Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии — архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры. Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров.
Построенный в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей, собор — памятник древнерусской архитектурной традиции крестовокуполного типа — первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Еще в ХVI-ХVII вв. собор был украшен внутри фресковой живописью, следы которой сохранились в западной части храма даже после многочисленных пожаров ХVII-ХIХ вв. В частности, в ходе реставрации 90-х гг. XX в. было обнаружено древнейшее фресковое изображение Казанской иконы Божией Матери (XVII в.). Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI в. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древней Казани, его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Под звонницей находился храм в честь святой мученицы Ирины, который по ветхости был в XVII веке закрыт, и возобновлен только в 1832 году на средства купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Колокольня Благовещенского собора не сохранилась, будучи разобрана в 1928 году.
В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены луковичными, а центральный купол приобрел завершение в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил заняться серьезной реконструкцией собора. С 1817 по 1821 гг. полуразрушенная трапезная часть собора была реконструирована, появилась крытая галерея, соединявшая собор с архиерейским домом. В 1841 году по проекту Ф.И.Петонди трапезная часть была перестроена в высокую и двухсветовую с лестницей на хоры. Тогда же Благовещенский собор, бывший до этого времени холодным (зимним), был обращен в теплый. Новая трапезная часть серьезно изменила облик древнего кафедрального собора. Храм принял тот вид, который был взят за основу при реставрации 1977 года. В 40-е годы XIX в. к главному входу пристроено высокое крыльцо, которое в 1863 году было сделано крытым; а в западной части трапезной устроено хорошо защищенное помещение для богатейшей соборной ризницы.
В ризнице хранились соборные святыни, драгоценные церковные сосуды, архиерейские облачения. Здесь находились: золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов, рукописное евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), оно использовалось лишь раз в год — в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа, на этих платах совершались литургии) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша — подарок императрицы Анны Иоанновны и другие драгоценные вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов. В ризнице хранились и редкостной работы архиерейские облачения: золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами; прекрасного шитья саккосы, в том числе строгоновской школы, также украшенные драгоценными камнями, митрополичьи клобуки и шапки. Особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг. В сентябре 1919 года чекисты обнаружили соборную ризницу и “как не имеющую исторического значения” собирались конфисковать с последующей утилизацией. Однако благодаря казанским историкам П.М.Дульскому и И.А.Стратонову ризницу удалось сохранить, передав на хранение в Губернский музей. В последствии большая часть соборной ризницы бесследно пропала. Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг ХVI-ХVIII вв. Значительная часть коллекции рукописей и книг кирилловой печати Казанского государственного университета представлена книгами и рукописями из собрания “Казанского первенствующего Благовещенского собора”. На всех книгах имеется рукописная помета “К.К.С.” (Казанский кафедральный собор). Здесь множество книг — подарков от именитых особ, церковных иерархов. Среди дошедших и до сего дня ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции — хранящихся в Государственной объединенном музее РТ, т.н. Ефремове евангелие. Это евангелие с высокохудожественными миниатюрами было написано в 1606 году и подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись.
Благовещенский собор является уникальным храмом, поскольку сохраняет нетронутым часть соборного некрополя. Под алтарем Благовещенского собора располагался храм, освященный в 1896 году во имя Всех святых. Этот храм являлся усыпальницей казанских архиереев, здесь находилось семь погребений, которые не сохранились. Зато сохранились погребения пяти митрополитов и трех архиепископов в самом Благовещенском соборе и погребения двух архиепископов в придельном храме. Таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имеет то же значение, что Ризоположенский храм Московского кремля для Края Московского и Софийский собор для Новгородского. В соборе до революции хранилась гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Среди других святынь Благовещенского собора — одна из наиболее известных — древняя келья архиепископа Гурия, обнаруженная в 1841 году при перестройке Борисоглебского придела. На восточной стене кельи находилась древняя фреска XVI в. — образ Нерукотворного Спаса. В 1906 году была отстроена часовня над этой кельей. В советское время часовня использовалась как подсобное помещение для дворника. Однако сама келья при реконструкции 90-х годов была обнаружена заложенной кирпичом, в результате чего древняя фреска в не пострадала и сохранилась до настоящего времени. После пожаров XIX в. собор долгое время не расписывался. И только в 1870 году для росписи кафедрального собора из Владимирской губернии был вызван известный иконописец Н.Л.Сафонов. Так в трапезной части Благовещенского собора возник уникальный цикл росписей, связанный: с обретением и прославлением Казанской иконы Божией Матери; рукоположением митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретением митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия. На сводах и стенах трапезной части собора находятся изображения святых, во имя которых были освящены казанские храмы — св.Киприана и Иустинии; Кизических мучеников; благоверных князей Феодора, Давида и Константина и т.д.
