ХIХ веке высоко оценивалась и специалистами, и дилетантами. В «Летописи Петропавловского собора» говорится: «Иконостас, по золотому полю, весь сплошь покрыт лучшей работы и позолоты густой массивной резьбой, изображающей собой репейки травы, цветы, виноградные ветви, виноградные кисти и другие фруктовые ветви, с их плодами: грушами, персиками и другими. Особенно же густа, массивна, разноообразна, а потому и особенно красива эта резьба в 6-м ярусе иконостаса и на его царских дверях». В 1860-е годы раму иконостаса реставрировал М.А. Тюфилин «с сохранением прежнего вида». Иконы, впрочем, тогда подверглись довольно серьёзному подновлению. В «первобытном» виде, по отзыву тогдашнего старосты В.Н. Унженина, осталась только икона апостолов Петра и Павла в местном ряду. Следующая серьёзная реставрация иконостаса последовала уже в 1990-е годы.
«Престолов в соборе, — цитата из «Летописи Петропавловского собора», — было устроено четыре, — два вверху и два внизу; 1) в главном храме во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла… 2) вверху, в приделе к северу во имя Божией Матери Живоносного Ея Источника… 3) внизу, в приделе, во имя Сретения Господня и 4-й же внизу, в приделе к северу, во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Все четыре престола освящены в первый раз в 1726 году, как это видно из клировых ведомостей 1830 и позднейших годов».
Натиск на Петропавловский собор с целью его закрытия начался в 1931 году. Незадолго до этого он лишился своих колоколов — их забрали на переплавку. Настоятеля протоирея Андрея Боголюбова отправили в лагеря. Повсеместно рабочие коллективы Казани собирались на заседания и принимали резолюции, требуя закрыть «очаг религиозного дурмана» и превратить его в «культурный очаг». В соборе предлагалось обустроить библиотеку, читальню, антирелигиозный музей и ещё какой-нибудь красный уголок. В конце-концов в соборе с 1939 года разместились сотрудники партархива, которые и начали потихоньку сбивать наличники с окон, ломать резные детали иконостаса, растаскивать позолоченные ажурные украшения.
Ничуть не переменилась к лучшему ситуация и в 1964 году, когда верхний храм Петропавловского собора заняли реставрационные мастерские. В нижнем храме расположился планетарий, а в алтаре — уборная. Фасады собора, начиная с 1970-х годов, поддерживали в порядке, но внутри реставрация началась только после его передачи епархии в 1989 году.
Собор первоверховных апостолов Петра и Павла представляет собой восьмерик на четверике, высота купола — 38 м. от пола. Общая высота собора — 52 м. С севера и с запада собор огибает открытая галерея-гульбище. Престолов — четыре. Высота главного иконостаса — 25 м. Рядом с собором — колокольня. До революции во втором ярусе колокольни стояли скульптурные фигуры евангелистов. Колоколов было десять, самый тяжёлый из которых весил чуть более трёх тонн. В 1997 и 2005 году собор посещал и служил здесь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №70, 2014 г.
«Церковь верховных апостолов Петра и Павла, а другая церковь теплая Козмы и Демьяна, а поставленье и все церковное строение Петровского попа Василия да мирское» – так описывается Петропавловская церковь в писцовых книгах г. Казани 1566 – 68 гг. Из писцовых книг видно, что она была тогда приходская, а не ружная.
В настоящее время Петропавловская церковь соборная, но по какому случаю и когда она сделалась соборною, неизвестно. Казанский Петропавловский собор, который теперь существует и находится за духовной семинарией, построен усердием казанского купца Ивана Афанасьевича Михляева в память пребывания в 1722 г. императора Петра I в Казани, во время похода против Персии.
Церковь эта строилась дважды, потому что в первый раз, по неискуству каменщиков, она пала. Кончена и освящена была уже в 1726 г. Зданием Петропавловский собор каменный, наипрочной архитектуры, двухэтажный; покрыт белым листовым железом, с высокою каменною, несколько отдельно поставленною от храма колокольнею. Наружность собора украшена многими священными изображениями и разными орнаментами архитектуры.
Архитектура этой церкви действительно замечательная. Иностранцы, посещавшие Казань, обращали на нее свое внимание. Так, например, знаменитый Александр фон Гумбольдт (немецкий географ, натуралист и путешественник) со своим спутником Густавом Розе, посетившие Казань в 1829 г., в своих дорожных записках оставили следующее мнение об архитектуре Петропавловского собора: «Здесь, т. е. в самой Казани, много церквей и монастырей с башнями, часто удивительной архитектуры, как например, церковь Петра и Павла, которая имеет чисто японскую форму и снаружи испещрена множеством фигур, раскрашенных самыми яркими цветами. Эта пестрота, однако, приятна для глаза; мы видели ее и в других больших русских городах».
Во времена Михляева в Петропавловском соборе было четыре престола: во имя св. апостолов Петра и Павла в верхней соборной церкви, внизу была церковь теплая Сретения Господня с двумя приделами: Живоносного Источника и Рождества Иоанна Предтечи, а теплая церковь во имя бессребреников Козмы и Дамиана существовала отдельно на вратах, она была освящена в 1708 г.
