Казань. Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе.

До Октябрьской революции Троицкий храм был культовым центром Ямской слободы. Свое название она получила от тюркского слова «ям» — повинность, установленная монголами на Руси в середине ХIII века и обязывавшая население участвовать в перевозках людей и грузов на лошадях. Возчики, выполнявшие ямскую повинность, обычно селились в отдельной слободе. Ямы в Московском государстве были прообразами почтовых станций, а ямщики — почтальонов. От казанской Ямской слободы начинался Ямской тракт, соединявшийся с Московской улицей и выходивший за пределы города в Адмиралтействе на Московский тракт.
Символично, что именно в Ямской слободе, возле старинных «ворот» города, в конце позапрошлого века был построен железнодорожный вокзал. Сегодня старое его здание из красного кирпича и 1-й хлебозавод разделяют каких-то триста метров… Казанская Ямская слобода была крупнейшей в стране по своим размерам и количеству охотников-ямщиков («охотник» — согласившийся на повинность по своей охоте, то есть желанию). Уже в 1566 году охотников-ямщиков в городе было 62 человека — очень много для середины ХVI века. По всей видимости, Иван Грозный хотел поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную и быструю связь. Ведь город стоял на пересечении важных торговых и военных путей. В те времена Ямская слобода была огорожена, попасть сюда можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами. Вот что сообщается по этому поводу в писцовой книге Казани за 1566-1568 годы: «Ворота острожные от Ямские слободы, на воротах башня середняя, Караишевские, а в ней на стороже сын боярской да четыре человека стрельцов, а наряду пищаль затинная, да стрелецких четыре рушницы».
Уже с момента основания Троицкого храма в начале XVII века в нем был придел во имя святого мученика Флора. Об этом в начале прошлого года напоминала икона мучеников Флора и Лавра, находившаяся в церкви до ее разрушения и экспроприированная в 1922 году большевиками. Связь между святыми мучениками братьями Флором и Лавром и Ямской слободой неслучайна. Именно они являлись покровителями ямщиков, кучеров и вообще людей, так или иначе связанных с лошадьми. Считалось, что и сами лошади находятся под покровительством Флора и Лавра. Будучи каменотесами, братья построили здание, которое первоначально было предназначено для языческого храма. Однако в итоге Флор и Лавр посвятили его Христу, за что подверглись пыткам и мучениям. Позднее мощи братьев были обретены и перенесены в Константинополь.
Первоначально храм в Казани был деревянным, а в 1722 году его перестроили, сделав каменным. Обновленная Троицкая церковь имела уже два придела: холодный — во имя Живоначальной Троицы и теплый — во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Престол располагался в трапезной — небольшая главка в правой части трапезной позволяет понять место его расположения. После перестройки церкви в 1888 году в храме появился еще один придел — в честь популярной в народе Корсунской иконы Божией Матери. В ограде церкви также находились кельи и жилые помещения для священнослужителей. По всему видно, что особой нужды храм не испытывал. И неудивительно: конец XIX века — время расцвета Троицкой церкви, когда она была реконструирована, вследствие чего весь храмовый комплекс обрел торжественные черты в русско-византийском стиле.
Главный придел и колокольня украшены оригинальными архитектурными и скульптурными деталями, на звонницу подняты новые колокола. На колокольне Троицкого храма в конце ХIХ века было восемь больших колоколов. Самый большой имел надпись: «Въ царствующем граде Казани ко храму Живоначальной Троицы въ царство благочестивейшаго, самодержавнейшаго, великаго Государя нашего Императора Александра Павловича всея России и при супруге его благочестивейшей Государыне Императрице Елизавете Алексеевне, при Казанском и Симбирском архиепископе Серапионе, того-же храма священникъ Иоаннъ Ионновъ, с прихожанами и прочих приходов прихожанами, всеобщимъ ихъ учердиемъ вылитъ сей колокол во 100 пудовъ. 1802, мая 22». В 1864 году на средства прихожанина Евдокима Савватеева на углу погоста была построена часовня. Именно в ней до революции хранилась Корсунская икона Божией Матери. Наконец, в 1875-76 годах вместо обветшавшей деревянной ограды на пожертвования прихожан и благодаря трудам церковного старосты Наума Широкова была возведена каменная — с железными решетками и тремя железными воротами.
Но были и смутные времена в истории храма. Не раз он страдал от пожаров. Порой церковь выгорала полностью. Так было, например, в 1749, 1815 и 1859 годах. А в 1774-м перед сожжением храм первоначально подвергся еще и варварскому разграблению пугачевцами. Однако, как птица Феникс, церковь каждый раз восставала из пепла (и становилась другой — вот почему ее описания в литературе столь противоречивы).
А ведь приход храма был небогатый. Прилегающая слобода в ХIХ веке была одним из районов, где селились в основном люди с небольшим достатком. Помимо икон святых Флора и Лавра и Корсунской Божией Матери, в храме хранились и другие святыни. Например, напрестольные Евангелия — в золотом и серебряном окладах (1701 год написания) и в медном окладе (1858), древний напрестольный крест с надписью: «Дал вкладу казанский жилецъ Исакъ Герасимовъ, сынъ Свешниковъ, въ домъ Живоначальной Троицы въ Ямскую слободу, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ злоченъ съ каменьемъ, а весу 30 рублевъ, при попе Ондрее Одинцове, и за тотъ вкладъ родители мои поминать и въ сенодикъ написать. Лета 7139 году апреля въ 9 день». 7139 год от сотворения мира — 1631-й по христианскому календарю. Отсюда следует, что Троицкая церковь существовала уже тогда. 
