Эта церковь в неовизантийском стиле была построена в 1891-1893 гг русскими архитекторами для каунасского военного гарнизона. Её иногда называют «soboras» от русского слова «собор». В советские времена церковь превращена в художественную галерею. В 1990 году передана верующим (католикам). Сейчас — католический собор Михаила Архангела.
По материалам путеводителя «Литва» Т. Кука и информационным материалам каунасского туристского бюро
C 1843 года г. Ковно (Каунас) стал губернским центром России. В середине 1850-х годов Указом российского императора был утвержден разработанный в Санкт-Петербурге генеральный план застройки Нового городского центра Ковно, градостроительной осью которого стал респектабельный Николаевский проспект (ныне Лайсвес аллея). В 1873 году г. Ковно был превращен в мощную крепость. Усиленная в конце 19 века, она имела девять фортов и девять артиллерийских батарей, окружавших город. На площади, разделявшей Николаевский проспект на две части, в 1891-1895 годах был построен монументальный военный православный собор Ковенской крепости, замкнувший перспективу главной улицы города. Собор был освящен в честь св. апостолов Петра и Павла. Во время Первой мировой войны, после взятия крепости немцами (1915-1919), собор был приспособлен для лютеранских богослужений.
В 1919 году власти Литовской Республики не отдали собор православным, он стал Окружным костелом Литовской армии и был освящен в честь Архангела Михаила. В 1929 году, после передачи Вильнюса Польше, Каунас стал столицей Литовской Республики. Византийский стиль собора не отвечал католической традиции, как монументальная градостроительная доминанта он вызывал неприятие местных патриотов. В 1931 году развернулась пропагандистская кампания за снос собора, приостановленная только как противостояние событиям массового разрушения храмов в Советской России. Католический собор просуществовал до 1962 года. После закрытия, в 1965 году в нем разместили Галерею витража и скульптуры. С обретением независимости Литвы здание было возвращено католикам как Окружной собор Литовской армии. В 1994 году храм внесен в республиканский перечень памятников архитектуры, охраняемых государством. Собор представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм с четырьмя столпами, одной алтарной апсидой и тремя входами, акцентированными трехколонными портиками. Средокрестие перекрыто большим куполом на высоком круглом барабане, через окна которого освещено подкупольное пространство. В барабанах малых глав размещены колокола. Архитектор Константин Христофорович Лимаренко после окончания Николаевской инженерной академии в Санкт-Петербурге служил на Кавказе, затем в 1886 году получил должность производителя работ в Инженерном управлении Ковенской крепости. За возведения крепостного собора получил воинское звание полковника. В 1896 году К. Лимаренко был откомандирован в Новочеркасск, где решал сложнейшие проблемы, возникшие там при строительстве собора. В 1911 году вернулся в Литву и возглавил Инженерное управление Виленского военного округа, дослужился до звания генерал-лейтенанта.
Ковенский собор – Ковенского благочиния. Церковь утварью довольно достаточна. Причта: 1 протоиерей, 2 священника, диакон и 5 псаломщиков. Причту принадлежат в г. Ковне 2 усадьбы в 1800 кв. сажень и 4 фермы. В первой — земли 82 десятины, за которую получается арендной платы 400 руб.; 2-я ферма в 151 десятину земли — в аренде за 700 руб.; 3-я ферма в 221 десятину земли — в аренде за 121 руб. Протоиерею жалования 600 руб., 2 священникам по 500 руб., диакону 300 руб. и 5 псаломщикам по 150 руб. Причтовые помещения имеются, одному псаломщику выдается 60 руб. на квартиру. Одна же квартира в соборном доме отдается в наем за 225 руб., которые идут на ремонт причтовых помещений. Есть 2 приписных церкви и 1 домовая – в тюрьме. Дворов 131, прихожан муж. пола 526 и жен. пола 340.
Н. Извеков «Статистическое описание православных приходов Литовской епархии», г. Вильна, типография И. Блюмовича, 1893 г.
