Казань. Казанско-Богородицкий монастырь.

Святыня: переданный 21 июля 2005 г. Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. 8 июля 1579 года состоялось одно из величайших событий не только в жизни Казани, но и в истории всей Русской Православной Церкви. Была обретена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, получившая чуть позже имя в честь нашего города, из земли которого его извлекла 10-летняя девочка Матрона. Отныне со словом «Казань» у простого человека возникала ассоциация, которая очень удивила бы все предыдущие поколения русских: до 1552 года это слово вызывало неизменный страх, как обозначение источника постоянных набегов, место томления в рабстве десятков тысяч «полонянников». После 1579 года – это святое место Руси, где сама Матерь Божия вдруг явила величайшую милость. Казанская икона… Кто же не знал ее в России? Люди могли жить в глухой деревне, оставаться неграмотными, никогда не быть в Казани и даже не представлять, где она находится, но Пресвятую Владычицу «Казанскую» знали все и ежедневно перед ней молились. Много ли нашлось бы таких изб по всей огромной стране, где в «красном углу» не стояла бы Казанская икона? Много ли было таких малых городков, не говоря уж о больших городах, где не соорудили бы в честь нее хотя бы один храм? А всего таких храмов в России были сотни. И не только в России.
Казанской иконе Божией Матери посвящен крупнейший русский монастырь на Святой Земле – женская Горненская обитель в Иерусалиме, на месте встречи Приснодевы Марии с праведной Елизаветой. Есть храмы во имя «Богородицы Казанской» и на Афоне – собор в большом скиту Кромица и отдельная Казанская обитель («келья», по святогорской терминологии) при Ставроникитском монастыре. Один из почитаемых списков Казанской иконы хранится в Дамаске (Сирия), а так называемый Римский или Ватиканский список признала в ХХ веке своей величайшей святыней католическая церковь. Именно этот образ из Ватикана был передан в 2004 году представителями Папы Римского предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II, а 21 июля 2005 года – на празднование 450-летия Казанской епархии, – список привезен Святейшим Патриархом в Казань. Состоялся многотысячный крестный ход к месту обретения чудотворного образа – туда, где ныне вновь возрождается святая Богородицкая обитель, некогда одна из крупнейших женских в России.
А о том, что произошло здесь 426 лет назад, подробно повествует очевидец, святой патриарх Гермоген, в то время еще бывший простым казанским приходским священником Ермолаем: «Итак, Богородичная икона явила себя таковым образом: Владычица не открыла образа Своего ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и не мудрому старцу, но явило свое честное сокровище… – юной дочери простого, искусного в военной стрельбе воина, имеющей десять лет от роду, по имени – Матроне; сей-то девице и явилась оная чудная и пресветлая Богородичная икона. После пожара, в то же лето и в том же месяце, вот начала являться оной девице, имя которой мы уже раньше назвали, пресветлая икона Божией Матери и велела ей пойти в город и рассказать о Богородичной иконе, которую видела, архиепископу и воеводам, чтобы они пошли и вынули из недр земли образ Пречистой Богородицы, причем указала и место, где могут обрести честное сокровище необычайного бисера – чудную икону Богородицыну. Девица же, по юности и недомыслию, побоялась поведать о видении и рассказала только матери своей, та же не обратила внимания на ее слова. После же, опять в видении, и не один раз, являлась ей пресвятая и чудная оная икона и велела ей непременно рассказать о сем видении (властям), девица же не один, а много раз говорила матери своей о явлении той чудной Божественной иконы и просила ее без колебания поведать об этом видении. В один же день случилось девице оной, имя которой мы уже выше написали, спать в полдень, и внезапно девица очутилась посреди своего двора, в котором она жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Богородицына икона в страшном – огненном виде, испуская пресветлые и очень страшные огненные лучи, так что думалось ей, что от пресветлых тех сияющих от иконы лучей она сама будет сожжена, и голос страшный был к девице от образа, говорящий: «Если не поведаешь слов Моих и не пойдешь вынуть образ Мой из недр земли, то Я явлюсь в другой улице и в ином городе, ты же сделаешься больной до тех пор, пока не кончишь зле жизни своей». Девица же от этого страшного видения зело ужаснулась, пала на землю, была как мертвая и лежала на земле много часов, и (как только очнулась) возопила сильным голосом к матери своей, чтобы она, шедши, поведала Архиепископу и правителям того города о чудной и пресветлой иконе Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и передала ей все слова, слышанные ею от пресветлой иконы, указавши ей и место. Мать же девицы поспешно пошла в город к воеводам, привела к ним и девицу и велела ей самой рассказать все, что с нею содеялось; девица же поведала им все глаголы, слышанные от пречудной и великолепной Богородичной иконы, указывая и место; они же, одержимые неверием ко пречестной иконе Пречистой, о которой поведала им девица, не обратила на это никакого внимания. Тогда мать, прослезившись и взяв дочь, пошла к Архиепископу и поведала ему те же прежде сказанные слова, указывая и место, дабы повелел вынуть святую Богородичную икону; архиепископ же не внял речам ее и отослал ее без дела. Был же приход их в 7-ой час дня, а обретение чудного пресветлого образа Богородицына – в двенадцатом часу дня, после пожара в тот же год, месяца июля в восьмой день, на память святого великомученика Прокопия. Было же дело так: пошла та жена к своему дому, рассказывая всем людям о чудной иконе, какое видение видела дочь ее, люди же, дивясь словам ее, отходили не внимая речам их; она же, взявши заступ и пришедши к показанному месту, начала долго копать и не обретала искомого; спустя немного времени начали и другие копать и вскопали уже все место то, но ничего не нашли, вышеупомянутая же девица оная начала копать на другом месте, где прежде была печь, также (копали) с ней и прочие. И когда выкопали немного более двух локтей, о чудо! Явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного ее Одигитрия, вместе с предвечным Младенцем Господом и Богом Иисусом Христом; на чудной же иконе той был ветхий рукав одежды из вишневого сукна: самый же чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели. Девица же, взявши образ Пречистой со страхом и трепетом и радостью, поставила его на том же месте. Люди же, бывшие тут, возопили, и вскоре стеклось бесчисленное множество благочестивых из народа, вопиюще со слезами; «Владычица, спаси нас!» И послали весть к архиепископу и к правителям города; архиепископ же вскоре приказал звонить в колокол и пошел с крестами и со всем освященным собором, с воеводами и со множеством народа, на то место, где обрели чудную икону Пречистой, и видел образ Пречистой, как бы новый дар, пречудно светящийся, и очень дивился и недоумевал, что такого начертания образ никогда и нигде не видал прежде; одержимый же радостию и страхом за свое неверие, с плачем молился и просил милости и прощения за свой грех. Также и воеводы с плачем просили милостивого (прощения) за то нерадение и неверие, которым согрешили пред чудотворным образом Пречистой. И весь народ городской стекался на то дивное божественное чудо».
