Немцы и другие иностранцы, прибывшие в Россию после манифеста Екатерины II, стали селиться колониями, одна из которых образовалась возле Саратова. В 1769 году сформировалась «саратовская немецкая слобода» за чертой Саратова из трёх десятков семей, которая дала начало первому кварталу будущей улице Немецкой.
По вероисповеданию иностранцы были католиками и лютеранами. И первый католический храм община открыла в 1805 году. Здание было деревянным и находилось по линии формирующейся улицы.
В 1847 году для жителей центральных и южных губерний страны создавалась новая Херсонская римско-католическая епархия. В 1852 году Папа Римский Пий IX дал согласие на выбор в качестве резиденции епархии уездного городка Херсонской губернии — Тирасполя. Епархию переименовали в Тираспольскую. Но в этом городке, не было ни костела, ни подходящего помещения под резиденцию епископа, да и количество прихожан едва доходило до сотни. Правительство предоставило для строительства кафедрального собора и необходимых зданий строительные материалы, но разразилась Крымская война (1853-1856), поэтому первый епископ епархии Фердинанд Геланус Кан в 1856 году решил «временно» избрать в качестве места своего проживания Саратов, который и стал фактическим центром Тираспольской епархии.
К Тираспольской римско-католической епархии тогда относились Таврическая, Екатеринославская, Херсонская, Саратовская, Астраханская, Ставропольская губернии, два уезда Самарской губернии, Закавказье и Бессарабия. Территория превосходила все католические епархии Европы.
Позже в Саратове открылись католические консистория и семинария.
В 1856 году деревянный католический храм обложили кирпичом и преобразовали в кафедральный собор. Но нигде в католическом мире не было столь бедного собора, как в Саратове. Поэтому с 1873 года начинается сбор пожертвований на новый собор.
Первый проект храма не был одобрен местными чиновниками, т.к. его шпиль превышал высоту купола православных церквей города. Никаких законов по этому поводу не было. Тем не менее католики были вынуждены согласиться на коррекцию проекта.
Проект здания католического собора подготовил архитектор М.Н. Грудистов. В 1878-1880 гг. под руководством архитектора К.Невского здание было выстроено на месте старого храма, рядом с домом католического епископа. Каменное двухбашенное сооружение в неоготическом и романском стиле было освящено 20 мая 1881 года в честь Святого Климента (покровитель Тираспольской епархии — Папа Римский святой Климент принял на территории Крыма мученическую смерть).
В окружении одно-двухэтажных построек, собор стал градостроительной доминантой Немецкой улицы. Ближайшими высотными объектами были евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии на Никольской улице (ныне ул.Радищева) и кафедральный Александро-Невский собор (располагался на месте стадиона «Динамо»).
Богатый фасад здания между двумя башнями-колокольнями украшала статуя Святого Петра. Внутреннюю отделку и роспись собора св.Климента выполнили скульптор Бодров и художник Киреев. Интерьеры были богатыми: дубовая балюстрада, позолоченный алтарь с дарохранительницей под балдахином и двумя коленопреклоненными серафимами, держащими подсвечники. Скульптурные статуи Иисуса Христа, Богоматери и другие, изготовленные в Южном Тироле в мастерской Ф.Штуфлессера. Две большие статуи, выписанные из Парижа, изображали Папу Пия V и мученицу Филомену. По обе стороны алтаря в окнах располагались цветные витражи: справа – св. Гедвика и св. Терезия, слева – св. Станислав и св. Генрих II. У самого алтаря помещалось большое серебряное сердце, заключавшее в себе имена всех крупных жертвователей на постройку собора.
Справа от главного алтаря, на возвышении, находился величественный епископский трон. Изображение св. Климента – покровителя Тираспольской епархии – считалось главной иконой алтаря, над которой находился образ Иисуса Христа, работы Нисченкова. Весь потолок средней части собора занимала огромная картина «Поклонение на небесах Св. Тайнам» работы Киреева и Ищенкова.
Вот как описывали интерьеры католического собора воспитанники Самарской православной духовной семинарии в своём путевом дневнике (1900 год): «Костел внутри напоминает скорее аудиторию, чем церковь; утвари и изображений мало; главное место занимают парты для молящихся; по местам на них — забытые молитвенники, подсвечники, лампы… Мы прошли к главному алтарю и рассматривали утварь. Особенно хороши: световое изображение Спасителя в нише окна и металлическая, с синим стаканом лампада, как бы висящая в воздухе. Преобладающие изображенья: крестных страданий Спасителя—Голгофа во всех её видах».
В соборе располагался орган, специально изготовленный известным Варшавским мастером Потельским.
Когда архитектор Семён Каллистратов создавал проект здания консерватории, он руководствовался уже существующими шпилями католического собора и лютеранской кирхи. Шпили консерватории возвысились, образуя «перекрёсток» шпилей Немецкой и Никольской улиц.
После революции храм оставался у католической общины до момента его изъятия в 1935 году.
Уже в 1927 году в здании значится фабричный магазин гостабфабрики ВСНХ ССР Абхазии, который предлагал «исключительный по купажу и аромату Сухумский табак и папиросы». В 1930 году в здании располагался Саратовский землеустроительный техникум (в составе двух отделений — геодезического и землеустроительного), с 1931 – Планово-экономический институт (видимо его перевели сюда на время надстройки бывшего здания Волжско-Камского банка). Ещё здесь расположилась городская архитектурно-планировочная мастерская, созданная для разработки проектов художественного оформления и планировки Саратова.
Внутреннее убранство было разграблено и частично передано в музеи Саратова. В Саратовском областном музее краеведения в экспозиции, посвящённой немцам Поволжья выставлены облачения священнослужителя, книги, предметы религиозного культа, элементы интерьера, деревянные скульптуры Христа-Спасителя и Св. Марии из католического собора.
В январе 1938 года бывший храм было решено отдать под детский кинотеатр «Пионер», который работал в другом помещении и был закрыт осенью 37-го.
Реконструкция, проведённая в 1938–1939 годах по проекту ленинградских архитекторов (сосланных в Саратов по делу убийства С.М. Кирова за социальное происхождение) М. В. Крестина и О. Н. Поморина-Крестиной лишило здание колоколен на башнях. Здание оштукатурили на модный тогда манер. На фасаде появились барельефы Ленина и Сталина, между которыми была надпись: «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство».
После ХХ съезда барельефы Сталина и цитату убрали.
В 1965 году кинотеатр был реконструирован, церковные башни покрыли сплошной стеной с барельефом пионера. В 1989 году кинотеатр пережил ещё один ремонт. В нелегкие 1990-е в фойе кинотеатра продавали автомобили и одежду.
В конце 1997 года на встрече ВООПиК с представителями автономии Немцев Поволжья было принято решение о возвращении исторического облика бывшему собору. Но этого не произошло.
Следующая перестройка произошла в 2000-е годы. Объём здания был расширен, летнее кафе на втором этаже превратилось в отдельные помещения. Здесь размещались залы игровых автоматов, кафе.
С 2013 года кинотеатр стал убыточным на фоне открытия мультиплексов. В октябре 2016 года «Пионер», как кинотеатр был закрыт. Сейчас помещения переоборудованы в выставочный и мультимедийный центр. Кроме того, в нём работают заведения общепита и торговли.
Не смотря на совершенно новый облик, внутри здания те же самые капитальные стены католического собора, оконные проёмы, и даже частично сохранившийся кирпичный декор.
Материал из блога Дениса Жабкина про жизнь, про Саратов, про путешествия