Воссоздавать храм начали в 2016 году. Памятный камень в основание объекта заложили 21 июля 2016 года с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Собор воссоздан практически в первоначальном виде. Восстановлен и «пещерный храм», который 25 февраля 2020 года был освящен митрополитом Феофаном. Сейчас в соборе продолжаются работы по устройству чугунных полов, по внутреннему декору и храмовой росписи. Создаются иконы для иконостасов, изготавливается церковная утварь и мебель.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП
Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана перешло в финальную стадию. В нынешнем году Богородицкий Казанский мужской монастырь отмечает несколько важных дат. Ровно 425 лет назад здесь, на месте явления одной из самых почитаемых в России святынь — Казанской иконы Божией Матери, возвели и освятили первый каменный собор обители. А 110 лет назад по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны (впоследствии преподобномученицы) в подвалах собора начались работы по обустройству пещерного храма.
Возрождение Казанского собора инициировал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, как только стал правящим архиереем Казанской епархии. После этого проходили интенсивные переговоры и консультации с Минтимером Шаймиевым, первым президентом Татарстана, занимающим сегодня должность Государственного советника, и нынешним президентом республики Рустамом Миннихановым. Пять лет назад, в праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2015 года, Рустам Минниханов издал указ о воссоздании Казанского собора (одновременно тем же документом он распорядился построить в республике Бóлгарскую исламскую академию). Сегодня собор в центре Казани уже выстроен, в разгаре работы по убранству. Великое освящение намечено на следующий год — предварительно на день памяти явления иконы 21 июля.
Основную часть работ финансирует благотворительный Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, который возглавляет Минтимер Шаймиев. Сюда перечисляют пожертвования физические и юридические лица. Ранее, помимо возведения Бóлгарской исламской академии, эта организация провела масштабные работы на острове-граде Свияжск. Ныне свияжский Успенский собор и монастырь входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2016 году в день празднования обретения чудотворного образа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева и спикера Госдумы Сергея Нарышкина совершил чин освящения закладного камня на месте воссоздания Казанского собора. Строительно-монтажные работы заняли два года и завершились пару лет назад. Уже сейчас, несмотря на продолжающиеся отделку и благоукрашение интерьеров, воссозданный из небытия Казанский собор стал одним из важных символов древней столицы Татарстана.
Предлагаем паломникам и туристам обратить особое внимание на пять элементов этого храма.
Фасады. Фасады — творение Ивана Старова. Казанский собор отнюдь не выглядит массивным и тяжеловесным. Работавшие над проектом зодчие достигли этого эффекта в основном двумя приемами: белокаменными стенами и пышным — и одновременно эстетически утонченным — наружным декором.
Несмотря на широкое использование в конструкции кирпича, снаружи здание выглядит, как и в старину: внешняя отделка выполнена из белокаменных панелей. Все протяженные силовые конструкции нелинейного профиля — арки, полуарки, купола и опорное кольцо на 14-метровой отметке — отлиты из монолитного железобетона. С трех сторон — западной, северной и южной — фасады украшают портики с колоннами ионического ордера. Центральный купол хороводом окружает колоннада коринфского ордера, малые барабаны поддерживают ионические пилястры (плоские вертикальные выступы) прямоугольного сечения. Все эти элементы также отлиты из монолитного железобетона по современной технологии высокоточной опалубки немецкой компанией «Пэри».
Над окнами, венчая первый ярус фасадов, стены опоясывает галерея из 28 квадратных двухметровых икон академического стиля. Способ их исполнения немного отличается от исторического аналога. Если в позапрошлом столетии их писали красками на металлических листах и затем лакировали, теперь компания «Домострой» выложила их мозаикой из смальты. В основном здесь представлен цикл из событий земной жизни Богородицы. Кстати, иконография этого пояса дошла до нас не полностью. Большинство икон воссоздано по сохранившимся описаниям, недостающие же места заполнили образами в соответствии с комиссионным решением специалистов-искусствоведов (так, здесь изображены святители Герман и Гурий Казанские и Варсонофий Тверской).