В том же 1579 году, указом царя Иоанна IV, на месте явления чудотворной иконы был основан Богородицкий женский монастырь, впоследствии ставший главным объектом всероссийского паломничества в наш город – особенно в ХVIII – начале ХХ вв. Девица Матрона, обретшая икону, приняла в нем постриг с наречением имени Мавра. В 1595 году было установлено местное празднование Казанскому образу Божией Матери – 8 июля по ст. ст. (с 1649 года оно стало всероссийским). Второй праздник в честь Казанской иконы (22 октября / 4 ноября) установлен Церковью в воспоминание событий грозного 1612 года, когда в Смутное время решалась судьба России. Уже заточенный поляками в темнице священномученик патриарх Гермоген (свидетель обретения иконы в 1579 году) сумел передать последнее письмо нижегородцам: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему. Пусть пошлет в полки к боярам и к казанскому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко за веру…» Святитель Казанский Ефрем († 1613 г., мощи его ныне в Петропавловском соборе Казани) оказался первым по старшинству архиереем Русской Православной Церкви после мученической кончины св. Гермогена. Он послал к войску не только грамоту, как завещал из темницы патриарх-мученик, но и Казанскую икону – как благословение «всему миру» в освободительный поход на Москву. Поход состоялся в том же 1612 году. В истории столицы еще никогда не было периода столь долгого пребывания ее во вражеских руках. Уже два года Кремль, со всеми его святынями, занимали поляки. Остального города просто не существовало. Он весь сгорел в пожаре 1611 года. Первому Ополчению тогда, после упорных боев, так и не удалось освободить столицу. Поляки укрылись в Кремле и Китай-городе и сожгли все вокруг. Ополченцам достались лишь развалины и полностью разоренные окрестности. Гораздо страшнее то, что развалилось тогда из-за внутренних противоречий само Первое Ополчение. Раздрай в тогдашнем российском обществе полностью, как в зеркале, отразился во всей его структуре. Разделенная и разоренная Москва тоже, в свою очередь, представляла собой как бы портрет России в миниатюре: часть принадлежит оккупантам, часть… вообще никому не принадлежит, кроме банд мародеров. Второе Ополчение было благословлено Самой Матерью Божией – через Ее чудотворную Казанскую икону. Может быть, поэтому дела его пошли совсем по-иному?… Впрочем, опасность повторить судьбу Первого Ополчения оставалась. Именно поэтому капитуляции польского гарнизона Кремля ждали с таким волнением. Что произойдет раньше – поляки сдадутся от голода или… Это тревожное «или» было тогда главной проблемой спасения России. И чем больше росла тревога, тем больше оставалось уповать на небесные, а не на земные силы. Опыт предыдущих лет Смутного времени показывал, что одних только военных побед какого бы то ни было талантливого полководца (например, Скопина-Шуйского в 1609-10 гг.) совершенно недостаточно для спасения. Нужно единство страны, а для единства есть только один цемент – вера. И настоящим олицетворением этой веры – знамением грядущего воскрешения страны «из мертвых» – стала именно Казанская икона.
Первые успехи в боях в августе 1612 года – отражение атак пана Ходкевича, так и не сумевшего прорваться с подкреплением к своему гарнизону – еще не означали победы. Блокада Кремля ополченцами растянулась на два месяца, до октября. В случае дальнейшего затягивания осады, Второе Ополчение могло просто распасться и разбрестись, точно как и первое. В условиях этого опасного соревнования со временем, исход которого никто не мог предсказать, и был проведен общий молебен перед Казанской иконой – под самыми стенами осажденного Китай-города. Три дня все войско постилось и молилось. В это же время греческий епископ Арсений, находившийся в Кремле в плену у поляков (как и скончавшийся чуть раньше свт. Патриарх Гермоген) сподобился видения: «Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений», – сказал преподобный Сергий, – «ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия будет спасена». Это «Завтра» случилось 22 октября 1612 года (ст. стилю). Казаки, после выноса иконы перед войском, стремительной атакой взяли Китай-город. Через 4 дня сдался победителям и Кремль…
В конце 2004 года, решением Государственной Думы, 4 ноября (22 октября) объявлено государственным праздником России. Восстановлена историческая традиция – ибо всероссийским торжеством был этот день и до 1917 года. «9 Мая дореволюционной России» иногда называют его в наше время, пытаясь найти подходящую аналогию тому великому событию 400-летней давности. Таким образом, Казанская икона – особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской… Те не раз спасали страну, и особенно Москву, от набегов ордынских, крымских и казанских ханов – и в честь этих событий также установлены соответствующие церковные праздники. Но ни при одном из этих набегов не стояло под угрозой само существование России – как государства, как цивилизации… То, что мы празднуем в день Казанской иконы – это разрешение исторического вопроса: быть или не быть России. Через 20 лет, в 1632 году, на месте, где перед станом была выставлена святая икона, на средства князя Пожарского был построен Казанский собор. Он на века стал местом пребывания Московского чудотворного списка Казанской иконы – одного из трех самых почитаемых, наряду с Казанским первоявленным образом и более поздним Петербургским списком. Интересно, что Красная площадь – сердце и Москвы, и всей России, – с двух сторон оказалась окаймлена соборами, тесно связанными с историей Казани. Ведь Покровский собор был построен в честь победы Ивана Грозного в 1552 году. А ровно через 60 лет отряд ополченцев с чудотворным образом из Казани отправился в обратном направлении – на взятие Москвы… Еще многие важнейшие события русской истории связаны с Казанской иконой. Прибытием ее списка было освящено основание Санкт-Петербурга. И 300 лет северная столица живет под Ее благодатной сенью.
«Казанская икона будет покровом города и народа твоего, – предсказал свт. Митрофан Воронежский Петру I. – До тех пор, пока она будет в столице, и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога». И действительно – город на Неве никогда не был взят врагами. Петербургский список Казанской иконы или, как его еще называют, Северная Казанская икона, и поныне находится в нем. Большинство петербуржцев свято верят, что это и есть подлинник 1579 года… так же точно, как свято верили москвичи, что, наоборот, подлинник у них (до 1918 г., когда Казанский собор на Красной площади был разграблен и икона исчезла). В действительности, Петербургский список в 2 с лишним раза превосходит размерами первоявленную Казанскую икону ХVI века (13,5 на 12 вершков против 6 на 5 у подлинника), и выполнен он был в конце ХVII века, по заказу Прасковьи Федоровны – вдовы скончавшегося в молодости царя Иоанна Алексеевича, брата Петра I. Но… чудеса всегда даются по вере, и от Петербургского списка истекало и истекает огромное количество чудес и исцелений. А построенный в начале ХIХ века Казанский собор на Невском проспекте стал не только «визитной карточкой» Петербурга, но и одним из нескольких величайших храмов России – и по размерам, и по духовно-историческому значению.
