Святыни: Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери Ряд местночтимых икон (см. в тексте).
Несмотря на очень скромные размеры обычной приходской церкви XVIII – XIX веков, этот храм носит статус кафедрального собора епархии. Статус этот оставлен за ним по традиции – с тех советских времен, когда кроме него и совсем уж крошечной церкви Ярославских Чудотворцев, во всей миллионной Казани больше не было действующих храмов. Так продолжалось в течение 1944 – 1989 г., до Новых Времен, то есть до передачи верующим Петропавловского собора. Никольский же храм в XX закрывался лишь на 14 лет: с 1930 по 1944 год. Снаружи и внутри он сохранился практически без изменений.
Храм очень красив, хотя раза в три меньше Петропавловского по высоте и сильно уступает ему по многоцветию. Здесь только четыре краски – мягких и неброских: светло-зеленая, светло-желтая, белая и голубая. Да еще золото – яркое золото центрального купола и всех семи крестов, считая колокольню. Кресты по необычайной ажурности очень похожи на гигантские снежинки; по красоте им нет равных в Казани. Особо праздничный вид придают церкви и 4 боковых купола, раскрашенные «в шахмат» бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани.
Весь собор представляет собой комплекс из двух храмов: Покровской пятикупольной церкви (1696 года, по дате на антиминсе, или 1703 года, по всем клировым ведомостям) и Никольского придела к ней с южной стороны (1885 года). Но здесь – тот редкий случай, когда придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм стали называть Никольским.
А) Покровский храм
Отдельно взятая Покровская церковь очень напоминает древнерусский собор в миниатюре. Пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря, она по всем формам – прямо-таки Успенский собор Московского Кремля… вот только если бы тот очень сильно уменьшился и врос в землю. Кажется, будто она гораздо старше начала XVIII века. Но даже и по той ее официальной датировке, которая принята, она все равно – одна из самых старинных сохранившихся церквей Казани (уступает только Благовещенскому собору кремля, Ивановскому монастырю и Софийской церкви бывшего Богородицкого монастыря). Внутри, к счастью, очень хорошо сохранились масляные росписи стен, сводов и круглых столпов. История их интересна тем, что их выполнил Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани. В I половине XIX века только он да Эдуард Турнерелли делали такие литографии. Благодаря им мы знаем, как тогда выглядел город. Так сложилось, что Турина и Турнерелли (русского и англичанина с созвучными фамилиями) тысячи людей знают как своеобразных «ручных фотографов» той эпохи, туристы покупают чуть ли не во всех магазинах репродукции этих «фотографий», но мало кто знает, что художник и преподаватель живописи В. Турин еще и расписывал церкви, в том числе Покровскую.
Живопись – не очень яркая, дневного света в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты – поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, подстать своей 3-вековой древности. Из-за «леса» круглых расписных столбов, он еще и довольно тесен, хотя неспешно гулять в этом лесу, разглядывая священные сюжеты можно довольно долго – покидать храм не хочется. В полумраке, освещаемом звездочками свечей, особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа, чуть меньше человеческого роста. Такие скульптурные изображения довольно редки в православных храмах. Что-то неказистое в исполнении этого Распятия производит особенное впечатление: невыносимые страдания Сына Человеческого как-то особенно проникают в душу – от искренне простонародной попытки их передать.
С северо-запада к Покровской церкви примыкает построенная одновременно с ней колокольня около 30 м высоты. Это одна из красивейших башен Казани. По праву, ее можно признать лучшим из сохранившихся в Казани памятников самого раннего русского барокко. Над четвериком поднимаются ступеньками три уменьшающихся восьмерика, один из которых – глухой, а два верхних – арочные сквозные. Из-за них башня кажется ажурно-воздушной. Кружево узоров делает ее как будто еще более легкой и парящей. Кирпичные пояски под кровлями ярусов составляют очень прихотливую и причудливую бахрому. Каждый угол верхних восьмигранников – это белая полуколонна на желтом фоне. Из-за них оба колокольных яруса похожи на беседки.
