Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеки, — запоминают все приезжающие в наш город гости. Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья». Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Так же, например, Пизанскую башню знают на Земле все, а собор, при котором ее построили, — лишь специалисты по итальянской архитектуре. Бывают такие курьезы…
Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, — был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Все последние годы перед возрождением на нем красовалась чья-то самодельная надпись: «Верните храм верующим!!!» – но даже и на это мало кто обращал внимания. Люди просто проходили мимо, скользнув лишь мимолетным взглядом. Собственно, смотреть-то было и не на что: одна глухая стена, полукруглые выступы на которой еще отмечали место бывшего алтаря – Святая Святых… Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был — соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. О его размерах лучше всего свидетельствует разметка на дощатом полу, сохранившаяся с советского времени – разметка баскетбольного зала.
Замечательный памятник архитектуры – в стиле пятикупольных соборов XV – XVI веков, был возведен, однако, не в XVI веке, как запросто может показаться, а в 1741 году: на средства уже упоминавшегося купца И.А. Михляева и второго благотворителя купца С.А. Чернова. Трапезная, что увеличивала объем храма сразу вдвое, пристроена в 1756 году. Тогда же был сооружен большой теплый придел (с севера), снесенный до основания в советское время, и шатровая колокольня, снесенная в 1909 г из-за ветхости. Эта колокольня была чудом зодчества, лучшим произведением шатрового стиля в Казани. Тончайший заостренный колышек из 8 граней – с тремя ярусам окошечек на каждой из восьми плоскостей… и еще венчавший его, как искорка, крошечный купол – все это поразительно напоминает лучшую колокольню Ярославля: «Ярославскую свечу» конца XVII века. Казань, в отличие от этого города на Верхней Волге, своей «свечи» лишилась…
Также на аналогии со знаменитыми памятниками «Золотого кольца» наводит сохранившийся западный портал храма, весь изукрашенный узорами из фигурного кирпича. Из него составлены гигантские «косички» и «канаты» — арочной и треугольной формы. Вспоминаются Святые врата Горицкого монастыря Переславля-Залесского (его еще иногда называют по ошибке переславским кремлем, а его «кружевные врата» с неизменным восхищением описываются в любых путеводителях) – и некоторые другие образцы «русского узорочья».
Вообще, до революции Богоявленский храм был очень нарядным. Кирпичные аркатурные пояса охватывали все шесть барабанов, все три апсиды алтаря, тянулись на десятки метров под всей кровлей огромного здания. Часть наружных стен была расписана изображениями святых. Жарко горели золотом пять куполов на востоке и один – на западе, над трапезной. Кресты сверкали в небе украшениями из «снежинок» и «звездочек». Белокаменный храм весь утопал в зелени и был окружен массивной оградой в стиле классицизма, а у ворот ограды стояла нарядная часовенка. Постройка к юго-востоку от храма огромной колокольни, которую мы сейчас в первую очередь видим – это одно из важнейших событий в жизни православной Казани конца XIX века. В 1895 – 1897 гг. ее всего за два года возвел архитектор Михаил Михайлов на средства купца Ивана Кривоносова, чуть-чуть не дожившего до этого (он умер в 1892 г). По богатству кирпичного декора она намного превзошла не только сам собор, но и все, что до и после возводилось в Казани. В советских путеводителях эта манера оформления называлась «псеводорусским стилем»; в настоящее время все в большем количестве искусствоведческих работ пренебрежительная приставка «псевдо-» исчезает и подобный стиль XIX — начала XX века называется уже просто «русским». В нашей епархии в этот период особо отличились зодчие Ф. Малиновский и М. Михайлов, но если у Малиновского кирпичный декор его сооружений, действительно, несколько упрощен и бедноват, то Михайлов сотворил настоящую чудо-колокольню, где глаз наблюдателя способен просто заблудиться на несколько минут в чаще объемных узоров. Кажется, будто вся краснокирпичная колокольня только из них и состоит – снизу доверху! Сейчас, в искусной подсветке прожекторов, вспыхивающих, как только стемнеет, она выглядит поистине сказочно.
На первом этаже колокольни всегда располагались торговые лавки. Так часто бывало и с древнерусскими храмами и звонницами, построенными на купеческие деньги. Отсюда – огромные подклеты у многих городских церквей Москвы, Ярославля, Ростова, Костромы… Чем ближе к храму, тем вернее, что воры побоятся святотатства.