Другие вехи русской истории также тесно связаны с Казанской иконой. Вспоминали о ней и в грозном 1812 году, и в 1941-45-м… Все это не раз описано в огромном количестве публикаций. В то же время, следует предостеречь от некоторого ажиотажа последнего времени – от духа «сенсационности», вряд ли подобающего такой святой теме. К сожалению, немало в современном Татарстане, в том числе с подачи властей, озвучивается слухов – весьма малодостоверных, – связанных с историей чудотворной иконы. Так, например, что бы ни утверждали сейчас, в действительности в «день Бородина» при ставке Кутузова находился Смоленский, а не Казанский чудотворный образ. Легендой, не подтвержденной источниками, остается и то, что Кутузов лично вынес «завернутую в шинель» Казанскую икону из оставляемой Москвы. В действительности, икона была эвакуирована заранее. Эти и другие как бы «мелочи» вкупе создают мифологизированную картину – в центре которой, к сожалению, не столько Господь и Его Пречистая Матерь, сколько сама «реликвия», очень нужная для создания «международного паломнического центра». Но если не задаваться политическими задачами, то легко можно отделить зерна от плевел… Все эти исторические примеры – лишь выражение в экстренные моменты той веры, что составляет суть многовековой мирной жизни миллионов людей. Перед святыней молились в годины бедствий, но кроме этих вспышек, было и ровное пламя, которое не угасало никогда. И это ничуть не менее, а пожалуй, более важно. Начиная с ХVI века, множество списков Казанской иконы разошлось по всем уголкам России. Десятки из них прославились многочисленными чудесами. Энциклопедия «Христианство» (1993-95 гг.) называет 42 чудотворных списка – и это лишь наиболее почитаемые из всех. Римская икона и некоторые другие, прославившиеся в наше время, не входят в этот каталог. Самые древние чудотворные списки: Ярославский (1588 г.) и Табынский (1597 г., Южный Урал). Как и первообраз, обретенный в Казани, они были явленными – то есть найденными чудесным образом по Божьему указанию. Из имеющих особое значение икон-хранителей великих городов следует отметить обычно редко вспоминаемую Казанскую икону – хранительницу Киева: тот список, что с ХVII века висел над Золотыми вратами этой «матери городов русских». Он так и вошел в историю под названием Златовратского. Другой прославленный образ дал название одному из пещерных храмов Киево-Печерской лавры. Так Казанская икона оказалась покровительницей не только Москвы и Петербурга, но и первой столицы Руси – богоспасаемого Киева. Тысячи иноков и инокинь по всей России подвизались под покровом Царицы Небесной – чудотворной Ее иконы Казанской. Именно этой иконе было посвящено в нашей стране больше монастырей, чем любой другой. 26 Казанских Богородичных обителей существовало в Российской империи в начале ХХ века. Для сравнения: было 14 Богородичных обителей Знаменских, 9 Владимирских, 7 Тихвинских, 5 Смоленских… Количество же храмов в честь Казанской иконы и вовсе не поддается исчислению. В одной только Москве сохранилось до нашего времени 10 (!) Казанских церквей – и это только приходских, не считая монастырских. Кроме того, 5 Казанских храмов столицы были разрушены советской властью. В их числе – хорошо памятный всем ценителям русской литературы храм на Большой Якиманке, «у Калужских ворот»: он неразрывно связан с детством Ивана Шмелева и много раз с любовью описан в разных главах его «Лета Господня». Описан – как ни один другой храм в истории русской литературы. Под сенью Казанской иконы прошло все детство писателя: «Теперь, ложась спать, я молюсь Богородице Казанской, темная у нас икона в детской. Молюсь и щурюсь… Вижу лучики – лучики лампадки, будто это на небе звездочки, и там, высоко, за звездами – сверкающий омофор-Покров. И мне ничего не страшно…» (И. Шмелев. «Лето Господне»). «Ничего не страшно…» Так просто сказано! Да будет и нам всем не страшно под такой Защитой! Пресвятая Богородица, спаси нас.
Архитектурный ансамбль монастыря
Как ни знаменит был монастырь благодаря своей чудотворной иконе уже в ХVI-ХVIII веках, все-таки почти весь его архитектурный ансамбль, в виде, дошедшем до революции, был возведен в течение ХIХ века. До этого времени тут стоял лишь каменный собор конца ХVI века, а также колокольня и Софийская надвратная церковь (обе – ХVII века). Большинство же других сооружений оставались деревянными. К настоящему времени от этих наиболее старинных построек уцелела лишь Софийская церковь. Колокольня была безжалостно снесена в советское время; главный собор конца ХVI века заменен новым в 1798 – 1808 гг., а в 1930-е годы также разрушен. Прежде чем мы приступим к описанию великолепного ансамбля в стиле классицизма, возникшего в ХIХ веке, стоит сказать пару слов про древнюю Софийскую церковь. Она первая из всего разоренного ансамбля была возрождена и освящена – еще в 1994 году. Эта самая маленькая действующая церковь не только Богородицкого монастыря, но и всей Казани. Второй ее этаж (собственно храм) – это, по сути, одна комнатка, несколько метров длины и ширины. На месте первого этажа когда-то была арка ворот, а сейчас обустроена келья. Снаружи Софийская церковь более всего интересна своими наличниками окон. Выложенные из тесаного кирпича, они лучше всего сохранили изначальный облик ХVII века. И это – несмотря на капитальное обновление храма в 1825-26 гг. «на средства господ Пушкиных». Сейчас церковь напоминает издали лампадку с маленьким позолоченным куполом. Невозможно без горького сожаления думать о потере великолепной 6-ярусной колокольни того же ХVII века! Ее обновление тоже относилось к ХIХ столетию (1853 г.), но даже и после него она, изменившись очень мало, продолжала оставаться шедевром древнерусского зодчества. Почти все колокольни Руси того времени – традиционной шатровой формы, и только она была ступенчатая (как и звонница кафедрального Благовещенского собора, также несохранившаяся). В высоту здешняя звонница достигала 26 саженей – более 55 метров. С ХVII по ХIХ век она оставалась самой высокой колокольней Казани. И благовест ее был самым мощным в городе: 17 колоколов, из которых самый большой весил 737 пудов (почти 12 тонн, а высота его составляла 4 аршина). Эти колокола были отлиты на щедрые купеческие пожертвования, ибо во все времена благочестивые люди Казани и гости города старались благоукрашать «дом Пресвятой Богородицы» – первоклассную обитель России. Все остальные постройки в Казанском Богородицком монастыре относятся к 1800-1880-м годам. Ансамбль его, в том виде, как он сложился в ХIХ веке, мог поспорить с лучшими петербургскими образцами – даже с Александро-Невской лаврой. Если учесть, что автором проекта главного собора был один из основоположников классицизма в русской архитектуре И.