Особенность древней колокольни – ее довольно сильный наклон. Она – вторая «падающая» башня Казани, после башни Сююмбеки. Только знают об этом даже не все казанцы. Хотя не заметить этот наклон невозможно. Справедливости ради надо сказать, что «падающие» башни – конечно, редкость, но все же не такая, как многие думают. В мире их известно около полутора сотен, но вероятно, многие еще просто не учтены. В одном только Поволжье – несколько падающих колоколен: две – в Нижнем Новгороде (обе в древнем Печерском монастыре), одна – в Костроме (тоже в монастыре – Богоявленском). В Казани, кроме башни Сююмбеки и Николо-Покровской колокольни, наклон имеет еще и Безымянная круглая стрельница кремля – стянутая из-за этого для прочности железными обручами.
В настоящее время крен Покровской колокольни пока не угрожает ей разрушением. Этот замечательный памятник русского зодчества рубежа XVII – XVIII веков украшал и еще будет украшать центр Казани.
Б) Никольский храм
Если слева от входа в древнюю Покровскую церковь стоит колокольня, то справа, как уже упоминалось – придел XIX века, давший имя всему собору. Придел – самое молодое сооружение в комплексе собора, но зато построен он, наоборот, на месте самой древней церкви, тоже Никольской. Николо-Низский храм («На Низу» – т.е. под горой) известен еще с 1565 года. Тогда он был деревянным, в конце XVII века (одновременно с соседней Покровской церковью) стал каменным, в 1883 г. из-за ветхости снесен. В 1885 г. новая постройка, сдвинутая чуть севернее, вплотную примкнула к Покровской церкви. Этот длинный и относительно узкий Никольский придел увенчан снаружи лишь одним небольшим золотым куполом на ярко-голубом восьмигранном барабане. Каждая грань украшена позолоченным крестом. Этот купол сияет свечой ближе к алтарю. Стены храма – светло-зеленые, что очень сочетается с солнечно-желтой окраской Покровской церкви. Словно Никольский храм своим обликом напоминает о мае (Николин день «вешний» – 22 мая по н. ст.), а Покровский – о золотой осени (Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября).
Внутри безстолпный храм напоминает узкую галерею, в восточном конце которой сверкает невысокий, белый с золотом иконостас. Живопись его сильно европеизирована: например, над Царскими вратами – почти точная, но уменьшенная копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Никольский храм более многоцветен и гораздо более светел, чем Покровский. Его масляная стенопись – это в основном коричнево-золотистые, зеленые, белые, ярко-синие и темно-розовые тона. Они составляют повторяющийся геометрический орнамент из прихотливо украшенных и как бы вложенных друг в друга равноконечных крестов, переходящих в четырехлепестковые цветы. В рамках из этих узоров – сюжеты двунадесятых праздников, а также сцены из жития свт. Николая Чудотворца. Ближе к иконостасу, в треугольных парусах свода, как и положено – четыре евангелиста. Все это ярко освещено двумя ярусами широких окон южной стены. Особый колорит интерьеру придают ярко-красные стекла, вставленные в окна в форме крестов. В солнечный день золотистые и алые блики играют по всему собору, придавая ему очень праздничный вид.
Очень украшают интерьер три роскошные люстры, каждая из которых по мере приближения к иконостасу больше предыдущей.
Кстати, Никольская церковь одной из первых в епархии была электрифицирована – в 1901 году. Тогда это казалось уникальным. Даже кафедральный Благовещенский собор получил электрическое освещение на несколько лет позже. Забавный курьез: благочиннический съезд в 1901 году постановил обложить Никольский приход особым сбором в 200 руб. за то, что его пользование электрическим светом (а оно «не есть необходимость, а скорее роскошь») наносит ущерб епархиальному свечному заводу.
В правом углу перед иконостасом в небольшом киоте установлена под стеклом Казанская чудотворная икона Божией Матери – один из старинных и почитаемых списков с первоявленного образа (другой особо почитаемый список – в церкви Ярославских Чудотворцев). Риза ее увешана крестиками-пожертвованиями от тех, кому Пречистая Богородица помогла по молитвам перед этим Ее образом. Ежегодно на праздник Казанской иконы (21 июля и 4 ноября н. ст.) образ выносится на середину церкви, а торжественную службу и молебен обычно проводит сам Высокопреосвященнейший архиепископ Анастасий. Именно перед этой иконой стоит удивительный по красоте серебряный подсвечник высотой в человеческий рост – единственный старинный подсвечник, сохранившийся в Никольском соборе. Основание его – как у гигантской св. чаши, середина расширяется, как литой тульский самовар, вершина – опять как чаша. Края чаши украшены восемью головками Херувимов и восемью отростками в виде больших раскрытых цветов – для самых крупных свечей.