Есть в Каунасе три больших белых здания, которые придают этому старинному городу свой неповторимый образ, мистически являют его душу, которая формирует сознание его жителей и гостей, уникально и неповторимо вычерчивая нравственную оригинальность их воззрений на окружающий мир: Ратуша («Белая лебедь», XVI в.), Cобор Св. Архангела Михаила (конец XIX в.) и Костёл Воскресения Христа (XX в.). Возвышаясь в центре этой линии, направленной изначально из старого славяно-немецко-еврейского города Кавны по оси с запада на восток, Архангельский собор всей своей архитектурной мощью осаживает к земле устремлённые к небу Ратушу и костёл Воскресения Христа. Каунасский Собор ломает собой эту прямую линию и толкает её на северо-запад под углом 60 градусов к стоящему на холме величественному современному костёлу Вознесения Христа.
Между ажурной старинной европейской ратушей торговых ганзейских времён и современной инфантильной европейской действительностью, стоит массивный византийский собор, олицетворяя собой мощную стать колыбели европейской культуры. Судьба этого Петропавловского собора – собора Архангела Михаила, непроста и не прямолинейна, ибо политики и история трансформировали его формальную сущность, оставляя непоколебимой энергетику его духовной ипостаси.
«Престольный праздник — 29 июня. Расположен на плацу во въездной части города, именуемой «Новый план». Здание собора — каменное, пятикупольное, заложено 29 июня 1891 года и освящено 17 сентября 1895 года, в римско-византийском стиле. Сооружено на средства военно-инженерного ведомства, — причем строителями храма были военные инженеры: полковник Неплюев и подполковник Лимаренко. Имеет собор три престола: а) главный — в честь Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла, б) правый — в честь Свв. мучениц: Софии, Веры, Надежды и Любви и в) левый — в честь Святителя и Чудотворца Николая. Вмещает собор до 3 тысяч душ. В состав прихожан собора входят воинские чины всей крепости, не имеющие своих штатных священников. По штату при соборе положены: настоятель — протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. К собору приписана Захарие-Елисаветинская церковь при местном лазарете».
В период с 1879 по 1915 гг. по Высочайшему распоряжению Императоров Александра II, а затем Александра III и Николая II была заложена, строилась, развивалась и постоянно укреплялась система 12-ти оборонительных фортов вокруг города – Ковенская крепость, предназначенная для защиты западных рубежей Российской империи. Именно это военно-оборонительное предприятие России послужило тем огромным импульсом, который вывел из исторической дремоты важный в стратегическом положении город Кавну (заложен славянами лютичами на слиянии двух судоходных рек Немана и Вилии). После прохода через город Великой армии Наполеона в июне 1812 года на Москву (и возвращении обратно жалких её остатков в декабре 1812 года), этот старинный город совершенно застыл в своём экономическом развитии, отгородившись от мира по суше средневековой стеной, отстоящей на восток от Ратуши всего на тысячу метров.
Вычерченный русскими архитекторами план нового города-крепости Ковны предопределил расположение величественного собора в Византийском стиле на расстоянии двух километров от ратуши, на новой восточной окраине города, перед возвышенностью «Зелёная гора». Здесь, поворачивая на Вильну, дорога уходила в сторону железнодорожного вокзала. В 1861 году к Ковне провели ж/д линию от трассы Санкт-Петербург — Вильна – Варшава и вырыли первый большой ж/д туннель в России длинной 1285 метров. От Старого города — Кавны к этому собору был расчерчен на плане и начал строиться широкий Николаевский проспект длинной в один километр, оснащённый вскоре конным трамваем («конкой»). Невдалеке был возведён целый комплекс административных корпусов военной крепости Ковна: штабы, казармы, госпиталь и т.д.
Император Александра III дал соответствующий указ. Организаторами и руководителями строительных работ собора Св. Петра и Павла в Ковне были военные инженеры: полковник Владимир Степанович Неплюев и подполковник Константин Христофорович Лимаренко.
Справка (по найденным данным):
Владимир Степанович Неплюев – 1891 г. — полковник, крепость Ковна, 1896 г. — изобрёл коленчатый сквозник, нашедший применение во многих русских крепостях. 1906 г. — Комендант Севастопольской крепости, подвергся покушению 1908 г. Комендант Ковенской крепости.