А. Старов, построивший ранее огромный Троицкий собор Александро-Невского монастыря, то можно сказать, что столичная Лавра и наша знаменитая обитель – как бы архитектурные «брат и сестра». К сожалению, искусствоведы практически игнорировали изучение этого интереснейшего ансамбля – одного из лучших памятников классицизма в Поволжье, на 30 лет более старого, чем знаменитый комплекс Казанского университета. Впрочем, и сам ансамбль почти не сохранился: постройка в советское время жилых домов и табачной фабрики буквально «утопила» останки великого монастыря в трущобах. Началась волна строительства ХIХ века с проекта, составленного И.А. Старовым еще в 1791 году, а воплощенного в 1798 – 1808 гг. В соответствии с ним, за 10 лет был возведен самый большой в городе 5-купольный храм (49 на 43 м площади и более 44 м высоты). Собор имел три фронтона по 6 мощных ионических столпов под каждым. Лес из 18 колонн окружал его со всех сторон, кроме алтаря. Храм встал в самом центре ансамбля, и все более поздние сооружения как бы «обволакивали» его, постепенно образуя единый комплекс. Интерьер собора, освященного в честь Казанской иконы Божией Матери, также поражал великолепием: например, облачение алтарного престола было отлито из более чем 2 пудов серебра; почитаемая икона Спаса Нерукотворного (справа от Царских врат) имела серебряную ризу более 1 пуда – с 17 алмазами, 34 аметистами и 32 топазами, а уж на главной святыне монастыря – Казанской иконе Богоматери, – одна только корона, пожертвованная Екатериной II, насчитывала более 500 бриллиантов и алмазов и более 1100 жемчужин. Неудивительно, что только сооружение собора (даже не считая его благоукрашения) стоило 57142 рубля в ценах начала ХIХ века. По суммам, затраченным Казанским Богородицким монастырем на строительство, вполне можно изучать его историю ХIХ – нач. ХХ веков. Своеобразная летопись его строительства так красноречиво свидетельствует о ярком расцвете ХIХ века, что если даже представить невозможное – что не сохранилось бы никаких других данных, – сами масштабы возведенного в те годы дали бы неопровержимое свидетельство о «золотом веке» обители. Масштабы сравнимы, опять-таки, с Александро-Невской лаврой Петербурга. Там «старовский» собор равнялся казанскому по высоте и ширине – и только по длине превосходил его примерно в 1,5 раза. «Великая Успенская церковь» еще более знаменитой Киево-Печерской лавры и вовсе чуть уступала нашему монастырскому храму по площади (45 на 43 м). Едва успели достроить главный собор, как к северу от него, на выделенные из царской казны еще 50 000 рублей, стали строить теплый Никольский собор (1810-16 гг.) – тоже огромный, с 4 приделами. Его внешний облик, в том же стиле классицизма, очень гармонировал с главным собором. Только фронтоны с колоннами здесь размещались не с трех, а с двух сторон. И византийский купол был один – зато такой же огромный. Интерьер по роскоши тоже ненамного уступал главному собору: более пуда серебра на алтарном престоле, 3-ярусный иконостас с колоннами и позолотой, знаменитые иконы ХVI века в дорогих ризах: храмовая Николы Тульского, почитаемые образы Господа Вседержителя, «Смоленской» Божьей Матери и два древних чудотворных списка Казанской иконы.
Удивительно похожий по архитектуре Крестовоздвиженский храм 1882-84 гг. своим обликом доказывает, что весь процесс строительства шел равномерно, не замедляясь, на протяжении всего ХIХ века. Так, два храма – начала и конца ХIХ века, – на фотографии даже трудно отличить. По наружным размерам они были равны и симметричны друг другу (к северу и к югу от Казанского собора Божьей Матери), но сейчас сохранился лишь Крестовоздвиженский. Сами разночтения в том, где какое сооружение находилось и кем было построено, еще раз говорят о крайне слабой изученности исчезнувшего в 1930-е гг. уникального ансамбля монастыря. И все же, во многих исследованиях упоминается целое созвездие имен лучших архитекторов, возводивших этот ансамбль: Старов, Емельянов, Шелковников, Бажанов, Пятницкий, Петонди. Помимо названных 3 храмов ХIХ века, монастырь имел еще целый городок жилых и хозяйственных корпусов 1800-1840-х гг. Любопытно отметить, что еще в ХVIII веке все кельи, кроме богадельни, были деревянными – рост благосостояния обители в ХIХ веке просто поразителен. Например, только здание школы 1896 г. (одно из самых малых помещений в ансамбле) стоило почти 14 тыс. руб. А ведь были корпуса, превосходящие его в несколько раз. Наиболее велики по размерам и интересны по замыслу Настоятельский (1810-32 гг.) и Никольский (1832-43 гг.) корпуса, образующие обширный полукруг – вместе с Никольским храмом замыкающие ансамбль с севера. Таким образом, если Александро-Невская лавра была спланирована в виде «каре», самой широкой частью (с Троицким собором) обращенного к Неве, то Казанский Богородицкий монастырь – в виде полукруга, выпуклой стороной (с Никольским собором) обращенного к Казанке. Редкий монастырь России мог славиться таким единством планировки и грандиозностью ансамбля. Зодчим, воплотившим замысел полукруга, считают знаменитого Петонди, но возможно, на проект оказал влияние не менее знаменитый архитектор Пятницкий – уж очень похож план двух изогнутых корпусов на аналогичные во дворе Казанского университета. Хотя, надо признать, в монастыре этот полукруг значительно более впечатляет своими размерами. Возможно, сама задача любой православной обители – отгораживание от мира страстей, – нашла воплощение в этом плотно замкнутом со всех сторон ансамбле. Окружали его мощные стены 1803 г., перестроенные в 1820 г. зодчим Петонди. Стены эти не сохранились – стоят лишь развалины отдельных башен. А вот полукруг корпусов цел до сих пор. Когда-то, перед революцией, в нем размещалось более 500 монахинь и послушниц.
Казанская обитель Пресвятой Богородицы была одной из нескольких самых больших в России. Монастырь от трагедии до начала возрождения. В ночь на 29 июня 1904 г., в год 325-летия обретения, явленная Казанская икона Божией Матери была похищена из собора монастыря. Вор Чайкин, вместе со своими подельниками, был быстро пойман, но показал на следствии, что изрубил и сжег икону в печи. Ему якобы нужны были лишь драгоценности, украшавшие ее. «Смутилась и поражена тяжкой печалью Казань. Весть о невероятно гнусном, ужасном преступлении глубокой скорбью отозвалась во всей православной России, – сказал тогда в своей проповеди архиепископ Казанский Димитрий. – Попущением Божиим злой человек похитил у нас наше сокровище и, быть может, истребил. Но мы крепко надеемся, что Пресвятая Дева не лишила нас своей милости». Многое в этой трагической истории 1904 года было и остается неясным. Есть люди, которые до сих пор верят, что подлинная явленная икона 1579 года уцелела и где-то сокрыта… Ясно одно: чудотворный образ Божией Матери Одигитрии, таинственно явившись, также таинственно исчез – в самую годину бедствий, надвигавшихся на нашу страну. Грозным знамением стало это похищение величайшей святыни России.
