Единственный в мире музейный экспонат из чугуна хранится на Урале. Архитектурная конструкция поражает витиеватыми ажурными узорами и тончайшей отливкой. А еще безупречной сноровкой мастеров, которые смогли подчинить грубый сплав полету фантазии. Речь о Каслинском чугунном павильоне, который находится в музее изобразительных искусств Екатеринбурга.
У уникального сооружения интересная судьба: сначала оно покоряет Всемирную Парижскую выставку, потом прозябает на Уральском заброшенном заводе, после покоится в музее. Прежде чем занять почетное место в картинной галерее и приобрести весомый статус – раритет ЮНЕСКО, достопримечательности пришлось немало «поскитаться».
Предвестник Каслинского
В Челябинской области есть небольшой город Касли, а в нем – чугунолитейный завод. Здешние мастера прославились как искусники художественного литья. Таланты с давних пор отправляли свои профессиональные шедевры на различные конкурсы. Чтобы повысить шансы на успех, они решили выставлять изделия в умело сделанных павильонах. Российские организаторы поддержали идею.
Первое выставочное сооружение создал архитектор Александр Иванович Ширшов. На работу выделили почти четыре тысячи рублей. Мастер и тридцать помощников корпели над проектом девять месяцев.
Им удалось создать девятиметровую кубическую конструкцию. Павильон украсили чугунным орнаментом, колоннами, торшерами и скульптурами. Он увидел свет в 1896 году, на выставке в Нижнем Новгороде. Здесь сооружение «заработало» одобрение высших чинов Кыштымского округа, в состав которого входил Каслинский завод – горного инженера Павла Михайловича Карпинского и производственного смотрителя Валериана Петровича Иваницкого.
Так первый павильон стал «прародителем» известного Каслинского экспоната. Конструкцию Ширшова хотели отправить в Париж на Всемирную выставку 1900-го. Однако за два года до события стало известно, что под российские экспонаты отвели территорию в 100 квадратных саженей. Павильон занял бы двадцать из них…
Организаторы решили создать проект другого, компактного сооружения. Тогда мастера приступили к созданию самого прославленного образчика чугунного литья – Каслинского павильона.
История шедевра
Не только успех на Нижегородской экспозиции определил дальнейшую судьбу павильона. В конце XIX века ученый Дмитрий Иванович Менделеев отправился в Уральскую экспедицию. Он исследовал горнодобывающую, металлургическую и лесную промышленность. В результате химик описал, почему отрасли медленно развиваются, и что с этим делать.
Руководители Каслинского завода прислушались к испытателю и принялись увеличивать продажи. Для начала решили хорошо показать себя на Парижской выставке.
Интересный факт: приглашение на международный конкурс правление Уральских производств получило, потому что в 1898 году Каслинские мастера завоевали «золото» на выставке в Стокгольме.
Промышленники попросили разработать проект павильона известного в то время архитектора-художника Евгения Евгеньевича фон Баумгартена. Мастер выслушал пожелания заказчиков и приступил к работе, взяв в помощницы Марию Львовну Диллон. Она была первой профессиональной женщиной-скульптором в стране.
Известный искусствовед из Екатеринбурга Олег Петрович Губкин изучал историю художественного литья. В 2000 году одно из Уральских издательств выпустило его книгу «Каслинский чугунный павильон. История создания и реставрации». Губкин установил, какие образы взял за основу Баумгартен, работая над павильоном. Архитектор почерпнул идеи из сборника «Византийских и древнерусских орнаментов». Также в декоре Каслинской конструкции прослеживаются венецианские и скандинавские мотивы.
По моделям, созданным Диллон, отлили фигуры, которые украшают павильон. На верхнем ярусе красуются извивающиеся драконы. Они появились благодаря рисунку, который Мария Львовна увидела на одной из Парижских выставок. А образы женщин-птиц «взяты» с полотна «Сирин и Алконост. Вещие птицы. Песни Радости и Печали» Виктора Михайловича Васнецова. Внимательные гости музея могут заметить на глазах «пернатых» застывшие слезы.