Над подсвечником почти всегда – целый куст трепетных огоньков. Люди очень любят эту чудотворную икону и постоянно ставят к ней свечи. Благодаря этому, святой образ можно сразу отыскать взглядом среди всех остальных – его легко найти даже человеку, первый раз в жизни вошедшему в этот храм.
Из других почитаемых икон Никольского собора можно назвать: Феодоровский образ Божией Матери – старинный, в сверкающей ризе из цветного стекляруса, чуть левее Казанской иконы (в отдельном киоте); Образ Божией Матери «Всеблаженной» – отмеченный мироточением; Очень маленькую (так называемую «вершковую») икону свт. Николая Чудотворца, вставленную в равноконечный крест и помещенную вместе с ним в раму под стекло – тоже рядом с Казанской чудотворной иконой. Икону преп. Сергия Радонежского с частицей его мощей.
Раздел из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»
Храмовый комплекс 18-19 вв. Расположен вблизи кремля, в нижней части города, на ул. Баумана (Проломной). Деревянная церковь Николы Боровского существовала на этом месте уже в 1565. В конце 17 в. построена двухпрестольная каменная Николо-Нисская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне. Примерно тогда же построена зимняя каменная Покровская церковь. Колокльня построена, вероятно, в 20-30-е гг. 18 века. В 1883 году старая Николо-Нисская церковь была снесена и к 1885 г. вытроена заново. В 1892 г. обновлена Покровская церковь, которая стала пятиглавой.
Постройки комплекса:
— Церковь Покровская. Покровский храм является ценным памятником архитектуры русского барокко начала 18 в. Шестистолпный, купольный, трехапсидный храм выложен из кирпича и оштукатурен. Обращают на себя внимание сохранившиеся древние детали обработки стен и барабанов, увенчанные шлемовидными главками. Двухсветный, почти кубический объем храма расчленен висячими плоскими лопатками, завершается полуциркульными закомарами, которые украшает поребрик. Полуциркульные оконные проемы обработаны пышными барочными наличниками с килевидными сандриками. Центральный световой барабан и меньшие по размерам четыре угловых барабана украшены ажурным поясом. Внутри храма сохранилась фресковая роспись, имитирующая библейские и евангельские сюжеты, написанные в виде отдельных сцен на сводах, ярусах, на стенах и столбах. Иконостас алтаря изготовлен в 18 в. и хорошо сохранился. В алтарной части храм соединен с Никольской церковью. — Колокольня построена также в 1703 году. Высотная доминанта храмового комплекса является очень интересным памятником архитектуры русского барокко конца 17 — начала 18 вв. в Казани с богатым декором обработки стен ярусов. Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой темно-зеленого цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики, которая широко была распространена в Казани в 18 в. для покрытия крыш и глав церквей. Уменьшающиеся кверху по объему восьмерики колокольни украшен узорными резными деталями и полуколоннами из кирпича. Арочные проемы обрамлены наличниками. Пышный, характерный для барокко пояс из балясин опоясывает третий и подзвонный ярусы.
— Церковь Николы Нисского. Здание кирпичное, оштукатуренное. Декоративное убранство фасадов является характерным примером архитектуры конца 19 в. Бесстолпный, одноапсидный, одноглавый храм, объемная композиция которого строго симметрична и соответствует классической схеме построения. Парадный вход в церковь размещен по центральной оси западного фасада (ул. Баумана) и акцентирован с двух сторон прямоугольными нишами. Второй вход сделан с южного фасада со стороны церковного двора. Двухъярусный объем здания обработан плоскими лопатками, которые украшены профилированными филенками. Прямоугольные окна второго яруса обрамлены сложными наличниками с элементами полуколонок и завершены сандриками. Лепной декор фриза носит геометрический характер и чередуется с триглифами, размещенными над лопатками. Здание венчается фигурным аттиком и завершается главкой на граненом барабане.С сайта Министерства культуры Республики Татарстан
Колокольня построена в 1703г. Высотная доминанта храмового комплекса является очень интересным памятником архитектуры русского барокко конца 17 — начала 18 вв. в Казани с богатым декором обработки стен ярусов. Уменьшающиеся к верху по объему восьмерики колокольни украшены узорными резными деталями и полуколоннами из кирпича. Арочные проемы обрамлены наличниками. Пышный, характерный для барокко пояс из балясин опоясывает третий и подзвонный ярусы. Состояние памятника удовлетворительное. Покровская церковь, 1703г. Шестистолпный купольный трехапсидный храм. Здание с низкими апсидами, декоративными закомарами, с фасадами, обработанными лопатками, принадлежит к соборному типу храма. Памятник эпохи русского барокко. Состояние удовлетворительное. Используется по назначению.
