Еще одна сохранившаяся в центре города церковь рубежа XVII – XVIII вв. может продолжить ряд храмов этой эпохи: Петропавловского, Пятницкого, Евдокиинского… Все они похожей формы. Хотя и разных размеров. Все выстроены в стиле русского барокко: восьмерик на четверике. Первоначальный каменный храм был построен еще до 1685 г. (точная дата неизвестна), но значительно обновлен в конце XVIII века. С самого начала в нем находилась Тихвинская икона Божией Матери, в честь которой он и назван, но лишь в 1844 г. от этого образа начались чудотворения и исцеления, а в 1859 г. над храмом явилось видение Богоматери, после чего внезапно утих начавшийся было пожар Старотатарской слободы. С этого времени церковь и ее чудотворная икона стали главной святыней Старотатарской слободы, привлекавшей паломников со всего города. Именно на средства от возросшего прихода богомольцев удалось капитально отремонтировать храм в 1870-х и 1890-х годах, расширить его и устроить два придела: Сретения Господня и Сошествия Святого Духа. Большие средства выделили также купцы А. И. Суворов и И. С. Петров. В советское время храм был разорен, мало того – на метр ушел в землю из-за напластования вокруг нескольких слоев асфальта. Но его уникальное положение главного православного храма Забулачья (издревле населенного в основном татарами) уже подразумевало его возрождение в новое время в качестве единственного кряшенского прихода Казани. В I половине 1990-х годов кряшенский приход – со службами на татарском языке, – размещался в Сретенском приделе Петропавловского собора (на первом этаже), но в 1996 году силами верующих началось возрождение Тихвинской церкви, и община переехала туда. В настоящее время хорошо отреставрированная Тихвинская церковь, выкрашенная в нежный сиреневато-голубой цвет, несмотря на свои маленькие размеры, производит впечатление одной из самых изящных храмовых построек Казани, сохранившей все основные черты своего внешнего облика рубежа XVII – XVIII веков. Особенно красиво смотрится со стороны ул. Тукаевской кружевная восьмигранная колокольня. (Из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»)
Первая церковь во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери была построена в Забулачье уже во второй половине XVII века. В конце XVIII века построена ныне существующая каменная церковь. К середине XIX века храм оказался внутри Татарской слободы и его приход был невелик. Известность и процветание к храму пришли после прославления храмовой иконы Тихвинской Божией Матери.В 1859 году, во время пожара в Старо-Татарской слободе над храмом было видение образа Богоматери, и пожар прекратился. Это событие произвело огромное впечатление на жителей Казани. Икона стала одной из главных святынь города. Сейчас эта икона находится в Никольском кафедральном соборе.Средства, полученные от богомольцев, позволили в 1898-1900 гг. провести расширение и реконструкцию храма, в результате чего его архитектурный облик приобрел формы и декор, характерные для конца XIX века.Храм был возвращен Казанской епархии в 1997 году и передан общине кряшен (которых до революции называли старокрещенными татарами). В настоящее время Тихвинская церковь является центром всех кряшенских приходов Татарстана. При храме действует воскресная школа, народный хор, проводится серьезная работа по переводу на кряшенское наречие тех книг Священного писания, которые не были переведены до революции. Кряшенская переводческая группа в своей работе следует системе Н.И. Ильминского. Переводческий проект осуществляется совместно с Петербургским отделением Российского Библейского Общества. Богослужение в храме ведется в основном на кряшенском наречии.Настоятель храма: прот. Павел Павлов. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
Однопрестольный храм был построен между 1646 и 1685. По одним данным, в конце 18 в. храм был реставрирован и перестроен, по другим — храм 17 века снесен и вместо него построен новый. Новая реконструкция проведена в 1870-е. Наконец в 1898-1900 храм был капитально отреставрирован и расширен, построены 2 придела в честь Сретенья Господня и в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Церковь расположена в центре небольшой площади, ныне превращенной в переулок. Относится к типу культовых сооружений с симметрично-осевой композицией. Первоначальный объем церкви, относящийся к концу 18 в., включает собственно храм и колокольню по типу восьмерик на четверике под плоскими восьмигранными куполами с маковками на барабанах и односветный под двухскатной крышей объем трапезной между ними. Двусветные четверики храма и колокольни сохранили городковые карнизы. Барочные наличники с полуколонками обрамляют 4 арочных окна высокого восьмерика храма. Арочные проемы ярусов-звонов лишены обрамлений. Профилированные карнизы, гладкие пилястры и полуколонны, тяги составляют достаточно скромный декор верхних ярусов церкви, который мог появиться и в периоды поздних подновлений. На восточном фасаде выступают 3 полукруглые апсиды, 2 из которых относятся к пристроенным позднее приделам. Боковые фасады приделов с высокими арочными окнами расчленены двумя портиками тосканского ордера, завершенными треугольными фронтонами. Западный фасад правого придела решен в 2 этажа. Вероятно, одновременно с приделами возведен объем паперти с тремя арочными проемами на каждом фасаде (часть из них заложена). В результате реконструкций рубежа веков в объеме церкви сочетаются барочные формы с мотивами неоклассицизма. В решении паперти видны эклектичные мотивы. Памятник культовой архитектуры в стиле барокко и поздними пристроями в стиле неоклассицизма и эклектики классицистического направления.С сайта Министерства культуры Республика Татарстан
На февраль 1927 года православная, староцерковного течения община Тихвинской церкви состояла из 607 верующих во главе с преосвященным епископом Афанасием Чебоксаровым, викарием Казанским. До января 1935 года жизнь общины протекала относительно спокойно. Лишь несколько событий прошли тенью. Так в начале 1930 г учащиеся школы № 20, находящейся неподалеку от Тихвинской церкви, послали в Горсовет резолюцию своего общего собрания о закрытии церкви « …Наша школа, как культурное учреждение, больше не может жить рядом с церковью». Но что удивительно популистские шаги того времени действия не возымели и церковь не закрыли. 31 декабря 1931 года на совещании представителей строящихся организаций при СНК ТР рассматривался вопрос о закрытии церквей по городу Казани. Под № 5 в поле зрения попала и Тихвинская церковь. Итог суждений по ней таков: закрытие возможно, но «не ранее как на этот счет будет проведена достаточно массовая работа». В 1933-м году группка прихожан-обновленцев совершила первую попытку провести собрание для выборов своего исполнительного органа, безусловно, не без разрешения ТатЦИКа, но безуспешно. Протоиерей Василий Ивановский удачно этому воспрепятствовал.
Начало 1935 года. Умудрённые провалом «обновленцы», предпринимают новую попытку захвата церкви, которая впоследствии закрепляется решением Секретариата ТатЦИКа от 3.05.1935 г. Дальнейшие передряги уже «обновленческой церкви» в течение трех последующих лет поставили перед властью вопрос о ее закрытии. 7 сентября 1938 года все имущество закрываемой Тихвинской церкви по акту зачисляется в Госфонд имущества , а уже 1 октября выносится постановление о передаче здания Тихвинской церкви Горсовету « …для использования в соответствии с существующими положениями». Вот и использовалась церковь почти сорок лет как складское помещение, значительно изменив свой архитектурный облик. В 1997 г. бывший храм возвращен Казанской епархии и передан в пользование кряшенской общине.
По материалам статьи В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г. Казани в 20-30 годы ХХ столетия». Из альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г., изд-во КДС, Казань -2008 г.