Спасская башня Казанского кремля и находящаяся в ней во имя Нерукотворенного образа Спасителя церковь (военная). Спасская башня, вместе с утвержденным на ней Нерукотворенным образом, принадлежит ко времени царя Иоанна IV; судя по материалу, из которого построена башня, видно, что она строилась в одно время с каменной кремлевской стеной, начатой в 1555 г.; следовательно, башня древнее каменного кафедрального собора, выстроенного в 1562 г., и Спасо-Преображенского монастыря, построение которого падает на 1596 г.
Главным материалом для постройки нижнего этажа Спасской башни служит местный известняк, из которого была построена и нижняя часть кремлевской стены; второй и третий этажи башни сложены из кирпича; кирпичи имеют величину 6 3/8 х 3 1/8 х 1 1/5 вершк., весом до 16 фунтов, неровны, очень крепки; по способу выделки и ручной резке они, несомненно, принадлежат к XVI в.
Что Спасская башня относится по постройке к XVI в., это доказывает отсутствие в ее архитектуре разных затейливых украшений: валиков с гранями, колоннок, полуколоннок, полукружий с фризами и т. п. орнаментов, встречающихся в большом количестве на постройках XVII в. Очевидно, мастера заботились, прежде всего, о прочности кладки; работа их аляповата, груба; в выполнении нет смелости. Своды внутри башни пологи, стены отштукатурены чрез простую обмазку кирпичей только что обожженой известью.
Во всей постройке башни видна гармония и та красота, которой обладают наши древние постройки. Верхняя часть здания состоит из поставленной на платформе башенки, которая напоминает несколько башенки донжоны в укрепленных замках Западной Европы XIV и XV вв., но имеет от них и существенное отличие, благодаря чисто церковному характеру постройки: сквозные арки и даже прорезные окна на крыше для прохода звука от колоколов. Башня заканчивается как бы шатром; подобные же верхи имеют современные казанской кремлевские башни в Москве и колокольни некоторых храмов, относящихся по постройке к средине XVI в.
На переднем фасаде Спасской башни, в особой нише, на цементе поставлен Нерукотворенный образ Спасителя, весьма значительных размеров. В Казани давно существовало предание, что этот образ сделан не только по образцу, но и по мере известного знамени царя Ивана Васильевича, на котором был вышит Нерукотворенный образ Спасителя, а на верху древка которого был водружен тот самый крест, который был у Дмитрия Донского на Куликовском поле. Это предание подтвердилось; из описания старинных русских знамен, хранящихся в Московской Оружейной палате (изданном в 1865 г.) видно, что мера знамени 1552 г., хранящегося под № 3572, одинакова с размерами образа на Спасских воротах города Казани. Эта икона в настоящем виде носит на себе следы древности, но вместе с тем и позднейших поправок. Заметно, что икона писана сначала красками, разведенными на белке, или на сусле, по клеевой подготовке; это обыкновенный прием древнего русского иконописания. От действия солнечных лучей и непогоды первоначальные краски уничтожились и образ возобновлен уже масляными красками, причем сохранен прежний абрис главы и лика Спасителя, но характер живописи, конечно, изменился. Мысль поставить образ над воротами Казани подсказана царю известным церковным преданием об едесском владельце Авгаре, который, получив от Спасителя чудесный Его образ на полотне, велел поставить его над воротами города Едессы. Царь Иоанн IV осуществил эту мысль тем с большим усердием», что самый успех Казанского похода он считал чудом Нерукотворенного образа на знамени. «Мы с крестоносною хоругвию царство Казанское покорили», писал впоследствии царь Курбскому.
Интересна последующая судьба этого знамени. После Казанского похода оно хранилось «в хоромах государя на верху»; в 1686 г. это знамя было при походе в Крым князя В. Голицына; потом было под Азовым и в последний раз участвовало в шведском походе в большом полку генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева.