В начале XX в. в соборе были проведены реставрационные работы: обновлены придельные храмы и колокольня, позолочены кресты, устроено калориферное отопление и вентиляция. В сентябре 1918 года вместе с покинувшими Казань белочехами ушла и часть казанского духовенства, в том числе митрополит Казанский Иаков и кафедральный протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (автор дореволюционной книги о кафедральном соборе). С сентября 1918 по май 1919 гг. собор был закрыт и опечатан в связи с тем, что кремль был объявлен военным городком. При этом власти разрешили вынести из собора наиболее почитаемые иконы и святыни, в том числе гробницу с мощами архиепископа Гурия. С мая 1920 по сентябрь 1925 года собор был действующим, но решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. Это было спасением для древнего собора. Благоприятный и постоянный температурный режим способствовал сохранению храмовой живописи. От богатейшего собрания икон сохранилось всего несколько “таблеток” XVIII века (двухсторонних аналойных икон), ныне хранящихся в музее Изобразительных искусств РТ. Сам собор подвергся частичному разрушению: была снесена колокольня, купола, четыре световых барабана, венчавших храм, западное крытое крыльцо. В процессе реставрационных работ 70-80-х гг. внешний облик Благовещенского собора (кроме колокольни) был практически восстановлен.
Указами Президента РТ М.Ш.Шаймиева и постановлением Кабинета министров РТ комплекс Благовещенского собора был передан в 1995 году в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника “Казанский кремль”. Для комплексных и целенаправленных работ по реставрации Благовещенского собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора. При разработке научной концепции реставрации собора консультативную помощь оказала Казанская епархия. Согласно реставрационным планам собор будет восстановлен к празднованию 1000-летия Казани, а в большие религиозные праздники кафедральный Благовещенский собор вновь наполнится верующими и под сводами древнего храма вновь зазвучат церковные песнопения. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ
Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, создателем Собора Василия Блаженного в Москве.Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, заложенной самим царем и построенной за три дня 4-6 октября 1552, сразу после взятия города. 28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, первым предстоятелем которой стал святой Гурий.
Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII в. с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными. В конце XVI — начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). К сожалению этот уникальный памятник снесли в советский период.
Первоначально собор был расписан фресками: три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. В XIX в. собор был расписан известным иконописцем Сафоновым. Фрески сводов в трапезной части храма рассказывают об истории обретения иконы Казанской Божьей матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок XVII века изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы. Собор сильно пострадал во время пожара в 1815. В 1892 ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора. В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов. С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан, а кремль объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора несколько чтимых икон, и раку с мощами архиепископа Гурия, Казанского чудотворца. С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Во время реставрационных работ под собором была найдена келья святого Гурия — первого архипастыря Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенский собор представляет собой одновременно и некрополь, поскольку здесь с XVI в. до революции 1917 г. нашли упокоение многие из Казанских архиепископов. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.
