Самым известным изделием мастеров из города Касли является павильон, изготовленный для Всемирной выставки в Париже в 1900 году; открывший и прославивший (на тот момент) европейской общественности каслинское литье.
Судьба павильона не менее интересна — за более чем вековую историю этот шедевр пережил и триумф, и угрозу уничтожения, и забвение, и чудесное спасение и восстановление.
Вглядываясь в узоры и украшения павильона трудно представить, что все это сделано из такого грубого материала как чугун.
Павильон состоит более чем из полутора тысяч уникальных чугунных деталей и скульптурных композиций и весит около 20 тонн.
В барельефах мы находим из древнеславянские, скандинавские и византийские мотивы и образы: драконы, женщины-птицы, волшебные цветы, диковинные рыбы и звери, очень органично соединенные в одно целое.
Проект этого павильона создал талантливый петербургский архитектор Евгений Баумгартен. К работе над проектом была также привлечена Мария Диллон — первая в России женщина — профессиональный скульптор. А воплощали проект в жизнь лучшие каслинские мастера.
Процесс изготовления будущего шедевра занял почти год. Работа была поистине кропотливой: сначала рисунки переносились на дерево и обрабатывались, потом по деревянным моделям создавались формы из бронзы, которые тщательно чеканились, а уже в формы заливался чугун. Завершающие штрихи наносили чеканщики.
На выставке Каслинский павильон произвел фурор, посетители приходили в восторг и от ажурного изящества самого павильона, и от искусных изделий внутри него. Крайне удачно было выбрано место для павильона — его было видно отовсюду, и свет проникал сквозь изящные отверстия в ажурном оформлении.
Талант каслинских умельцев был оценен по достоинству — павильон был удостоен высшей награды в разделе «Металлические изделия» — хрустального Гран При и большой золотой медали. Это был настоящий триумф каслинского литья.
После революции, в 1921 году директор Каслинского завода Н. Ф. Захаров приказал… переплавить уникальное произведение искусства для производства серийной продукции. Каслинские мастера не дали полностью уничтожить шедевр, и уцелелевшие детали были отправлены в Екатеринбург.