Через считанные месяцы вспыхнула первая русская революция, а через 13 лет – революция Октябрьская. Приближалось и окончательное закрытие Богородицкого монастыря, хотя в 1918-1929 гг. ему еще довелось послужить центром всей православной жизни Казани. После закрытия в сентябре 18-го Кремля и его храмов, именно сюда были перенесены главные уцелевшие святыни нашей епархии – мощи свв. Гурия и Варсонофия Казанских. Каждую среду епископ Анатолий (Грисюк) служил здесь акафист свт. Гурию, каждую пятницу – свт. Варсонофию. В течение 20-х годов в монастыре действовала зарегистрированная православная община. Насколько могла, она содержала храмы, однако власть неотвратимо наступала на святыню: в жилых корпусах разместили общежитие студентов, с соборе – зернохранилище. В марте 1929 г. была закрыта Крестовоздвиженская церковь, в ноябре окончательно изъят из ведения общины собор, в феврале 1930 г. с колокольни сняты все колокола… Наконец, в 1931 г. общину перевели в Петропавловский собор. Почти сразу же после этого большая часть ансамбля обители была варварски разрушена. В 1942 г. основную территорию бывшего монастыря заняла табачная фабрика, сформированная на базе двух эвакуированных: из Москвы и Выборга. В 60-х годах здесь происходило и жилое строительство – на месте колокольни и всей западной части обители выросли пятиэтажки-«хрущевки», что стоят до сих пор. Помещения Крестовоздвиженского храма занял филфак пединститута. В 1994 г., как уже отмечалось, открылась для верующих маленькая Софийская церковь. 10 лет спустя, в 2004 г., началась капитальная реставрация Крестовоздвиженского храма – уже для полноценного возрождения монастырской жизни. 21 июля 2005 г. именно здесь, при участии Святейшего Патриарха и 12 архиереев, состоялось торжество передачи в дар епархии списка Казанской иконы Божией Матери.
Раздел из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»

Богородичный Казанский монастырь, 1 класса, общежительный, в Казани, основанный в 1579 году (см. 8 июля). Он несколько раз страдал от пожара. Холодный Казанский собор освящен в 1808 году. Здесь до последнего времени находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери в дорогой ризе, украшенной бриллиантами и другими драгоценными камнями (см. 22 октября). В ночь на 29 июня 1904 года эта святая икона была похищена дерзкими святотатцами. В монастыре осталось два списка с нее. Здесь находится также весьма чтимый древний образ святителя Николая, именуемый Тульским, так как привезен был из Тулы. Ежегодно в монастыре совершается 14 крестных ходов, из которых главные бывают 23 и 26 июня, 8, 20 и 27 июля, 15 августа, 4 и 22 октября. При монастыре приют для девочек, иконописная и рукодельная школы и свечной завод.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова.
В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины — нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже — Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.
В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе — 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы.
В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев. На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. 
Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской Епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона. 
В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

Монастырь возник на месте обретения одной из главных святынь Русской Православной Церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.
В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар, выгорел и район, прилегавший к Кремлю с северо-востока. Двенадцатилетней девочке Марфе Онучиной, дочери казанского стрельца Данилы, было видение, что на пепелище двора Онучиных находится чудотворная икона. 8 июля Марфа обнаружила ее на глубине более аршина. Икона сразу привлекла внимание, была увезена в Москву, а позже по указу царя Федора Иоанновича возвращена в Казань, и на месте ее обретения около 1591 года был основан Богородицкий девичий монастырь. Главной во все время существования монастыря была деятельность, связанная с культом иконы Казанской Божьей Матери: прием паломников, службы, организация празднеств 8 июля (в день обретения иконы) и 22 октября (в честь избавления от поляков).
Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Казанской, Поперечно-Казанской, Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона. Собор был построен вместо старого собора 1594-1595 годов по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова и под наблюдением казанского архитектора Филиппа Емельяновича Емельянова.
Софийская церковь, расположенная на южной стороне монастыря, служила надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и церковь не оказалась в глубине монастырской территории. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. В 1807 году Софийская церковь, еще не будучи достроенной, сильно пострадала в пожаре 1815 года. Ее строительство завершилось лишь к 1825 году (на средства дворян Мусиных-Пушкиных), когда храм и был освящен.
Церковь Николы (Николая) Тульского существовала уже в год обретения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери и была построена, вероятно, выходцами из Тулы, которых было много среди первых русских поселенцев в Казани. Именно в этой церкви знаменитая икона находилась в первые месяцы после обретения. Вместо нее в 1686 году были построены каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в 1742 году. Выстроенная вместо них новая каменная церковь в 1803 году из приходской была обращена в монастырскую, но вскоре также была снесена. По проекту, составлен- ному архитектором Яковом Михайловичем Шелковниковым, в 1810-1816 годах был построен новый Николо-Тульский храм, который стал зимним собором монастыря, и в ней зимой находилась и чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
Крестовоздвиженская церковь построена в 1882-1887гг. Двухэтажное здание с купольным этажом, выстроено в стиле классицизма, почти полностью по облику совпадающее с Никольским собором. В купольном этаже находилась церковь, на первом и втором этажах общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале пекарня и квасная. В советский период до 2005 года здесь находился Казанский Государственный педагогический институт. В 2005 году Патриархом Всея Руси Алексием II в Казань была возвращена икона Казанской Божьей Матери. В настоящее время она находится в Крестовоздвиженской надвратной церкви.
На сегодняшний день Крестовоздвиженская церковь передана верующим по «Плану поэтапной передачи культовых зданий религиозным общинам», утвержденного в 1993г. Главой администрации г.Казани, и находится в удовлетворительном состоянии. Настоятельский корпус. Двухэтажный кирпичный корпус располагался в виде полукружноости около холодного храма. Это здание по проекту архитектора Ф.И. Петонди Строилось с 1810 по 1835гг. Пластичная архитектурная композиция полукружности, простота декора, удачное размещение здания в ансамбле застройки монастыря, придавали ему величественность. В советский период здание использовалось под жилье. По программе ликвидации ветхого жилья в г.Казани Перед празднованием 1000-летия здание было отселено. В настоящее время не эксплуатируется.
Корпус для монахинь. Строительство корпуса велось с 1814-1842гг. по проекту арх. М.Я. Шелковникова под руководством Ф.И. Петонди. Отдельно стоящий корпус располагается к востоку от церкви Николы Тульского. Композиция и декоративная отделка фасада симметрично повторяет Настоятельский корпус. Пластичная архитектурная композиция полуокружности, простота, декора, удачное размещение здания в ансамбле монастыря придавали ему величественность. В этом корпусе жила основная часть монахинь и послушниц. В советский период здание использовалось под жилье. По программе ликвидации ветхого жилья в г.Казани Перед празднованием 1000-летия здание было отселено. В настоящее время не эксплуатируется.
Здание гостиницы. Двухэтажный корпус, выходящий фасадом на ул.Большую Красную по правую руку от ворот, построен в 1803-1807 гг.., вероятно, также по проекту Я.М.Шелковникова и перестроенный в 1855г. В здании в разные годы находилась гостиница, больница и другие службы монастыря.
В церковно-приходской школе и золотошвейной мастерской был корпус, для которых построенный в 1895-1896 годах по проекту Ф.Н. Малиновского, учились в основном сироты из монастырскоro приюта. Некоторые его воспитанницы впоследствии становились настоятельницами Казанскоro монастыря.
