Казанское устье, где сосредоточены пристани разныхъ пароходныхъ обществъ, компаній и частныхъ лицъ, промышляющихъ рѣками Волгой и Камой съ ея притоками Вяткой и Бѣлой, съ массой служащихъ, представляетъ собою одно изъ самыхъ бойкихъ мѣстъ по промышленности и разнымъ торговымъ оборотамъ. Съ ранняго утра и до глубокой ночи въ теченіе цѣлаго лѣта происходитъ здѣсь ежедневная кипучая дѣятельность многочисленнаго рабочаго и торгово-промышленнаго люда, ежегодно стекающагося сюда изъ разныхъ мѣстъ обширнаго нашего отечества. Съ каждымъ годомъ это устье улучшалось совнѣ, благодаря устройству тротуаровъ, мостовыхъ, безплатныхъ бараковъ для ночлега и пріемнаго покоя съ постояннымъ врачемъ и т. д. Но для удовлетворенія религіозно-нравственныхъ нуждъ и высшихъ потребностей христіанскаго дѵха на Казанскомъ устьѣ, какъ это ни странно, почти не было сдѣлано ничего до самаго послѣдняго времени.
Если человѣкъ, живуіцій въ мірѣ, уподобляется кораблю, плавающему среди моря и обуреваемому волнами, а для корабля всегда нужна бываетъ пристань, гдѣ-бы онъ могъ исправить свои поврежденія, пополнить недостатки, то тѣмъ болѣе важное значеніе для человѣка христіанина—его духовное пристанище, гдѣ-бы онъ могъ успокоивать и мятущійся свой духъ и исправлять душу и сердце, волнуемые разными житейскими невзгодами и неудачами. И кто не знатъ, что этимъ пристанищемъ, этимъ прибѣжищемъ для насъ христіанъ служитъ храмъ Божій, гдѣ христіанинъ можетъ всегда находить и утѣшеніе своей душѣ и духовныя врачеванія своимъ скорбямъ! Поэтому тяжелою совѣстью всегда лежало на благочестивой душѣ христіанина, когда онъ вмѣсто общественной воскресной и праздничной молитвы слышалъ на устьѣ съ ранняго утра пѣсни и разные нескромные разговоры. Люди съ доброю христіанскою нравственностію давно уже сознавали настоятельную нужду въ устройствѣ общественнаго дома молитвы на Казанскомъ устьѣ. Но это благочестивое желаніе многихъ устьинцевъ, по непредвидѣннымъ обстоятельствамъ, долго откладывалось.
И только въ 1890 году, по частному почину, выстроена была на устьѣ на добровольныя пожертвованія деревянная часовня. Часовня эта была очень красивой архитектуры древнихъ русскихъ часовенъ, восьмигранная, съ двумя въ ней большими окнами, довольно изящнымъ почти сплошь вызолоченнымъ иконостасомъ, съ четырмя большими въ немъ св. иконами, написанными на золотомъ чеканѣ. Иконостасъ былъ одноярусный, въ срединѣ его находилась икона Казанской Божіей Матери, вправо оть нея — икона св. и чуд. Николая, влѣво—икона преп. Макарія Унжескаго п Желтоводскаго Чудотворца; надъ ними вверху икона нерукотвореннаго Спаса. Были въ часовнѣ и хоругви, писанныя на полотнѣ, и запрестольныя иконы — Крестъ и Божіей Матери, писанныя на деревѣ*. При часовнѣ была устроена звонница на четырехъ столбахъ подъ желѣзною крышею, на которой было пять колоколовъ, изъ коихъ самый большой былъ въ 14 пудовъ вѣсомъ. Внутри размѣромъ часовня была около четырехъ саженъ** въ квадрагѣ. Въ этой часовнѣ служились причтомъ Макарьевской церкви всепощныя наканунѣ воскресныхъ и праздничныхъ дней, а иногда, въ самые праздники, часы и молебны съ акаѳистами.
Въ холерные годы (1892 и 93-й) двухъ-штатный причтъ Макарьевской церкви съ трудомъ могъ исполнять христіанскія потребности устьинцевъ. Каждый хотѣлъ поговѣть, очистить свою совѣсть отъ грѣховъ и сподобиться принятія Св. Христовыхъ Таинъ. Въ эту тяжелую пору, пишущему эти строки не разъ приходилось слышать со стороны многихъ устьинцевъ, въ особенности при посѣщеніи тяжко больныхъ, о горячемъ желаніи ихъ видѣть на устьѣ свой храмъ, гдѣ-бы можно было едиными устами и единымъ сердцемъ не толъко славить и воспѣвать Господа Бога, но и умолять Его о прощеніи своихъ грѣховъ, во дни великихъ испытаній, посланныхъ Богомъ. Но этому желанію Господь судилъ осуществиться только въ послѣднее время.
* Всѣ иконы, а равно и утварь, какая была въ часовнѣ, въ настоящее время находятся во вновь построенномъ на устьѣ храмѣ.** 1 сажень = 2,1336 м
В настоящей публикации использован текст брошюры (с некоторыми сокращениями) «Храм во имя Казанской Божией матери на устьинской пристани г. Казани (История построения и освящения его). Составитель священник Никандр Крестников. Казань. Типо-литография Императорского Университета. 1901 г. http://foto-progulki.ru/chram-na-ustie