Кровля. Ещё один важный элемент, создающий эффект воздушности и устремленности массивной постройки вверх, — купола, венчающие центральный и четыре малых барабана. Снаружи они покрыты финской анодированной медью с эффектом искусственной патины. Все остальные кровельные профили, в том числе венчание алтарной апсиды, окрашены под «аглицкое железо» в соответствии с историческим проектом. По дошедшим до нас словесным описаниям, это глубоко насыщенный серебристый цвет с глухим металлическим отблеском.
Иконостасы. До революции в Казанском соборе было три иконостаса: центральный и два боковых — в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского и в помещении ризницы. Это композиционное решение претворяют в жизнь и сейчас, а вот конкретное исполнение элементов будет отличаться от исторического аналога.
«По проекту Емельянова предполагалось установить мраморный иконостас с позолоченной резьбой и бронзовым декором, — объясняет главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов. — По неизвестным причинам наши предшественники от этого отошли, и в результате в жизнь оказались воплощены гораздо более простые и дешевые аналоги. Сейчас действуем в точности по первоначальному проекту. Весьма сложно многослойное конструктивное решение иконостаса: на монолитном железобетоне крепится металлический каркас, он обшивается аквапанелями, на которые, в свою очередь, монтируется мрамор и все декоративные элементы. Уже закуплен мрамор двух сортов — бордовый из итальянского месторождения Россо Ливанте и белый из греческого Тассоса. Готов и декор».
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и по просьбе Минтимера Шаймиева все работы по воссозданию иконостасов осуществляет и финансирует Казанская епархия. Иконы пишутся по архивным фотоснимкам. Очень помогла художникам и страховая опись 1863 года с полным описанием убранства собора, обнаруженная в начале прошлого года в Российском государственном архиве. Воссоздавая утраченные детали, элементы резьбы и сень над Царскими вратами, проектировщики ориентировались на храмовую архитектуру начала XIX века, в том числе на «родственника» Казанского собора — Троицкий собор Александро-Невской лавры (того же авторства). При воссоздании иконописных досок хорошим ориентиром послужило сохранившееся изображение Царских врат известного казанского живописца и литографа Василия Турина.
Росписи. По благословению митрополита Феофана над иконами для иконостасов работают живописцы мастерской Вячеслава Пахомова. Тот же авторский коллектив создает и стенопись собора. Этот элемент, пожалуй, оставляет более всего простора для творчества — просто в силу того, что сведений о первозданной росписи стен почти не сохранилось.
«До нас дошли всего четыре фрагментарных фотоснимка, — говорит Михаил Федотов. — Поэтому для формирования иконописной программы была создана специальная рабочая комиссия, максимально подробно изучившая архивные данные и дошедшие до нас росписи современников-аналогов нашего храма – арзамасского кафедрального Воскресенского собора и московской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Большая Ордынка. Эта комиссия, сопредседателем которой выступает митрополит Феофан, регулярно обсуждает эскизы воссоздания стенописи. В ходе совещания наш владыка вносит значимые предложения, которые коллегиально утверждаются».
Сейчас формирование стенописных композиций в самом разгаре, и уже можно заметить, что роспись будет неяркой, приглушенной, с преобладанием теплых тонов.
Пещерный храм. В нижней церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы снова совершается Евхаристия. В праздник Иверской иконы Божией Матери 26 февраля 2020 года так называемые «казанские пещеры» великим чином освятили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Берлинский и Германский Марк, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий и викарий Казанской епархии епископ Елабужский Иннокентий. В тот же день митрополит Марк доставил в монастырь ковчег с частицами святых мощей преподобномученицы Елисаветы, основательницы пещерного храма, и ее келейницы инокини Варвары.
Елизавета Федоровна любила посещать Казань. Долгое время ее духовником был впоследствии прославленный в лике преподобных схиархимандрит Гавриил (Зырянов) — настоятель расположенной недалеко от Казани Седмиезерной Богородицкой пустыни. Побывав в 1910 году в Казанском Богородицком монастыре и обнаружив, что место обретения явленной иконы в подвале монастырского собора выглядит неприглядным, великая княгиня предложила благоустроить его и оборудовать тут пещерный храм.
