Каташин. Николаевский Каташинский монастырь.

Николаевский Каташинский монастырь
Расположен в центре села на возвышенном берегу р. Каташинка. Основан в 1692 г. иеромонахом Герасимом при активном участии стародубского полковника М.А. Миклашевского, на средства которого в 1699 г. сооружен большой каменный Никольский собор, заменивший прежний деревянный храм. В течение 18 в. (до 1781 г.) построены другие каменные сооружения: теплый трапезный храм Крестовоздвижения и ограда с надвратной колокольней, возведенной во 2-й пол. 18 в. Дом архимандрита, монашеские кельи и хозяйственные постройки оставались деревянными до 1799 г., когда монастырь был закрыт, а его храмы стали приходскими. В дальнейшем монастырские постройки постепенно приходили в запустение и разрушались.
К настоящему времени от комплекса сохранились лишь руины собора и нижние ярусы колокольни. Громадный собор, стоявший в центре монастырского ансамбля, доминировал в его силуэте. В 100 м к западу на одной оси с ним, при входе в монастырь, возвышалась огромная колокольня, которая хорошо видна издалека даже сейчас, несмотря на утрату верха.
Собор. Представлял собой характерный для архитектуры Левобережной Украины кон. 17 — 18 в. шестистолпный крестово-купольный храм соборного типа с тремя апсидами и, очевидно, пятью главами. Крупный прямоугольный в плане объем был вытянут по продольной оси. Мощные кирпичные неоштукатуренные стены толщиной ок. 2,1 м сохранились лишь частично, приблизительно до уровня окон с южной и северной сторон, а также в виде остатков двух полуциркульных апсид — большей, центральной и меньшей, южной. Фасады прежде украшали широкие плоские лопатки (о чем можно судить по их нижним частям), расположенные по углам и между окон, против внутренних столбов.
Колокольня. Оригинальная ярусная постройка в стиле раннего классицизма, во многом еще следующая духу барокко. Два сохранившихся яруса, кирпичные и прежде оштукатуренные, имеют сложную, вычурную форму: на углах рустованные ризалиты-выступы с закругленной лицевой стороной, а между ними слегка вогнутые стены. Нижний ярус прорезан по оси запад-восток проездом с полуциркульным сводом и арками на фасадах. По сторонам проезда два небольших помещения с коробовы-ми сводами (в левом находилась лестница). Верхний ярус звона с узкими арочными окнами в угловых выступах имеет со всех сторон проемы с массивными полуколоннами по краям и пологими арочными перемычками. Деревянная кровля яруса с восьмериком и небольшим шатром на восьмигранном основании, увенчанным главкой, возникла, видимо, в 19 в. Восьмерики обшиты вертикальным тесом с нащельниками и завершены карнизами.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М., Наука, 1997

Монастырь расположен в центре села на возвышенном берегу реки Каташинка. История образования этой обители, как и многих других на юго-западе, связана с объединением Украины и России. Официально датой рождения монастыря считается 7 марта. Именно этой датой 1692 года помечено благословение черниговского архиепископа Лазаря на его основание и постройку: «Благословляем монастырок строити и братию житием добрим збирати…». Заложен был монастырь иеромонахом Герасимом при активном участии стародубского полковника М.А. Миклашевского, на средства которого в 1699 году сооружен большой каменный Никольский собор, заменивший прежний деревянный храм. Действительным устроителем Каташинского монастыря был игумен Каллист Рощина, который игуменствовал в нем около двадцати лет (1701-1720). Из других игуменов известен только Владимир, при котором монастырь был и закрыт. В течение 18 века (до 1781 года) построены другие каменные сооружения: теплый трапезный храм Крестовоздвижения и ограда с надвратной колокольней, возведенной во 2-й половине 18 века. Дом архимандрита, монашеские кельи и хозяйственные постройки оставались деревянными до 1799 года.
Екатерина II была за секуляризацию (огосударствление) монастырей. В апреле 1786 года монастырь был закрыт. Село «слободка Каташинка» до той поры было закреплено за землями этого богатого и знаменитого монастыря (такой его статус охраняло воинское прошлое, заслуги в русско-шведской войне). Екатерина прибрала к рукам крупное село «окружностью 17 верст, насчитывающее 57 дворов, 64 бобыльих хаты и 42 бездворных». Монастырь сделался обычным сельским приходским храмом. В дальнейшем монастырские постройки постепенно приходили в запустение и разрушались. К настоящему времени от комплекса сохранились лишь руины собора и нижние ярусы колокольни.
Громадный собор, стоявший в центре монастырского ансамбля, доминировал в его силуэте. В 100 м к западу на одной оси с ним, при входе в монастырь, возвышалась огромная колокольня, которая хорошо видна издалека даже сейчас, несмотря на утрату верха. Была у монастыря и своя местная святыня. История явления и прославления Каташинской иконы Богоматери теряется в веках. Доподлинно известно, что чудотворная икона явилась в 1622 году, в роще близ села Белого Колодезя, тамошнему священнику и хранима была в Белоколодезской церкви. В 1692 году она была передана в Николаевский монастырь по грамоте архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича. Во время нашествия на Россию шведов с Карлом XII икона была перевезена в Стародуб, в Вознесенскую церковь, откуда после Полтавской битвы снова возвращена в Каташин. Икона Богоматерь Казанская хранилась в приходской церкви села Каташин вплоть до 1920 года. Каменная церковь была взорвана при Хрущеве в 1960 году, к тому времени следы иконы были потеряны. Каташинский список Казанской Богоматери выделялся большими размерами, несколько измененным рисунком и пропорциями.
Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов. / [сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?