Заводской храм Успения Божией Матери. История создания и деятельности XVIII — XX века
История церковного строительства на каслинской земле относится к временам создания Екатеринбургской епархии, к которой долгие годы относились приходы и храмы Челябинской области. В исторических документах отмечается, что распространение христианства на территории современной Екатеринбургской епархии по времени совпадает с покорением Ермаком Сибири (1581 г.) С Верхотурья началось заселение русскими Урала и направлялось постепенно на юго-восток.
В XVII г. появились слободы по рекам Тагилу, Туре, Нейве, Режу, Ирбите. В городах и слободах при самом их основании строились церкви. Первоначально вновь построенные церкви и монастыри находились в ведении соседних Вологодских и Великопермских епископов. В 1620 году была открыта самостоятельная Сибирская епархия с кафедрой в Тобольске куда были причислены церкви и монастыри Урала.
16 октября 1799 года в Перми была учреждена самостоятельная епархия, в состав которой вошли все зауральские уезды. И только 29 января 1885 года, по высочайшему приказу была утверждена самостоятельная Екатеринбургская епархия, с кафедрой в городе Екатеринбурге с присвоением правящему епископу титула «Екатеринбургский и Ирбитский».
При открытии епархии в ней числилось 446 церквей и 450 часовен, православного населения обоего пола значилось 1 141 409 человек. В связи с этими сведениями становится понятным отнесение наших приходов сначала к Пермской епархии, а затем к Екатеринбургской епархии. В XVIII веке в Каслинском заводе было выстроено 4 храма и 4 часовни, а также Казанско-Богородицкий женский монастырь.
Сведения о строительстве Успенской церкви находим в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года издания. Заводской Успенский храм изначально был построен деревянным в 1761 году, по мнению каслинского историка Свистунова В.М., эту дату требуется уточнять по другим источникам. Пугачёвский бунт 1773-1774 гг. стал трагическим событием для жителей Каслинского завода. Разбойному разорению был подвергнут сам завод, жилые постройки каслинцев, сожжена была и заводская церковь Успения Божией Матери. Вот что рассказывается в воспоминаниях священника А.И. Дергачёва: «Видя всего завода гибель, я едва мог бегством спастись и отплыл по озеру в малом боту на остров, находящийся от завода с версту. Отсюда я видел, как всё наше селение в единственный пламень претворилось. Такое плачевное позорище происходило от начала злодейского нападения до истребления всего завода не более 5-ти часов».
После этих трагических событий на месте погибшего деревянного храма в 70-х годах XVIII века была построена каменная церковь. Храм был выстроен двухпрестольный : один придел во имя Успения Божией Матери, другой — во имя Апостолов Петра и Павла. «Строителем сего храма считается заводовладелец Никита Демидов. В течении более чем столетнего своего существования внутренние стены храма и иконостас подвергались неоднократному ремонту, как на добровольные пожертвования всех прихожан, так и на личные средства благотворителей-частных лиц; из благотворителей храма особенно благодарную память оставили по себе в устном предании и в летописях храма: 1) Купец Даниил Николаевич Наседкин и его жена Евдокия Ивановна, пожертвовавшие для главного алтаря сребро-позлащённую напрестольную одежду в 4 733, колокол весом в 350 пудов и напрестольное Евангелие в 600 рублей; сребро-позлащённый крест с бриллиантами в 800 рублей и проч.; 2) церковный староста Даниил Михайлович Дунаев; 3) Михаил Иванович Блиновсков; 4) Александр Феофилактович Фигурин; 5) Пётр Иванович Земцев и другие.
К древним иконам можно отнести 4 иконы, сохранившиеся от пожара первого деревянного храма, именно: икону Знамения Божией Матери, образ Вседержителя, пророка Илии и мучеников Фрола и Лавра».
Изучая «Клировые ведомости Успенского храма», находим любопытные факты. Так, например, в «Клировых ведомостях за 1806 год» читаем, что престол Апостолов Петра и Павла был в холодном помещении храма, которое было снабжено различной церковной утварью: две чаши с дискосами серебряные, три креста серебряных позлащённых, а также дароносицы, кадила, ризы, лампады, подсвечники, церковные книги. Автор ведомостей пишет, что иконостас был «очень хорошей столярной работы, иконы живописныя и работы очень хорошей… колоколов седмь и в них весу 208 пудов…» Вверено всё это церковное имущество церковному старосте – крепостному крестьянину Семёну Андреевичу Мурашкину. Благочинный находился от храма Успения в 103-х верстах и путь к нему был удобен. Вот такие содержательные записи оставил разночинец Первушин — автор «Клировых ведомостей за 1806 год».