Еще на павильоне встречаются сцены соколиной охоты, грифоны, рыбы и зайцы. Стиль сооружения отличается эклектичностью, однако не изматывает своей пестротой. Создателям удалось грамотно сочетать «чудеса» из разных культур.
Интересна история воплощения проекта: сначала все элементы сооружения выпиливали из дерева. Из этих «болванок» делали формы, в которые впоследствии заливали сплав. За год до Всемирной выставки мастера Каслинского завода сумели «сваять» почти три тысячи деталей для будущего павильона. Все составляющие собирали в большие модули, которые крепили на каркас конструкции. Сооружение собирали около десяти раз, чтобы устранить все погрешности. На элементах павильона можно разглядеть имя каждого формовщика, «прикоснувшегося» к его созданию.
Заканчивали работу над сооружением чеканщики и мастера по окраске, они подгоняли детали и «вычерняли» поверхность.
Интересный факт: чугун – сплав не черного цвета, а серого. Каслинский павильон покрыт специальной краской «Голландская сажа». Она и придает сооружению насыщенный черный цвет.
Чугунную выставочную витрину изготовили в 1899 году. Вскоре постройка отправилась на открытие Всемирной выставки в столицу Франции, снова в разобранном виде…
Триумф чугуна
Павильон сопровождало двадцать пять человек – работники Каслинского завода, на которых возложили важную миссию – собрать конструкцию. Евгений Евгеньевич Баумгартен прибыл на выставку позже и, увидев сооружение, помрачнел: ему не понравился ее тотальный черный окрас. Архитектор принял спешное решение покрыть некоторые детали бронзовым цветом. Затею создателя выполнил специально приглашенный учитель Петербургского ремесленного училища Богумил Осипович Богач. Для окраски павильона мужчина использовал специальный раствор для бронзирования чугуна, который изобрел сам.
Конструкция «заняла» свою позицию в зале, посвященном металлургии и горному делу. Кыштымские заводы потратили на экспонирование почти 26 тысяч рублей. Витрина объединила лучшие изделия, отлитые мастерами. Чего здесь только не было: канцелярия для записей, посуда, шкатулки, канделябры, вазы, скульптуры и т.д.
Рядом с павильоном стоял экспонат «Россия», выполненный в технике Каслинского литья, авторства московского скульптора Николая Акимовича Лаврецкого. Метровая фигура в виде женщины с мечом «встречала» гостей выставки у входа.
Престижный конкурс посетил и восьмой французский президент Эмиль Франсуа Лубе. Согласно воспоминаниям сопровождающих павильон, властитель пожелал купить уникальную «находку» с Урала, однако в придачу захотел и воинственную скульптуру. Лубе был готов отдать два миллиона рублей, и заводчанин Карпинский согласился, однако в результате так и не уступил «Россию», сказав, что она не продается.
На Парижской выставке Каслинский павильон завоевал две наивысшие награды – золотую медаль в номинации «Приготовление металлических изделий» и «Хрустальный глобус». Все экспонаты витрины разлетелись как горячие пирожки. За покупку люди получали бонус – чугунный брелок. Настоящая реклама дореволюционных времен!
Еще одна «фишка», которую придумали Каслинские таланты: если посетитель приобретал товар, заводчане направляли его к правому выходу. Там стояли статуи Меркурия – повелителя торговли и Фортуны – богини удачи. Если же человек скупился и ничего не брал, то отправлялся налево – прямиком к образам Мефистофиля и Дон Кихота.
Когда конкурс завершился, витрину отправили на Урал. Некогда успешная история сооружения сменилась на бесславные будни. Детали павильона свалили в кучу во дворе Каслинского завода.
На грани исчезновения
1920-е едва не обратились катастрофой для павильона. Сооружение начали уничтожать – новый глава Каслинского завода Николай Федорович Захаров поручил подчиненным переплавить художественные элементы. Горел производственный план, для новых изделий срочно требовался чугун, плюс директор попросту не понимал, насколько уникален павильон.