Лимаренко Константин Христофорович, (1852-?) — военный инженер. Из потомственных дворян. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1875), Николаевскую инженерную академию (1882 — по 1-му разряду). С 1911 — генерал-лейтенант. Судьба после 1917 неизвестна.
Бесспорно, архитектурный проект был типовым и олицетворял собой т.н. русский стиль, одним из создателей которого был академик архитектуры, председатель Петербургского общества архитекторов (1888-1890 г.г.), петербуржский архитектор Д.И. Гримм. Именно после того как несколько подкорректировав архитектурный замысел, адаптировав его к местности, академик-архитектор подписал архитектурный проект Собора Св. Петра и Павла в Ковне, храм приобрёл известный нам вид. Окончательный проект этого собора утвердил сам Император Александра III.
Православный собор планировалось строить как представительное строение крепости, выражающее богатство и официальность. Выбрана форма церкви в виде базилики, которая должна была смягчить конфессиональные противоречия и вернуться к общим христианским архитектурным истокам. Основной общий объём здания приближается к кубу. Церковь имеет пять куполов: основной — большой и 4 — меньших.
Краеугольный камень церкви был освящён и заложен 29 июня 1891 года. Стены здания возводили мастера из Черниговской губернии. Использовались устойчивые материалы и передовые для того времени строительные технологии. Кирпичи изготавливались на Палемонском кирпичном заводе близ Ковны, управляемом руководством крепости. Пол был выложен цветной метлахской плиткой, а перед алтарём – мраморными плитками.
Шлифованный гранит для цоколя (основы здания) и для ступеней был привезён из Финляндии и уложен в основание собора, скреплённый залитым в промежутки между плитами свинцом. Винтовые лестницы, основание крыши и дверки малых куполов были вылиты из чугуна. Колонны стоят на железных основаниях (литых чугунных круглых плитах). В подвале оборудовано центральное отопление с четырьмя калориферами, привезёнными из Варшавы. При постройке собора впервые в Литве смонтирован железобетонный купол 16,3 м диаметром.
Декоративные работы велись в 1894-1895 годах. Художественные работы выполнили члены Общества взаимопомощи русских художников из Санкт Петербурга. Интерьер по рисункам В.В. Грязнова (1840-1909) декорировал художник А. Трей из Вильнюса. Особенно много в декорациях здания изображений греков, или т.н. воинов, а также — мотив креста. Архитектура выдержана в стиле старых православных церквей. Иконостас имел 122 иконы. В 4-х малых куполах находилось 12 колоколов, один из которых был вылит в Кёнигсберге в 1618 году. При строительстве собора было использовано 4,3 млн. кирпичей, а само строительство обошлось в 375 тыс. рублей.
Этот православный собор был освящён 17 сентября 1895 года и назван в честь святых Петра и Павла (Петропавловский собор) и до 17 августа 1915 года (день взятия города германскими войсками) принадлежал военному ведомству Российской империи.
Когда войска немецкого кайзера Вильгельма II в августе 1915 года заняли Каунас, в «русском соборе» (так немецкие оккупанты его называли) проходили службы для солдат, исповедовавших католицизм и лютеранство. Немцы вывезли колокола, с малых куполов содрали оцинкованную жесть. После Первой мировой войны судьба Петропавловского собора Каунаса сложилась более благоприятно, чем, скажем, судьба собора Св. Александра Невского в Варшаве, строившегося по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, начиная с 1894 года — открыт в 1912 году, но полностью снесённого польскими властями в 1926 году.
После захвата Вильны отрядами польской самообороны (прообраз Польской военной организации — POW), под командованием генерала В. Вейтко, 31 декабря 1918 года временное литовское правительство, возглавляемое М. Сляжявичюсом, вместе с отступавшими немецкими войсками, переехало из Вильнюса в Каунас. Летом 1920 года Вильна, вновь освобождённая Красной армией РСФСР от польских оккупантов, была передана литовскому правительству. Однако уже осенью 1920 года, после повторного захвата Вильнюса и Виленского края польскими легионерами под командование Ю. Пилсудского и его соратника генерала Л. Желиговского, литовские власти вновь вернулись в Каунас. Переименованный литовцами из Ковны — в Каунас, город стал «временной столицей» Литовской Демократической республики.
