Сейчас уже мало кто вспомнит, что еще каких-то сто лет назад в самом центре Касимова располагался Казанский женский монастырь, причем был он внушительных размеров: две прекрасные церкви, часовня царевича Иакова и многочисленные монастырские постройки. В лучшие времена насельниц насчитывалось до двухсот человек. Основанное еще в начале 17 века, это место долгое время хранило главную святыню города – Казанскую икону Божией Матери, с которой, собственно, и связано строительство монастыря. В каменной стене, плотным кольцом окружавшей территорию, были выстроены торговые лавки – здесь проходила известная на всю округу Казанская ярмарка. Сюда стекались многочисленные богомольцы, а сам монастырь был православным сердцем города. К сожалению, пришедшие к власти в начале 20 века большевики не оставили нам ничего от некогда прекрасных построек: все было уничтожено. Стараниями епархиального управления Касимовской епархии с 2012 года началось постепенное восстановление: часть стены приведена в порядок, открыт келейный корпус с домой церковью, а на предполагаемом месте расположения часовенки установлен поклонный крест.
http://касимов-62.рф/index.php/istorii/1304-kasimovskij-kazanskij-zhenskij-monastyr
В настоящее время мало кто из жителей города Касимова слышали что-либо о царевиче Иакове. Немногие также знают, что в городе был некогда величественный Казанский женский монастырь. А ведь менее века прошло с тех пор, как имя царевича Иакова было известно даже далеко за пределами Рязанской губернии. Люди с разных городов России, с Сибири и Дальнего Севера приезжали в Казанский женский монастырь к могилке царевича Иакова. Множество чудес и исцелений происходило после молитвы к блаженному царевичу.
К сожалению, точных и подробных сведений о жизни царевича Иакова не сохранилось. При пожаре в г. Касимове сгорел также его единственный портрет, но что интересно, многим людям снился царевич Иаков и они все описывали его одинаково. Это описание также очень схоже с тем, что давали люди, которые видели его портрет до того, как он сгорел. «Царевич Иаков был изображен на портрете молодым человеком в возрасте около 25 лет, стоящим во весь рост, с открытой головой, в длинной одежде, похожей по своему покрою на священнический подрясник. Волосы на голове коротко подстрижены и лежат прядями несколько набок, заметны небольшие уста и маленькая борода; цвет волос черный. Лицо царевича продолговатое, худое и очень бледное».
Блаженный царевич Иаков был внуков последней Касимовской царицы Фатимы, которая, по преданию, была тайной христианкой. Сын ее, отец Иакова, царевич Сеид Бурган, в возрасте 38 лет принял христианство, и во святом Крещении получил имя Василий. Василий Арсланович женился на дочери русского боярина Никифора Юрьевича Плещеева – Марии Никифоровне. При нем облик Касимова стал заметно меняться. Было построено 9 православных церквей. Он и его мать царица Фатима особенно благоволили Касимовскому Казанскому женскому монастырю, пожертвовав ему множество земель, и до самой своей смерти Василий Арсланович полностью давал содержание одеждой и продуктами всем насельницам монастыря. Скончался Василий Арсланович в 1679 году в Москве и погребен в Московском Златоустовском мужском монастыре.
У Марии Никифоровны и царевича Василия Арслановича было 8 детей: Михаил, Василий, Иаков, Никифор, Иван, Симеон, Евдокия и Домна. Родители были истинными христианами, отличались благочестием и добрыми делами, в духе христианской религии воспитывали и детей своих. Их заботы о христианском воспитании детей принесли добрые плоды, но особенно сильно и глубоко восприял основы христианства, истину Евангелия, их третий сын – Царевич Иаков. Своей христианской жизнью, своими добродетелями он выделялся среди своих братьев и невольно обращал на себя внимание всех окружающих. Рано научившись грамоте, Царевич Иаков с увлечением отдался чтению книг Священного Писания. Это увлечение Царевича Иакова осталось до конца его жизни и наложило особенную печать на его личность и на всю его жизнь. Его братья – особенно Михаил, Василий и Иван, соответственно своему положению, как царевичи, занимались военными и общественными делами, уделяли много внимания управлению своими многочисленными вотчинами и имениями. Они даже жили большею частью в Москве при дворе Государя.
