Место обретения иконы Казанской Божией Матери заслуживает особого внимания. Чудесное событие обретения иконы Божией Матери в 1579 году прославило Россию. И сегодня христиане всего мира чествуют Казань как место чудесного явления Девы Марии. Это святое место признано и посещаемо всеми христианами: и православными, и старообрядцами, и даже католиками. Царь Иван Васильевич (Грозный) повелел поставить церковь на месте, где была обретена чудотворная Икона и «устроить девический монастырь, келии поставить и ограду соорудить». Указ царя выполнили. Построили деревянную церковь во имя святой Богородицы Одигитрии и монастырскую ограду. В 1595 году была построена каменная церковь, которая прослужила до 1798 года. Именно в этом году 30 мая заложен новый собор, освященный в 1808 году. Мысль о построении часовни на месте явления чудотворной иконы Казанской Божией Матери возникла при посещении Казани великой княгиней Елисаветой Феодоровной 13 июля 1910 года. Перед своим отъездом из обители ее высочество изъявила желание побывать на месте самого явления святой чудотворной иконы Божией Матери, которое находилось под алтарем главного монастырского храма. Великая княгиня спустилась в нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Игуменья монастыря Варвара предложила Елисавете Феодоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых на русском престоле. При этом было предложено ее высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что великая княгиня изъявила полное свое согласие и радость послужить этому святому делу.
11 декабря 1910 г. Казанская Богородичная женская обитель получила Указ Святейшего Синода от 27 ноября на имя Архиепископа Казанского и Свияжского Никанора, в котором извещалось, что император дал согласие на принятие великой княгиней Елисаветой Феодоровной звания попечительницы сей часовни. В своем письме от 16 декабря 1910 г. на имя Преосвященного Алексея, ректора Казанской Духовной академии, управляющего Казанской епархией, великая княгиня писала: «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружения часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. На днях вышлю вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором академиком Щусевым, 8 строителем моего храма в обители. Со своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу великого князя Сергея Александровича».
В феврале 1911 г. Елисавета Феодоровна отправила в Казанский монастырь модель храма. 31 июля 1911 г. под руководством инженера П. П. Голышева началось возведение храма-часовни. В подземелье обустроили лестницу, для иконостаса возвели кирпичную стенку, зацементировали полы, оштукатурили стены и своды, поставили две печи для притока наружного воздуха, покрасили стены и полы. Над местом явления иконы была сооружена сень. Иконостас и сень были изготовлены в Москве у мастера Силина, который сам и собирал их на месте. Все иконы осматривала в Москве великая княгиня, которая и одобрила их установку. К весне 1913 года благоустроительные работы в основном были завершены. И все благочестивые жители города и насельницы Казанского монастыря с нетерпением стали ожидать дня освящения храма-часовни, который должна была назначить великая княгиня. Ею была выбрана суббота на пасхальной неделе, 20 апреля. На самом месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери была устроена богато убранная сень, в которой была установлена икона. Перед ней находилась серебряная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная самой великой княгиней еще в первый ее приезд в монастырь. Сень была обита басмой и расписана в древнерусском стиле. Внутри сени находилась еще одна ажурной работы драгоценная лампада, украшенная изумрудом, эмалью и тремя государственными гербами, подаренная самой императрицей Александрой Феодоровной. Одна серебряно-вызолоченная лампада была пожертвована инженером П. Голышевым, другая — неизвестным жертвователем. Росписи потолка и стены часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы великой княгиней. Местная икона Нерукотворного образа Спасителя была написана по образцу, находившемуся в Кремлевской часовне Казани. Великая княгиня прибыла в Казань днем 19 апреля 1913 года и на следующий день участвовала в освящении храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования на российском престоле дома Романовых.
Советское время не пощадило величественный Казанско-Богородицкий монастырь. Соборный храм Казанской иконы Божией Матери использовался под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас, а в 1932 году он был разрушен вместе со святым местом обретения иконы Казанской Божией Матери. Рядом с разрушенным храмом из его кирпича были возведены павильоны для кинофабрики «Востоккино», впоследствии в них в годы войны разместились эвакуированные в Казань табачные фабрики. Место, где стоял бывший храм, было частично заасфальтировано, на нем был устроен хозяйственный двор и построена проходная табачной фабрики. После передачи данной территории возрожденному монастырю, археологическая экспедиция под руководством профессора Казанского университета З. М. Слепака летом 2000 года осуществила здесь раскопки. Цель археологических исследований — поиск следов летнего (холодного) храма, а также находящегося в нем пещерного храма. Раскопками обнаружены следы искомого сооружения — вернее, часть его апсиды, где и был вход в «пещерную» часовню собора. Именно здесь и была в 2008 году по благословлению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия поставлена часовня в память о месте обретения иконы Казанской Божией Матери.
В статье использованы материалы: А.М.Елдашев «Казанско-Богородицкий женский монастырь: Вехи истории», Альманах КДС «Православный собеседник» №1(6) 2004 г.; Н.Валеев «Предотвратить «губительство и вандализм».Наследие и наследники казанской старины», Журнал «Казань», январь 2011 г.; Информационная табличка у часовни Казанско-Богородицкого монастыря .