Естественно, вся военная инфраструктура, оставшаяся в наследство от царской армии, перешла в ведение командования литовской армией. Поэтому ещё 25 июля 1919 года решением совета министров Литовской Демократической республики «русский собор» был признан собственностью литовского государства и передан военному гарнизону литовских войск – 8 августа 1919 года был освящён католическими иерархами и назван в честь Св. Архангела Михаила.
В 1934 году собор был отремонтирован на средства Министерства охраны края Литвы. Были закрашены надписи на славянском языке и православные иконы на пилонах, убраны православные сакральные сооружения и т.п. Купола были вновь покрыты жестью. Художник Владас Диджёкас вместе с учениками переписал внутреннюю алтарную часть церкви на сюжет «Христос, добрый пастырь». В 1939 году внутри храма был поставлен орган немецкой фирмы «E. F. Walcker».
После бегства А.Сметоны из Литвы и восстановления советской власти в Литве летом 1940 года, храм перестал быть духовным центром воинов литовской армии и действовал как составное церковное учреждение Каунасской католической епархии.
В течение всей немецкой оккупации, с 23 июня 1941 года по 29 июля 1944 года, и после освобождения города от фашистских захватчиков, вплоть до 1962 года этот католический «собор» продолжал свою религиозную деятельность. Здесь действовал свой приход.
После того как советскими властями было объявлено о том, что в подвалах собора «найдено оружие», в 1962 году по решению совета министров Литовской ССР церковь была закрыта, а само здание было передано Художественному музею им. М.-К. Чюрлёниса. Как филиал этого музея — «Галерея витража и скульптуры», здесь, в помещение бывшей церкви, с 1965 года экспонировались произведения литовских художников витражистов и скульпторов. В 1978 году кресты на куполах костёла были заменены круглыми флюгерами с цветным стеклом внутри (светло-жёлтого, зелёного и красного цвета – цвета литовского национального флага, который, кстати, был флагом Литовской ССР до начала 1950-х годов). Под руководством архитектора Кястутиса Бубнайтиса были переделаны деревянные галереи – заменены на каменные, закрашены темными красками фрески, остававшиеся нетронутыми внутри храма, также тёмными красками были полностью перекрашены внутренние залы храма, а на фасаде белилами были закрашены лики Спасителя в круглых розеттах над главными и боковыми вратами.
Теперь здесь, в галерее, экспонировалось 1227 произведений искусства, и среди них «Статуя свободы» Юозаса Зикариса (1881-1944, учился в Рисовальной школе И.П. Трутнева), проходили концерты органной музыки. В семидесятые годы в западной части Лайсвес аллеи на высоком белом рифлёном столбе была поставлена скульптура Эрика Даугулиса «Весть» («Zinia»), изображающая направленную на Запад трубящую в горн молодую деву, как бы призывающую к себе оттуда…
По решению Совета депутатов г.Каунаса от 28 марта 1991 года церковь возвращена каунасской архиепископской курии. На куполах церкви 17 сентября 1991 года были установлены вновь кресты, вылитые безвозмездно на каунасском заводе «Центролитас». В первом богослужении, после передачи храма католикам 7 июня 1992 года, принимали участие, кроме священнослужителей, представители военных структур литовской армии. Архиепископ митрополит Сигитас Тамкявичюс 10 августа 1996 года передал храм нуждам литовской армии.
Начались работы по существенной переделке бывшей православной церкви. Была полностью закрашена белой краской («консервирована») старая роспись в византийском стиле. В храм были переданы другие произведения искусства. Висевший 99 лет под сводом герб царской России и современной – двуглавый орёл — был заменён на белого голубя, олицетворяющего Святой дух. Вновь расписанные своды алтарной части храма, украсили ангелы, крылья которых раскрашены в цвета национального литовского флага, и в алтаре появился государственный флаг Литовской Республики.