Царевич Иаков же сторонился придворной жизни, стараясь вести молитвенный и подвижнический образ жизни, особенно после чудесного его исцеления от Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Будучи еще юношей он заболел горячкою, помощи от врачей не было, Царевич был накануне смерти. Не надеясь более на помощь земную, он прибег с горячей молитвой к Царице Небесной, был отслужен молебен перед Ее Чудотворным образом Казанской Божией Матери – моление старицы Устиньи. После молебна Царевич быстро поправился. Он горячо благодарил Царицу Небесную за дарованную ему милость и в благодарность за исцеление пожертвовал в Казанский монастырь два богатых священнических облачения, тканые серебром по красному рытому бархату. Облачения эти от времени обветшали, и из них впоследствии были сделаны две церковных пелены.
После чудесного своего исцеления Царевич Иаков совершенно устранился от всяких мирских дел. Особенно полюбил он Казанский монастырь, часто бывал там и молился пред Чудотворной иконой Казанской Божией Матери. Он входил в нужды монастыря, старался помогать ему материально и пожертвовал монастырю все свои имения, полученные в наследство от отца своего Василия Арслановича.
Подвижническая жизнь Царевича Иакова, его истинно-христианская настроенность, широкая щедрая благотворительность, и особенно Казанскому монастырю, вызывали сильное неудовольствие и озлобление со стороны части его соотечественников касимовских татар. Считая его отступником от магометанства и предателем, фанатики-татары не могли равнодушно относиться к нему. Рассказывают, что однажды, улучив удобный момент, на окраине города, озлобленные татары напали на беззащитного Царевича и начали избивать его. Били настолько сильно, что Царевич потерял сознание. Разбойники, думая, что он убит, убежали, а Царевич очнулся, пришел в себя и кое-как с большим трудом дополз до первой убогой избушки, хозяева которой приняли в нем участие. Но Царевич, не надеясь остаться живым, первым долгом причастился Святых Тайн и принял Соборование. Он радовался, что и его сподобил Господь пострадать за веру Свою и претерпеть мучения от своих гонителей и врагов веры Христовой.
Мы не знаем обстоятельств смерти Царевича Иакова. Известно, что умер он в Казанском монастыре в 1677 году 7/20 января еще в молодых годах. По всей вероятности, ему было около 25 лет. Известно, что перед смертью он завещал похоронить себя в Казанском монастыре около церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, что и было исполнено после его смерти.
В скором времени после смерти блаженного царевича над его могилкой была выстроена часовня. Часовня эта в XIX веке совсем обветшала, и при игумении Рафаиле была выстроена новая каменная часовня. Вот как описывали ее вид внутри: посередине часовни сделано возвышение из кирпичей в виде надгробного камня, а на возвышении этом находится икона Божией Матери и старинная каменная плита, скрепленная по своим краям железным обручем. На плите лежит церковная пелена, с восточной стороны гробницы стоит подсвечник с неугасимой лампадой, за подсвечником аналой с иконой Божией Матери. На стенах часовни находятся иконы Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Апостола Иакова, Благоверного князя Александра Невского, Архиепископа Рафаила.
С очень давних времен верующие в своих скорбях и нуждах житейских прибегали к царевичу Иакову с молитвой о помощи и получали у его могилы просимое. С течением времени вера в силу молитв блаженного Царевича только усиливалась, множество чудес и исцелений совершалось у могилки царевича Иакова. Даже после закрытия Казанского монастыря в 1930-х годах часовня эта не закрывалась, за ней усердно смотрела одна из послушниц монастыря монахиня Акилина.
http://nikolokas.cerkov.ru/bl-carevich-iakov/