Весь монастырь был обнесен кирпичной стеной с пятью башнями, со “Святыми воротами” с юной стороны и воротами с запада и востока. Каменная стена окружила монастырскую территорию в 1803 году. Позже стены были перестроены. Нынешние главные ворота монастыря сооружены по проекту, утвержденному Александром 1 в 1810 году. На сегодня сохранились лишь северные ворота и угловая кирпичная башня, которые в настоящее время находятся в неудовлетворительном состоянии. Южные ворота восстановлены и используются по назначению. 
С сайта Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани 

На месте обретения иконы, в подвале Казанского собора, в 1913 году стараниями и заботами святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны был построен пещерный храм – часовня в честь Рождества Богородицы. Алтарная часть этого храма была найдена в 2000 г. при проведении на территории табачной фабрики археологических раскопок.
Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г. В. Фролов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.

21 июля 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II внес в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого женского монастыря (улица Большая Красная, 5) список Казанской иконы Божией Матери, привезенный через Москву из Рима, от Папы Римского Иоанна Павла II. Специально к этому событию в церкви начались масштабные реставрационные работы. В восстановлении первоначального облика принимали участие мастера из Казани и Санкт-Петербурга.
Крестовоздвиженская церковь входит в ансамбль Богородицкого женского монастыря, одного из старейших на территории Казани (основан в 1579 г.). Она относится к новым постройкам – возведена в 1877 году (архитектор Тихомиров). В первоначальном виде церковь украшали восьмиколонный портик и лепное «Всевидящее око». Иван IV после обретения Казанской иконы Божьей Матери приказал соорудить во имя Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была Матрона Онучина, принявшая имя Марфы.
В 1595 году по указу царя Федора Иоанновича была построена Каменская церковь, увеличен штат монахинь. Тогда же в честь обретения иконы Богородицы был установлен особый праздник, отмечавшийся 8 июля (ст.ст.). В начале ХХ века Казанский Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек.
Главный монастырский собор был построен в 1798-1808 годах по проекту столичного зодчего Ивана Егоровича Старова. Это был величественный по размерам и изящный по архитектуре пятиглавый храм с обширным куполом, украшенным снаружи колоннадой коринфского ордена. С трех сторон собор имел порталы с поддерживающими фронтон колоннадами ионического ордена. Это был выдающийся памятник русского классицизма. Здесь и находилась легендарная икона.
В XVIII веке была сооружена шестиярусная колокольня высотой 55 метров. С 1882 года началась постройка нового двухэтажного каменного корпуса в стиле классицизма с надвратной Крестовоздвиженской церковью. Церковь с иконостасом, для первого яруса которого было написано шесть больших живописных икон греческого письма на Афоне, находилась в купольном этаже. На первом и втором этаже располагались общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале – пекарня и квасная.
Двухэтажные Настоятельский и Братский корпуса, полукругом охватывавшие собор, были построены в 1810-1816 годах на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона, была возведена церковь Николы Тульского.
Единственным действующим храмом на территории бывшего монастыря до недавнего времени была Софийская церковь. По монастырским документам, она была построена в 1807-1825 годах на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы XIX века была возведена новая ограда, и храм оказался в глубине монастыря. По мнению ученых, Софийская церковь построена значительно раньше, чем датировалась ранее: вероятно, в конце XVII — начале XVIII веков. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции.
Судьба монастыря не была легкой. Построенный на месте пепелища, он то и дело притягивал к себе различные бедствия. Так, во время штурма Казани войсками Пугачева в 1774 году многие жители укрылись в этой обители. Однако это не остановило пугачевцев и они ворвались внутрь, беспощадно убивая людей и грабя святое место. После этого бунтовщики, поставив одну пушку на паперти, другую – на монастырских воротах, открыли пальбу по зданиям…
3 сентября 1815 года в ходе сильнейшего пожара пострадали 70 городских кварталов, 1500 домов, сгорели четыре православных собора и четыре монастыря, среди которых был и Казанский Богородицкий монастырь.
В начале ХХ столетия обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. Но после Октябрьской революции все резко изменилось. Казанский Богородицкий монастырь разделил общую участь религиозных учреждений. Многие его здания были заняты военными частями и организациями. В 1929 году в жилых корпусах разместили общежитие студентов педагогического техникума, что оставило ужасные следы: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Летний храм в это время был использован под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас.
В феврале 1930 года с колокольни сняли колокола. В том же году были взорваны главный храм монастыря — собор Казанской Богоматери и стоявшая рядом колокольня. В 1931 году СНК ТАССР принял решение о строительстве в Казани киностудии. Церкви бывшего Богородицкого монастыря были отданы в ведение татарстанского отделения «Востоккино». Однако в 1934 году это объединение было закрыто, и работы прекратились. В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики, которые объединили и разместили в полуразрушенных зданиях монастыря. Главное здание фабрики, которая выехала с территории бывшего монастыря буквально перед юбилеем, находилось на месте собора Казанской Богородицы, а на месте колокольни – площадка перед проходной.
Сегодня от монастыря мало что осталось. Сохранились лишь Софийская надвратная церковь, Братский и Настоятельский корпуса, Крестовоздвиженская церковь, храм Николы Тульского и башни ограды. Сравнивая эти «остатки» с фотографиями прошлых лет Казанского Богородицкого монастыря, нельзя не заметить, как много потерял город с уничтожением этого замечательного архитектурного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта и образа древней Казани.
Крестовоздвиженской церкви повезло больше других построек Богородицкого женского монастыря. В советское время к зданию церкви были пристроены гаражи. Долгое время здесь располагалось учебное здание Казанского государственного педагогического института, потом это было студенческое общежитие.
В апреле 2005 года здание Крестовоздвиженской церкви было передано Казанской епархии. Масштабная реставрация храма началась в 2004 году, когда стало известно о реальности возвращения в Россию Ватиканского списка Казанской иконы Божьей Матери. Строительно-восстановительные работы продолжались буквально до юбилея Казани. Их вело научно-производственное объединение «Космос» (Москва). Разработчиком проекта реставрации выступил институт «Казгражданпроект» (главный конструктор – Т. Сальникова, главный архитектор – А. Никитин).
К юбилею успели восстановить внешний фасад церкви и ее внутреннее убранство. Установлен крест из черного железа, покрытый сусальным золотом, общим весом около 300 кг. Он был изготовлен Казанским трестом инженерно-строительных изысканий. Особую ценность представляет иконостас, выполненный в классическом стиле и украшенный позолотой. Над ним трудились мастера Русской православной церкви из подмосковного поселка Софрино. Справа от него находится киот со знаменитой иконой Казанской Божьей Матери, подаренной Папой Римским Иоанном II. Казанцы хорошо помнят трагическую судьбу оригинала иконы Богородицы, а потому приняты серьезные меры безопасности. Икону поместили в специальный сейф с бронированным стеклом, работает охранная система сигнализации. Круглосуточно здание церкви охраняют 10 работников милиции.