Проект поручили зодчему Алексею Щусеву, сама же Елизавета Федоровна полностью финансировала все работы. Высоту подвала увеличили на метр, расширили коридоры, оштукатурили стены и кирпичные своды. Освящение подземной церкви вошло в программу празднования 300-летия Дома Романовых и состоялось в 1913 году.
После взрыва Казанского собора она оказалась погребенной под обломками. «Эти развалины считались остатками древних подвалов под котельной и под хозпостройками, — рассказывает зампред Республиканского комитета по охране объектов культурного наследия Светлана Персова. — Во время археологических раскопок, когда раскрыли фундаменты, выяснилось: после взрыва они достаточно хорошо сохранились. Мы смогли прочитать объемно-пространственную структуру подземной церкви и убедились: она имеет необычную форму креста-распятия».
Планировка Богородице-Рождественской церкви непривычна: алтарь располагается в центре, а за ним к востоку, в точности над местом обретения явленного образа и под центральным престолом верхнего храма, устроена часовня с иконостасом. От широкого продольного коридора вбок уходят две пары «рукавов», в которых сейчас размещена экспозиция, посвященная истории Казанского образа, монастыря и его главного собора. Более того, во время устройства полов в пещерном храме на площади свыше 250 кв. м археологи провели дополнительные работы, в ходе которых удалось обнаружить, законсервировать и музеефицировать остатки скрепленных известковым раствором белокаменных фундаментов Казанского собора 1595 года. Теперь их можно наблюдать в прозрачных археологических окнах прямо в интерьере пещерного храма.
По сохранившимся фрагментам стен с оригинальной цементной штукатуркой удалось восстановить и первозданную стенопись. Мастера Межобластного научно-реставрационного художественного управления тщательно промыли стены и сохранившиеся своды, после чего оригинальные участки затонировали без нанесения нового рисунка, а новодельные расписали в соответствии с историческим аналогом. Неровная и хорошо заметная белая полоса теперь разделяет участки этих поверхностей — словно граница и одновременно связующая нить между прошлым и будущим.
Жаркие дискуссии разгорались вокруг оформления самого места явления иконы. «В частном семейном собрании нашелся авторский экземпляр щусевских эскизов, — рассказывает Светлана Персова. — Нам было известно, что помещение часовни на восточной стене было украшено мраморным иконостасом с басменным декором и с сенью в центре. Так вот, на уцелевшем эскизе хорошо видны места боковых колонн, но изображение самой сени… время не пощадило: вместо него на складке чертежа оказалась дырка. Пришлось искать решение в общей стилистике щусевской работы. Сень устроили в виде ниши, где размещена икона с изображением явленного образа и имитацией Царских врат, а по бокам — образы святителей Гурия и Варсонофия».
Автор: Дмитрий Анохин, Журнал Московской Патриархии, 02.11.2020, http://www.tatmitropolia.ru
О тонком искусстве и технических нюансах работы по росписи стен Казанского собора
С каждым днём обретает свой подобающий величественный облик уникальное здание собора, воссоздаваемого на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Трудами сотен высокопрофессиональных специалистов со всей России достигается мечта православных верующих увидеть завершение работ.
В настоящее время идёт один из сложнейших этапов по отделке внутреннего убранства храма, и участие в восстановлении одной из самых значимых, зримых православных святынь — собора в Казани, безусловно, станет лучшей рекомендацией для профессионалов, и памятной страницей в их творчестве.
Одним из активных участников процесса, привлечённых к работам внутри храма, стал художник Вячеслав Пахомов. Он руководит столярно-художественной «Мастерской Пахомова» в Ставрополе. Коллектив единомышленников на протяжении уже двадцати лет создаёт предметы церковного искусства для храмов и монастырей и просто верующих людей. Специалисты расписывают стены храмов и соборов, строго придерживаясь православных канонов. Иконостасы и киоты, изготовленные в мастерской, украшают храмы во многих российских городах, радуют верующих в самых отдалённых уголках страны. Особенность команды Вячеслава Пахомова в том, что для каждого храма разрабатываются собственные проекты, направленные на сохранение особенностей архитектуры, исторической и культурной стилистики и уникальности здания. Недавно Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во внимание к помощи в благоукрашении храмов Ставропольской епархии Вячеслав Валентинович Пахомов был удостоен патриаршего ордена Русской Православной Церкви преподобного Андрея Иконописца III степени.