24 августа 1842 в Казани снова бушевал страшный пожар, пострадали почти все городские храмы, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии, семинария была переведена в здание Казанского духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь. Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад , вновь нуждался в ремонте. Уже через 2 года храм был восстановлен. В 1855 были поновлены иконы в 5-ярусном иконостасе, для чего был приглашен владимирский иконописец Тимофей Гагаев (спустя десять лет также поновивший иконостас Петропавловского собора). Очередное поновление было выдержано в византийском стиле. После реконструкции середины 19 в. иконостас выглядел так: в нижнем, местном ряду, по правую сторону от царских врат иконы Господа Вседержителя сидящего на престоле, Св.Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую – Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия. Все иконы были в серебряных ризах. На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Во втором ярусе 12 праздников, а в центре над бронзовыми царскими вратами-Тайная вечеря. В третьем, деисусном ряду в центре – Вседержитель, по сторонам предстоящие Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвертом, пророческом ряду в центре – Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по сторонам; в пятом праотеческом ряду в центре– Господь Саваоф с предстоящими по сторонам праотцами. Иконостас венчал крест. Три иконы деисусного ряда иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан: это древний образ предсоящего апостола Павла 16 в., тонкого одухотворенного письма, и позднейшие иконы св. Георгия и св. митрополита Алексия московского, датируемые XVIII веком, написанные также в каноническом стиле, но в достаточно примитивной провинциальной манере.
Раскрытые в ходе реставрации рубежа 20-21 вв. фрески собора общей площадью несколько тысяч квадратных метров, были написаны артелью известного иконописца Вязниковского уезда Владимирской губернии Н.Л. Софонова, расписавшего многие храмы в 19 в. Подробнейший план росписи с указанием и расположением всех сюжетов составил архиепископ Казанский и Свияжский (с 16 апреля 1867 по 8 ноября 1879) Антоний Амфитеатров, который лично контролировал работу артели. Своды новой пристроенной с запада теплой трапезной части собора были украшены уникальным циклом росписей, связанным с историей Казани. Фрески изображают: обретение и прославление чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположение митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретение митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия, также на стенах собора изображены святые, которым были посвящены казанские храмы, в том числе свв. Киприан и Иустиния, Кизические мученики, благоверные князья Феодор, Давид и Константин.Следующая капитальная реконструкция собора была проведена в 1906-09. По проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского пол на солее и в алтаре был выложен узорчатой мраморной плиткой, сохранившейся до настоящего времени, поновлена стенная живопись. В храме было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции левый придел был освящен во имя святителя казанского Гурия.В 1630-1640 по благословению казанского митрополита Матфея, рядом с собором была воздвигнута белокаменная колокольня высотой более 50 метров, построенная на месте деревянной звонницы, упоминаемой в писцовых книгах 16 в.: «соборная колокольница на площади деревянная, а на ней колокол благовестный большой с очапом, да два колокола средние, да два зазвонные меньшие, все колокола Государевы казны». В первом ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани, его вес составлял 1.500 пудов (около 24570 кг). В XVIII в. колокольня имела часы с боем, а рядом с колокольней, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, разобранная при архиепископе Казанском и Симбирском (1785-1799) Амвросии Подобедове. Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части собора, по высоте 5-ярусная колокольня лишь немного уступала башне Сююмбике. Три яруса огневидных кокошников восходили от последнего яруса к основанию купола (первоначально шлемовидного). По мнению М. Пинегина колокольня представляла собой «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних – стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега». В 1928 колокольня Благовещенского собора была разрушена. Сейчас на ее месте находится сквер, к югу от собора. Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь св. мученицы Ирины, в конце XVIII в. из-за ветхости он был закрыт. Усердием архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 был возобновлен на средства казанского купца, городского головы (1830 по 1832 г.) Никифора Осиповича Чижова и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.
В 40-е гг. XIX в. в западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы. В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни из которых можно особо выделить: девять древних митрополичьих клобуков, в том числе два сделанных лично святителем Варсонофием казанским, плащаница XVI века вышитая княгиней Темкиной-Ростовской рукописное евангелие XV века, саккос вышитый в технике золотного и лицевого шитья в Строгановских мастерских, и подаренный лично братьями Строгановыми казанскому митрополиту Лаврентию в XVII веке (саккос хранится в музее РТ), обитое малиновым бархатом односторонне седло, на котором казанский иерархи совершали в Вербное Воскресение «обряд тожественного шествия на осляти». До 1918 в кафедральном Благовещенском соборе хранилась принадлежавшая святителю Гурию икона – Святцы строгановского письма, угловая часть гроба святителя Гурия, золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов.
В Национальном музее РТ хранится рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), которое использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны, Панагия с 209 бриллиантами, лично пожалованный митрополиту Вениамину императрицей Екатериной II и крест со множеством бриллиантов, извлеченных из собственных украшений Екатерины.В ризнице также хранились саккосы золотного шитья, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг, также в ризнице хранились митрополичьи клобуки и шапки.
