Катон-Карагай (Алтайская). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Катон-Карагай (Алтайская). Покровская церковь (1882).
В настоящее время Катон-Карагай состоит из двух, в прошлом самостоятельных частей: казачьей станицы Алтайской и поселка Катон-Карагайского. Вот как их характеризует известный исследователь края священник Борис Георгиевич Герасимов в своей статье «Поездка на Рахмановские минеральные ключи». «…Станица Алтайская лежит в долине левого притока Бухтармы Сарым-сакты и вся утопает в зелени садов. По улицам с журчанием протекают арыки. Прекрасная, густая аллея, преимущественно березняка, придает поселению живописный вид. В станице Алтайской кончается почтовый тракт из Устькаменогорска и сменяется уже далее земским. Местность, на которой раскинулась станица Алтайская, принадлежала ранее Китаю, но, по отмежеванию границы, перешла в фактическое владение Русского правительства. Основание станицы положено в 1871 году. В Алтайской имеются: церковь, прекрасное здание школы, почтовое отделение (Катон-Карагайское), здесь же местопребывание алтайского лесничего, медицинского персонала и ветеринарного надзора. Существующая с 6 по 19 декабря ярмарка имеет, по слухам, оборот до 250 тысяч рублей… Катон-Карагайский поселок расположен в двух верстах от станицы Алтайской. В поселке есть базар, таможня, школа, камера мирового судьи, избушка на курьих ножках с вывеской «Алтайский арестный дом». Здесь же живет и крестьянский начальник Устькаменогорского уезда…»
В настоящее время эти два населенных пункта составляют единое целое. Однако, в отличие от начала XX века, начало XXI можно охарактеризовать как период значительного упадка Катон-Карагая. На месте большого количества домов теперь лишь поросшие травой бугорки, многие здания стоят в развалинах и производят тягостное впечатление. В руинах находится и православный храм, вид на который открывается сразу же при въезде в село. Над крышами низеньких одноэтажных строений возвышается тяжелая, темная громада деревянной церкви, кажущейся особенно громоздкой, приземленной, из-за отсутствия своих вертикалей, некогда пронзавших небосвод. Постоянно ощущается громадное напряжение борьбы с земным притяжением, мучительное стремление пронзить атмосферу – явление, характерное для обезглавленных русских церквей. Впечатление грозной мощи храма многократно усиливается чернеющими глазницами пустых оконных проемов, а также ребрами стропил шатра основного объема, лишь частично сохранившего железное покрытие.
Покровская церковь была построена на средства Казачьего Войскового Хозяйственного управления, а также прихожан-казаков Алтайской станицы и Катон-Карагайского поселка в 1882 году. Новопостроенный храм вошел в состав Благочиния церквей Бухтарминского края, где должность благочинного отправлял священник Николаевской церкви Зыряновского рудника Александр Троицкий (в 1918 году переведен клириком к Покровскому собору г. Усть-Каменогорска). Причт церкви в начале XX века состоял из священника-настоятеля и псаломщика: иерея Леонтия Протопопова и Памфила Кошаловского. В первые два десятилетия советского периода в храме более или менее регулярно продолжали совершаться богослужения. В 1923 году большое количество православных приходов перешло к обновленцам («Живоцерковникам», «Красным попам»). По некоторым данным, Покровская церковь также стала обновленческой, но, к сожалению, история храма 20-х – 30-х годов XX века пока остается мало раскрытой.
У местных старожилов сохранились незначительные отрывочные сведения о некоторых священнослужителях. В частности, упоминается священник Руднев, похороненный возле церкви. После Руднева указывают на Бояркина, хотя остается неопределенной его должность при храме – священник или староста. Хорошо запомнился жителям станицы священник Вишневский, имевший дочерей Августу, Екатерину и Марию. Сохранилась семейная фотография Вишневских, но имя главы семьи остается невыясненным. Во второй половине 30-х годов XX века в Катон-Карагае проживала монахиня одного из закрытых монастырей Евсевия (в миру Королёва Евгения), впоследствии уехавшая в монастырь в Бендерах (Молдавия). В 1937 году настоятель Покровской церкви Петр Кирьянов был выслан в село Язовая. Видимо, в это же время храм был закрыт. Петр Кирьянов впоследствии вернулся в Катон-Карагай, но жил незаметно у дочери, время от времени тайно совершая различные требы (венчания, крестины и т.д.) по просьбам нуждающихся.
После закрытия Покровский храм был обращен в клуб, а затем в школу, позднее названную именем Рыкова. Значительно изменился облик церкви: были снесены шатровая колокольня и купола, разобрана алтарная апсида, проведена перепланировка внутренней части здания, разделенного на два этажа. С восточной стороны к храму было пристроено Г-образное сооружение, были растесаны новые оконные проемы на южной стороне основного объема. Уже в наше время, после переноса школы в другое здание, бывшая церковь подверглась разграблению, в результате чего фактически сохранились лишь стены и фрагменты кровли. 
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.

Церковь однопрестольная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, из лиственничного леса, на каменном фундаменте, внутри обшита тесом и окрашена. Построена церковь в 1882 г. старанием Войскового Хозяйственного Правления Сибирского казачьего войска с генерал-адъютантом Казнаковым во главе, при участии прихожан и сторонних благотворителей. Прочна, достаточна утварью.
Православных жителей в приходе 484 души муж. пола и 494 души жен. пола. В состав прихода входят следующие 5 поселков: стан. Алтайская, Алексеевский, Покровский, Булакты и Тускаин. Среднее количество крещений за год 60, браков 10, погребений 40.
Церковно-приходского попечительства, церковно-приходских школ, библиотек и чайных в приходе нет. В стан. Алтайской и в поселках Алексеевском и Покровском имеются начальные училища.
Пахотной и сенокосной земли отведено причту за 1896 г. 300 дес. Земля каменистая и для хлебопашества неудобна. Для помещения священника имеется деревянный общественный дом с прислугой, а для псаломщика прихожане нанимают удобную квартиру.
На содержание причта отпускается из Войскового Хозяйственного Правления жалования: священнику – 320 руб., а псаломщику – 120 руб. в год. Причт получает около 5 руб. % % с капитала в 145 руб. Братских доходов поступает до 150 руб. в год. За законоучительство в Алексеевской школе священник получает 100 руб. в год из губернского казначейства и за законоучительство в Алтайской школе по 5 руб. за учебный месяц. Отношение прихожан к храму и благоустройству домов для причта не отличаются усердием. На св. Пасхе хождение со св. иконами бывает по приглашению почти во все дома прихожан. Крестные ходы в летнее время совершаются по полям.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?