О тонкостях работы по воссозданию живописного убранства собора Казанской иконы Божией Матери рассказал Вячеслав Пахомов.
— Вячеслав Валентинович, с чего всё начиналось?
— Как обычно, с проекта, в первую очередь создавались наброски, которые утверждала комиссия. Вначале в мастерских делались небольшие работы, дорабатывались все нюансы, расстановка фигур, ткани, одежда, цвета, и после того, как комиссия утверждала готовый вариант, только тогда мои ребята «переходили» на стену. Если говорить о нюансах этого процесса, на стену наносился рисунок, потом он делался в графическом и в монохромном изображении, для того, чтобы найти правильные тона, собрать композицию в единое целое. И только потом вводился цвет, делалась живопись. Но чтобы композиция окончательно зажила, всегда требуются специфические доработки.
К сожалению, полностью изображение всех внутренних убранств Казанского собора на фотографиях не сохранилось. Остались снимки отдельных фрагментов храма, по ним можно было что-то восстановить один в один: орнаменты, живописные работы, и мы это делаем. К счастью, до нашего времени дошло историческое описание, изображение каких святых и на какой стене располагались. В этом случае нами создаются уже авторские композиции с учетом стилистики начала девятнадцатого века. Соблюдаем техники старых мастеров, стараемся максимально создать атмосферу первой четверти девятнадцатого века.
— Действительно, для этого пришлось изучать работы старых мастеров?
— Обязательно! Поскольку нас касалась живописная часть, мы свои силы направляли на изучение художественных образцов того времени и работы художников. Из материалов, которые нам предоставляла комиссия и музейные сотрудники, мы узнали, что здесь работал художник по фамилии Турин. Изучили его работы, в том числе эскизные, манеру его письма, и эту технику мы также соблюдаем.
— Но используете современные краски?
— Нет, краски применяем в соответствии с технологией четырехсотлетней давности. Масляные краски за это время практически не изменились, то есть те материалы, которые художники использовали в то время — это перетёртые минералы, сейчас производство художественных красок базируется на тех же рецептах. Все эти краски, изготовленные из натуральных компонентов, прошли испытание временем и поэтому заменять их какими-то современными, смысла совершенно нет.
— О чём сюжет композиции, перед которой мы стоим?
— В данном случае, это сюжет перенесения царём Давидом главной святыни иудейского народа — Ковчега Завета — в Иерусалим. Здесь изображается праздничный момент, когда царь Давид в окружении своей свиты, священников несёт реликвию древнего мира. Это событие из Ветхого Завета. На эту роспись, непосредственно на стене, ушло примерно два месяца, над ней трудились два мастера. Конечная фаза перенесения на стену — это не самый длительный процесс. Самый длительный процесс — найти композицию, найти тональные отношения, выполнить рисунок и всё это выстроить. Предварительная работа шла примерно полгода. Сюжеты на роспись отбирает комиссия, в составе которой — члены епархиального совета, известные искусствоведы из Казани и Москвы. Нам давали информацию о том, что здесь должна быть определённая композиция, тут такой сюжет, там — другой, и мы уже в ключе указаний работали, создавали сюжеты.
— Какие самые трудные моменты в процессе работы?
— А я же и говорю, самый трудный процесс был на уровне создания эскиза, рабочего материала, там были разные моменты — где-то рука не так изображена, где-то ткань не легла, где-то пятно какое-то появилось. Грубо говоря, человек — это «принтер», который берет и переносит уже готовый материал на стену. В целом совместно с коллегами мы провели очень кропотливую и углубленную работу.
Большие сюжеты («Несение Ковчега Завета», «Царство Славы», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря») располагаются по четырём сторонам собора, малых будет восемь («Моление о Чаше», «Явление Христа Марии Магдалине», «Преображение Господне», «Достойно есть», «Успение Пресвятой Богородицы», «Явление Богоматери преподобному Сергию», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Воскресение Христово»). Общая площадь работ, в которых мы задействованы, составляет 780 квадратных метров.