Неравнодушные работники производства сумели остановить «разрушительные» планы начальника. Они обратились в Уральский комитет коммунистической партии с прошением сохранить ажурную конструкцию. Депешу отправили с посыльным, понимая важность мероприятия.
Заводчанам помогли сотрудники областного государственного музея – они тоже написали местному руководству партии, рассказав в послании об исключительности Каслинского павильона.
Письма нашли отклик, однако большую часть деталей все-таки успели переплавить. Сооружение нуждалось в капитальной реставрации. В 1936 году сохранившиеся части павильона перевезли в Свердловскую картинную галерею. Здесь их принялся изучать профессор искусствоведения Борис Васильевич Павловский.
Интересный факт: Челябинская область «появилась» в 1930-е годы прошлого века. Павильон создали, когда практически весь Урал был Екатеринбургским уездом Пермской губернии. В том, что экспонат не в Челябинске нет никакой «исторической несправедливости».
Помимо работы в галерее, ученый ездил на Урал, писал исследовательские материалы и кропотливо собирал сохранившиеся публикации о павильоне. Павловскому удалось найти старые описания и снимки сооружения. Благодаря профессору реконструкторам удалось воссоздать чугунную конструкцию максимально точно.
Период восстановления
После того, как павильон оказался в руках работников галереи, они пытались реставрировать его своими силами. Однако знаний, навыков и средств не хватало. В конце 1940-х музейщики обратились к руководству Каслинского завода с просьбой помочь восстановить конструкцию. Однако работы начались лишь в 1957-м, когда в галерею прибыли Павел Яковлевич Блиновский и Александр Семенович Гилев. Оба мужчины работали на Каслинском предприятии и принимали участие в создании витрины.
Промышленники выяснили, что часть элементов павильона, мало того, что уничтожили, но и растеряли при перевозках. Дело усложнялось тем, что на заводе не осталось ни одного конструкторского плана, эскиза или модели хоть одной детали.
Однако двадцать мастеров под руководством Гилева все-таки взялись за кропотливую работу. После того как о переплавке павильона узнали местные партийцы, уникальной конструкцией заинтересовалось Министерство культуры страны. Реставрация проходила под эгидой ведомства.
Каслинские умельцы вооружились имеющимися фотографиями и частично сохранившимися элементами павильона. По ним они заново создали деревянные модели. Из этих образцов «выросли» новехонькие звенья ажурного сооружения.
Особенно трудно пришлось формовщикам. Литьё сложных элементов – например, оригинальных вывесок, отняло много времени и сил. Не легче работалось и чеканщикам, в их распоряжении было несколько снимков павильона не лучшего качества. Смотря на фото, мастера монтировали целые стены.
Умельцы собрали все элементы павильона на территории завода, закрепив их на деревянной основе. Затем детали отсоединили, бережно упаковали и отвезли в Свердловскую картинную галерею. Из-за низкого потолка выставочного зала, реставраторы не смоги восстановить верхний ярус постройки.
Новая жизнь
Экспозицию с обновленным павильоном торжественно открыли 3 мая 1958 года. В середине 1980-х галерею преобразовали в музей ИЗО – все экспонаты переехали на улицу Воеводина, 5. Тогда Уральские заводчане, наконец, надстроили верхний ярус. Конструкцию водрузили на специально изготовленную гранитную платформу и дополнили патриотической символикой – штандартами и навершием.
К своему первоначальному облику павильон вернулся в 2010 году. Золотошвеи Ново-Тихвинского женского монастыря вышили на благородном красном бархате эмблемы торгового знака Кыштымского округа. Балдахин украшает вход Каслинской витрины.
Сегодня павильон – главный экспонат зала чугунного литья музея ИЗО Екатеринбурга. Рядом с ним стоит его давняя «подруга» – скульптура «Россия».
Гиды, которые проводят экскурсии, посвященные чугунному чуду, считают, что павильон обязательно нужно увидеть всем гостям Урала. Туристическими маршрутами с церквями, мостами и усадьбами можно насладиться в любом городе, тогда как великолепный экспонат в исполнении Каслинских мастеров есть только в Екатеринбурге.