Церковь расположена вблизи Кремля, в нижней части города, на ул. Баумана (Проломной). Деревянная церковь Николы Боровского существовала на этом месте уже в 1565г. В конце 17 в. построена двухпрестольная каменная Николо-Ниская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне.
С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан
История закрытия церкви
Политика первых лет новой власти требовала, чтобы инициатива закрытия храмов исходила «снизу», т. е. от активных трудящихся масс. В данном случае инициаторами оказались жильцы ЖАКТа №7, которые на апрельском собрании 1929 г. постановили закрыть церковь «Николо-Низскую», с передачей в распоряжение ЖАКТа. Один экземпляр выписки из протокола направили в Горсовет, второй в газету «Красная Татария», которая в апреле и напечатала его текст на своих страницах. Через неделю после Троицы, а именно 30.05.29 г., состоялось заседание Президиума XIV-го созыва КГСа, на котором решили «возбудить ходатайство уже перед Президиумом ТЦИКа о закрытии церквей Московских чудотворцев и Николо-Низской». Кольцо стало сжиматься. В течение месяца велась подготовительная работа, и 26 июня Президиум ТЦИКа относительно Николо-Низской церкви постановляет – « учитывая острый жилищный кризис в г. Казани, … церковь закрыть с передачей КГСу… под жильё;» Это горькое известие общине сообщил НКВД 10.07.29. Учитывая, что более эффектной победой большевиков над Церковью был бы снос церкви с лица земли, честно говоря, удивляет то, что работники ТЦИКа не только запросили справку в отделе по делам музеев, но и, получив оную 15.07.29, прислушались к мнению члена Госакадемии истории материальной культуры профессора К. К. Романова! Профессор заключил, что «церковь Покровская при Николо-Низской представляет собой разновидность соборного типа»… единственная в Казани, «благодаря чему представляет большой научно-архитектурный интерес», сохранность вполне удовлетворительная, и ярусная с черепичной главкой колокольня заслуживает сохранения. Община Николо-Низской церкви, несмотря на свое сопротивление в вопросе сохранения самостоятельности, была слита с общиной Николо-Ляпуновской церкви. Как бы то ни было, а 29 июля 1929 года собрались представители: от НКВД – Балуев, от ТНКФ – Кадыров, от КГС – Базяков, от Николо-Низской общины староста Туков и сторож Коклихин для актирования проверки и приемке здания церкви и имущества. Прилагаемый список состоял из 200 пунктов: начинался с иконостасов Никольского, Покровского, часовни Иоанна Воина и заканчивался колоколами. Чудом Николо-Низская церковь уцелела. Пустующая церковь раздражала ЖАКТ № 7, точнее, его руководящий орган. Не получив просимого, объединение ЖАКТ № 7 уже 15 января 1930 года заявило о своем недовольстве, излагая мнение в трех экземплярах: оригинал – председателю Горсовета, копии – редактору «Красной Татарии» и Союзу Безбожников при Верхне-Городском райкоме ВКП(б). Планы использования здания нельзя назвать грандиозными. ЖАКТ настойчиво требовал помещение под «культочаг», а жилое помещение под детский приют.
Церковное здание, сменяя «хозяев» и профиль использования, простояло до счастливого момента открытия, и вновь в храме зазвучала молитва, затеплились лампады и свечи, стал разноситься забытый запах ладана. Более того, скромная приходская церковь получила статус Кафедрального Собора. Случилось это в 1946 году.
По материалам статьи В.Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия.» Из альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г изд-во КДС, Казань -2008 г.