Спасская башня и находящаяся внутри ее церковь Нерукотворенного образа много раз делались жертвой огромных казанских пожаров, а именно в 1595, 1694, 1749 и 1815 годах. Предание говорит, что икона над воротами оставалась невредимою во время пожаров, что в 1815 г., когда вокруг иконы и по всему кремлю разливалось страшное пламя, даже стекла у иконы не потрескались. Народное верование относит икону к чудотворным казанским святыням. После пожара 1815 г. церковь долго стояла в запустении, в полуразрушенном виде, только лет через десять была возобновлена комендантом Казани бароном Пирхом. Император Николай I во время пребывания своего в Казани в 1836 г., проезжая мимо Спасской башни, обратил внимание на икону и на архитектуру кремлевской церкви. Когда государь узнал об историческом значении церкви, то повелел «находящуюся в Спасской башне казанского кремля церковь во имя Спасителя исключить из епархиального в военное ведомство, назначив к ней особого военного священника и причт, с содержанием по штату для церкви Кинбургской крепости и к храму сему причислить военные части и ведомства». Сообразно с новым назначением, церковь была украшена военного арматурою. В 1862 г. над иконою, стоявшей над воротами башни, была устроена крытая площадка со сквозными арками вокруг самой иконы, тогда же построена и каменная лестница на башню.
Есть предположение, что Спасская башня с церковью внутри основана на месте древней татарской мечети. Предположение основывается на сопоставлении одного места из сказаний Курбского с рассказом о том же царственной книги. Курбский говорит, что когда русские погнали татар «аж до мечетей, яже близу царева двора стоят, абие изыдоша во сретение наших абазы их, сеиты, моллы, пред великим их Амиром, именем Кулшериф-моллою, и сразишася с нашими так крепце, аж до единого избиша их». Царственная книга эту схватку описывает так: «и приближашася христиане к мечети, к Кулшерифу, к Тезицкому оврагу, и тут с Кулшерифом-моллою многие неверные совокупившеся и зле биющеся». Дело, следовательно, происходило у Кулшерифовой мечети, близ современных Спасских ворот. Строить христианские храмы на месте языческих капищ или магометанских мечетей — древний христианский обычай. «Царь среди города Казани мизгити сокрушил и православие учинил», замечает Софийская летопись. Принимая во внимание эти побочные даты, можно сказать, что высказанное предположение более чем вероятно.
С сайта allkazan
Третьей «обыденной» церковью, построенной 4 октября 1552 года, была Спасская. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Была расположена со стороны Кремля, с северной стороны башни. Раньше между церковью и башней был проход по стене, но после многочисленных пожаров и переделок проход был застроен для расширения храма. На древних схематических рисунках видно, что церковь была прекрасным памятником типично псковской архитектуры. С северной стороны стены украшают лопатки, первоначально их было три, затем прибавилось еще две. Покрытие было восьмискатное с одной главкой. Колокола располагались на небольшой звоннице. Император Николай I, осмотрев в 1836 году руины храма, распорядился его восстановить и зачислить в военное ведомство, как полковой. Восстановленная церковь получила оригинальный иконостас, украшенный военными атрибутами, оружием и знаменами. В 1894 году со стороны Ивановской площади сделан новый вход, а над ним небольшой шатер с куполом, так как собственно над храмом купола давно не было. После революции в церкви помещался армейский клуб, сейчас помещение пустует. У Спасской башни есть еще одна достопримечательность – вечевой «сполошный» колокол – единственный колокол в городе, не покидавший своего места. А когда-то около него висели более мелкие колокола Спасской военной церкви.
Заслуживает особого внимания и история часовни, пристроенной к Спасской башне. На южной стене башни со стороны Ивановской площади с древних времен висел писанный на доске образ Спаса Нерукотворного – такой же, как и на знамени Иоанна Грозного. Предание говорит, что эта икона переживала все пожары, холода, дожди и всегда оставалась невредимой. В 1863 г, когда кафедральному собору выстроили новое крыльцо, перед башней соорудили часовню-павильон, аналогичную крыльцу, для сохранения иконы. В 1907 году купец П. Щетинкин выстроил часовню в древнерусском стиле. Часовня была шатровой и гармонировала как со Спасской Башней, так и с башней Сююмбике. Именно с нее в 1927 году началось уничтожение казанских храмов. Теперь на месте часовни пробиты ворота. (Раньше ворота были коленчатые, их следы видны на восточной и западной стенах башни). А сама икона сохранилась, она находится сейчас в храма Ярославских чудотворцев над ракой св. Гурия.
Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В. Фролов, — Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.
Основание Казанской военно-кремлевской церкви, находящейся в здании Спасской башни Казанского Кремля относится как местным преданием, так и письменными историческими данными ко времени царя Иоанна Васильевича Грозного и приписывается его личному повелению, как выражение особой благодарности Господу Богу за покорение Казани.
