Всякому, кто любуется панорамой нашего белокаменного кремля хоть со стороны Казанки, хоть со стороны вокзала, видны над его густой застройкой шесть куполов: пять над Благовещенским собором и один – над Духосошественской церковью. И это все из храмовой архитектуры кремля, что осталось после революции. Два храма: бывший кафедральный собор и бывшая дворцовая церковь.
Традиция возведения дворцовых и домовых церквей повелась издревле. Их строили еще при княжеских теремах и боярских хоромах домонгольской Руси. В эпоху Руси Московской при царском дворце в Кремле находилось сразу несколько церквей. В Петербурге же вообще домовых церквей было гораздо больше, чем обычных приходских (около 60 приходских на весь город, тогда как вместе с церквями дворцов, учебных заведений и разных ведомств – 465). Казанский губернаторский дворец в кремле также должен был иметь свой храм. По проекту одного великого архитектора – К. Тона был возведен и Большой Кремлевский дворец в Москве и губернаторский в Казани (ныне – резиденция президента РТ). И как московский дворец XIX века, включил в свой комплекс множество построенных ранее палат и церквей, так и Казанский был соединен переходом с заново отреставрированной старинной церковью, которая в XVIII в. называлась Введенской.
Точная дата постройки первоначального храма неизвестна. В 1565 г. на этом месте уже стояла церковь с приделом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В XVIII в. храм был перестроен и уже весь освящен как Введенский. Русское барокко, господствовавшее в ту эпоху, и русский «теремной стиль» более раннего XVII века удачно соединились в его облике. Пожар 1815 года превратил Введенскую церковь в обгорелые развалины. После этого целую треть века она стояла без ремонта. На одной из литографий Э. Турнерелли (1830-е гг.) мы видим ее: без купола, с потрескавшимися стенами, с пустыми глазницами окон, с кружащимися воронами. Но по этой литографии все же видно, насколько новопостроенная в 1849 – 1854 гг.
Духосошественская церковь почти один к одному похожа на разрушенную Введенскую. Это практически один и тот же храм – только заново освященный и соединенный отныне в единый комплекс с дворцом. Так что дворцовую церковь сошествия Св. Духа лишь очень условно можно назвать храмом середины XIX века. По времени последнего освящения (1854 г.), когда сменилось название, это действительно так. Но по всем формам и декору, перед нами – не что иное, как замечательный памятник русского барокко XVIII столетия. Все его аналоги в нашем краю, к сожалению, разрушены. Это, в первую очередь, одноименный Введенский собор Кизического монастыря и Воскресенский собор Новоиерусалимского (оба – конца XVII века). У них были такие же тройные пучки полуколонн по углам; такие же кирпичные фризы под кровлей, похожие на бахрому; такие же наличники окон с «петушиными гребешками» поверху; такие же восьмигранные барабаны… а у Воскресенского собора усиливала сродство еще и галерея.
Хорошо сохранившаяся галерея Духосошественской церкви – замечательное произведение зодчества. Больше во всей Казани и окрестностях ни у одной церкви не сохранилось арочных крытых галерей. Изначально галерея представляла собой незастекленную террасу: как бы балкон вокруг всей церкви в форме буквы «П». Позже ее застеклили и превратили, таким образом, в светлый коридор. Сейчас, после реставрации 2002 года, цельные рамы окон заменены открывающимися настеж стеклянными ставнями, так что галерею можно сделать и открытой, и закрытой. Со стороны дворца к храму ведет крытый переход над аркой (на уровне второго этажа) – очень похожий на некоторые переходы Большого Кремлевского дворца Москвы. Со стороны башни Сююмбеки – высокая удобная лестница. Стоит отметить, что с башней Сююмбеки церковь очень удачно гармонирует своей ступенчатой конструкцией. Две «ступеньки», из которых она состоит, очень похожи на два нижних яруса легендарной башни, стоящей рядом. Церковь примерно вдвое ниже, но тоже очень изящна. А венчает ее 8-гранный луковичный купол с медно-лепными растительными «гирляндами» вдоль каждой грани. Из этих же гирлянд составлены и кольца-венки на каждой из 8 плоскостей. Купол, таким образом, очень оригинален и больше всего напоминает этими украшениями царскую церковь Большого дворца в Петергофе, тоже памятника XVIII века. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа занимал лишь второй этаж. Там же и находился и крошечный придел св. мученицы царицы Александры (жены императора Диоклетиана). На первом этаже размещался еще один придел – св. Николая Чудотворца. Находившаяся там красивая икона св. Николая была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской. Вообще все иконы в главном храме и во всех приделах были – 1854 года, современные освящению церкви… Того же года – и все святые предметы алтаря. Разумеется, они не сохранились – красноармейцы разграбили этот храм одним из первых, когда в сентябре 1918 г. взяли Казань. Переделанная под столовую, церковь полностью утратила оформление своих интерьеров в стиле классицизма. Если б оно сохранилось, то был бы особенно интересен этот контраст: фасады в стиле русского барокко и внутреннее убранство в европейском классическом стиле.
Церковь до сих пор не возрождена в качестве действующей, хотя, как уже отмечалось, капитально реставрировалась в 2001 – 2002 гг. Установление над ее куполом вместо креста знака «ЮНЕСКО» (Казанский кремль как раз был включен тогда в список всемирного достояния) вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию общества, особенно верующих. Знак вскоре сняли, и сейчас купол храма уже ничего не венчает – крест над ним пока так и не установили.
Из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»
Дворцовая церковь расположена с западной стороны Губернаторского дворца, галереей-переходом соединяется с Губернаторским дворцом. Церковь построена в XVII веке. Первоначально называлась Введенской, отремонтирована в 1852 г. и вновь освящена в 1859 г. во имя Сошествия св. Духа.
