Казань. Церковь Илии Пророка в Мокрой слободе.

Первоначально деревянная Ильинская церковь находилась в так называемой Мокрой слободе, что за Булаком. Сегодня это примерно на месте пустыря между ж/д вокзалом и ледовым Дворцом спорта. Время основания церкви, по одним источникам — вторая половина XVII века, по другим – 1722 г. Известно, что 30 августа 1738 г. духовенству «церкви пророка Илии, что в Мокрой слободе», был выдан новый антиминкс вместо обветшалого старого. Ильинская церковь была одним из бедных казанских забулачных храмов, хотя и считалась одной красивейших церквей в г.Казани. Она неоднократно подвергалась опустошительным пожарам. После пожаров 1749 и 1815 гг. по бедности и малочисленности своих прихожан долгое время оставалась в запустении. В последний раз она горела в 1859 г.
С 1876 год была приписана к Успенскому собору и составляла с ним один приход. Когда и кто отстроил каменную церковь, неизвестно. Но только до пожара 1749 года она была деревянной. Поэтому можно предположить, что каменная церковь была устроена в 50-е годы XVIII столетия. Престолов в ней было два: главный холодный — во имя пророка Илии Фесвитянина и придельный теплый во имя Толгской Божией Матери. Приходскими священниками в конце XIX — начале ХХ вв. были Кремков В.А., Кроковский А.И., Софотеров М.В. На 1904 год в приходе числилось всего 20 дворов и 141 прихожан, русских, православных.
Использованы материалы: «Спутник по Казани» Под редакцией профессора Н.П. Загоскина. — Казань,1895 г.; А.М. Елдашев «Святая земля Казанская», Семинарский вестник КДС №2(17) 2006 г.

Еще летом 1929 года богослужебная и административно-хозяйственная жизнь Ильинской церкви текла довольно ровно. Но состояние церкви было плачевным, что и послужило поводом для внесения ее в печально известный перечень семи храмов, по решению Президиума КГСа от 1.02.1930 г. подлежащих закрытию. Почти год это решение проводили по надлежащим инстанциям. 20.01.31 г. вопрос о ликвидации общины и, следовательно, церкви был решен. Однако при этом решении не смогли усмотреть еще один немаловажный аспект. Дело в том, что в церковной сторожке на арендных условиях проживал протоиерей Ильинской церкви о. Сергий Покровский, и с закрытием храма его автоматически лишали жилплощади. Пожилой человек фактически выставлялся на улицу без малейшего шанса зимой найти жилье, что и продлило существование церкви еще на один год. В конце 1931 года храм снесли.
Из Альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г: В. Мухин «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия». — Изд-во КДС, Казань, 2008 г.

Церковь Ильинская одна из бедных забулачных казанских церквей. Она не раз подвергалась опустошительным пожарам в 1749 и 1815 гг. и после пожаров, по бедности и малочисленности своих прихожан, долго оставалась в запустении, поэтому ее не раз закрывали. В пожаре 1815 г. церковь обгорела внутри и снаружи, книги богослужебные и приходорасходные сгорели; всего сгорело на сумму 14 930 руб. От пожара были спасены некоторые ценные вещи церковной утвари и иконы. В последний раз Ильинская церковь обгорела в 1859 г.
Ильинская церковь каменная, с каменною же колокольнею и с деревянною с двух сторон оградою. Когда и кто устроил каменную Ильинскую церковь – неизвестно, но до пожара 1749 г. она была еще деревянною. Можно предположить, что каменною она устроена во второй уже половине XVIII ст. Таким образом, когда Н. Баженов в своей казанской истории (ч. 11, стр. 68) говорит, что церковь Ильинская построена при Елизавете Петровне, то следует разуметь не первоначальное построение Ильинской церкви, а только устройство каменной церкви.
Престолов в ней два: главный в холодной церкви – во имя пророка Божия Илии Фесвитянина, а в трапезе теплой придельный – во имя Толгской Божией Матери. Церковь значительно оправлена и благоукрашена благодаря заботам приходских священников В. А. Кремкова и А. И. Кроковского и церковного старосты Грободелателева.
Трапеза вновь окрашена внутри масляною краскою маляром Курицыным; в ней устроена новая круглая печь, обтянутая листовым железом. Иконостас в трапезе также исправлен. В настоящей холодной церкви тот же Курицын отделал стены зеленою краскою под мрамор и написал на западной стене три картины: Вознесение пророка Илии на небо, Исцеление сына сунамитянки и Принесение жертвы на Кармиле. Иконы в иконостасах большею частью бедной, не искусной работы. Из древних икон уважаются: в трапезе местная икона Толгской Божией Матери, св. Николая чудотворца и Трех святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа, пред последнею иконою часто заказывают служить молебны черемисы, приезжающие в Казань на базар. На окне трапезы, в киоте за стеклом, деревянное резное распятие с резными же предстоящими. Эта икона была когда-нибудь или в часовне, или наверху иконостаса.
В холодной церкви находится большая икона Смоленской Божией Матери довольно древнего письма. По краям этой иконы басменный оклад, на Божией Матери и Спасителе серебряные венцы старой работы.
Деревянная ограда устроена вновь в 1874 г. и распространена на весь церковный погост, выходящий на две улицы, а с двух других сторон – строения прихожан. При церкви имеется каменная сторожка. По новому росписанию приходов и причтов казанской епархии 1876 г. Ильинская церковь приписана к казанскому Успенскому собору, с которым и составляет один приход Успенско-Ильинский. Причт Ильинской церкви состоит из священника и псаломщика. Они помещаются недалеко от церкви в деревянном церковном доме, построенном на церковной земле, пожертвованной чиновницею Татьяною Калугиной. При Ильинской церкви в 1873 г. открыто «Ильинское Соболевское училище», оно помещается в наемной квартире, содержится на счет благотворителя, казанского купца Ивана Николаевича Соболева.
«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?