На переднем фасаде Спасской башни, в особой нише тогда же был поставлен в сребро-позлащенной ризе Образ Спасителя («Нерукотворенный»), весьма значительного размера (в вышину 3 арш. 8 верш., а в ширину 2 арш. 10 верш.). По преданию, этот образ, устроенный по образцу и по мере «Великого знамени», бывшего при Царе во время взятия Казани также по личному повелению покорителя Казанского царства. В Казанских писцовых книгах 1566-1568 г.г. на 43-45 листах об основании Кремлевской церкви, именуемой часто «Спас Нерукотворенный, иже на вратех», читаем следующее: «Да на городе, на каменной стене, на Спасских набольших воротах, церковь каменна, Спаса Нерукотворенного Образа, строение все из Государевы казны, а в церкви образов: образ Спаса Нерукотворенного полуторы пядницы, обложен серебром и золочен венец выбит, да пять образов на золоте: Спас Вседержитель, две Пречистые, а книг в церкви Евангелие тетр в полдесть, позолочено, атлас зелен посконный, крест и Евангелисты медяны, Апостол тетр в полдесть, псалтырь с следованием в десть, шестодневец, минея общая, служебник, три блюда оловянные, ризы безинные, оплечьи камка-ветчана, шелк багров да лазорев, патрахель бархат черн, на черватой земле, поручи бархат лазорев с золотом. Крест воздвизальный велик, медян вольячный. Двери царские на лазори. Крест воздвизальный резан на дереве, кадило и укропник медяны, да у церкви в паперти два колокола».
К сожалению, из всех древних священных предметов ни один не сохранился до нашего времени, кроме Нерукотворенного Образа Спасителя «иже на вратех», для помещения которого в 1905 г. сооружена на средства Статского Советника П.В. Щетинкина обширная каменная часовня. Имеются при церкви: 1) снимок с того знамени, которое было при Царе Иоанне Грозном во время штурма Казани (подлинное хранится в Московской Оружейной Палате); 2) автограф, или собственноручная подпись Святителя Гурия: «Смиренный Гурий, Божией милостью Архиепископ Казанский и Свияжский»; 3) снимок с знамени «большого полка 1654 года»; 4) снимок со знамени «большого наряда 1654 года»; 5) металлический снимок — копия «Им же прободено было ребро Спасителя Нашего» (кем доставлено и пожертвовано неизвестно); 6) типикон Московской печати 1682 г. «повелением царя Феодора Алексеевича и благословением патриарха Иоакима» в двух частях; 7) Св. Евангелие Московской печати 1779 г. (повелением Императрицы Екатерины Алексеевны и благословением Св. Синода).
В 1815 году, во время большого пожара в Кремле, Спасская церковь сильно пострадала, затем долго стояла в полуразрушенном состоянии и только в двадцатых годах минувшего столетия была возобновлена усердием коменданта г. Казани барона Пирха и воинских чинов Казанского гарнизона, оставаясь по прежнему в епархиальном ведомстве. Но в августе 1838 года Государь Император Николай Павлович, при посещении Казани, обратив внимание на Спасскую башню с образом Спасителя и старинную архитектуру Кремлевской башни, приказать изволил «находящуюся в Спасской башне Казанского Кремля церковь во имя Спасителя исключить из Епархиального в военное ведомство, назначить к ней особого военного священника и причт с содержанием по штату для церкви Кинбургской крепости и к храму сему причислить все военные части и ведомства».
Вмещает церковь до 300 человек.
По штату при церкви положены: один священник и два псаломщика.
Приписные церкви: 1) церковь во имя Св. Апостола и Евангелиста Матфея (16 ноября). Зданием — деревянная, сооружена на средства умершего Казанского купца М. Н. Вениаминова-Башарина 14 марта 1893 г; 2) лагерная церковь во имя Св. Равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, деревянная, построена в 1895 г. на средства Казанского купца В. Ф. Булыгина и освящена в том же году 23 июня.
С 5 февраля 1906 г. при церкви открыто «Церковное Братство во имя Христа Спасителя», согласно утвержденному Протопресвитером военного и морского духовенства А. А. Желобовским уставу, преследующее цели религиозно- просветительные, церковно-строительные и благотворительные.
Источник: Цитович Г.А. «Храмы армии и флота.» Пятигорск, 1913