— А технически как делается роспись композиции на стене?
— Прописывается минимум в четыре слоя. Первый слой — это «подкладка», набрасываются фигуры, заполняется белое пространство, чтобы краска легла, высохла. Наносится рисунок, всё прокрашивается. Потом начинается проработка уже формы композиции. Затем идёт еще один слой — сборки, чтобы фигуры друг с другом создавали именно атмосферное стояние. И только после третьего слоя идёт окончательная доводка деталей.
А вот эту композицию (показывает на сюжет «Царство Славы») делает один мастер, он сам полностью за неё взялся. На работу у него времени, соответственно, уйдёт больше. У каждого свой подход, своя скорость. Кто-то работает быстрее, кто-то медленнее. Всего живописными работами здесь занимаются восемь наших мастеров. Каждый художник делает свой эскиз, работает в своей манере, но в ключе общей команды.
— А эти труженики находятся в штате мастерской?
— Большинство из них в штате, но есть и приглашённые художники, мы к ним обратились из-за сжатых сроков. С точки зрения профессионального образования все из Санкт-Петербурга и Москвы, а география места рождения и проживания — это практически вся Россия. И вы знаете, никого уговаривать не пришлось, наоборот, кто-то сам приходил и предлагал свои услуги.
— Вячеслав Валентинович, у Вашей команды за плечами работы по росписи порядка двадцати храмов? Можно подробнее, где, и в каком стиле вы их расписывали?
— В разных стилях: и в каноническом и византийском и во фряжском стиле. В основном, мы работали на юге России — в Ставропольской и Пятигорской епархиях, в Дагестане, в Чечне, Ростовской области, Краснодарском крае. Занимались работами в кафедральных соборах Ставрополя и Пятигорска, в Тихорецке.
— Работа в Казани чем-то отличается?
— Если сравнивать, то я бы назвал эту работу самой глобальной, серьёзной из того, что мы делали — и по масштабности композиции и по ответственности за мастерство, и по уровню принимаемых коллегиальных решений. Кроме того, в плане творчества — здесь на 90 процентов наша авторская работа, то есть весь процесс разрабатывали мы сами от и до. Это и сложнее, и интереснее. Хотя, повторюсь, и ответственность намного выше. Вся наша команда — православные, верующие люди. Перед началом работ обязательно совершается молебен, берём благословение. Просто молимся, просим помощи Божией в таком непростом деле.
— Ощущается помощь Божия в работе?
— Конечно. Иногда удивительно ощущается, иногда Он помогает настолько, что думаешь, не должно было этого произойти, но Господь чудесным образом помогает. Я постоянно это чувствую, у меня в жизни было очень много таких удивительных моментов, как Господь мне открывал пути, давал людей, которые мне нужны, давал возможности.
— Кто оценивает вашу работу?
— Правящий архиерей говорит своё утверждающее слово, но в целом решения принимает комиссия, поскольку здесь настолько тонкая специфика, что нужны мощные знания определённого периода истории, особенностей архитектуры, стиля. Суждение выносят люди, которые посвятили всю свою жизнь этой теме. Такие как председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин; заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов; искусствовед, член Академии художеств Российской Федерации Наталья Бартельс; директор Музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева и другие именитые эксперты в области искусствоведения и архитектуры.
— Но и специалисты Вашей мастерской — это тоже своего рода искусствоведы!
— Да, и авторы очень высокого уровня, но и у нас в своё время были сложности с подбором специалистов, умеющих работать в достаточно сложной технике старых мастеров. Есть очень хорошие выходцы из академии художеств, из высших учебных заведений, есть художники со стажем, с регалиями, но у них уже сложился свой стиль, и они признавались сами, что «не потянут», хотя был и интерес, и желание попробовать себя в этой технике. И такую возможность мы им предоставляли. В итоге поисков и собеседований сложился коллектив, работой которого можно гордиться.