Одноглавый четверик основного храма с характерной барочной раскреповкой, подпираемые пучками колонн с пышными капителями на углах и нарядными оконными наличниками, поставлен на двухъярусный подклет. Проемы нижнего подклета украшены наличниками из кирпиных валиков с килевидным верхом над дверными и треугольными над оконными проемами. Луковица над главкой украшена накладными дубовыми венками и ветками, накрывающими ребра его граней. Четверик высится над крытой галереей-папертью с красивыми гранеными столбами. Галерея, куда ведет широкая наружная лестница, изначально, возможно, была гульбищем. Ограждение гульбища, переходящее в ограждение наружной лестницы, оформлено ширинками в сочетании с рядом сухариков. По верху гульбища и четверика карнизы украшены мукарнами на четверике к ним добавляются и сухарики. Крытым переходом церковь соединили в XIX в. с домом губернатора на уровне второго этажа (затем здание Совета Министров и Верховного Совета ТАССР, ныне — Резиденция Президента РТ). Окна перехода выполнены повторяющимися бифориумами. Фасады оформлены в стиле русского барокко XVIII в.
Татарской СНРПМ производились ремонтно-реставрационные работы, обмеры и обследования под руководством архитекторов Айдарова С.С., Петрухина В.С. в 1958, 1967, 1975 гг. Реставрировалась в 2000—2006 гг.
С официального сайта Казанского Кремля
Когда построена эта церковь не известна, но есть точные данные , что в 1749 году она сгорела. Ходят упорные слухи о том, что это сохранившаяся татарская мечеть Нур-Али, но подобное утверждение безосновательно. Археологические раскопки 70-х гг. показали, что здание церкви строилось одним ансамблем с башней Сююмбике в самом конце XVII, а скорее в начале XVIII века, т.е после взятия Казани. Ориентирована на местности она так, как и все русские церкви, а не мечети. И главное, между храмом и башней найдены фундаменты татарского времени. Возможно, это остатки мечети, а скорее мавзолей. Фундаменты сохранены – их укрепили и законсервировали. В 1815 году церковь полностью сгорела и до 1849 года использовалась как склад казенного пороха. В 1849 году по инициативе главноуправляющего путей сообщения графа П. А. Клейнмихеля началось ее восстановление. Работы велись до 1854 года, а освящен храм лишь 19 марта 1859 года. Здание храма сохранилось до наших дней.
Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г. В. Фролов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.
Дворцовая или «при губернаторском доме» церковь каменная, двухэтажная находится в крепости, на одной линии с дворцом. Вероятно, она поставлена на том месте, где с давних пор и до последнего времени была Введенская церковь. Она примыкает к зданию дворца с западной стороны его, а с южной стороны почти рядом с нею башня Сююмбике. Место, где находится часть дворцового сада, к Благовещенскому собору, ранее принадлежало соборному причту.
Церковь, которая находится теперь на западной стороне губернаторского дома, в ужасный пожар 1815 г. была истреблена пожаром, после которого остались от нее одни стены. В полуразрушенном состоянии она оставалась до 1849 г. Богослужение в ней не совершалось, а под нижними сводами хранился казенный порох для частной продажи. В ней не было ни иконостаса, ни утвари: все было уничтожено временем, а частью передано для хранения в монастырь Кизический.
В 1849 г. начато ее было возобновление по предписаниям его сиятельства, бывшего главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями Клейнмихеля от 5 апреля 1849 г. и 12 мая 1850 г. во исполнение высочайшего повеления государя императора Николая Павловича. Окончательная отстройка церкви произведена в 1854 г. по чертежам, высочайше утвержденным 24 июня 1852 ., а 19 марта 1859 г. освящена. Колокольни и колоколов при ней нет.
Престолов во Дворцовой церкви три: в настоящей теплой – во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, а в приделе той же церкви и в том же этаже – во имя муч. царицы Александры; в нижнем этаже холодном – престол во имя св. чудотворца Николая. Нижняя Николаевская церковь и придельная наверху очень небольшие – это маленькие комнаты. К Духосошественской церкви с южной стороны из покоев государевых идет широкий коридор. Такой же коридор окружает эту церковь с западной и северной сторон. На последней стороне и устроен в коридоре придел во имя муч. царицы Александры.
Иконы во всех церквах живописные одного времени и одной руки, они устроены к 1854 г. Хорошо написаны иконы в иконостасе Духосошественской церкви, особенно икона Божией Матери по левую сторону царских врат и храмовая икона Сошествия Святого Духа на апостолов за правым клиросом. В нижней Николаевской церкви перед амвоном, на аналое, небольшая икона св. Николая в серебряной вызолоченной ризе – жертва Анны Давыдовны Баратынской в память в Бозе почившего государя Николая Павловича, а в верхней Духосошественской церкви, на стене левого клироса икона Александра Невского – жертва губернаторши Нарышкиной в память избавления драгоценной жизни императора Александра Николаевича от руки злодея, дерзнувшего выстрелить в него 4 апреля 1866 г. Сосуды, Евангелия и напрестольные кресты серебряные золоченые сазиковской работы, приготовлены к 1854 г.
Причта положено по высочайшему указу 10 ноября 1854 г. священник и причетник, но должность последнего с 16 апреля 1867 г. исправляется вольнонаемными. Церковного дома для священника и псаломщика нет, а священнику отводится квартира на самом верху губернаторского дома. Жалование производится священнику 286 руб. и причетнику 72 руб. в год. В 20 саж. от сей церкви находится кафедральный Благовещенский собор.
«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.