В сентябре 2005 года в подвалах храма начал свою деятельность музей для незрячих: «Катакомбы ХХI века», а в феврале 2009 года была завершена реставрация органа.
Здание «каунасского собора» Св. Михаила Архангела вписано в реестр Недвижимого культурного наследия Литовской Республики.
Автор: Магистр истории Валерий Иванов-Виленский, Проза.ру
Церковь Святого Архангела Михаила, или Гарнизонная церковь — римско-католическая церковь в городе Каунас, Литва, закрывающая вид на аллею Лайсвес, главную пешеходную улицу. Она была построена между 1891 и 1895 годами, когда Каунас был частью Российской империи, в нео-византийском стиле, в основном для использования русского православного гарнизона из Каунаса крепости. Строительство «военных», или «гарнизонных» православных церквей российским правительством на бывших землях Речи Посполитой началось после подавления Январского восстания 1831 года и достигло пика во время правления российского императора Александра III. Изначально на месте этой церкви планировалось использовать католическую церковь, но после восстания от этих планов отказались.
Церковь была спроектирована как православный собор Святых Петра и Павла в 1890 году К.Х. Лымаренко; он был разрешен к строительству 10 ноября того же года. Официальная закладка фундамента была отмечена 29 июня 1891 года. Собор был построен за четыре года (необычно быстро для его размеров) и открыт 17 сентября 1895 года. Позже план Лымаренко был изменен Дэвидом Гриммом из Санкт-Петербурга. Декоративный план церкви был разработан Грязновым и реализован мастером из Вильнюса. Большая часть строительства была выполнена рабочими Черниговской губернии, а художественные работы выполнены мастерами из Санкт-Петербурга.
Как и обычно для военных церквей того периода, строительство Каунасского собора финансировалось в равной степени военным министерством и пожертвованиями военнослужащих. Окончание строительства церкви завершило комплекс административных зданий Каунасской крепости; он символизировал не столько присутствие православных христиан, сколько имперскую власть российского правительства. Также считалось, что церковь уменьшит межконфессиональные трения.
После падения Каунасской крепости во время Первой мировой войны немцы срубили церковные колокола и перевезли их в Германию. Церковь оставалась закрытой до 1919 года. В межвоенный период собор стал римско-католическим костелом литовского гарнизона Каунаса. Раздавались голоса, призывающие к сносу церкви, поскольку она была признана не имеющей архитектурной ценности. Во времена Советского Союза он использовался как картинная галерея. В настоящее время он служит римско-католической церковью. Другое популярное название церкви — Соборас.
Каунасский собор выделялся среди аналогичных военных церквей своими размерами (он был рассчитан на 2000 верующих) и необычной архитектурой — с использованием тройных коринфских колонн в типичном «неовизантийском» (романском) пятикупольном дизайне. Всего во внешнем дворе 266 больших и малых колонн и пилястр. Этот эклектичный побочный продукт мейнстрима «византийской» архитектуры (так называемый римско-византийский стиль) был воспринят современными архитектурными журналистами, но так и не получил популярности.
В построенном виде собор достигал 50 метров в высоту. Он был выполнен в трех оттенках цвета песчаника с равносторонним крестовым орнаментом. Внутри конструкции использовались четыре несущих пилона, которые казались тоньше и легче, чем на самом деле. Пространство между внешней и внутренней оболочками главного купола было заполнено полыми глиняными резонаторами. Вырезанные из гранита напольные мозаики закуплены за границей. В куполе над алтарем были изображения двух архангелов или евангелистов. Витражи на главном алтаре изображали вход Бога на небеса. В меньших куполах размещались колокола; один из них был 1681 года. Прямо внутри церкви справа находится вход в катакомбы, которые доступны для публики.
Каунасский музей для слепых находится под церковью. Он возник как художественная инсталляция 2005 года — «Катакомбы 21 века», предназначенная для слепых, слабовидящих и зрячих. Руководили проектом литовский скульптор Робертас Антинис и архитектор Линас Тулейкис.
Церковь Святого Архангела Михаила, Каунас — http://ru.xcv.wiki/wiki/St._Michael_the_Archangel_Church,_Kaunas