При соборной Петропавловской церкви была одна богадельня каменная, колокольня с боевыми часами и ограда каменная… При оной же церкви дом училищный каменный, именуемый семинария, архиерейский, при нем же и церковь о Семи таинствах Господних. Тут же дом купца Михляева каменный.
Петропавловский собор неоднократно горел во время казанских опустошительных пожаров, а именно: в 1742, 1749, 1774, 1815 и 1842 гг. В настоящее время в Петропавловском соборе три престола: престол во имя апостолов Петра и Павла, освященный 3 апреля 1726 г. митрополитом казанским и свияжским Сильвестром, за ветхостью и распадением разобран и вновь сооружен и освящен в 1867 г. 10 октября преосвящ. Антонием, архиепископом казанским, совокупно с бывшим викарием казанским преосвящ. епископом Гурием; два престола в нижнем этаже: главный во имя Сретения Господня, после пожара 1815 г. вновь освященный в 1818 г., и придельный на северной стороне во имя Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», освященный в 1849 г. 27 января преосвящ. Григорием, архиепископом казанским. До пожара 1815 г. в сем придельном храме был престол во имя св. Иоанна Предтечи и крестителя Господня. Придел «Неопалимая купина» возобновлен был в 1848 г. усердием казанской купчихи Ирины Зайцевой. Был еще четвертый престол в приделе верхнего храма во имя Богоматери «Живоносного Источника», освященный в 1829 г., но по причине оказавшихся на этом приделе стенных трещин, по распоряжению епархиального начальства, упразднен.
Внутренность Петропавловского собора, от древности приходившая в ветхость, в недавнее время была исправлена. В верхнем этаже шестиярусный, украшенный отличною резьбою, величественный иконостас, существующий с самого построения собора Михляевым, сплошною позолотою высокого достоинства возобновлен одновременно со стенною живописью, заклиросными киотами и трапезным иконостасом в 1867 г. усердием церковного старосты казанского 1 гильдии купца Василия Николаевича Унженина, употребившего на все это как собственных, так и пожертвованных благотворителями более 20 000 руб.
В нижнем этаже, в Сретенской церкви после пожара 1815 г. иконостас сооружен в 1818 г. на пожертвованную Св. Синодом сумму, а на исправления и возобновление прочих частей церкви были делаемы пожертвования уже в 1821 г. частными благотворителями. Иконостас в приделе «Неопалимая купина» в 1870 г. перекрашен и перезолочен в лучшем виде иждивением церковного старосты Василия Николаевича Унженина, употребившего на это более 500 руб.
Все иконы в иконостасе переписаны в мастерской казанского иконописца Гагаева, только 4 из местных икон оставлены не переписанными: св. апостолов Петра и Павла, Господа Вседержителя, Иерусалимской Божией Матери и Успения Божией Матери. Стенную живопись выполнял живописец Мегунтов.
Кроме дорогих вкладов, сделанных храмоздателем И. А. Михляевым, есть в Петропавловском соборе вклады других лиц: серебряный вызолоченный ковш, на котором имеется надпись: «1768 г. в собор Петра и Павла приложил Анисим Сатирин». Весу 49 зол., внутри ковша изображены рыбки; древний напрестольный крест с надписью: «построен сей пречестный и святой крест златосребром и морганитом украшенный в церковь первоверховных апостолов Петра и Павла тое же церкви священники Григорий Еремев Петр построили церковною казною», крест этот с разными мощами; серебряный вызолоченный гладкий крест с накладным распятием, на обороте по косому поперечнику надпись: «сей честный крест приложен в Сретенскую церковь после пожара, бывшего 3 сентября 1815 г., казанского военно-сиротского отделения подполковником Алексеем Андреевичем Копыловым»; пред четырьмя местными иконами в Петропавловском соборе повешены 4 серебряные вызолоченные лампады, на каждой лампаде одинаковая надпись: «1761 месяца января 10 дня подана от казанского суконного фабриканта Ивана Федорова Дряблова в соборную церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла».
К 1867 г., ко времени окончательного внутреннего возобновления Петропавловского собора, церковным старостою В. Н. Унжениным, возобновителем собора, пожертвованы праздничные и повседневные два напрестольных креста, два Евангелия в окладах прекрасной сазиковской работы, два сосуда со всем прибором и все это серебряное вызолоченное и частью под чернью.
Из икон можно указать: на древнюю икону Божией Матери Живоносного Источника, эта икона вся в окладе, открытые места под слюдою; икона Божией Матери «Споручницы грешных», это список с одной иконы, находившейся в 1847 г. в доме московского подполковника Д. Н. Бонческула, бывши в Казани, он обещал прислать из Москвы список с чудотворной иконы, а, исполнивши свое обещание, просил не накладывать на икону ризы. Церковный староста В. Н. Унженин сделал для этой иконы серебряную золоченую киоть.
Погоста при Петропавловском соборе 83 сажени. План и фасад имеются, составлены в 1824 г. К 1867 г. во время возобновления собора составлен план и чертеж иконостаса, на выполнение которого дал благословение еще преосвящ. Афанасий, архиепископ казанский.
Причт состоит из протоиерея, диакона и 2 причетников. Для помещения священно-церковнослужителей Петропавловского собора на церковном погосте имеются 2 каменных дома; собору принадлежат каменные двухэтажные лавки в 4 раствора на северной стороне ограды, лавки отдаются в арендное содержание в пользу причта.
«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.