Сегодня на месте храмового комплекса находится «Казанский хлебо-булочный комбинат», построенный на фундаменте разрушенного в 1931 г храма. О том, что было на углу улиц 2-й Ямской (ныне – Нариманова) и Посадской (Т.Гиззата) в позапрошлом веке, в наши дни напоминает лишь бывшая кладбищенская ограда с характерными архитектурными деталями. Металлические решетки чебаксинской ковки, которые украшали ограду, были вырваны и уничтожены, а проемы заложены кирпичом или забиты досками. Некоторые капитальные строения церкви ныне едва угадываются в основании некоторых цехов хлебозавода.
С использованием материалов: газетa «Республика Татарстан» № 85-86 28 апреля 2005 г., статьи В.Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия.» Из альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г изд-во КДС, Казань -2008 г.

Церковь Живоначальной Троицы была сооружена, вероятно, в самом начале XVII ст. и до сих пор в ней сохранились напрестольный крест и кадило из того времени. Первоначально церковь была деревянная. Кто ее строил, когда она была освящена в первый раз, неизвестно. По клировым ведомостям значится, что она построена в 1722 г. Сведение это, по всей вероятности, заимствовано из казанской истории Рычкова, который руководствовался в этом отношении сообщениями геодезиста Пестрикова, посетившего Казань и собравшего о ней нужные для него сведения за 1738 – 39 гг.
Но очевидно, что 1722 г. не есть время первоначального возникновения Троицкой церкви, а по всей вероятности в это время она была или капитальным образом перестроена, или вместо деревянной изменена на каменную. В Троицкой церкви был в то время придел св. муч. Флора. Об этом приделе напоминает древняя икона святых мучеников Флора и Лавра; она помещается в трапезе или в приделе теперь существующей каменной Троицкой церкви. Известно, что к молитвам муч. Флора и Лавра прибегают ямщики и вообще владетели лошадей, поэтому в Ямских слободах г. Казани почти каждая церковь имела придел во имя этих мучеников, как покровителей лошадей. Так придел Флора и Лавра был в Успенском соборе, а также в соборе Владимирской Богородицы.
Кроме деревянной Троицкой церкви была еще другая каменная теплая церковь Знамения Богородицы с приделом Грузинской Богородицы. Когда она была построена – неизвестно. Вероятно. прихожане даже не знают, что в Троицкой церкви были приделы во имя муч. Флора и Лавра и Грузинской Божией Матери.
В настоящее время Троицкая церковь каменная и с каменною же колокольнею. Престолов в ней два: в настоящей, холодной – во имя Живоначальной Троицы, а в теплой – во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Из истории Троицкой церкви известно: в 1749 г. она погорела, в 1774 г. была ограблена во время Пугачевского бунта. После ограбления церковь Живоначальной Троицы стала поправляться: она приобрела не только то, что было пограблено, но исправляла другие нужды. Так в сентябре 1774 г. закуплено было тесу на церковное строение и исправлялась внутри колокольня; в октябре того же года поднят был на колокольню большой колокол. В 1775 г. куплено было кровельного тесу и бревен для церковной крыши на стропила. Прихожане радовались благоустройству церкви и подавали на церковь Божию свои доброхотные подаяния, каковых за 1775 – 77 гг. было сделано 115 руб. 20 коп. от ямщиков Андрея Суханова, Акима Пьянкина, Ивана Кабанова, Ивана Филатова, от купца Ивана Алмазова и от цеха Ивана Гаврилова, а также от священника Троицкой церкви Андрей Сидорова.
Вместе с внешним устроением церкви внутри побелили стены, вызолотили резьбу иконостаса и поновили иконы, украсили церковь стенным писанием. Кресты на церкви вызолочены, за подъем креста на церковную главу в июне 1777 г. отдано было боцману и матросам 3 руб. Доброхотные подаяния приносились не только жертвователями в церковь, но и по домам ходили к прихожанам и просили жертв на помощь. Так в 1779 г. сборщиком Алексеем Новиковым собрано было 99 руб. 60 коп. В июне месяце 1779 г. иконостас надлежащим образом был разобран и починивался и богослужение по этому случаю прекращалось. За поновление иконостаса Троицкой церкви золотом и серебром и разными красками отдано художникам 135 руб., за работу было уплачено 58 руб. В 1784 г. был изготовлен на александрийском листе церковный план; в 1785 г. была перекрыта крыша на св. алтаре.
Когда к 1788 г. церковь приняла благоустроенный вид внутри и снаружи, прихожане решили подумать о новом большом колоколе. Правда, не прошло еще и 15 лет, как подымали на колокольню в 1774 г. большой новый колокол, но он казался теперь для прихожан незначительным. Они осознавали, что для их благоустроенной теперь церкви нужен колокол побольше. Начались усердные приношения на колокол. В июле 1788 г. колокол весом 76 пуд. 29 ½ фунт. был куплен ценою по 10 руб. 20 коп. пуд, всего оплачено с работою 238 руб. 65 ½ коп., колокол доставлен и повешен, о чем говорится в «своеручной росписке дьякона Григория Иванова». Старый колокол был снят.
В 1814 г. были сделаны новые исправления деревянной крыши и покрыта железом, сделана новая деревянная глава, вместо каменной, выведен купол, покрыт железом и установлен на нем крест. В 1815 г. Троицкая церковь погорела. Купол на холодной церкви, крытый железом с главою и крестом, также и крыша на алтаре – погорели. Всего погорело на сумму 2284 руб. 60 коп. В 1859 г. 25 мая Троицкая церковь обгорела вся снаружи. Так как после последнего пожара приход и церковь обеднели, то положено было, вместо полного штата, быть при церкви 1 священнику и 1 псаломщику.
«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?