29 августа 1919 казанские чекисты планировали конфисковать соборную ризницу «как не имеющую исторического значения» с последующей утилизацией. И лишь благодаря мужеству казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского и профессора Казанского Университета (1918-22) Иринарха Аркадьевича Стратонова, удалось частично сохранить собрание ризницы Благовещенского собора. Дульский и Стратонов, несмотря на волну классового террора со стороны большевиков, волну арестов и расстрелов, захлестнувших город, смело обратитились к председателю губисполкома Николаю Антипову и доказали историческую ценность ризницы главного собора Казани, а также нашли понимание и поддержку у наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского и известного искусствоведа И.Э. Грабаря. Уцелевшее содержимое ризницы передали на хранение в Губернский музей (ныне национальный музей Республики Татарстан).Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVII вв. После разорения собора большевиками значительная часть книг из коллекции Благовещенского собора пополнила фонд Казанского университета. На всех книгах из церковной ризницы сохранилась рукописная помета «К.К.С.» (Казанский кафедральный собор). Многие книги были подарены храму от именитых особ, церковных иерархов. Среди чудом уцелевших ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции, хранящихся ныне в Национальном музее Республики Татарстан, – Ефремово (по имени митрополита Казанского Ефрема) Евангелие, напечатанное в Москве в 1606 году «мастерством Анисима Михайлова сына Радишевского – волынца и прочих любезно трудившихся». Это Евангелие было подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись. Евангелие отличается редчайшими по красоте книжными миниатюрами, изображениями четырех евангелистов. Государев мастер Парфений не только расписал темперой исполненные типографским способом заставки, концовки, буквицы, но и, не придерживаясь строго рисунка миниатюр, превратил их в собственные красочные композиции, вызывающие восхищение неповторимым своеобразием.Главной святыней Благовещенского собора в течение столетий была рака с мощами строителя собора первосвятителя казанского Гурия. Святитель Гурий упокоился 5 декабря 1563 и был похоронен за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Спустя 31 год 4 октября 1595 при закладке нового каменного храма монастыря мощи святителя были обретены нетленными и положены в новом монастырском соборе. 19 июня 1630 св. мощи были перенесены казанским митрополитом Матвеем в Благовещенский собор и положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX в. казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей. Около раки хранилась фелонь святителя Гурия шитая из шелковой узорчатой ткани – «камки» и его деревянный жезл, устроенный так, что престарелый святитель мог опираться на него грудью, что облегчало молитвенные бдения св. Гурия.В ходе реконструкции собора в 1841 под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия – небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба». На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В.Ф.Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.Захоронения в храмах были в традициях российской религиозности Такой привилегии удостаивались церковные иерархи, цари и великие князья, храмоздатели и ктиторы (лица, пожертвовавшие крупные суммы на монастыри и храмы). Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (1340-1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700). Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах.
В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) (†2 сентября 1897), Дмитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910). Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю. Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724), архиепископы Павел I (Зернов) (†1815) и Иона (Павинский) (†1828). В новом Борисоглебском приделе, построенном в 1841-1843 по проекту Ф.И.Петонди, упокоились архиепископы Антоний (Амфитеатров) (†1879) и Павел II (Лебедев) (†1892). Близ Борисоглебского придела был погребен кафедральный протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804, 30 декабря 1885). В 1907, в ходе капитального ремонта собора вскрыли пол и профессор Казанского университета А.И. Александров установил точные места погребений, после чего были установлены таблички с именами архиеерев. Захоронения в подвальном храме собора и Борисоглебском приделе разорены в советское время. Захоронения в главном храме возможно сохранились.