Клировые ведомости дают биографические сведения о священниках, в частности, по ним можно проследить жизнь и деятельность прослужившего 28 лет на одном приходе храма Успения Божией Матери протоиерея Бирюкова Михаила Григорьевича. Родился Бирюков М.Г. 1 ноября 1794 года. На приход прибыл 34 лет от роду с ним жена и двое детей. Поёт хорошо, в семинарии обучался по риторическому классу, катехизис понимает и толкует. По «Клировым ведомостям 1856 года» можно проследить весь послужной список священника: «… 1834 года июня 14 дня определён духовником; 1840 года февраля 17 за ревностное служение Святой церкви награждён набедренником; 1846 года июля 27 за долговременную и прилежно-усердную службу по званию Пастыря и Духовника, за отлично-кроткое и назидательное поведение Высокопреосвященнейшим Аркадием Архиепископом Пермским и Верхотурским и кавалером произведён в протоиерея, того же года июля 29 дня по резолюции того же Высокопреосвященнейшего оставлен на прежнем священническом месте в должности духовника и законоучителя по заводской школе; 1852 года августа 14 дня по указу Екатеринбургского духовного правления временно исправлять должность Благочинного; в 1856 году марта 31 дня за отлично-усердную и полезную службу по должности законоучителя Каслинского приходского училища от попечителя Казанского учебного округа получил благодарность- Грамоту и переводной указ и место».
В «Справочной книжке Екатеринбургской епархии 1915 года» находим сведения о причте Успенской церкви: «священника 2, дьякон 1, псаломщика 2, прихожан обоего пола 9 823 человека, жалования не положено, братского дохода 2 784 рубля, земли пахотной 115 десятин, церковный дом. Часовня 1 в честь Св. Великомученика Георгия. Священник Константин Васильев Черепановъ, 35 лет, окончил курсы Пермской духовной семинарии, имеет камилавку; священник Пётр Васильев Беляевъ, 40 лет, окончил курсы Владимирской духовной семинарии , имеет камилавку; диакон Виктор Михайловъ Христолюбов, 28 лет, окончил курсы Екатеринбургского духовного училища; псаломщик Леонид Павловъ Золотавинъ, 29 лет, из 4 классов Камышинского духовного училища; псаломщик Аркадий Васильевъ Переберинъ, 28 лет, окончил курс Пермской духовной семинарии. Приписанный к сей церкви Епархиальный инородческий миссионер, протоиерей Александр Миропольский , 66 лет студент Казанской духовной семинарии, имеет наперстный крест и орден Святой Анны 3 степени».
Вскоре, в 1917 году, двое из священнослужителей Пётр Беляев и Александр Миропольский примут мученическую смерть за веру и в 2000 году будут причислены к собору новомученников российских и станут местнопочитаемыми каслинскими святыми.
Данными, приведёнными в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902г., подтверждается, что первоначально в состав прихода Успенской церкви входило всё население Каслинского завода, а также села Куяш и деревни Метлино. В 1855 году была выстроена Вознесенская церковь, и образовался другой приход, в который постепенно перешёл и приход заводской Успенской церкви.
Судя по старинным чертежам и иллюстрациям, заводская Успенская церковь была уникальна по своей архитектуре. Но её духовная жизнь закончилась, когда в 1930 году по постановлению Свердловского Окружного Исполнительного Комитета ( протокол №62) церковь Успения Божией Матери закрыта. Как это произошло, подробно описывается в документе «Дело о закрытии Каслинских церквей», который хранится в ГАСО города Екатеринбурга. Из доноса начальника районного адмотдела: «Доношу, что закрытие церквей в посёлке Касли произведено 4 марта с.г. Ценное культовое имущество передано в Финчасть РИК-а, а прочее культовое имущество передано Районо…» Здание заводской Успенской церкви было передано Союзу ВСРМ Каслинского чугунно-литейного завода под Дворец труда.
В более поздние годы в здании церкви находились производственные помещения, но это совершенно другая история. То, что возводилось нашими славными предками сберегалось и благоукрашалось, где шла духовная жизнь, ныне пребывает в плачевном состоянии. Дело восстановление памятников истории и архитектуры, восстановления православного служения в церкви Успения — это дело каждого жителя города. Созидать всегда сложно, ещё сложнее идёт восстановление, на то должна быть добрая воля людей.
Богослужения в разорённом храме уже начались, 4 ноября 2014 года в день Казанской иконы Божией Матери состоялся очередной крестный ход к старому заводскому храму Успения Божией Матери, прихожане с воодушевлением отслужили молебен Пресвятой Богородице. Настоятель протоиерей Георгий Головкин с прихожанами осмотрели здание и приняли решение о поэтапном восстановлении старинного храма силами прихода и возможных благотворителей.
Автор: Головкина М.М (2014 г.)
http://kasli.prihod.ru/xram-uspeniya-bozhiej-materi/
Каслинский завод построен в 1746-50 гг. тулянином Яковом Коробковым на башкирских землях по контракту, заключенному им с Оренбургской губернской канцелярией; в 1752 г. передан был Никите Никитичу Демидову, а в 1805 г. перешел путем продажи к купцу Льву Расторгуеву, во владении наследников которого и находится.