На первый взгляд этот храмовый комплекс невелик, даже включая в себя две церкви, колокольню, часовню и дом причта. Его скромные размеры вполне соответствуют обычной приходской церкви ХIХ века, каких немало было тогда в Казани. И тем не менее Никольский храмовый комплекс уже давно с гордостью носит статус кафедрального епархиального собора. Причиной тому — давняя традиция, берущая начало ещё в советские времена, когда на весь многотысячный, а в 1980-е годы уже и город-миллионник Казань, лишь Никольский собор вкупе с маленькой кладбищенской церковью Ярославских Чудотворцев на Арском поле был открыт для прихожан. Это положение дел сохранялось вплоть до 25 июля 1989 года, когда епископ Казанский и Марийский Анастасий освятил возвращённый прихожанами Петропавловский собор. Никольский же собор вынужденно держал закрытыми свои двери лишь с 1930 по 1944 год. История этого собора вместила несколько долгих веков. Ещё в 1565 году на его месте стояла небольшая деревянная церковь Николы Боровского. Тому сохранились документальные свидетельства писцовых книг Казани и Казанского уезда. Более чем столетие спустя, на исходе ХVII века, обветшавшее деревянное здание заменили бесстолпным одноглавым храмом из камня. Двухпрестольная церковь получила название Николо-Низской с приделом Рождества Христова и малым престолом в честь Иоанна Воина в колокольне. Имя церкви дали сами прихожане: она располагалась очень низко под Кремлёвским холмом и сегодня достаточно глубоко «утоплена» в конце улицы Баумана, бывшей Большой Проломной. Практически одновременно началось и строительство Покровского храма — пятистолпной трёхапсидной церкви из камня, приспособленной для зимних служб. Плат храма с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия — антиминс — содержит дату начала строительства 1696 год; данные клировых ведомостей переносят её уже на 7 лет вперёд. Впрочем, и те, и другие сведения могут указывать всего лишь на определённые этапы обновления уже возведённого храма. Судя же по особенностям стилистики, архитектурным приёмам и декоративному оформлению, Покровская церковь с определённой долей вероятности могла быть возведена в самой середине ХVII века.
К 1730-м годам Покровская церковь обзавелась новой пятиярусной колокольней. В начале ХIХ века Никольский храм решено было было поновить. Так в числе работ, выполненных выдающимся зодчим эпохи позднего классицизма — Михаилом Петровичем Варенцовым (Коринфским) значатся как обновление интерьеров, так и внутреннего убранства, составления проекта иконостаса. А уже в конце ХIХ века пришла пора кардинального обновления всего Никольского собора. К концу 1883 года порядком обветшавшая Николо-Низская церковь была окончательно разобрана и снесена, а уже спустя два года выстроена снова в виде эклектичного одноглавого и одноапсидного храма с обилием признаков архитектуры русского классицизма. Следом настал черёд и Покровского храма: по всей видимости, именно к 1892 году он был перестроен, получив свои пять изящных глав. Создалась оригинальная ситуация: после перестройки придел вдруг оказался больше «основного» престола. Отсюда и возобладание в будущем общего для всего собора названия Никольский. Возводить храмы на общественные средства путём сбора денег и частных пожертвований во все времена в России было в порядке вещей. Неслучайно и все постройки Никольского собора вплоть до ХХ века осуществлялись исключительно на личные средства прихожан, относившихся к строительству и обустройству родного храма как к делу сугубо домашнему, почти семейному. Однако Николо-Низский приход относился к числу наименее населённых, вдобавок прихожане здесь обладали, мягко говоря, небольшим достатком. История собора не запечатлела лиц, однако бережно сохранила имена благотворителей и подвижников. Это прежде всего духовные особы, священники Михаил Полетаев и Николай Варушкин. Все имена благодетелей и жертвователей были увековечены на мемориальной доске, размещённой на стене храма потомкам в пример и подражание.
Пятикупольная и шестстолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря Покровская церковь Никольского собора и по сей день считается одной из наиболее старинных в городе. Совсем небольшая по внутренней площади, она имеет свою неповторимую камерную атмосферу без намёка на вычурность. Во многом этому счастливо способствуют прекрасно сохранившиеся масляные росписи работы известного мастера. Имя Василия Турина широко известно в Казани: художник в своё время прославился, будучи автором первых литографий с видами города первой половины ХIХ века. Примечательно, что Никольский собор в числе первых в епархии в 1901 году подключился к электричеству. Для Казани, в которой даже величественный Благовещенский кафедральный собор снабдили искусственным освещением гораздо позже, это было явлением неслыханным, своего рода городским феноменом. При этом не обошлось и без проблем. Благочиннический съезд в том же 1901 году постановил обложить Никольский приход особым сбором в 200 рублей! Причина всё та же: пользование электроическим светом, оказывается, наносило материальный ущерб епархиальному свечному заводу и затрудняло сбыт его продукции. Как было официально заявлено: электрический свет «не есть необходимость, а скорее роскошь»! В начале ХХ века, поры грядущих потрясений и масштабных трагедий в истории России, Никольский собор в силу своих размеров и географического положения. в стороне от людных торгов и ярмарок, продолжал играть отведённую ему изначально роль небольшого храма местного значения. Ещё в 1904 году к его приходу относились всего 19 дворов, где проживали 171 человек. Причт состоял всего из двух служителей — священника да псаломщика. Однако пора суровых перемен уже близилась.