Молельный зал восстановлен по существующим границам. Купол и стены расписывали художники А. Беляев и А. Пьянков из Санкт-Петербурга, а также студенты Мухинской художественно-промышленной академии (Санкт-Петербург). В здании планируется разместить праздничный тронный зал, монашеские кельи, трапезную, кухню. В ходе работ строителями обнаружено несколько интересных находок. Так, на глубине двух метров были найдены совершенно чистые берестяные пластины большого размера.
Гульнара Бекмансурова и Алина Мартынова, http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/peshkom-v-istoriyu/375-65

История обретения этого священного образа известна благодаря рукописи «Сказание о явлении Казанской Иконы Божией Матери», датируемой 1594 годом и составленной очевидцем событий — патриархом Гермогеном. Обретение чудотворной иконы состоялось 21 июля (по новому стилю) 1579 года, когда будущий патриарх служил священником в Казанской епархии и носил имя Ермолай. Летом того года в Казани случился крупный пожар, в огне которого сгорел дом казанского стрельца Данилы Онучина. Когда стрелец вознамерился начать постройку нового жилья на месте сгоревшего, его дочери Матрене трижды явилась во сне Богоматерь. Она повелела девочке отправиться к руинам их дома и достать из земли икону с ее образом. Матрена и ее мать пришли на пепелище и в указанном месте нашли невиданное доселе изображение Богоматери с младенцем Христом.
При большом стечении народа икону понесли в находящуюся неподалеку церковь Николы Тульского. По дороге случилось чудо: при встрече с иконой, двое нищих слепцов, просивших подаяние на паперти храма, исцелились от своей болезни. Сообщение о новоявленной иконе и случившихся чудесах послали царю Ивану Грозному, который повелел поставить на месте обретения иконы девический монастырь. Первые постройки монастырского комплекса были деревянными и лишь главный собор в честь Казанской иконы Божией Материи был сооружен из камня. Строительство завершилось к 1591 году. Монастырь получил название Богородицкого, а чудотворную икону с торжественным крестным ходом перенесли в новую обитель.
Поначалу Казанская икона Божией Матери была лишь местной святыней, но в начале XVII века, в «смутное время» она приобрела всероссийскую славу. Ее заступничеству приписывали освобождение Москвы от польско-литовской интервенции. Это было время, когда Русское государство переживало глубокий политический, экономический, государственный и социальный кризис. Со смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась правящая династия. На российском престоле, сменяя друг друга, правили грабившие страну временщики. В результате Москва была захвачена оккупантами, а на значительной территории хозяйничали банды мародеров. Идеологом русского сопротивления выступил патриарх Гермоген, бывший священник из Казани, свидетель обретения чудотворной казанской иконы. По его благословлению в 1611 году митрополит Казанский Ефрем направил в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери.
Перед взятием Москвы русское войско усиленно молилось перед чудотворной иконой, а 22 октября 1612 года ополчение стремительной атакой взяло Китай-город. Не надеясь удержать остальную часть Москвы, поляки сами сдали Кремль русским. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков объяснили заступничеством чудотворной иконы. В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанскому образу Божией Матери — 22 октября, а саму чудотворную икону стали почитать как заступницу страны от иноземных захватчиков.
В Казанский Богородицкий монастырь ежегодно стекалось большое количество паломников, чтобы поклониться чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери и попросить благословения у Царицы Небесной. В начале XIX века постепенно пришедшие в упадок монастырские строения были частью реконструированы, частью разобраны. Новый грандиозный проект монастырского ансамбля разработал казанский губернский архитектор Ф.И. Петонди.
Наиболее древней постройкой Богородицкого монастыря является, по мнению ученых, церковь во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови. Хотя официальной датой ее постройки называют 1807 год, архитектурные формы и декор церкви, особенно выложенные из тесаного кирпича наличники окон характерны для русского барокко конца XVII – начала XVIII веков. По всей видимости, в начале XIX века церковь была лишь частично реконструирована. Первоначально Софийская церковь строилась как надвратная, но в 20-х годах XIX века, когда была возведена новая монастырская ограда, храм оказался в глубине.
Софийская церковь — самая маленькая действующая церковь не только Богородицкого монастыря, но и всей Казани. Она первой из всего разоренного монастырского ансамбля была возрождена и освящена в 1994 году. В Софийской церкви установлен новый резной иконостас, среди икон которого особо почитаемым является образ преподобномученицы Елизаветы.
Главным храмом Богородицкого монастыря был не сохранившийся до нашего времени величественный пятиглавый собор Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1798-1808 годах взамен обветшавшего каменного собора 1590-х годов. Согласно преданиям, он стоял на том самом месте, где в XVI веке находился сгоревший дом стрельца Онучина и была обретена чудотворная икона.
В закладке нового собора принял участие сам император Павел I. Автором проекта был знаменитый русский архитектор И.Е. Старов. Освящение храма состоялось 30 мая 1808 года. Это был едва ли не самый красивый собор Казанской епархии, являвший собой великолепный образец русского классицизма. Высота его составляла 43 метра. С трех сторон храм имел порталы с поддерживающими фронтоны величественными колоннами. Интерьер храма украшали нарядные стенные росписи. Трехъярусный иконостас был выполнен по проекту архитектора М.Е. Емельянова, а иконы для него были написаны известным казанским художником В.С. Туриным. В храме хранились две главные святыни монастыря: Казанская икона Божией Материи и особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного.
В 1810-1816 годах по проекту Я.М. Шелковникова был возведен Никольский собор монастыря, освященный в честь образа святителя Николая Чудотворца, именуемого «Никола Тульский». Некогда на этом месте располагалась одна из старейших церквей города.
По свидетельству современников, в XIX — начале XX веков Казанский Богородицкий монастырь считался не только одним из красивейших, но и одним из самых больших в России. В начале XX века в нем числилось более 500 монахинь и послушниц. На монастырь выделялись огромные средства из казны. Ему принадлежали свечной завод, пашни, сенные покосы, рыбные угодья, мукомольня и скотный двор. Большие деньги получала обитель за счет пожертвований богомольцев.
В 1866 году при монастыре была открыта рукодельная школа, куда брали девочек всех званий и возрастов. Во время обучения они жили в монастыре и входили в число послушниц. Иконы, создававшиеся в монастырской рукодельной школе, пользовались спросом даже за пределами обители.
В начале XX века в жизни монастыря произошло событие, взбудоражившее всю Россию. В ночь на 29 июня 1904 года древняя чудотворная Казанская икона Божией Матери и стоявшая рядом особо почитаемая икона Христа Спасителя были похищены. Роковую роль в судьбе святынь сыграли закрывавшие лики драгоценные оклады, украшенные значительным количеством жемчуга, бриллиантов и драгоценных камней. И хотя похитителя икон (им оказался Варфоломей Чайкин) вскоре нашли и отдали под суд, сами святыни были безвозвратно утеряны. По словам Чайкина, драгоценности и оклады он продал, а иконы расколол и сжег в печи. Гибель чудотворного образа Казанской Божией Матери поразила всю Россию и весь православный мир. Ограбление сочли неслыханным святотатством и зловещим предзнаменованием для империи — знаком близкой гибели Государства и Церкви.