В сентябре 1918 Казань осадили красноармейцы. Ленин приказал выбить белочехов любой ценой – «Город не жалеть», – писал Ленин, и город не жалели: большевики прямой наводкой стреляли по кремлю из пушек, установленных на холме порохового завода – все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов. Внешний облик был воссоздан только в ходе реставрации собора в 1973-84, незадолго до перестройки. В 1918, овладев городом, большевики закрепились в кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей – закрыты. Епархиальное управление по распоряжению временно управляющего епархией епископа Анатолия было перенесено из архиерейского дома в кремле в Иоанно-Предтеченский монастырь. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани – Казанский собор Богородицкого монастыря. Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.Богатейшее собрание икон, литургических сосудов, мелкой пластики, шитья, рукописных и старопечатных книг и других церковных святынь было разграблено большевиками, многие ценности пропали бесследно. Сохранилось только 3 иконы из иконостаса (в музее ИЗО Казани), малая часть книг в библиотеке КГУ и музее РТ, и часть предметов из ризницы.
2 января 1922 был издан декрет о ликвидации церковного имущества, в марте 1922 Совнарком ТАССР создал комиссию по изъятию монастырских и церковных ценностей в составе А.А. Денисова (председатель), А.П. Галактионова и Г.С. Гордеева. Часть икон, изъятых из казанских храмов, составила основу отдела древнерусского искусства в Казанском губернском музее (ныне Национальный музей республики Татарстан) из ризницы Благовещенского собора в музей забрали 85 предметов, уцелевших после разорения собора в первые годы советской власти. В 1920 власти позволили в соборе служить обновленцам, но в 1925 году снова закрыли храм и передали музейному отделу. В 1921 некоторое время еще действовала домовая церковь во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских бывшего архиерейского дома, В 1922 уничтожили колокольню. Несколько позднее разломали построенное по проекту архитектора Фомы Петонди крыльцо, ведущее в храм, так что дверь в собор еще долгое время находилась на 3 метра выше земли. В конце ноября 1923 архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, был арестован и сослан на 3 года в Соловецкий лагерь. В мае 1929 Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей, в том числе Благовещенского собора. Через месяц, учитывая острую нужду в строительных материалах Президиум ТЦИК разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929. Несмотря на то, что Государственная Академия Истории Материальной Культуры изучив состояние храма с 23 июня по 14 июля 1929 нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, секретным постановлением от 26 ноября 1929 за № 1107/с по вопросу разбора собора, Президиум ТЦИК и НКВД не увидели «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации». В начале марта 1932 ускоренными темпами начали ломать церковное крыльцо и разбирать на кирпич то, что осталось от колокольни. Но сам собор чудом уцелел.
Вскоре в церкви разместили Госархив ТАССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия устроили сторожку. В 1977-1984 была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1841, восстановлены купола и барабаны (украинская «баня» и 4 маковки луковичной формы). В 1987 центральный купол позолотили. После реконструкций и реставраций, от первоначального храма XVI века сохранились центральный объем здания с тремя апсидами и шестью круглыми в сечении массивными столбами, поддерживающими свод: 2 столба в алтаре, 4 в храме. Столбы соединяются арками, образуя 12 сводов. К XVI в. также относятся основания двух боковых каменных приделов и фрагменты фресок. Последняя реставрация в Благовещенском соборе была проведена в 1995-2005 Указом М. Шаймиева в 1995 церковь передали в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». В 1997 Государственный архив ТАССР перевели в другое здание. Для реставрации интерьера собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора, который возглавил генеральный директор Ю.В. Павлов. Иконописные и живописные работы с 2000 осуществляло межобластное научно-реставрационное художественное управление при Министерстве культуры Российской Федерации. В работах по воссозданию икон главного иконостаса собора принимала участие бригада московских иконописцев под руководством художника-реставратора высшей категории С.Р. Брагина. Реставрацию завершили в 2005, к 450-летию Казанской епархии. Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 21 июля 2005 Собор действует, первым настоятелем возрожденного храма был поставлен иеромонах Мефодий, впоследствии настоятель казанского Кизического монастыря.
Литература: Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. — Казань. 1895. Калинин Н.Ф. Казанский кремль. — Казань. 1952. Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. — Казань. 1895. С. Никанор (Каменский). Казанский сборник статей архиепископа Никанора. — Казань. 1910. Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем. — СПб. 1890. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. — СПб. 1910. Сергий (Василевский). Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский.- Казань. 1885. Яблоков А.П. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни (Историко-археологический очерк). — Казань. 1907. Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. — Казань. 1909. С. 3-40. Достойны памяти потомков (городские головы Казани 1767-1917). Сборник документов и материалов.- Казань. 2002. — П. Заринский (1831-1881) Очерки Древней Казани» (1877).
