Казань. Церковь Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.

Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. — перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине.
К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы.
Информация взята с сайта Татарстанской митрополии РПЦ

Храм построен в 1796г. на средства города и освящен во имя Благоверных князей Федора, Давида и Константина Ярославских Чудотворцев. К 1801г. достроен первый придел на средства купца Петра Михайловича Носова. В 1843-44гг. по проекту архитектора Ф.И.Петонди построены колокольня и левый придел, освященный во имя Святителя Никифора, Патриарха Цареградского. Колокольня вытроена по образцовому проекту К.Тона. До советского времени церковь не имела прихода и существовала на средства города. В советское время не закрывалась, поэтому в храме сохранился иконостас, установленный в 1869г. М.А.Тюфилиным.
Церковь расположена во входной юго-западной части Арского кладбища и имеет традиционную несимметричную объемно-пространственную структуру. Приземистый небольшой четверик храма несет высокий восьмерик под сомкнутым сводом с луковичной главкой под ним. Грани восьмерика, обращенные по сторонам света, выполнены более широкими. Арочные проемы восьмерика приподняты. Полукруглый объем апсиды под конхой одной высоты с четвериком. Той же высоты, но более широкий и просторный объем трапезной на три окна закруглен по углам. Все проемы и ниши меж ними в апсиде, четверике храма и трапезной прямоугольные в простом обрамлении. Широкий ступенчатый карниз протянут в завершении первого уровня церкви. Колокольня, пристроенная в середине 19 в., через переход прилегает к трапезной по продольной оси церкви. Нижний ярус четверик колокольни прорезает арочный перспективный портал входа. Два сквозных яруса звонов восьмерики с расширенными гранями по сторонам света, в которых выполнены арочные (внизу) и прямоугольные (вверху) проемы. Завершается колокольня луковичной главой. Углы восьмериков украшены плоскими пилястрами. Яруса разделяют сложные ступенчатые карнизы большого выноса. Покраска фасадов двухцветная. Памятник культовой архитектуры периода расцвета классицизма. Состояние удовлетворительное, используется по назначению.
С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан.

Святыни храма Ярославских чудотворцев сегодня: Главной святыней церкви является список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса. Другая величайшая святыня – рака с мощами святителя чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. В 1955 году от возглавил новообразованную казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Мощи святителя Гурия до революции находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 года пребывали в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских Чудотворцов. Над ракой с мощами Гурия находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани осенью 1552 года. По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке и долгое время находилась в специальной нише над проездными воротами Спасской башни Казанского кремля. В 1862 г. была перенесена в часовню, сооруженную перед башней, а в 1905 г – в часовню построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинина по проекту. Ф.Н. Малиновского. Эта часовня в 1927 году была разобрана, а образ нашел свое последнее пристанище в кладбищенской церкви.
У левого клироса в передней части храма — чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская», которая по приданию находится здесь с момента его открытия. — Рядом с ракой с мощами Гурия находится икона Казанских святителей Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Справа от этой иконы находится другая святыня закрытого в конце 30-х годов Федоровского женского монастыря — икона Пресвятой Богородицы «Федоровская». В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. По преданию этот образ был написан монахами иконописцами Свято-Троице-Сергиевской Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного. Часть этой иконы содержит в себе частицу гроба Сергия Радонежского, действительно фрагмент этого образа написан на доске от гроба преподобного. По левою стороны образа Сергия находится образ Пресвятой Богородицы, именуемой «Скоропослушницей». Эта икона принадлежала известному митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию. В 1885 г. он пожертвовал ее Михаило-Архангельской академической церкви. После закрытия в начале 1920-х годов духовной академии образ какое-то время пребывал в Богоявленском храме и до закрытии в Иоанно-Предтеченском монастыре. На левой стороне храма находится икона святого великомученика и целителя Пантелеймона с частицей его святых мощей. Эта икона была написана на Святой Афонской горе и, по преданию, была прислана в благославление Макарьевскому мужскому монастырю. Частица мощей Пантелеймона – довольно редкая святыня. Рядом с образом Пантелеймона еще одно благославление со Святой Афонской горы — список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Иверская». К сожалению, история этой иконы пока неизвестна.
По материалам издания: А.М. Елдышев «Казанский храм Ярославских чудотворцев», изд-во «Центр инновационных технологий». — Казань, 2012 г.

Активные мероприятия советской власти по закрытию церквей в Казани с 1928 г., безусловно, не обошли стороной и кладбищенскую церковь. В феврале 1931 года к общине церкви были присоединены общины закрытых Матфеевской и Варваринской церквей. В это же время набирали обороты компании по снятию колоколов и отбору у церквей жилых и служебных помещений православных общин. Жалоба епископа Иринея в Бауманский РайКомХоз на бесцеремонные действия некоторых представителей власти в этих вопросах возымели обратную реакцию: в 1934 г., невзирая на протесты верующих, церковь была передана обновленцам. Предварительно общину вынудили 2.02.34 г. произвести передачу из Кладбищенской церкви разных «излишних» ценностей (9 пунктов) – т.е. серебряных риз с икон (12 штук) весом 12540 грамм. Православные староцерковного течения продолжают борьбу за храм, и Казанское Митрополитанское Областное Управление заявляет в культкомиссию ТатЦИКа, что «Кладбищенская церковь приписная к кафедральному собору, а у тихоновцев есть рядом Серафимовская церковь». Требования староцерковников достигли цели, и на заседании Секретариата ТЦИК 2.03.34 г. было постановлено: предоставить здание Арско-Кладбищенской церкви с церковной сторожкой и имуществом. В руках верующих церковь пробыла недолго, решение пересмотрели, и уже в мае церковь вновь отошла к обновленцам. Храм функционировал в качестве обновленческого и в 1937 г., так в учетных записях за этот год Кладбищенская церковь числилась функционирующим молитвенным зданием г. Казани (с пометкой – «обновл. на поле Ершова»). Обновленческой общине пришлось принять часть прихожан закрываемой Пятницкой церкви (именовавшейся тогда у обновленцев кафедральным собором).
В августе начался осмотр технического состояния здания инженером Исаевым в присутствии представителя религиозной общины Кладбищенской церкви Богоявленского. Перечень работ по ремонту составил 16 пунктов. Однако, у обновленцев не хватило денежных средств на выполнение ремонтных работ, а кладбищенский обновленческий протодиакон Александр Абросимов с 21.11.37 г. добровольно оставил служение. Обновленцы еще недолгий период остаются в здании церкви. Именно в это время члены закрывающейся общины Тихвинской церкви 4 сентября 1938 переносят в Кладбищенскую церковь предметы религиозного обихода, в том числе иконы, а также мощи святителя Гурия со своими принадлежностями. Последний документ, свидетельствующий о кончине обновленчества,– секретный проект постановления КГСа – Кладбищенская церковь совершенно пустует и никем не используется. Вскоре церковь вновь отдали староцерковникам. Старожилы утверждают, что церковь была закрыта только три дня.
Это была единственная церковь в г. Казани, с тех пор уже не закрывавшаяся и сосредоточившая в себе почти все святыни Казанской епархии – не только мощи святителя Гурия, оставленные обновленцами, но и чудотворные иконы Седмиезерную Божией Матери, а также Грузинскую Божией Матери и особо чтимые храмовые иконы из городских храмов и монастырей.
По материалам статьи В.Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия.» Из альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г изд-во КДС, Казань -2008 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?