— Вячеслав Валентинович, в одном из своих интервью вы сказали, что свою дорогу в храм вымостили краской и палитрой, лесами и резьбой?
— Да, и путь оказался неблизким…
Автор: Ирина Богданова, 26.12.2020, http://www.tatmitropolia.ru
Продолжаются работы по изготовлению иконостаса для воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери. Осенью 2019 года в возрождаемом соборе Казанской иконы Божией Матери на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря началось воссоздание интерьеров.
Строители смонтировали колонны и пилястры рядом с входными группами внутри собора и винтовые чугунные лестницы хоров. Сейчас они занимаются устройством чистового пола в алтарной части собора. К настоящему времени изготовлены мебель для собора, киоты, мебель для иконных лавок, аналои, архиерейская кафедра и осветительные приборы — паникадило, поликадила и бра. Полным ходом ведется золочение лепного декора храма.
Рабочая группа под руководством митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и председателем попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение» Минтимера Шаймиева утвердила проект трех иконостасов верхнего храма собора: центрального — для придела Казанской иконы Богородицы; северного — для придела святого благоверного князя Александра Невского; южного, за которым в алтарной части будет находиться ризница.
Проект разработан на основе архивных чертежей архитектора Ивана Старова и архитектора Федора Емельянова. При проектировании иконостасов также использовались архивные фотоматериалы начала ХХ века из фондов Национального музея РТ, сохранившиеся обмерочные чертежи, план-чертеж историка Павла Тихомирова и книга протоиерея Евфимия Малова «Богородицкий Девич Монастырь (история и современное его состояние)». Воссоздавая утраченные детали, элементы резьбы и сень над Царскими вратами, авторы проекта ориентировались на храмовую архитектуру начала XIX века, в том числе на Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.
При воссоздании иконописных досок ориентиром являлась храмовая живопись первой половины XIX века и сохранившаяся икона Царских врат известного казанского живописца и литографа Василия Турина. Воссоздать иконопись реставраторам помог цикл графических работ художника, обнаруженный в Национальном музее Республики Татарстан.
При изготовлении иконостасов реставраторы ориентировались на пропорции коринфского ордера.
Иконостасы воссоздаваемого собора представляют собой металлические каркасы, обшитые плитами «Аквапанель» и облицованные белым и темно-фиолетовым мрамором. Колонны также изготовят из белого мрамора. Капители, базы колонны, архитравов, фризов и карнизов всех иконостасов, консоли центрального иконостаса, Царские врата центрального и северного приделов украсят резными позолоченными элементами.
Пресс-служба Казанской епархии, 31.07.2020
24 февраля 2021 г. в Казанско-Богородицком мужском монастыре состоялось заседание комиссии по воссозданию росписи собора Казанской иконы Божией Матери. В рабочей встрече приняли участие председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин; директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева; заместитель председателя Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Светлана Персова; руководитель ООО «Мастерская Пахомова» Вячеслав Пахомов; наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский); главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов и другие.
Члены комиссии приняли сюжеты в больших люнетах — «Вход Господень в Иерусалим» и «Принесение Ковчега Завета» и сюжеты в малых люнетах — «Преображение Господне», «Достойно есть», «Сошествие Святого Духа» и «Воскресение Христово». После этого они обсудили с художниками композиции «Царство славы», «Успение Пресвятой Богородицы», «Явление Богородицы преподобному Сергию», «Моление о чаше» и «Явление Христа Марии Магдалине». Комиссия осталась довольна качеством выполненных работ.
В настоящее время строители занимаются внутренней отделкой здания. В начале февраля завершена облицовка мрамором иконостаса и установка цельных мраморных колонн. Также был начат монтаж бронзового декора центрального иконостаса.
После завершения укладки мраморного пола солеи и амвона продолжится монтаж резного золоченного и бронзового декора всех трех иконостасов. Завершить этот этап работ планируется в начале апреля. На конец апреля намечена установка царских врат и диаконских дверей центрального и северного иконостасов.
Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери ведется Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, возглавляемым Минтимером Шаймиевым, по Указу Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
26.02.2021, http://www.tatmitropolia.ru