Уничтожение знаменитой иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. Более того, долгие годы в Казани существовало предание о том, что в действительности похищен был только список с явленного образа, а настоящая древняя икона была спрятана и сохранена.
После Октябрьской революции Казанский Богородицкий монастырь разделил печальную судьбу многих православных обителей России. Принадлежавшие монастырю земли были конфискованы, а монастырские строения национализированы.
В 1920-х годах здесь приютилась, перерегистрировавшаяся в качестве коллективного товарищества православная религиозная община.
В 1930-е года подверглась варварскому разрушению и большая часть монастырского ансамбля: были снесены каменные стены, взорваны шестиярусная колокольня и главный монастырский собор, построенный на месте обретения Казанской иконы Божией Материи. В 1940-е годы на территории монастыря разместилась табачная фабрика. В 1960-е на месте монастырского сада выросли «хрущевские» пятиэтажки. В помещение Крестовоздвиженского храма вселился филфак пединститута, а к зданию церкви были пристроены гаражи. Останки знаменитого на всю Россию монастыря утонули в трущобах.
Внешний облик Никольского храма гармонировал с главным Казанским собором монастыря. Никольский храм был построен в том же стиле классицизма. Лицевой фасад украшал портик с колоннами. На его фронтоне размещалось лепное «Всевидящее око Господне». Внутренняя отделка храма ненамного уступала по роскоши интерьеру главного собора, а двухъярусный, украшенный колоннами иконостас сверкал позолотой. Зимой в храме хранилась и сама чудотворная икона Казанской Божией Матери. В настоящее время так и не отреставрированный Никольский собор продолжает разрушаться, и в его современном облике уже невозможно узнать прежнего величия построенного в духе классицизма храма.
Наиболее поздним по времени является Крестовоздвиженская церковь, которая была построена в 1882-1887 годах по проекту архитектора П.В. Тихомирова. Архитектурный облик Крестовоздвиженского храма удивительно напоминает Никольский собор. Алтарь храма размещался в купольном этаже здания. На первом и втором этаже находилась общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты воспитывавшихся в монастыре сирот, пекарня и квасная. В советское время к зданию Крестовоздвиженской церкви были пристроены гаражи, а в самом храме разместился один из факультетов Казанского государственного педагогического института.
В 2004 году, когда стало известно о предстоящем возвращении в Россию Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери, началась масштабная реставрация храма. Украшенный позолотой иконостас выполнили в классическом стиле мастера Русской Православной Церкви из подмосковного поселка Софрино.
В монастырский комплекс входила взорванная в 1930-е годы шестиярусная колокольня XVII века, высота которой достигала 55 метров. В XVII — XIX веках она была самой высокой колокольней Казани.
В 1803 году территория обители была обнесена не сохранившейся до нашего времени каменной стеной с башнями. К началу XX века, комплекс Богородицкого монастыря включал в себя Настоятельский (1810-1832) и Никольский (1832-1843) корпуса архитекторов А.К. Шмидта и Я.М. Шелковникова, которые вместе с Никольским храмом замыкали ансамбль Богородицкого монастыря с севера.
В 1913 году по инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны, по плану архитектора А.В. Щусева и под руководством инженера П.П. Голышева непосредственно над местом обретения святой чудотворной иконы Божией Матери была возведена храм-часовня. Это место получило название «Казанских пещер».
Возрождение Богородицкого монастыря началось в начале XXI века. Табачная фабрика, которая занимала часть монашеских корпусов и бывший храм Николы Тульского, была закрыта и демонтирована, верующим вернули маленькую Софийскую церковь, а в Крестовоздвпженском храме начались восстановительные работы. Монастырь начал постепенно возрождаться, правда, уже в качестве мужского.
Освобождение территории древней обители было выдвинуто Русской Православной Церковью в качестве одного из условий передачи городу Казани так называемого Ватиканского списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери, который долгое время хранился в личных апартаментах папы Римского Иоанна Павла II. Об этом списке ходило легенд. Поскольку еще в XVIII веке с явленной в Казани чудотворной иконы было сделано несколько особо чтимых списков, провозглашенных впоследствии чудотворными, народная молва утверждала, что в Ватикане находится один из них. Высказывалось даже предположение о том, что ватиканская икона — ничто иное как древний чудотворный образ Богоматери, обретенный в 1579 году в Казани и чудом спасенный в 1904 году от злоумышленников. Достоверно известно, что икона, хранившаяся в Ватикане, была вывезена из России в 1920-х годах, продана в Великобритании в частные руки. К святому образу потянулись православные верующие, в первую очередь — русские из первой волны эмиграции.
Позже икона сменила нескольких владельцев, а в 1970 году была выкуплена католической организацией «Blue Army» и до начала 1990-х годов хранилась в португальском городе Фатима, в специально построенном храме. В 1993 году икона была передана португальцами Верховному понтифику Римско-католической церкви. В 2004 году Ватикан принял решение о безвозмездной передаче иконы России.
Проведенная в связи с этим искусствоведческая экспертиза показала, что передаваемая икона не является ни одним из древних чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Тем не менее, ватиканская икона поразила специалистов изысканностью красок и одухотворенностью святых ликов, а история многолетнего поклонения ей и православных, и католиков делало этот образ безусловной святыней, достойной самого высокого уважения.
25 августа 2004 года в Риме прошла торжественная церемония прощания с Казанской иконой, которую возглавил папа Иоанн Павел II. В присутствии членов кардинальской коллегии, представителей Русской Православной Церкви и администрации города Казани понтифик передал икону главе делегации Римской Курии, направляющейся в Москву. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер передал икону Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
21 июля 2005 года в ознаменование 1000-летия Казани и 450-летия учреждения Казанской епархии патриарх Алексий II передал Ватиканский список иконы архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию. Торжественный крестный ход с Казанской иконой прошел от Благовещенского собора Казанского Кремля до Казанско-Богородицкого монастыря. С тех пор Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери, ставший святыней не только для православного, но и для католического мира, хранится в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря. С 2005 года Богородицкий монастырь активно возрождается.
4 ноября 2015 года Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери».
В настоящий момент внешний облик воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери имеет полностью завершённый вид — на куполах установлены кресты, на фасаде храма появились мозаичные иконы, благоустроена площадь вокруг храма. Собор стал одной из узнаваемых архитектурных доминант города.
В феврале 2020 года состоялось торжественное освящение Пещерного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы — на месте явления Казанского образа Божией Матери.
В настоящее время ведется роспись стен возрождаемой российской святыни. Всё живописное убранство полностью соответствует историческому облику, а работы по его воссозданию ведутся точно в срок и подходят к своему завершению.
Чин великого освящения собора Казанской иконы Божией Матери предварительно намечен на 21 июля 2021 года.
http://tatmitropolia.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?