Древнейшие здания монастыря не сохранились, ныне существующие храмы и постройки относятся в основном к XIX в. К сожалению утрачен и главный собор монастыря, являющийся доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Собор был построен вместо старого собора 1594-1595 гг. по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова под наблюдением казанского архитектора Ф. Е. Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798 г. присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором) и Константином. В 1808 г. храм был расписан и освящен. Утрачена и шестиярусная монастырская колокольня высотой 55 метров, построенная, скорее всего в первой половине XVIIв.
Из книги «Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XX вв.)». — Казань, 1998 год, издательство «Фест».
О закрытии храма Казанской иконы Божией Матери
В период Рождественского поста 24 и 25 декабря 1928 г. в соборе Казанской иконы Божией Матери появлялись неизвестные общине лица для осмотра, без соблюдения надлежащего порядка и, между прочим, сообщали богомольцам о предстоящем закрытии храма, чем породили волнения в общине. Многие требовали созвать собрание и писать ходатайства. Дабы разрядить обстановку, настоятель Богородичного храма священник Ал. Лебедев по поручению совета общины довел до сведения НКВД, дабы Наркомат поспешил «обратить на вышеуказанные факты свое правительственное внимание». Так начался год 1929-й. Привычная череда праздников – Рождество Христово, Крещение Господне, неизменный крестный ход с водосвятием отодвинули на задний план переживания. Но тучи сгущались. Образовательное учреждение под названием «Татпедтехникум» присмотрело на территории бывшего монастыря тот самый летний храм и решило использовать его под столовую. Данное ходатайство через необходимые инстанции поступило в НКВД. Досконально зная механику процесса закрытия храмов, ТатНКВД указал на основную ошибку всей затеи – отношения без подготовки общественного мнения недостаточно, а работа в нужном направлении не ведется. От передачи педтехникуму указанной церкви НКВД ТАССР воздержался, но это не помешало уже с октября 1929 г. использовать летний храм как складское помещение для хлеба. Однако существовала небольшая неувязка – иконостас. Под грифами «Срочно» и «Секретно» лично нарком внутренних дел Татарской Республики сделал запрос о ценности иконостаса в Академический Центр. В ноябре секретная часть НКВД получила пространное извещение от музейного отдела Академического Центра при ТНКП о том, что иконостас «по заключению специалистов имеет художественную ценность, но не представляет из себя большой материальной ценности для реализации». Рекомендация: желательно иконостас сохранить до «решения о назначении всего памятника в целом», поскольку он не мешает засыпке зерна. Община, трезво оценив ситуацию, отказалась от летнего храма . Президиум ЦИКа ТССР от 16.11.29. принял стандартное постановление: «договор, заключенный НКВД с общиной верующих 22 марта 1926 г. в части, касающейся пользования летним храмом, – расторгнуть и здание храма передать в распоряжение Горсовета». А 22 февраля 1930 г. община официально отказалась от колокольни, поскольку после снятия колоколов она стала ненужной.
Дальнейшая трагическая судьба храма описана профессором Казанского университета Борисом Васильевичем Варнеке пометкой на страницах книги П. М. Дульского «Памятники Казанской старины»: «Летний храм Казанского монастыря уничтожен. 26 мая 1932 года ночью в 4½ часа был произведен взрыв стен храма и последний осел и развалился. Храм уничтожен для постройки на его месте фабрики кинофильма «Востоккино».
По материалам: статьи В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г. Казани в 20-30 годы ХХ столетия» Из альманаха «Православный Собеседник» №1 (16) 2008 г изд-во КДС, Казань -2008 г., и статьи Н. Валеева «Предотвратить «Губительство и вандализм», журнал «Казань» № 1-2011 г.
Первый деревянный собор Казанской Богородицы на территории монастыря построен в 1594 году. Уже на следующий год был заменен каменным. При разбойном нападении на монастырь в 1774 году пугачевские войска сожгли его. К концу XVIII в. Казанский собор обветшал так, «что камни валились из стен и сводов и никакие укрепления не могли возвратить ему прежней прочности», и в начале 1790 годов он был разобран. В 1791 году великим столичным архитектором И. Е. Старовым был спроектирован новый храм, но средств на его реализации сразу не нашлось. Воплощению проекта в жизнь было совершено 30 мая 1798 г. Именно в этот день Император Павел I, во время пребывания в г. Казани, заложил первый камень в будущий новый собор Казанской иконы Божией Матери и высочайше повелел выдать на его построение 25 тыс. рублей, а в 1802 году и император Александр I внес свою лепту в размере 20 тыс рублей. Возведение собора было поручено Ф. Е. Емельянову, которого И. Е. Старов вызвал в Петербург, чтобы проверить его профессиональные знания, убедиться, в состоянии ли казанский архитектор справиться с осуществлением его проекта. Знаменитый зодчий остался доволен. Влияние работ Старова, изучение его чертежей в процессе строительства, безусловно, сказались на творческом росте Емельянова. Но ему не удалось довести возведение собора до конца. В 1804 году, оклеветанный настоятельницей монастыря игуменьей Софией (в миру влиятельной княгиней Волхонской), он был предан суду. Сенат не нашел состава преступления, но всесильная игуменья настояла на отстранении Емельянова от должности. Собор был закончен новым губернским архитектором Я. М. Шелковниковым. За 10 лет был возведен грандиозный 5-ти купольный холодный храм Рождества Богородицы, самый большой в городе. В плане он имел 49 на 43 м и более 44 м высоты. С трех сторон он украшен порталами и колоннами юнического ордена, которые поддерживают фронтон. 18 колонн окружили собор со всех сторон, кроме алтарной части. Главный купол зиждется на колоннаде коринфского ордена. В последствии храм, согласно плану капитальной перестройки монастыря по проекту архитектора Я. М. Шелковникова, занял центральное место всего ансамбля обители, и все более поздние сооружения как бы «обволакивали» его. Интерьер храма Казанской иконы Божией Матери, также поражал величавостью и великолепием:
— облачение алтарного престола было отлито из более 2 пудов серебра;
— почитаемая икона Спаса Нерукотворного (справа от Царских врат) имела серебряную ризу более 1 пуда — с 17 алмазами, 34 аметистами и 32 топазами,
— Казанская икона Богоматери — главная святыня монастыря — имеет две драгоценные ризы, одна из чистого золота, украшена 18 крупными бриллиантами и 412 драгоценными камнями, друга риза – сплошь унизана жемчугом и короной , пожертвованной императрицей Екатериной II в бытность ее в Казани, насчитывала 479 бриллиантов и 100 алмазов и более 1120 другими драгоценными камнями.
Строительство собора без стоимости интерьера составило 57142 рубля (в ценах начала ХIХ века). Освящение собора состоялось в 1808 году. Собор имел два боковых придела: во имя Александра Невского и в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1913 году на месте обретения иконы, в подвале Казанского собора, стараниями и заботами святой Великой Княгини Елизаветы Федоровны был построен пещерный храм – часовня в честь Рождества Богородицы.
Храм разрушен 26 мая 1932 года.
В статье использованы материалы: М. Пинегин «Казань в ее прошлом и настоящем» С.-Петербург-1890 , Н. П. Загоскин «Спутник по Казани» Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города, Казань-1895, Фехнер М. В. «Великие Булгары, Казань, Свияжск» изд-во «Искусство», Москва-1978 , А. Рощектаев «Путеводитель по святыням Казанской епархии», изд-во «Отечество», Казань-2006 г.