Согласно указу Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева от 13 ноября 1995 и постановлению Правительства республики от 19 декабря 1995, Благовещенский собор стал частью Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». С 1995 в соборе велись реставрационные работы. 19 июля 2005 он был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 торжества в честь 450-летия Казанской епархии в отреставрированном храме возглавил Патриарх Алексий II.
Освящение Благовещенского собора Казанского кремля 19.07.2005 г.//На сайте Казанской епархииЛитература: Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. — Казань, 1909Ключевская Е., Саттарова Л. Наследие великих мастеров // Дизайн и Новая Архитектура : журнал. — Казань: Фонд развития архитектуры, 2005. — № 20. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 1895. Пинегин М.Н. Казань в её прошлом и настоящем. – СПб., 1890. Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. – М., 1978. Благовещенский собор Казанского кремля на сайте Казанской епархии А.М. Елдашев. Благовещенский собор
истточник: http://adamovka.ru/sobor/?id=20
30 июня 2013 г. состоялось значимое событие в жизни Казанской епархии – глава Казанской Татарстанской митрополии митрополит Анастасий совершил чин освящения нижнего храма Благовещенского собора Казанского Кремля в честь Всех Святых.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
Благовещенский собор производит противоречивое впечатление. Если не знать истории его перестроек и реконструкций и тех причин, которыми они были вызваны, то нелестные оценки деятельности позднейших авторов храма сами просятся на язык — да, собственно, такие оценки сплошь и рядом встречаются в литературе второй половины ХIХ века. Здание кажется непропорциональным и перегруженным, нелепо вытянувшимся с востока на запад — с как бы оттопыренными приделами. Очень трудно в наши дни определить его прототип — чтобы вспомнить об Успенском соборе Московского Кремля, нужно зайти внутрь, в основной четверик с массивными круглыми столпами, или рассматривать собор со стороны алтарных апсид, где древняя кладка и структура восточной стены многое объясняет и с ходу погружает в атмосферу полутысячелетней давности. Впрочем, оправдать поздние перестройки проще простого. Уже в конце ХVIII века кафедральный собор перестал вмещать всех желающих; исполнять роль центрального храма крупнейшей епархии ему стало затруднительно.
Дилемма начала ХIХ столетия: что лучше — разобрать старый собор и возвести на его месте новый или реконструировать его, понимая, что всякая кардинальная перестройка исказит его облик и станет мишенью для острой критики? Тогдашние специалисты склонялись к первому варианту, и тут понадобилась твёрдая воля Николая I, предотвратившего уничтожение древней святыни. За это ему огромное спасибо. Потому что святыня оказалась сохранённой — пусть и практически полностью скрытой за поздними наслоениями. Только нужно, мысленно, слой за слоем снять неудачный макияж, и тогда святыня откроется во всей своей красе. Более того. Если быть внимательным, то трудно не заметить «фирменные» черты той архитектуры, великим мастером которой был гениальный Постник Яковлев. Над крышей боковых приделов и с запада от них хорошо определяется строгое членение лишённых декоративных излишеств фасадов лопатками, сами стены имеют килевидные завершения с позакомарным покрытием. Три апсиды основного объёма и барабаны глав украшены аркатурными поясами, а вверху центральной апсиды идёт полоса с типично псковским орнаментом, перекликающаяся с такой же полосой на барабане центральной главы, — всё это отсылает нас напрямую в средневековый Псков с его уникальными памятниками храмовой архитектуры. И сочетание этих элементов с «функциональными» формами трапезной ХIХ столетия уже не режет глаз, а даже приобретает некоторую, если можно так выразиться, пикантность.