В 1901 году, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. Вот как писали про это газеты того времени: «На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в 3-м ярусе, и под большим колоколом вспыхнули балки. Молнией сделало дыру в стене внушительную – на полторы четверти в глубину [ок. 30 см] и на аршин [71 см] в ширину. Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол 2-го яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную». А ровно через год после этого происшествия в упомянутом втором ярусе освятили небольшую церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Сейчас там разместили камерную хоровую капеллу им. Ф.И. Шаляпина, что власти используют в качестве одного из формальных поводов, чтобы не возвращать верующим колокольню. Сам Федор Иванович Шаляпин был крещен как раз в Богоявленском храме в 1873 году.
И еще одно знаменитое имя – правда, знаменитое уже лишь на местном уровне, — связано с этой церковью. Четверть века (1862 – 1886 гг.) протоиереем в ней был Евфимий Александрович Малов, одни из крупнейших церковных историков-краеведов…
Поистине расцвет храма, его «золотой век», пришелся на рубеж XIX – XX веков, на предреволюционные десятилетия… Грянула революция. Благовещенский собор кремля и многие приходские храмы были закрыты. Тогда почти на 20 лет (1920 – 1939 гг.) кафедральным стал Богоявленский храм. Именно с тех лет он и носит статус собора, что не забыли и при его возрождении в наши дни. Действительно, размещение в самом центре города и огромные размеры рано или поздно должны были превратить эту приходскую церковь в собор.
С 1939 года закрытый, обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями то как склад, то как спортзал. Некоторое время возле него ютился в страшной тесноте казанский зоопарк – пока его не перевели из центра города на нынешнее место из-за крайней негигиеничности. Старожилы Казани еще помнят это.
Борьба за возвращение храма началась еще в позднюю перестройку и продолжалась особенно долго – всю первую половину 1990-х годов. Были крестные ходы, акции протеста, требования, надписи на стенах… Наконец, в 1996 году приняли половинчатое решение: храм был возвращен, а колокольня до сих пор – нет. Реставрация идет долго и, можно сказать, не закончена и поныне, хотя над собором уже давно сверкают восстановленные купола, а сам он выкрашен в небесно-голубой цвет. То и дело, как грозные отметины-знамения из прошлого, как тучи на этом голубом «небе», выступают пятна из отсыревших до предела, обветшалых стен. Вновь и вновь их приходится перекрашивать. В интерьере не сохранилось никаких древностей. Иконостас и все иконы – современные. Восстановление такого огромного храма требует и соответственных огромных средств – поэтому дальнейшая судьба собора во многом зависит от благо.Раздел из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»
Выстроена в 1731-1756 на средства казанского фабриканта И.А.Михляева и купца С.А.Чернова. Здание является памятником казанского зодчества первой половины 18 в., построена в традициях барокко. Принадлежит к типу бесстолпных пятиглавых храмов с трехчастной композицией. Основной крупный двусветный объем, первоначально увенчанный главками на круглых барабанах, возвышается над алтарем с термя апсидами и над более поздней трапезной (выстроенной в 1756). Свойственное рубежу 17-18 вв. нарядное декоративное убранство фасадов включает в обработку стен лопатки, аркатуру и прямоугольный небольшой карниз. Окна основного объема и апсид обработаны барочными наличниками с килевидными фронтонами в духе московского барокко. Интерьер храма имеет арки, образующие сомкнутый и коробовый своды.
С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан
Богоявленская церковь — замечательный памятник не только церковный, но и исторический. Она была построена по линии «пролома» посадской стены при взятии Казани 2 октября 1552 года и обозначила первую улицу, названную Проломной(ныне Баумана). Церковь существовала уже в 1566 году. Современная церковь построена в 1731 году. О древности церкви говорит то, что вокруг нее образовался более чем полутораметровый культурный слой и она буквально «утонула» в земле.
По материалам книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г. В. Фролов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.
О закрытии храма
Первая попытка закрыть Богоявленский храм состоялась в конце декабря 1929 года. Собрание Татстраха постановило просить Горсовет о закрытии Богоявленской церкви для устройства в ней сельхозмузея. Вскоре состоялось еще одно собрание сотрудников Татлесотреста, которые согласились с постановлением собрания Татстраха, одновременно прося «снять колокола со всех церквей, употребив их на индустриализацию страны». Затем собирались швейники и безработные. 12 января 1930 г. собрание рабочих и служащих валяно-обувной фабрики просит скорейшего закрытия церквей и мечетей и передачи их под школы и дома культуры, в общем списке и Богоявленская церковь. Всего через четыре дня в НКВД ТР поступило заявление от общины Воскресенской церкви, которая решила по закрытии своего храма присоединиться к Богоявленскому и принести с разрешения компетентных органов особо чтимые и ценные иконы. Слияние общин несколько притормозило процесс закрытия Богоявленской церкви.