В 1930 году, указом новых властей по обвинению в ведении антирелигиозной государственной политики в Казани, решено было закрыть Николо-Низский собор. Разумеется, даже само закрытие храма было обставлено с практиковавшимися тогда иезуитскими методами волеизъявления народом якобы его воли! На апрельском собрании 1929 года ряд местных жителей постановил закрыть церковь «Николо-Низскую», передав выписки из протокола собрания в Горсовет и газету «Красная Татария», активно поддержавшую народный почин. После двухмесячной тягомотины уже Президиум ТЦИКа постановил Николо-Низскую церковь, «учитывая острый жилищный кризис в г. Казани», закрыть и передать помещения в жилищный фонд. Однако и теперь Бог не оставил храм, который могли снести! «Общественность» же при поддержке прессы и Союза Безбожников Верхне-Городского райкома ВКП(б) ещё долго требовала передать ей храмовое здание под детский приют и некий «культурный очаг», по всей видимости, банальный клуб танцев. К счастью, планам этим сбыться было не суждено. В 1944 году под давлением прихожан Никольский собор открыли для богослужений вновь. После возрождения Казанской епархии архиепископ Гермоген в 1946 году получил разрешение властей учредить на основе Николо-Низской и Покровской церквей Никольский кафедральный собор! Его приставной престол, где обычно шли самые ранние литургии, был торжественно освящён в честь Сорока севастийских мучеников. Постепенно Никольский собор превращался в центр духовной жизни православной Казани. Сюда сразу после открытия верующие стали приносить образа, иконы, в том числе и чудотворные, а также иные предметы церковной утвари.
В июле 2008 года новым настоятелем Никольского кафедрального собора Казани стал протоирей Иоанн (Барсуков). С этой поры началось окончательное возрождение храма, его восстановление во всех отношениях. Уже в первый год службы нового настоятеля в Никольском храме сменили всю старую кровлю, после чего наступил черёд главных украшений собора — его куполов и колоколов. Сначал покрыли сусальным золотом главный купол Покровского храма, затем осуществили замену фасадного купола с последующим золочением. В 2010 году были оперативно отреставрированы живописная колокольня, а также пять куполов собора и кровля часовни Святого Иоанна Воина. В 2014 году заменили ветхое напольное покрытие в Покровском храме и произвели ремонт фасадов всего Никольского собора и церковной ограды. Никольский собор — редкий пример русского храма, сумевшего сохранить и уберечь от всесильного времени и превратностей судьбы не только интерьеры, но и внешний вид фасадов как Покровской церкви, и так и её Никольского придела с южной стороны. Щедрая эклектика Николо-Низской церкви и узнаваемость русского барокко Покровского храма с колокольней — яркий сплав структурных черт Никольского собора, залог его запоминаемости.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №240, 2017 г.
Хроника восстановления собора
2008 г. — заменена ветхая кровля Никольского храма.
2009 г. — осуществлено покрытие сусальным золотом главного купола Покровского храма, а также произведена замена и позолочение фасадного купола Никольского храма.
2010 г. — реставрация колокольни Никольского кафедрального собора города Казани; реставрация пяти куполов собора и кровли часовни святого мч. Иоанна Воина.
2014 г. — проведены масштабные работы по ремонту фасадов всего комплекса Никольского собора (Никольский и Покровский храмы, часовня св. Иоанна Воина, церковная ограда).
В Покровском храме проводены ремонтно-реставрационные работы, которые включают в себя: замену оконных рам в ризнице; демонтаж старых и монтаж новых рам, включая реставрацию межоконных проемов; промывку, затирку, покраску внутренней поверхности барабанов куполов и потолка храма; реставрацию художественной росписи потолка храма.