Новопостренную в 1841 году трапезную снабдили открытым крыльцом, позже преобразованным в закрытую паперть, украшенную в псевдорусском стиле. В 1920-е годы она была разрушена, и входная дверь в собор, как бы повисшая на высоте в несколько метров, долго удивляла посетителей кремля. Ныне крыльцо восстановлено в формах середины ХIХ века. Невооружённым глазом хорошо видна граница между первоначальным храмом и пристроенной к нему трапезной: слева — оштукатуренная стена, справа — характерная кладка из крупных блоков. Сравнивая окна старой и новой частей, нельзя сказать, что архитектор Фома Иванович Петонди не старался наследовать стилистике основного строения. Но нужно признать — нет, не получилось. Главная проблема тут, впрочем, скорее в нарушении не стилистики, а пропорций. Новая трапезная безжалостно разрушила «золотое сечение» Постника Яковлева. Также стоит обратить на апсиды новых придельных церквей. Здесь они вступают в противоречие с брутальной мощью и естественной гармонией апсид главного алтаря, буквально погружающих нас в далёкое прошлое Руси. Восстанавливая пятиглавие в 1970-х годах, реставраторы ориентировались на облик собора, сложившейся к середине ХIХ века. Вид тогдашних куполов был определён в 1736 году, когда шлемовидные главы были заменены: боковые на луковичные, а центральная — на грушевидную, исполненную в украинской барочной традиции. Последний факт иногда вызывает недоумение и вопросы, но удивляться тут нечему, если не забывать, что ХVIII век стал эпохой нового «южнорусского» влияния в Русской Церкви — Казанскую кафедру на протяжении почти всего столетия занимали выходцы из Малороссии. Внутреннее пространство Благовещенского собора распадается на несколько самостоятельных частей, вместе образующих единый комплекс.
Входящий в собор посетитель через главный вход попадает в вытянутую с запада на восток двухсветную трапезную, пристроенную к основному храму в 1840-х годах. По её периметру тянутся хоры, лестница на которые, расположена у западной стены. Своды трапезной поддерживаются двумя арками во всю длину помещения. От основного соборного четверика трапезную отделяет трёхарочный пролёт; центральная арка больше боковых. Главный объём представляет собой прямоугольный в плане крестово-купольный трёхапсидный храм с шестью круглыми массивными столпами и венчающими его пятью барабанами с главами. Любопытно, что переход к центральному куполу устроен с использованием тромпов, а не традиционных в тогдашней русской храмовой архитектуре парусов. Тромпы (сводчатая конструкция в форме части конуса) по преимуществу применялась в восточной архитектуре; некоторые исследователи видят здесь вполне определённое влияние, которому подверглись русские мастера, попавшие в новую для них культурную среду. Нынешний пол в соборе относится к началу ХХ столетия, его выложили узорчатой керамической плиткой в ходе реконструкции 1906-1909 годов. Из основного храма арочные проёмы ведут в приделы, возведённые в 1840-х годах, одновременно с трапезной: северный (левый) — во имя святителя Гурия, южный (правый) — во имя святых князей Бориса и Глеба. Приделы имеют и внешние входы — с улицы. В подклете собора в последние десятилетия перед революцией находился храм Всех Святых с архиерейскими захоронениями.
Храм впервые был расписан фресками в ХVII веке. Многочисленные пожары погубили эти росписи, не однажды возобновлявшиеся. Однако, чудесным образом сохранились несколько фрагментов первоначальных фресок — их открыли и восстановили уже в новейшее время. Остальные росписи относятся к ХIХ столетию. В 1870 году в соборе работала артель известного иконописца Н. Л. Софонова из Вязниковского уезда Владимирской губернии. Программу росписей подготовил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров), занимавший Казанскую кафедру с 1866 по 1879 год. Стоит сказать, что Благовещенский храм был кафедральным собором Казанской епархии с 1562 (дата освящения) по 1918 год. В 1925 году собор закрыли и в нём разместили Госархив ТАТССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиреев, устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия — сторожку.
В 1977-1984 годах была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1840-х годов, восстановлены купола и барабаны. В 1987 году центральный купол грушевидной формы позолотили. Последняя реставрация в Благовещенском соборе была проведена в 1995-2005 годах. Указом президента Республики Татарстан М. Шаймиева в 1995 году храм передали в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский Кремль». 19 июля 2005 года Благовещенский собор был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием. Первую литургию в возрождённом соборе отслужил Патриарх Алексий II 21 июля 2005 года.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №30, 2013 г.
О закрытие собора.