Все меры воздействия властных структур имели свои результаты. 30 января 1930 года в правление общины подал заявление протоиерей Иван Красовский. Ссылаясь на слабость здоровья, он просил освободить его от обязанности приходского священника. 10 марта 1930 года комиссия, осмотрев состояние здания церкви, заключает, что его можно приспособить под клуб или кинотеатр, на что потребуется 10-15 тыс. руб. Но этих 10-15 тыс. руб. не нашлось и вопрос закрытия церкви опять приостановлен. Через год первой утратой общины стала колокольня. Весной 1931 года в КазГорсовет обратились представители общины евангельских христиан о предоставление им один из православных храмов под свои собрания. На выбор Горсовета были заявлены Богоявленская колокольня, Владимирский храм, Московских чудотворцев и пустующая церковь на Большой Проломной улице, что против Ивановского монастыря. Община выбирает Богоявленскую колокольню, и их пожелание было удовлетворено. 1 июня 1931 года состоялась передача в бессрочное пользование для религиозных нужд верующих «Евангельского исповедания» колокольни Богоявленской церкви.
В течение 4-х лет не прекращаются движения по закрытию церкви. Многие события помогали это предотвращать. Одним из самых значимых в жизни всей Казанской церкви явилось назначение в 1933 году митрополитом Серафима (Александрова). С 11 августа он приступил к управлению епархией, избрав кафедральным храмом Богоявленскую церковь, которую с тех пор стали именовать собором. К февралю 1934 года в списке служителей культа, кроме Серафима – митрополита Казанского и Свияжского, было шесть человек: два протоиерея, митрополичий протодиакон Грекулов., сверх штата трое – священник, игумен и диакон, которых приписали из сострадания к их полуголодному существованию. Список членов общины состоял из 650 человек, хотя объединенная из трех общин Богоявленская была самой многочисленной. Гром грянул, как всегда, неожиданно: в первой половине 1935 года храм закрыли. Ходатайства митрополита Серафима остались без удовлетворения. Как последний крик души было обращение стариков в ТЦИК к тов. Байчурину с великой просьбой проявить понимание к старикам и дать «дожить, как полагается», – «откройте нам храм Богоявления, ходим вокруг и плачем, последнее удовольствие у стариков отняли». Они заверили, что молодое поколение не будет ходить в храм, ибо дети служат в доблестной Красной Армии на пользу государству. Что удивительно, этот аргумент сыграл свою роль и храм продолжил, как и прежде, полноценно жить. Но Союз воинственных безбожников (СВБ) продолжал массированную агитационную работу по закрытию храма.
В течение двух недель октября 1935 г. проводятся собрания и собираются подписи рабочих меховой фабрики – 82, фабрики «Спартак» – 321, СК – 4, механического цеха Жиркомбината, цеха питания и мыловаренного цеха Жиркомбината – 64, студентов КЖТТ – 240, физкультурников Льнокомбината, рабочих трампарка – 222, студентов Ветинститута – 190, бюро ФК завода им. Ленина – 74, рабочих 4-го участка «Кинопленки» – 69, завода «Красный Восток» – 472, Татполиграфа – 350. Данные ходатайства стали хорошим обоснованием для закрытия собора, что и было сделано постановлением Казгорсовета от 20.11.35 г. Удивительно была и формулировка о дальнейшем использовании здания церкви « … закрыть Богоявленскую церковь и передать какой-нибудь организации для использования…». Вскоре для здания церкви нашлась и организация. Высший Совет физкультуры при ЦИКе ТР ходатайствует в ТЦИК, рапортуя при том о достижениях, рекордах, количествах участников и т.д., о закрытии ныне действующей в г. Казани церкви Богоявления и передаче помещения церкви в распоряжение физкультурных организаций для создания общегородского спортклуба.
Дата 4.12.35 г. этого ходатайства не стыкуется с реальностью: ведь храм был закрыт еще 20.11.35 г., а в документе церковь действующая. 9 декабря во время Рождественского поста КазГорФО предлагает Центральному музею ТР в трехдневный срок очистить здание церкви от имущества культового характера. Этот процесс затянулся на два месяца. В начале 1936 г колокольня собора была отдана под канцелярию и антирелигиозный кабинет Республиканскому Совету СВБ, а сам храм Богоявления подвергся разграблению со стороны КазГорФО: сняли и увезли электрооборудование, расковыряли стену под окном (снимали радиаторы отопления), сняли дверь, выдернули ручки из дверей. Несмотря на все эти действия, храм еще имел относительно приличный вид. Обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями. Небольшой промежуток времени в нем даже располагался казанский зоопарк. До возвращения храма в 1996 г. Казанской епархии, являлся спортзалом Казанского госуниверситета.
По материалам статьи протоиерея Владимира Мухина «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы ХХ столетия», сборник «Православный собеседник», ч. 2, 2017 г.