Покровский храм старообрядцев Белокриницкой иерархии строился в несколько этапов. Известно, что в 1877г. участок принадлежал старообрядцу Е.А.Хворову, на нем располагался небольшой деревянный дом. К 1884г. участок переходит во владение купца А.И.Володина. Так как старообрядцам запрещалось строить церкви и молельные дома, А.И.Володин начал с постройки «складочного места», которое стало главным объемом будущего храма. Пятиглавая, четырехстолпная, трехнефная церковь с колокольней над входом. Представляет собой прямоугольное в плане сооружение, средняя квадратная часть которого в 2 этажа и является основным объемом церкви, выступающим за пределы всего объема на северном и южном фасадах. На восточном фасаде размещена апсида с надстройкой на 2-м этаже и примыкающими по сторонам квадратными в плане приделами, покрытыми скатной кровлей. Одноэтажные приделы и апсида представляют прямоугольный объем, освещенный на восточном фасаде 5-ю высокими арочными окнами (среднее окно заложено) и по одному окну на боковых фасадах. Второй ярус апсиды освещен 2-мя прямоугольными окнами с востока, и по одному окну с севера и юга. Вальмовая крыша увенчана главкой на глухом барабане. Над правым углом апсиды выложена дымовая труба. На западном фасаде на вытянутом прямоугольном объеме, включающем внутреннюю паперть и боковые приделы, в центре высится двухъярусная, квадратная в плане колокольня, увенчанная большой главкой на освещенном барабане. Наружная паперть — крыша с цилиндрическим сводом на мощных цилиндрических столбах с арками по сторонам. Третий ярус колокольни освещен широкими полукруглыми проемами, расчлененными 2-мя вертикальными перемычками на 3 части. Северный и южный фасады основного объема освещены на 1-м этаже 4-мя высокими арочными окнами, а на 2-м антресольном этаже — 4-мя прямоугольными окнами. Боковые входы на этих фасадах выделены крыльцами, аналогичными главному на западном фасаде.С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан.
Согласно документам Национального архива Республики Татарстан, в 1877 году место будущего собора принадлежало купцу-старообрядцу Евлампию Алексеевичу Хворову, построившему на этом участке двухэтажный деревянный дом. В 1884 году другой купец-старообрядец Андрей Иванович Володин возвел на прежнем фундаменте «складочное место», представляющее собой большое двухэтажное строение. И только более чем через два десятилетия удалось продолжить строительство храма — с 1906 по 1909 гг.
В освящении собора участвовали архиепископ Московский Иоанн (Картушин) и епископ Казанский Иоасаф. Под храмом (под алтарем) были погребены епископ Иоасаф (скончался в марте 1912) и о. Петр Залетов (сентябрь 1917). В 1914 году на старообрядческую Казанскую епархию был рукоположен епископ Филарет, который окормлял епархию до 1930-х годов. Один из самых величественных старообрядческих храмов разместился неподалеку от улицы Петербургской в центре города. Пятиглавый собор выстроен в стиле национального романтизма, или в псевдорусском стиле.
Белокриницкая община заведовала бесплатной столовой имени старообрядцев Ивана и Марии Саниных (на Георгиевской улице), которая была учреждена на вечные времена потомственной почетной гражданкой М. К. Саниной (1913). Старообрядцы также участвовали в развитии образовательных учреждений, главным образом Реального и Коммерческого училищ. В 20-е годы прошлого столетия храм был изъят, конфискованы и его ценности. Жизнь общины возродилась лишь в 1980-х годах.
В 1997 году была восстановлена Казанско-Вятская епархия. Возвращен Покровский храм, началась его постепенная реставрация как будущего кафедрального собора. В 2001 году в сан епископа был рукоположен священноинок Андриан (А.Г. Четвергов).
В состав епархии входят приходы по республикам Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Мордовия; по Кировской и Ульяновской областям. В 2003 году епископ Андриан был возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. Здесь же недолгое время служил епископом и будущий митрополит Корнилий.
Уже более 100 лет существует традиция 4 августа (22 июля ст. ст.), в день, когда Церковь чтит святую равноапостольную жену-мироносицу Марию Магдалину, совершать молебен Казанской иконе Божией Матери в кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии. Об этой традиции свидетельствует письмо, найденное в Казанском архиве — священник Алексей Калягин обращается ко всем последующим поколениям старообрядцев с призывом чтить этот день — 4 августа.
7 июня 2015 года был освящен придел в честь священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. Основное же здание собора планируется освятить в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Источник статьи: http://rpsc.ru/church/kazan_sobor/