В сентябре 1918 года Казань покинули белочехи, и вместе с ними ушла часть казанского духовенства, в том числе митрополит Казанский Иаков (Пятницкий) и кафедральный протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков. С сентября 1918 по май 1919 гг. собор был закрыт и опечатан в связи с объявлением Кремля военным городком, и все посторонние организации, прежде всего религиозные, из него были выселены, при этом власти разрешили вынести из собора наиболее чтимые иконы и святыни, прежде всего гробницу с мощами Святителя Гурия.
В сентябре 1919г. чекисты обнаружили соборную ризницу и, «как не имеющую исторического значения», собирались конфисковать с последующей утилизацией. Однако благодаря казанским историкам П.М. Дульскому и И.А. Стратонову ризницу удалось сохранить, передав на хранение в Губмузей. Впоследствии большая часть ризницы все же была разграблена. Ценности, как художественные, так и исторические, накопленные за многие века, утрачены безвозвратно.
Во время работы комиссии по изъятию церковных ценностей в 1921 году то, что осталось, было конфисковано. Это многие десятки икон с дорогими окладами, напрестольные кресты с мощами многих святых, старинная церковная утварь и многое другое. В 1921 году собор был еще закрыт, а действующей была лишь домовая церковь (во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских) бывшего архиерейского дома, располагавшегося неподалеку. Комиссия по изъятию церковных ценностей не обделяла вниманием кафедральный собор и повторно в марте 1922 года в ряду прочих посетила храм. Описаны были 32 панагии, 6 потиров и прочие высокохудожественные ценности, в поле зрения попали и ризы серебряной чеканки нижнего ряда иконостаса, камни из риз. Только золота было несколько килограммов, несколько пудов серебра, сотни драгоценных камней. Малая часть богатейшей библиотеки собора ныне хранится в библиотеке Казанского Университета им. Лобачевского, а три уцелевшие иконы из главного иконостаса – в музее изобразительных искусств Татарстана. Изъято было и высокохудожественное Евангелие XVIII века из Крестовой церкви архиерейского дома. «Особое мнение» музейной комиссии не осталось без внимания, и Центральный музей прислал резолюцию: «оставить», которую вскоре отменили, и большой потир и Евангелие 1759 года из собора были изъяты. Усилиями музейного отдела все же удалось отстоять лампады-подсвечники (6 штук), оклад Елисаветинского Евангелия под условием предоставления верующими соответствующего количества серебра. Помимо упомянутых ценностей смогли вернуть еще 7 панагийных крестов и договориться об освидетельствовании в Наркомфине изъятых вещей, среди которых был «дискос Кир Адриана». Впрочем, многие вещи, опротестованные экспертами музейного отдела, секретарь комиссии по изъятию церковных ценностей все же «усиливался отправить в Москву».
С мая 1923 года по сентябрь 1925 года собор был действующим, а решением ТЦИК от 20 сентября 1925 года был вторично закрыт и передан музейному отделу. 1926 года ноября месяца 29 дня НКФин, а именно управление неналоговых доходов сообщает в ТЦИК, что кафедральный собор музейным отделом приводится в порядок и будет открыт для обозрения как музей-памятник XVI века.
В мае 1929 года тучи стали сгущаться над величественным храмом: сначала Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей (среди прочих и кафедрального собора) в июне того же года, учитывая острую нужду в строительных материалах. Президиум разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему последний дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929 года. Хотя Государственная Академия Истории Материальной Культуры, обследуя храм с 23 июня по 14 июля 1929 года, нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, памятник в связи с большим историческим значением требовал подробного исследования. Секретным постановлением от 26 ноября 1929 года за № 1107/с Президиум ТЦИК по вопросу разбора кафедрального собора в паре с НКВД не видит «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации» (тогда была разобрана часть построек, принадлежавших собору).
В начале марта 1932 года ускоренными темпами начали разбирать «коридор» (т.е. высокое крыльцо) и остатки колокольни, само же культовое здание музейный отдел передал Центральному архиву под архивохранилище.
Указами Президента РТ и постановлением кабинета министров Благовещенский собор в 1995 году передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль».
Из издания «Православный собеседник» 2-2017 г, протоиерей Владимир Мухин «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы ХХ столетия»