Первоначальное население Каслинского завода составлял разный бродячий народ и крепостные люди, купленные заводовладельцем в разных местах государства. Чугунное литье по качеству своему, в особенности по изяществу литых вещей: бюстов, статуэток, групп людей и животных составило Каслинскому заводу заслуженную громкую и широкую известность.
В Каслинском заводе 3 церкви: Успенская, Вознесенская и Успенская единоверческая. На месте настоящего Успенского православного каменного храма до 70-х гг. XIX ст. существовал деревянный храм, сгоревший во время Пугачевского бунта.
Нынешний Успенский храм с приделом в честь св. первоверх. Апостолов Петра и Павла, заложен по благословенной грамоте Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, «на имя заказщика Екатеринбургского духовного правления протоиерея Власия Коровицкого» в 1777 г., а выстроен и освящен в 1785 г. ноября 8 дня, и с того дня существует в том виде, в каком первоначально был построен. Строителем сего храма считается заводовладелец Никита Демидов.
В течение более чем столетнего своего существования внутренние стены храма и иконостас подвергались неоднократному ремонту как на добровольные пожертвования всех прихожан, так и на личные средства благотворителей – частных лиц. Из благотворителей храма особенно благодарную память оставили по себе в устном предании и в летописи храма: купец Даниил Николаевич Наседкин и его жена Евдокия Ивановна, пожертвовавшие для главного алтаря сребро-позлащенную напрестольную одежду в 4733 руб., колокол весом в 350 пуд. и напрестольное Евангелие в 600 руб., сребро-позлащенный крест с бриллиантами в 800 руб. и проч.; церковный староста Даниил Михайлович Дунаев, Михаил Иванович Блиновский, Александрович Феофилактович Фигурин, Петр Иванович Земцев, Татьяна Федоровна Теплякова и др.
К древним иконам храма можно отнести четыре иконы, сохранившиеся от пожара первого деревянного храма: икону Знамения Божией Матери, образ Вседержителя, пророка Илии и муч. Флора и Лавра. В заводе существует с 1860 г., в память страшного пожара 23 апреля, опустошившего большую часть завода, каменная часовня во имя вмч. Георгия Победоносца, в которой ежегодно 23 апреля совершается крестный ход.
Для квартир членов притча имеется 3 дома, а один пожертвован заводовладельцами; есть еще флигель при церковной ограде для просфории. Первоначально в состав прихода Успенской церкви входило все население Каслинского завода, село Куяш и дер. Метлино; в 1855 г. часть завода с устройством второго Вознесенского храма образовало особый приход, а с 1861 г. и из дер. Метлино образовался самостоятельный приход.
В 1900 г. население прихода простиралось до 8165 душ обоего пола, в том числе 409 человек раскольников. В заводе существуют две земские муж. и жен. школы, из коих женская всецело содержится на средства купца Н.А. Злоказова, и третья – церковно-приходская.
___________________________________________________________________________________________________________
В 1773 г. в Каслинском заводе на 1411 чел. православных жителей было всего 56 раскольников, но в начале XIX ст. число раскольников быстро увеличилось. Особенною фанатическою преданностью расколу и враждебным отношением к православию и единоверию отличались Григорий и Тит Зотовы. Преосв. Аркадий в 1832 г. лично посетил Григория Зотова и беседовал о делах веры, но безуспешно. Только в 1836 г., когда главноуправляющим заводов Расторгуевым был назначен Л. Ослоповский, до этого времени уже много помогший насаждению единоверия в Пермских заводах Строгановых, явились благоприятные условия для насаждения единоверия и в Каслинском заводе.
Первые единоверцы причислены были к единоверческой Рязановской церкви Екатеринбурга, а в 1842 г. уже открыт в Каслинском заводе самостоятельный приход, в котором к 1846 г. числилось до 657 душ только муж. пола, проживавших на заводах Кыштымском, Нязе-Петровском и Верхне-Уфалейском.
8 сентября 1847 г. был заложен на средства наследников Расторгуевых каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1852 г. 12 октября храм был освящен в честь Успения Божией Матери, так как не нашлось древнего антиминса в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
До 1898 г. оставался без значительной перемены, только в 1893 г. был очищен от сажи и выбелен. 14 мая 1898 г. молнией опалило иконостас, после чего храм снаружи и внутри был поновлен окраскою. В храме хранится древний деревянный напрестольный крест, в котором, по местному преданию, вложены частицы св. мощей и Ризы Господней. Крест этот перешел из раскольнической часовни вместе с прочим имуществом. При церкви имеется дом священника и с 1891 г. церковно-приходская школа в помещении, принадлежащем екатеринбургскому епархиальному комитету правосл. миссионерского общества.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.